Psiho. Пушкин и Душа

Во втором четверо-стишии своего памятника  Нерукотворного А.С. Пушкин летом в 1836-го объявил о бессмертии и неистребимости своей души Поэта с нерукотворным изделием (наследием):

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Эта пушкинская концепции души бессмертной  и неистребимой была полностью в традиции философских воззрений о Сущем, Души и Смерти  великих греков = Сократа и Платона

Попробуем помудрить над тайнописью этого двойного  кватрена:

- в начале Поэт уверенно говорит о простой для него спокойной истине смертного = он умрет, но не весь -  душа ПЕРЕЖИВЕТ то, чему уготована жизнь трупа – остывания, отвердения, гниения, минерализации, тления и … превращения в прах

- душа от этого УБЕЖИТ и переживет труп плоти даже когда он станет прахом земным

- эта сбежавшая (из Ада (могилы )?)  или убежавшая от Косой с косой  (Смерти) душа спрятана от хтонических сил в особом защищающем ее сосуде - заветной лире

-  душа эта не простая, а ИЗБРАННАЯ, ибо она имеет отметину = она «в заветной лире»

- душа-избранница не простая простолюдинка и в мире избранных =  это душа избранных среди избранных = среди Поэтов

- слава поэтической души Пушкина будет жить пока будет жив в подлунном (!) мире  (т.е. в Запредельном!)  хоть  один Поэт !

И значит мы от трактовки души идеалистами Сократ+ Платон должны перейти к выбору Пушкиным точки зрения Тацита  = бессмертие души даровано Всевышними Силами не всем, а только избранным = аристосам. Остальные души = это чернь и темная материя = и потому они смертны , ибо никакой ценности для небожителей не имеют


Так перед самым порогом пути, на котором Пушкин решил найти Смерть и уйти с ней в Вечность Славы, он не расстался с манией своего  аристократизма  и веры в свою избранность


Рецензии