Psiho. Пушкин и Душа
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Эта пушкинская концепции души бессмертной и неистребимой была полностью в традиции философских воззрений о Сущем, Души и Смерти великих греков = Сократа и Платона
Попробуем помудрить над тайнописью этого двойного кватрена:
- в начале Поэт уверенно говорит о простой для него спокойной истине смертного = он умрет, но не весь - душа ПЕРЕЖИВЕТ то, чему уготована жизнь трупа – остывания, отвердения, гниения, минерализации, тления и … превращения в прах
- душа от этого УБЕЖИТ и переживет труп плоти даже когда он станет прахом земным
- эта сбежавшая (из Ада (могилы )?) или убежавшая от Косой с косой (Смерти) душа спрятана от хтонических сил в особом защищающем ее сосуде - заветной лире
- душа эта не простая, а ИЗБРАННАЯ, ибо она имеет отметину = она «в заветной лире»
- душа-избранница не простая простолюдинка и в мире избранных = это душа избранных среди избранных = среди Поэтов
- слава поэтической души Пушкина будет жить пока будет жив в подлунном (!) мире (т.е. в Запредельном!) хоть один Поэт !
И значит мы от трактовки души идеалистами Сократ+ Платон должны перейти к выбору Пушкиным точки зрения Тацита = бессмертие души даровано Всевышними Силами не всем, а только избранным = аристосам. Остальные души = это чернь и темная материя = и потому они смертны , ибо никакой ценности для небожителей не имеют
Так перед самым порогом пути, на котором Пушкин решил найти Смерть и уйти с ней в Вечность Славы, он не расстался с манией своего аристократизма и веры в свою избранность
Свидетельство о публикации №222111001112