Эссе о музыке 2

      Поэтому,когда Артур Шопенгауэр пишет,что музыка это нечто про всё вообще,он

не совсем прав.  Просто музыка это наименее конкретный из всех разновидностей

творчества созданных человеком. В музыке решительно нет никакой ясности.  Когда я

излагаю свои мысли в прозе, я могу излагать их и предельно ясно. Я могу писать

очень сложно,могу писать заумно,но могу и писать предельно конкретно. Художник

может написать прекрасную обнажённую женщину,а может изобразить и картину в стиле

Василия Кандинского,но во многих случаях он будет также предельно конкретен как и

прозаик. В качестве примера можно привести "Апофеоз войны" Василия Верещагина,

пейзажную лирику Исаака Левитана,да и многих других художников,писавших на самые

разные темы.  Когда мы видим большинство картин,мы сразу понимаем и схватываем

общие идеи.  То же самое и с прозой.  А вот с музыкой всё уже вовсе не так...

Мы никогда не догадались бы,что Модест Мусоргский назвал свою композицию

"Старый замок".  Да,очень сильная вещь,да пробирает очень многих,но вот угадайте

не зная названия про что она написана?  Кто-то скажет,что это про время или про

смерть,будут иные,что выскажут предположение,что она про потусторонний мир или

загробную жизнь.  Если не прочитать названия самого произведения,то никогда не поймёшь

про что это. Поэтому музыка это действительно самоё таинственное из всех видов

искусства,где не прочитав название данной мелодии,мы почти никогда не схватим

общие темы и идеи. Попробуйте написать обнажённую женщину или нежную любовную

сцену между мужчиной и женщиной при помощи нот и скорее всего почти никто не

поймёт про что написана эта музыка. Музыка это одновременно и самое лёгкое и

самое сложное искусство.  Её лёгкость связана прежде всего с тем,что почти все

люди знакомы с очень упрощённой эстрадой или так назваемой попсой(кто-то её

очень любит,кто-то её просто терпеть не может,а кто-то к ней довольно холоден).

Всё дело в том,что эту попсу дополняют очень простые и понятные всем тексты.

Мне трудно сказать,как бы всё это было бы понято без наличия там какого-либо

текста и песен.  А вот Прейснера и многих других понимают очень

немногие люди. Например,довольно примитивный человек,рассматривая картины Исаака

Левитана,разумеется,не поймёт лирической меланхолии его пейзажей. Однако,он всё

же поймёт,что всё это написано про природу. А вот слушая Бетховена,Шуберта или

Шостаковича он не поймёт вообще ничего. В этом случае ему не помогут даже и

видео,не помогут и отдельные песенные участки,присутствующие в отдельных

произведениях классических композиторов. Музыка есть та область душевной

деятельности где разрыв между очень возвышенным и необычайно простым крайне

велик. Этого разрыва я не могу наблюдать ни в одном из видов искусства.


   Продолжение следует...


Рецензии