Родине это нужно! Конструктор Н. Л. Духов
…Бюст трижды Героя Социалистического Труда, члена-корреспондента Академии наук СССР, входившего в когорту создателей ядерного щита Родины, доктора технических наук, лауреата Ленинской и пяти Государственных премий, одного из основателей университета и автотракторного факультета, генерал-лейтенанта Николая Леонидовича Духова установлен в фойе возле актового зала ЮУрГУ.
Первоначально Челябинский механико-машиностроительный институт (ныне ЮУрГУ) включал два факультета: танковый (позже ставший автотракторным) и технологический (позднее – механико-технологический). Н.Л. Духов был назначен заведующим кафедрой танкостроения (впоследствии – гусеничных машин) и руководителем государственной экзаменационной комиссии вуза.
Выпускник Ленинградского политехнического института, Н.Л. Духов был направлен на Ленинградский Кировский завод, где прошёл путь от рядового инженера до заместителя главного конструктора. Именно он предложил проект тяжёлого танка КВ-1. В 1941 году Ленинградский Кировский завод постепенно эвакуировался в Челябинск, где на базе Челябинского тракторного завода начали разворачивать производство танков КВ. В июле 1941 года Духов выехал из Ленинграда в Челябинск, получив должность главного конструктора отдела № 3. 25 июля он был на месте и быстро организовал работу. 6 октября ЧТЗ был переименован в Челябинский Кировский завод. Духов стал заместителем главного конструктора, а в 1943-м – главным конструктором. В этой должности он оставался до 1948 года. На заводе Духов наладил поточно-конвейерное производство танков КВ, возглавил разработку модификаций КВ и самоходных артиллерийских установок, осуществил коренную модификацию средних танков Т-34. Под его началом разрабатывались тяжёлые танки КВ-1С, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3 и ИС-4. Последние два в Великой Отечественной войне уже не участвовали, но отлично зарекомендовали себя в нашей армии в послевоенные годы. Разумеется, создатели отечественных танков послевоенного периода опирались на опыт предшественников – в том числе Н.Л. Духова. После войны под непосредственным руководством Николая Леонидовича разрабатывался новый трактор ЧТЗ С-80 («Сталинец-80») с кабиной закрытого типа.
Вот лишь небольшие эпизоды биографии конструктора, говорящие о том, как и чем ему пришлось заниматься в военные годы. Опыт применения танков в боях показывал, что тяжёлым танкам, как и средним, необходима высокая маневренность. Разрабатывая свои боевые машины, Н.Л. Духов довольно часто сравнивал КВ с легендарной «тридцатьчетвёркой», детищем безвременно ушедшего из жизни замечательного конструктора Михаила Ильича Кошкина. Поначалу советские танки отвечали боевым задачам, которые стояли перед нашей армией. Однако война вступала в качественно новый этап – и менялись требования к боевым машинам.
В начале войны примерно четыре из десяти «тридцатьчетверок» выпускал завод в Сталинграде. Когда возникла опасность прорыва гитлеровцев к городу на Волге, Государственный Комитет Обороны поручил Челябинскому Кировскому заводу организовать производство Т-34 – не прекращая выпуска тяжёлых танков КВ. В ЦК партии сказали: «Считается, что технически это невозможно. Но Родине это нужно, и кировцы должны это сделать…». Так Николаю Леонидовичу Духову летом 1942 года пришлось вплотную заняться танком Т-34. В начале июля, когда ещё не была завершена работа над КВ-1С, он расписался в приказе, один из пунктов которого гласил: «Заместителю главного конструктора Н.Л. Духову обеспечить цехи чертежами танка Т-34». Задача была поставлена очень сложная: понадобилось разработать технологические процессы на две тысячи деталей, спроектировать и изготовить более сотни моделей, свыше пятисот штампов, до пяти тысяч наименований инструмента и приспособлений, переставить тысячи станков и создать новые поточные линии. Тысячи рабочих должны были освоить изготовление новых деталей и сборку танков. Весь мировой опыт говорил, что для налаживания серийного выпуска машин такого типа требуется не менее четырёх-пяти месяцев. Сотрудники ЧКЗ совершили невозможное – выполнили поставленную задачу за 33 дня! Сейчас даже сложно представить, сколько дел тогда легло на плечи Духова.
Под его руководством не щадя себя трудились технологи и конструкторы. Триста человек неделями не уходили домой, многие спали тут же в конструкторском бюро. Николай Леонидович Духов работал самозабвенно, при этом никто не видел его нервным или раздражённым, ему совершенно были чужды грубость или окрики.
Ходом работ активно интересовался первый секретарь обкома партии Николай Семёнович Патоличев. Он часто навещал группу, занятую инженерной подготовкой производства, оказывал всяческую поддержку. Одно время не хватало копировщиц. Патоличев прислал их из институтов и учреждений. По призыву областной партийной организации несколько заводов помогли кировцам в изготовлении оснастки, приспособлений, штампов. Вспоминая об этом времени, Н.С. Патоличев писал: «Срок исчислялся не месяцами, а неделями. Вот тут-то и сыграл свою решающую роль сложившийся к тому времени на заводе огромный, единый, как сплав, высокоорганизованный, технически грамотный коллектив рабочих, инженеров, командного состава. Он был в состоянии чётко и быстро решать сложные технические и производственные задачи».
Уже 20 июля 1942 года завод получил из конструкторского отдела чертежи «тридцатьчетвёрки». 24 июля каждый цех знал перечень деталей и узлов, которые он должен изготовлять. И вот, наконец, первые серийные танки Т-34, выпущенные в Челябинске, отправились на фронт. Шёл август 1942 года…
Духов не был бы Духовым, если бы ограничился простым копированием чужой разработки. Тогда и в последующие месяцы в конструкцию Т-34 были внесены значительные усовершенствования, принятые потом и на других заводах, которые выпускали этот танк. Сохранился документ, где Николай Леонидович называл основные новшества, в отработке которых он принял участие. Притом вносить такие изменения в конструкцию машины было очень непросто: любую мелочь надлежало согласовывать с представителями военной приёмки и КБ головного завода.
Усовершенствования, внесённые на ЧКЗ, были необходимы: в их числе, например, командирская башенка. По воспоминаниям немецких генералов, поначалу у Т-34 был один крупный недостаток: его экипаж имел плохой обзор, особенно сбоку и сзади. Эту слабость вскоре обнаружили в бою и при осмотре подбитых танков Т-34 и приняли в расчёт в тактике немецких танковых войск. Но проблема решилась с появлением у «тридцатьчетвёрки» командирской башенки по типу установленной на КВ-1С. Возможность быстрого её поворота независимо от основной башни позволяла командиру танка видеть всё происходящее на поле боя – и спереди, и сбоку, и сзади. Также была произведена доводка пятискоростной коробки передач. Целый новый агрегат приняли безоговорочно, потому что он существенно улучшал тяговую характеристику танка. Насчёт коробки передач Духов не без гордости отмечал, что приказом наркома Кировский завод был назначен головным предприятием по этому наиболее ответственному силовому узлу танка Т-34. Ранее на «тридцатьчетвёрке» устанавливался довольно примитивный воздухофильтр, но Николай Леонидович настоял на установке «мультициклона», который гораздо лучше очищал от пыли поступающий в цилиндры воздух: двигатель – сердце машины, его надо беречь.
Всё это: и командирская башенка, и новая коробка передач, и фильтры типа «мультициклон» – уже было внедрено на танке КВ-1С, который, по сути, можно считать шагом к сближению тяжёлого танка с Т-34. «Не исключено, что в будущем средние и тяжёлые танки ещё больше сблизятся и даже сольются в один тип», – рассуждал Николай Леонидович. Спустя годы после окончания войны так и произошло. Прогресс в двигателестроении, артиллерийском вооружении танков, а также в технологии изготовления брони сделали возможным создание основного танка, совмещающего высокую подвижность, маневренность и сравнительную дешевизну производства и эксплуатации среднего танка и защищённость и огневую мощь тяжёлого. В результате грань между средним и тяжёлым танками и задачами их применения фактически стёрлась.
Предлагая усовершенствования на Т-34, Духов брал на себя огромную ответственность – ведь «тридцатьчетвёрка» выпускалась десятками тысяч. Предложения Духова проходили и принимались к серийному производству, поскольку он никогда не гнался за улучшениями ради самих улучшений. Изменения в конструкцию вносились лишь те, к которым побуждали опыт применения боевой техники и проблемы производственного характера. Конечно, приходилось многое доказывать, но Духов не мог иначе. Он не делил советские танки на свои и чужие, а прежде всего думал об интересах дела и гордился тем, что внёс свой творческий вклад в конструкцию танка, оказавшего огромное влияние на исход войны и дальнейшее развитие мирового танкостроения.
«Он читал у нас обзорные лекции, привлекал большое количество специалистов для организации работы института, учебного процесса… Запомнился очень скромным, простым в общении человеком, с чувством юмора, – вспоминал о Духове один из его учеников и первых выпускников ЧММИ Борис Львович Магарилло. – Со всеми держал себя одинаково ровно: и с маститыми конструкторами, и с простыми студентами. Никогда в институте я не видел его в генеральском мундире, при наградах – всегда ходил в гражданской одежде. В своей вводной беседе, именно беседе, а не лекции, Николай Леонидович ознакомил нас с характером конструкторской деятельности, важнейшими элементами, освоение которых необходимо для получения этой профессии. Пояснил, что глубокое знание конструкции танков – основа нашей будущей работы в танкостроении. Мы постоянно чувствовали его крепкую руку и заботу в организации работы кафедры и учебного процесса. В первую очередь это определялось подбором преподавателей. Несмотря на огромную загрузку конструкторов ЧТЗ в создании и освоении выпуска новых моделей танков и самоходок, к преподаванию были привлечены самые квалифицированные конструкторы ЧТЗ».
Использованы материалы научно-популярных изданий:
Николай Леонидович Духов – человек и конструктор. К 110-летию со дня рождения /Под общей редакцией д.э.н. С.Ю.Лопарева, д.т.н., проф. Г.А.Смирнова. – Калининград: Аксиос, 2014 г. – 136 стр., илл.
Конструктор Н.Л. Духов и его школа. – Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. Кн. изд-во», 2004. – 448 с.;
«Из одного металла льют…» Челябинские политехники на фронте и в тылу Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. / Составители Н.Д. Кузьмина, В.Б. Феркель. – Челябинск: Цицеро, 2008. – 504 с.;
«Мы – с автотракторного факультета…» К 60-летию автотракторного факультета ЮУрГУ. – Челябинск: изд-во «АБРИС», 2003. – 367 с.;
Автотракторный факультет: энциклопедия / В.А. Путин, Ю.В. Рождественский, А.П. Моисеев; Южно-Уральский государственный университет. – Челябинск: изд-во «АБРИС», 2013. – 471 с.
Свидетельство о публикации №222111001113