Моцарт в стиле Гайдна Похищение из сераля фрагмент

 Моцарт в стиле Гайдна

Концертный зал Мариинского театра, 8 ноября 2022 года.
В ПРОГРАММЕ концерта "Моцарт":
• Увертюра к опере «Волшебная флейта».
• Симфония № 35 ре мажор, KV 385 («Хаффнер»).
• «Похищение из сераля» (фрагменты оперы),
ИСПОЛНИТЕЛИ оперы:
Бельмонт – Борис Степанов.
Констанца – Ольга Пудова.
Блондхен – Кристина Гонца.
Педрильо – Гамид Абдулов.
Осмин – Павел Шмулевич.

Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра.
Дирижер – Юстус Франтц.

Этот концерт привлекал своей программой, но вызывал у меня опасения из-за заявленного дирижера. Юстуса Франтца я слышала три года назад во Владивостоке в рамках фестиваля "Мариинский. Владивосток" и была неприятно удивлена безвольным звучанием Седьмой симфонией Бетховена, увертюры к опере Россини "Вильгельм Телль" и странным исполнением концерта N 21 для фортепиано с оркестром Моцарта. (Впечатления об этом концерте здесь: https://vk.com/wall9514635_8406 ).
Но интерес к редкой опере Моцарта "Похищение из сераля" перевесил, тем более означенные в афише солисты обещали достойное ее представление.
В этот раз музыка Моцарта звучала интересно. Темпераментная и лиричная увертюра к "Волшебной флейте" радовала яркостью и энергией светлых мелодий. Первая часть симфонии N 35 "Хаффнер" тоже была исполнена с огоньком. Но лиричной и танцевальной второй части симфонии, а потом и в третьей, вновь, как во Владивостоке, не хватало динамичности и искрящегося веселья, той изюминки, которую можно считать главной особенностью почти всей музыки Моцарта. Ведь эти части строятся на ярких австрийских мелодиях, в них слышны напевы народных танцев, менуэты, лендлеры. Эти части симфонии прозвучали лирично, нежно, мягко, но слишком упорядоченно, словно это не живой музыкальный язык озорника Амадеуса, а степенный стиль престарелого Гайдна.
Слишком "причесанный" Моцарт - это не Моцарт. Ведь он всегда слегка "шалун", шутник, озаряющий все вокруг искрящимися мелодиями будто брызгами шампанского.
Но темпераментные части симфонии были хороши!

С "Похищением из сераля" - та же история. Нежный звук лирических частей музыки, по большей части красивые голоса певцов, звучащих по-моцартовски мягко - это не могло не радовать. Темпераментные хоры, яркие энергичные мелодии. Это большой плюс исполнения. Интересно было слушать виртуозные арии и дуэты оперы. Восхитил прекрасный объемный и полетный голос Кристины Гонцы (Блондхен), сопрано кристальной чистоты и богатого тембра. Поразило ее умение сочетать необходимую аккуратность, точность и мягкость выпевания сложнейших пассажей и высоченных нот с передачей тонкого юмора содержания арии и дуэта, а также эмоциональных переживаний своей героини.
Удачно справилась с большой и сложной партией Констанцы и Ольга Пудова, обладательницы красивого сопрано. Хотя у нее я без чтения титров не могла определить, что же переживает ее персонаж. Достойно звучал и тенор Борис Степанов (Бельмонт), лирично, нежно, мягко, но почему-то это пение тоже совсем не трогало. Как и голоса двух других исполнителей - Павла Шмулевича и Гамида Абдулова. Вся музыка оперы воспринималась умом, а не сердцем. Да и музыка, на удивление, временами заставляла скучать. В ней не было ни юмора, ни искрящегося жизнелюбия, ни энергии. И это творение молодого озорного Моцарта в стиле веселого зингшпиля? Видимо, здесь снова вступала в права своеобразная трактовка Моцарта дирижером Юстусом Франтцем.
Но хор янычар был очень хорош.
И в целом, знакомство с новой оперой Моцарта обнадеживает. Есть, кому ее достойно петь, есть что с интересом слушать! Музыка молодого Моцарта неувядаемо прекрасна, жизнерадостна и энергична! Будем ждать нового представления этой оперы в Мариинке.


Рецензии