Медальоны Игоря Северянина Часть 1

   Медальоны – это 114 сонетов, посвященных поэтам, писателям, музыкантам, творчество которых хорошо знал И. Северянин (1887-1941). Сонеты писались 10 или более лет, с начала 1920-х годов до 1934 года. Большинство сонетов посвящено известным людям. Меня же заинтересовали забытые или почти забытые имена. Не может быть, чтобы И. Северянин посвящал свои стихи неизвестным ему людям. Так кто же они, чем знамениты и заслуженно ли забыты? Может, пришло время их вспомнить?

Часть первая.
Русские поэты, писатели, музыканты

Апухтин Алексей Николаевич (1840 - 1893 г., 52 года) – русский поэт.

   Апухтин А.Н. родился в небогатой дворянской семье. Детство прошло в родовом имении отца – деревне Павлодар Козельского уезда Калужской губернии. Его мать Мария Андреевна Желябужская (1821-1859), была его первой учительницей и пробудила в нем любовь к поэзии. Его монологи в стихах, романсы, альбомные посвящения, пародии, эпиграммы и экспромты входили в репертуар модных чтецов-декламаторов.
   Апухтин А.Н. был дружен с П.И. Чайковским в период их совместной учебы в Императорском училище правоведения, а по окончании училища, работая в одном департаменте министерства юстиции. Некоторые его произведения положены на музыку П.И. Чайковским (романсы: «Кто идет» - не сохранился, «Забыть так скоро», «Он так меня любил», «Ни отзыва, ни слова, ни привета», «День ли царит», «Ночи безумные» - классический образец русского романса), А.С. Аренским («Разбитая ваза»), С.В. Рахманиновым, Р.М. Глиэром и др.
   Апухтин А.Н. в свою очередь посвятил П.П. Чайковскому стихотворение «П. Чайковскому», получив которое Чайковский написал брату Анатолию: «Получил сегодня письмо от Лёли с чудным стихотворением, заставившим меня пролить много слез».
   Апухтин А.Н. был знаком с Л.Н. Толстым и И.С. Тургеневым. Сотрудничал с журналом «Современник» Н.А. Некрасова и И.И. Панаева.
   Апухтин А.Н. умер, когда И. Северянину было 6 лет. Вероятно, в семье Северянина знали и любили творчество А.Н. Апухтина.
   В сонете, посвященном Апухтину А.Н., И. Северянин обыгрывает историю, которую любил рассказывать Апухтин А.Н.. История про маленькую девочку, которая, войдя в комнату и увидев Апухтина А.Н., спросила: «Мама, это человек или нарочно?» (из-за его болезненной полноты).
   Проза Апухтина А.Н. остаётся неоцененной. При своей жизни он отказывался её публиковать, считая неэтичным публикации, в которых были изображены в ироническом свете его добрые знакомые, тем самым, нарушая волю императора Александра II, который был в восторге от «Архива графини Д.» - лучшей сатиры на великосветские нравы – и настаивал на публикации.
   Прозаические произведения «Дневник Павлика Дольского», «Архив графини Д.», «Между жизнью и смертью», «Князь Таврический» вышли в свет уже после смерти поэта.
   Апухтин А.Н. читал стихи императору Александра III.
   Поэт никогда не был женат и не имел детей.

   И. Северянин в своем сонете «АПУХТИН» посвящает поэту такие строки:
«Но вы – вы, подрастающие дети,
Поймёте, верю, чутче и живей
Красноречивое его молчанье.
Тебе ж, певец, скажу я в оправданье:
- Ты был достоин публики своей».
1926

Надсон Семен Яковлевич (1862 - 1887 г., 24 года) – русский поэт.

   Прочитав сонет И. Северянина «НАДСОН», я недоумевал: почему так резко И. Северянин пишет о своём литературном собрате? Привожу полностью сонет:
«Любовью к ближним щедро оделен,
Застенчивый, больной, несчастный лично,
Без голоса он вздумал петь публично,
Хвалой толпы бесслухой окрылен.

Он за глагол глаголов награжден
При жизни был. Стих плакал паралично.
Всё в этой славе было неприлично:
Хвала глупцов и книги льнущей лён…

Неопытная в стиле юнокудрость,
Идейную в нем отыскала мудрость,
Его своим поэтом нарекла.

И умер Надсон, сам того не зная,
Что за алмазы приняла родная
Страна его изделья из стекла…».
1926

   Сейчас у И. Северянина не спросить, за что он Семёна Яковлевича так зло исхлестал.
   Может за то, что он еврейского происхождения? Его отец надворный советник Яков Семёнович Надсон. В конце XIX века Россию захлестывали антисемитские, черносотенные настроения. Но отец умер, когда сыну было два года, и не успел поучаствовать в его воспитании.
   Мать, Антонина Степановна Мамонтова, русская из дворянской семьи, не могла привить сыну еврейские черты характера, так ненавистные в то время русским, да и не только русским.
   С.Я. Надсон был несчастен. Его преследовала смерть родных и близких людей. И сам он страдал и от службы в армии – не его занятие это было – и от той же чахотки. Это и отразилось в его творчестве. Стихи его просты и понятны людям неискушенным в высокой поэзии. Его сборники стихов расходились по тем временам огромными тиражами. Проводить в последний путь Надсона вышли тысячи его поклонников.
   Может быть И. Северянин завидовал популярности С.Я. Надсона - лауреата Пушкинской премии Академии наук? Ведь И. Северянин хотел быть первым поэтом России. Но на момент написания сонета, И. Северянину 39 лет, и он к этому времени уже находит своё скромное место среди русских поэтов. Может быть, он поверил В.П. Буренину, который в газете «Новое время» травил поэта?
   «Того, что проделал Буренин над умирающим Надсоном, не было ни разу во всей русской печати. Никто, в своё время читавший эти статьи, не может ни забыть, ни простить их», - писал В.Г. Короленко.
   Да, у С.Я. Надсона не было литературного образования, но у А.В. Кольцова – русского поэта - самородка - его тоже не было, хотя в сонете «КОЛЬЦОВ» И. Северянин пишет такие восторженные строки:
«… страна в нем совместила
Всё, чем дышала, всё, о чем грустила,
Неумертвимая, как божество».
1926

   Вопросы, вопросы. Я думаю, творчеству поэта оценку дают его читатели, а не поэты последующих поколений. Но, тем не менее, спасибо И. Северянину за то, что, благодаря сонету «НАДСОН», любители его поэзии вспомнят и заинтересуются творчеством С.Я. Надсона.   

Туманский Василий Иванович (1800 - 1860 г., 60 лет) – русский поэт.

   В.И. Туманский, потомок старинного дворянского рода, родился в Черниговской губернии. Учился в Харькове, Петербурге, в Париже. Поэт пушкинской плеяды. И не только поэт. Дипломат, государственный и общественный деятель. Поэзии посвятил 20-е – 30-е годы. В Вольном Обществе Российской Словесности познакомился с Крыловым, баснописцем Измайловым, Рылеевым, братьями Александром и Николаем Бестужевыми и другими литераторами того времени, с которыми состоял до конца их жизни в дружеских отношениях.
Очевидно В.И. Туманский, отдавал себе отчет в том, что не снискает славу на литературном поприще. Был знаком и даже дружен с А.С. Пушкиным во время командировок в Бессарабию. А.С. Пушкин упоминает его в одной строфе в «Евгении Онегине». В.И. Туманский печатался почти во всех популярных в то время журналах «Сыне Отечества», «Благонамеренном», «Полярной Звезде», «Современнике», «Отечественных Записках».
   Поэзия В.И. Туманского не глубока по мысли. Ее форма проста и гармонична. Его поэзию критики называли «мотыльковой». Лучше всего у него получались элегии.
   По желанию императора Николая I В.И. Туманский составил историю Государственного Совета, в котором служил помощником статс-секретаря до 1850 года. История Государственного Совета, к сожалению, не была напечатана.
И. Северянин посвящает В.И. Туманскому такие строки:

«Хотя бы одному стихотворенью
Жизнь вечную сумевший дать поэт»

«Сумей найти строфу, где сора нет,
Где стих зовёт ползучих к воспаренью!»

«Любим поэт, кто строки набросал,
Звучащие воистину прекрасно!»

   Комментарии, как говорится, излишни. Без всякого сомнения, И. Северянин знал и любил творчество В.И. Туманского. 

Садовников Дмитрий Николаевич (1847 - 1883 г., 36 лет) – русский поэт, автор слов песни «Из-за острова на стрежень…» и «По посаду городскому».

   Певец Симбирской земли. Д.Н. Садовников родился в образованной, но не зажиточной дворянской семье. Отец его окончил Петербургский Педагогический институт, работал домашним учителем у симбирских помещиков. Привил любовь к литературе и сыну. Д.Н.Садовников впоследствии пошел по стопам отца и тоже работал учителем.
   Д.Н. Садовников с 8-ми лет начал писать стихи, пробовать себя в переводах. Много занимался самообразованием, знал европейские языки.
   Рано лишился матери, потом отца. Воспитывался тетей.
   Женился, в браке прожил всего 6 лет. Супруга умерла в 1877 году. Д.Н. Садовников остался вдовцом с тремя малолетними детьми. Его детей воспитывала тетка по матери Ю.И. Полянская, а сам он работал в Петербурге. Заработанные деньги присылал детям.
   Со стихотворения «Усолка. Народное предание», опубликованного в журнале «Семья и Школа», началась публикация его творческого цикла в стихах, созданного на основе народных сказаний и преданий Поволжского края.
Он составитель наиболее полного и наилучшего в научном отношении сборника «Загадки русского народа». Автор историко-этнографических статей о Поволжье. Певец Волги и Степана Разина.
   Произведения Д.Н. Садовникова пользовались большой популярностью в 70-80 годы XIX века.
   Смерть поэта от чахотки была быстрой и для всех неожиданной в клинике профессора Боткина в Санкт-Петербурге. Д.Н. Садовников похоронен на Новодевичьем монастырском кладбище.
   В сонете обыграны слова знаменитой его песни.
И. Северянин в сонете «САДОВНИКОВ» скорбит о поэте:

«Как смеет быть такой поэт забыт,
Кто в русских красках столь разнообразен»

«О, не умолкнет песнь о Стеньке долго,
Пока не высохнет до капли Волга, -
Но автора родной не вспомнит край…
«Прощай, страна, река и в поле колос,
Прощай меня», - его я слышу голос…
- Нет, ты, поэт, страну прощай!»

Каролина Карловна Павлова (Яниш, 1807 – 1893 г., 86 лет) – русская поэтесса.

   В 18 лет Каролина влюбилась в 27-летнего Адама Мицкевича, польского поэта. Мицкевич преподавал Каролине польский язык.
   Мицкевич пообещал на ней жениться, но родственники Каролины были против брака с бедным поэтом. Дядя Каролины пригрозил ей, что лишит её наследства. Случился скандал. Мицкевич сбежал от этой ситуации сначала в Петербург, а потом в Европу, откуда писал Каролине письма со стихами. Она пронесла эту любовь через всю свою долгую жизнь.
   В 29 лет Каролина вышла замуж за Николая Филипповича Павлова, известного в те годы писателя.
   К тому моменту она получила дядино наследство и открыла в Москве литературный салон, в котором бывали : Гоголь, Лермонтов, Белинский, Герцен, Огарёв, Тургенев, Фет.
   Брак её оказался несчастливым. Муж в карты проигрывал её состояние, завёл любовницу.
   Она развелась и отомстила бывшему мужу тем, что его сначала посадили в долговую тюрьму, а потом выслали в Пермь, за то, что он хранил у себя запрещенную литературу.
   Светское общество не простило Каролину, ведь считалось, что её муж был хорошим человеком.
   47-летняя Каролина была вынуждена уехать за границу в Дерпт, где встретила свою третью любовь – 22-летнего Бориса Исааковича Утина, который учился в университете. К. Павлова была окрылена этой любовью, посвящала возлюбленному стихи, наслаждалась его обществом.
   М. Цветаева вдохновлялась её стихами, когда писала свой цикл «Подруги».
Счастье не долго продолжалось. Теперь отец Б.И. Утина восстал против отношений сына со взрослой русской поэтессой.
   Каролине пришлось опять переезжать. На этот раз в Дрезден.
   В Дрездене её жизнь успокоилась. Она писала стихи, занималась переводами. Сдружилась и стала переписываться с писателем А.К. Толстым.
   Переводила его произведения на немецкий язык. Поспособствовала постановке его пьесы «Смерть Иоанна Грозного» в придворном театре великого герцога Веймарского.
   Сын Каролины Павловой остался в Москве. С матерью отношения поддерживал не особо. Окончил МГУ, стал кандидатом исторических наук, был редактором изданий. Умер раньше матери, в 1882 году.
   О Каролине Павловой забыли ещё при её жизни. Вспомнили о ней во времена Серебряного века. Брюсов, Блок, Белый, Цветаева были ценителями романтических стихов К. Павловой, именно они подарили «вторую жизнь» её творчеству.
К. Павлова – эстет. Её стихи о красоте, любви, душе, бытие, поэзии, а не о России. Они не стали отражением действительности XIX века, но нашли отклик во времена Серебряного века.
   Вот и И. Северянин оценил творчество Каролины Павловой строками сонета:
«И вся она, с несбывшеюся славой –
Неаполь, город, вымощенный лавой –
Застывшими отбросами горы.

Вселенен лик её Маркиза Позы,
Вошедшего в девические грёзы,
Ей стих сберегшего до сей поры…».

Маркиз Поза – герой трагедии Шиллера «Дон Карлос» упомянут в стихотворении Каролины Павловой «Дума» (1843):
«Кто оживит в душе былые грёзы?
Кто снам моим отдаст их прелесть вновь?
Кто воскресит в них лик маркиза Позы?
Кто к призраку мне возвратит любовь?»
   
Фофанов Константин Михайлович (1862-1911 г., 49 лет) – русский поэт.

   Именно К.М. Фофанов посоветовал в далеком 1907 году молодому поэту Игорю Васильевичу Лотареву взять поэтическое имя Игорь – Северянин, что указывало на особое значение Русского Севера в его жизни. В те временна было модно среди литераторов брать себе такие псевдонимы (Мамин-Сибиряк, Новиков-Прибой). Позже тире исчезло, и Игорь Васильевич Лотарев стал Игорем Северяниным.
   Но вернемся к поэту К.М. Фофанову предвосхитившему в своем творчестве творчество поэтов Серебряного века.
   К.М. Фофанов родился к купеческой семье первого колена, и был в семье одним из десяти детей. Отец его, не опытный в купеческом деле, разорился, и сын вынужден был оставить учебу в городском училище Петербурга, не закончив 4-го класса.
   Мальчик увлекся чтением журналов и книг, в итоге пристрастился к поэзии. Любимыми его авторами были Некрасов, Кольцов, Пушкин. В возрасте 13-ти лет К.М. Фофанов начал писать стихи.
   В 16 лет увлекся Библией. Дебютировал в 19 лет стихотворением «Из Библейских мотивов», а через 6 лет выпустил первый сборник «Стихотворения», который выдвигался на соискание Пушкинской премии.
   Его творчество высоко оценил Яков Семёнович Надсон, и в печати поддержал дебютный сборник поэта.
   К.М. Фофанов женился на Лидии Тупылевой, выпускнице Смольного института, которая увлеклась его стихами в 14 лет и бесконечно в него влюбилась. Любовь была взаимной. У них родилось 11 детей. Десятый ребёнок, Константин, стал поэтом и писал под псевдонимом Константин Олимпов. Вместе с И. Северянином был основателем поэтического течения эгофутуризма.
   Чтобы содержать столь большую семью, Фофанов не гнушался никакой работой. Последние десять лет жизни провёл в нищете и пьянстве.
   Поэт страдал алкоголизмом. На фоне смерти двух своих детей он перенес психическое заболевание.
   Несмотря на это продолжал много писать и издаваться, правда, не так много.
В своем творчестве К.М. Фофанов запечатлевал мимолётное, неуловимое, иллюзорное, так что иногда неясность и расплывчатость можно считать намеренными. Удивительная поэзия полутонов и полузвуков, передающая состояние души, мечущейся между горем и радостью.
   В литературных кругах К.М. Фофанов был причислен к декадентам из-за поиска новых путей в литературе и глубокого урбанизма.
   Его стихотворная повесть «Барон Клакс», как считали критики – легкая пародия на «Евгения Онегина».
   Писал К.М. Фофанов и на гражданские темы. Его творчество пронизано сочувствием к страдающим и обездоленным людям.
   В целом период с середины 1880-х до середины 1890-х в истории русской поэзии нередко и по праву называют «фофановским».
   И.Е. Репин в 1888 году написал его портрет, был крёстным отцом сына К.М. Фофанова и оставался его другом до конца его дней.
   Поэтическое мастерство К.М. Фофанова высоко ценил М. Горький.
Валерий Брюсов написал о нём в некрологе, что это был «настоящий прирожденный поэт «Божией милостью». 
   Поэты – символисты с гордостью рассказывали о влиянии на своё творчество лирики стихов К.М. Фофанова.
   Его реалистические поэмы «Поэтесса», «Волки», «Очарованный принц», «Весенняя поэма» поют о весне и мае, отличаются кристальной чистотой и напевностью. Многие стихи К.М. Фофанова положены на музыку.
   И. Северянин считал К.М. Фофанова «учителем и королём». Часто наведывался к нему в Гатчину. У него много стихов, посвященных поэту и его любимому городу: «Здесь царь писал свои указы и пишет Фофанов стихи…».
И. Северянин посвящает К.М. Фофанову в сонете такие строки:
«Когда весною – в Божьи именины, -
Вдыхая запахи озёрной тины,
Опустошенный, влёкся в Приорат,

Он, суеверно в сумерки влюбленный,
Вином и вдохновеньем распалённый,
Вливал в стихи свой скорбный виноград…»
 
   В сонете упомянуты пешие прогулки К.М. Фофанова к Черному озеру и дворцу Приорат. Божьи именины – Пасха Христова.
   Когда Н. Гумилева одна из его учениц спросила, что нужно для того, чтобы написать хорошие стихи, он ответил: вино и женщины.
   Учитывая судьбу не только К.М. Фофанова, но и многих других поэтов, можно считать слова Н.С. Гумилева аксиомой.
 
Лохвицкая Мария Александровна (по мужу Жибер, 1869 - 1905 г.,  36 лет) – русская поэтесса.

   М.А. Лохвицкая (литературный псевдоним Мирра Лохвицкая) начала писать стихи в пятнадцатилетнем возрасте.
   Первую известность принесла М. Лохвицкой публикация поэмы «У моря» в журнале «Русское обозрение» (1891, № 8).
   В 1896 году М.А. Лохвицкая выпустила первый сборник «Стихотворения (1889 – 1895)», посвященный мужу. Сборник имел мгновенный успех.
   Вас. И. Немирович-Данченко, известный в те годы литератор и брат знаменитого театрального деятеля, о своём первом впечатлении от её стихов писал: «словно на меня солнцем брызнуло», «её успеху не завидовали – эта маленькая фея завоевала всех ароматом своих песен…», «В какие светлые миры она умела уносить тех, кто её слушал! И как прелестно было всё так и мерцавшее лицо, смуглое, южное, золотистое!.. Я хотел, чтобы она осталась в моей памяти таким же радостным благоуханным цветком далёкого солнечного края, заброшенным в тусклые будни окоченевшего севера».
   Её имя было широко известно в начале ХХ века. Первый и последний сборники поэтессы удостоены половинной Пушкинской премии Академии наук (1897, посмертно 1905). Её книги «Стихотворения переиздавались, отмечались критикой и даже пародиями. Известный критик того времени Александр Амфитеатров считал Мирру Лохвицкую поэтессой, иногда возвышавшейся (в лирике) почти до гениальности. Видные поэты, в том числе к. Бальмонт и Ф. Сологуб, посвящали ей стихи.
   И. Северянин также посветил её памяти стихотворение «Певица страсти». Он не был с ней знаком, но хорошо знал её творчество.
   Чувственная и жизнелюбивая лирика, присущая Мирре Лохвицкой импрессионистическая зыбкость и экзотизм, легкий и мелодичный стих оказали большое влияние на творчество И. Северянина. Он называл её Королевой Поэзии, Бессмертной.
   «Русской Сафо» её называли по имени древнегреческой поэтессы Сафо (Сапфо) (конец VII – первая половина VI века до н. э.), основная тема лирики которой – любовь.
   Строка: «Это счастье – сладострастье» стала своего рода девизом поэтессы.
И. Бунин вспоминал знакомство с Миррой Лохвицкой как одно из самых приятных: «…муж её был один из московских французов по фамилии Жибер, - она мать нескольких детей, большая домоседка, по-восточному ленива: часто даже гостей принимает, лежа на софе в капоте, и никогда не говорит с ними с поэтической томностью, а напротив. Болтает очень здраво, посто, с большим остроумием, наблюдательностью и чудесной насмешливостью, - всё, очевидно, родовые черты, столь блестяще развившиеся у её сестры, Н.А. Тэффи. Такой, по крайней мере, знал её я, а я знал её довольно долго, посещал её дом нередко, был с ней в приятельстве, - мы даже называли друг друга уменьшительными именами, хотя всегда как будто иронически, с шутками друг над другом».
   Стихи Мирры Лохвицкой отличаются понятностью содержания и определённостью формы.
   М.А. Лохвицкая скончалась во сне 27 августа 1905 года. Похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге в присутствии лишь близких родственников и друзей.
   Смерть любимой поэтессы Мирры Лохвицкой душевно потрясла восемнадцати летнего И. Северянина.
Через 21 год он напишет:
«Я чувствую, как музыкою дальней
В мой лиственный повеяло уют,
Что это там? фиалки ли цветут?
Поколебался стих ли музыкальный?

Она ушла в лазурь сквозных долин,
Где ждал её мечтанный Вандэлин,
Кто человеческой не принял плоти,

Кто был ей верен многие века,
Кто звал её вселиться в облака,
Истаять обречённые в полете…».

   В сонете обыграна драма с биографическим подтекстом «Ванделин. Весенняя сказка» (1899); рыцарь Ванделин наделён чертами и слогом           К. Бальмонта, с которым у Мирры Лохвицкой была поэтическая дружба.

Потемкин Петр Петрович (1886 - 1926 г., 40 лет) – русский поэт.

   П.П. Потемкин в семье своего отца П.Д. Потемкина был младшим сыном. П.Д. Потемкин, дворянин, закончил Академию художеств в Санкт-Петербурге. Петр Денисович обладал многими талантами, которые впоследствии и перешли чудесным образом к сыну.  Отец будущего поэта принимал участие в качестве актера и режиссера в постановках домашних спектаклей. Его имя было известно в литературных кругах. Дискуссии о пьесах, их авторах, распределение ролей, чтение литературных произведений вслух наложили отпечаток на дальнейшую судьбу П.П. Потемкина.
   Гимназические годы П.П. Потемкин провел в Риге и Томске и продолжил учебу в Санкт-Петербургском университете на филологическом факультете на отделении романо-германских языков. Он начинает писать стихи. Как и его отец, П.П. Потемкин обладал разносторонними дарованиями. Пробовал себя в прозе, живописи, математике, шахматах, но особенно – в драматургии. Участвует в постановках небольших пьес и сам их пишет для этих представлений.
   В 1905 году состоялся литературный дебют П.П. Потемкина в сатирическом еженедельнике «Сигнал», редактором которого был Корней Иванович Чуковский, который вспоминал: «…я даже представить не могу нашу молодую редакцию без Пети Потемкина (в новёхоньком студенческом мундире)». П.П. Потемкин писал сатирические стихи, обличающие существующий строй, продажных министров, бездарных генералов, проигравших русско-японскую войну.
   Широкую известность П.П. Потемкин приобрёл после того, как его стихотворение «Дьявол» было отмечено премией и напечатано в журнале «Золотое руно».
   В 1908 году П.П. Потемкин становится деятельным участником журнала «Сатирикон», а затем и его секретарём редакции. «В то смутное, неустойчивое, гиблое время, - вспоминал А. Куприн, - «Сатирикон» был чудесной отдушиной, откуда лил свежий воздух».
   В том же 1908 году вышел первый поэтический сборник П.П. Потемкина «Смешная любовь». Имя автора сразу же стало популярным, стихи заучивали наизусть, цитировали, портреты поэта продавали в магазинах. В Брюсов писал: «Потемкин попытался выработать особый язык, особый стиль, который мог бы выразить обе стороны его поэзии, её внешний комизм и её внутренний трагизм, - стих почти лубочный и в то же время утончённый, язык грубый и изысканный одновременно».
   В ночь 31-го декабря 1911 года в Санкт-Петербурге было открыто, ставшее широко известным, кафе «Бродячая собака». П.П. Потемкин стал его завсегдатаем наряду с литературной и художественной богемой города.
   А. Ахматова вспоминала: «Потёмкин был громадного роста, силач, борец, пьяница, и когда напивался – дебоширил вроде покойного Есенина. Поэтому за ним всегда присматривали приятели и не давали ему слишком увлекаться коньяком».
   После 1910 года П.П. Потемкин занимался переводами с немецкого, создавал изящные миниатюры, которые шли в «Летучей мыши», «Бродячей собаке», «Доме интермедий».
   В 1912 году вышел второй поэтический сборник П.П. Потемкина «Герань». О нём Саша Черный писал: «Он единственный из всех создал исполненный своеобразия, грации и лукавства национально-лирический цикл типических персонажей русского города… Его художественным подвигом, чётким и ярким, останется «Герань», … насаженный им русский палисадник, многокрасочная галерея городских типов».
   Современники назвали П.П. Потемкина Кустодиевым русской поэзии.
Н.С. Гумилев откликнулся на выход «Герани»: «Кажется поэт, наконец, нашёл себя. С изумительной легкостью и быстротой, но быстротой карандаша, а не фотографического аппарата, рисует он гротески нашего города, всегда удивляющие, всегда правдоподобные».
   Годы 1914 – 1917 в стране для интеллигенции, как и для всей России, стали трагическими. Царский режим высмеивался П.П. Потемкиным, большевистский оказался ещё хуже. Против чего боролись, на многократно худшее и напоролись. Поэт вынужден эмигрировать из Одессы в Бессарабию, а оттуда в Прагу, где жил до 1924 года. Там переводил чешских поэтов, участвовал в журналах и газетах.
В 1923 году в Берлине вышла его книга «Отцветшая герань» с подзаголовком «То, чего не будет», проникнутая темами одиночества, бесцельности бытия, безысходности.
   За два года до смерти П.П. Потемкин переехал в Париж, где продолжал свою литературную и театральную деятельность. 
   19 октября 1926 года он заболел гриппом, а через два дня скончался после сильного сердечного приступа. Похоронили его на кладбище Пантен, а позже перевезли прах его тела в склеп Тургеневского общества на кладбище Пер-Лашез.
О судьбе его супруги и дочери, с которыми он жил в эмиграции, о его архиве, живописных произведений ничего не известно.   

   В сонете «ПОТЁМКИН» И. Северянин обыгрывает название сборника поэта «Герань» и его содержание очень меткими словами:

«О чем он пел? Кому он отдал рань
Своей души? Простецкая герань
К цветам принадлежит, что ни скажите…

Над пошлостью житейской труня,
Незлобивость и скромность сохраня,
Посильно он рассказывал о быте…».

Чириков Евгений Николаевич (1864 - 1932 г., 68 лет) – русский писатель, драматург, публицист.

   Е.Н. Чириков родился в Казани в дворянской семье станового исправника. Его дедпо отцовской линии был участником Отечественной войны 1812 года, принимал участие в Бородинском сражении, а после служил городничим в г. Горбатове и г. Балахне Нижегородской  губернии.
   По материнской линии в его роду был писатель и поэт Александр Навроцкий – автор знаменитой песни «Есть на Волге утёс…».
   Е.Н. Чириков – человек не угодный власти, какая бы власть не была. Сначала боролся против царизма заодно с марксистами, потом против советской власти с белоэмигрантами. Для таких людей остаться в России значит умереть – уехать остаться жить. Он выбрал второе.
   Какого же пути он хотел для России? Может, ответ на этот вопрос мы найдем в его произведениях?
   Е.Н. Чириков – плодовитый писатель. Его дореволюционное собрание сочинений насчитывало 17 томов.
   Учился вместе с В.И. Лениным в Казанском университете, и вместе с ним был из университета исключен. После революции их пути разошлись.
   После публикации в «Русских ведомостях» статьи «Великий провокатор» В.И. Ленин по-дружески предупредил писателя: «Евгений Николаевич, уезжайте. Уважаю ваш талант, но вы мне мешаете. Я вынужден вас арестовать, если вы не уедите».
Остаться или уехать? Е.Н. Чириков выбрал второе, памятуя о том, что он, глава большого семейства.
   Известность ему принесла скандально знаменитая пьеса «Евреи», написанная по следам кишиневского погрома, свидетелем которого он был.
   Е.Н. Чириков, обладая живым и подвижным характером, часто вынуждено или не вынуждено менял места жительства. В Нижнем Новгороде сотрудничал с издательством М. Горького «Знание», в котором были изданы отдельные его произведения и 8-ми томное собрание сочинений.
   Впоследствии разошелся с М. Горьким во взглядах и даже опубликовал брошюру «Смердяков русской революции (Роль Горького в русской революции)».
В 1905 году ход мыслей писателя таков: «Когда жизнь концентрируется вокруг революционного движения, литература не может не отражать, так или иначе, это движение».
   В ответ на опубликованную в печати беседу Льва Толстого с английским корреспондентом о событиях «Кровавого воскресенья» Е.Н. Чириков пишет писателю возмущенное письмо: «…Вы всегда были на воле и на барских хлебах».
Черносотенные организации пытались организовать на Е.Н. Чирикова покушение, как на «любителя политических свобод». В результате Е.Н. Чириков был вынужден тайно покинуть Москву и обосноваться сначала на даче в Финляндии, а потом поселиться в Петербурге.
   Дача была расположена недалеко от «Пенат» И.Е. Репина, с которым он очень сдружился. И.Е. Репин написал портрет писателя. В Петербурге писатель сближается с художником Иваном Билибиным.
   В Первую мировую войну Е.Н. Чириков работает корреспондентом газеты «Русское слово» на Балканах. Итогом знакомства с ужасами войны стала книга «Поездка на Балканы».
   После революции выступает против большевистского террора, ездит с лекциями, участвует в собраниях, печатается. Однажды чуть не поплатился за это жизнью. Спас его от расстрела Б. Пильняк.
   Его брошюру «Народ и революция» В.И. Ленин охарактеризовал, как «белогвардейскую литературу».
   В эмиграции в Праге Е.Н. Чириков продолжает активную писательскую жизнь. Там им была написана последняя часть автобиографии «Жизнь Тарханова», сборник «Кранный паяц: повести страшных лет», роман «Зверь из бездны: поэма страшных лет». Только в 1992 году, в газете «Правда» впервые был дан отзыв на этот роман: «… из всей известной литературы роман Е.Н. Чирикова содержит наиболее честную, точную и глубокую характеристику Гражданской войны. Сегодня он столь же актуален…».
   Е.Н. Чириков похоронен на православном участке Ольшанского кладбища в Праге. Надгробный памятник изображает прекрасную женщину с устремленным к небу взором. На белой мраморной плите православный крест и скромная надпись: «Евгений Николаевич Чириков. 24.VII.1864 – 18. I.1932».
   В сонете, посвященном Е.Н. Чирикову И. Северянин  обыграл тему эмиграции русского писателя, которая ему самому была очень близка:
«О – среди зверства жизни человечьей –
Чарующей, чудотворящей речи,
Как в вешний сад распахнутом окне!..».

Станюкович Константин Михайлович (1843 - 1903 г., 60 лет) – русский писатель-маринист самый знаменитый в России, писавший на морскую тему.

   И. Северянину было 16 лет, когда умер К.М. Станюкович. В 1903 году И. Северянин с отцом отправился на Дальний Восток, где и прожил с ним полгода. Очевидно, под впечатлением увиденного там, И. Северянин начал свою творческую карьеру. До поездки на Дальний Восток или после И. Северянин познакомился с творчеством К.М. Станюковича доподлинно не известно. Их роднят впечатления, полученные в юности от морских войн, К.М. Станюковича – от Крымской 1854 года, И. Северянина – от русско-японской 1904 года.
   Родился К.М. Станюкович в семье адмирала флота. Учился в Пажеском корпусе. Военная служба не пошла. Хотел перевести в Петербургский университет, но отец видел в сыне продолжателя династии военных моряков, поэтому отправил его в кругосветное путешествие.
   Тяга к писательству пересилила. К.М. Станюкович писал везде, куда бы судьба его не забрасывала. В итоге чрезвычайно плодовитый писатель написал очерков, фельетонов, рассказов, повестей, романов, пьес на полных 13 томов.
Главное произведение писателя – «Морские рассказы» - вышли в свет в 1902 году за год до его смерти. Умер в Неаполе, куда уехал лечиться.
   Сонет И. Северянина, посвященный К.М. Станюковичу, прославляет моряков и их не легкую службу.
«Они умеют с бурею бороться,
Влюбленные в морской ультрамарин,
Будь то изнеженный гардемарин
Иль, с сиплым басом, грубый, пьяный боцман.

Им глубь морей – не то же ль, что колодца
Глубь для крестьян? 

В немудрых радостях земного дна
Об океанском дне залить вопросы…»

Арцыбашев Михаил Петрович (1878 - 1927 г., 49 лет) – русский писатель, драматург, публицист.

   М.П. Арцыбашев современник И. Северянина. Всего лишь на 9 лет старше. А о современниках трудно писать объективно. Время должно расставить все по своим местам.
   Жизнь М.П. Арцыбашева революция в России разделила на две части: художественную и публицистическую. До революции он написал три романа «Санин», «У последней черты», «Женщина, стоящая посреди» и множество рассказов, повестей и драм.
   Его сопровождала слава «порнографа и суицидника», хотя по воспоминаниям Скитальца этого по писателя не скажешь:
«По внешности это был маленького роста чахоточный молодой человек, которому на почве туберкулёза когда-то была сделана трепанация черепа, наделившая его большим физическим недостатком – неизлечимой глухотой и неприятно звучавшим, несколько гнусавым голосом.
   Правда, лицом он был недурен, но лицу своему с холеной, подстриженной бородкой и с подкрученными маленькими усиками, желая отчасти походить на «автора Санина», он старался придавать фатоватый оттенок, что, однако, ему мало удавалось, потому что на самом деле Арцыбашев совсем не был фатом. Ходил всегда в коротенькой студенческой косоворотке, студенческих форменных рейтузах и смазанных сапогах, хотя никогда студентом не был, а учился в училище живописи, намереваясь сделаться художником».
   Жизнь М.П. Арцыбашев считал кладбищем: «будешь жить долго, долго идти по этому кладбищу, которое называют жизнью, и мимо, бесконечно вырастая, все будут мелькать новые кресты. Все дорогое, все милое останется позади, все приросшее к сердцу отпадет, как листья осенью, и добредешь до конца один как перст» (Арцыбашев М. собр. Соч. 3-е изд. Записки писателя. М.: Московское книгоиздательство, 1917, т. 3. с. 230).
   О М.П. Арцыбашеве написано и опубликовано 146 книг и крупных газетно-журнальных статей, помимо бессчетного числа обзорно-информационных упоминаний по различным поводам. Кто-то ругал, кто-то возносил до небес.
   После 1917 года его имя было вычеркнуто из русской литературы, как будто его как писателя и не было вовсе.
   Под предлогом лечения за границей, как и многие писатели и поэты, в 1923 году М.П. Арцыбашев эмигрировал в Польшу.
   Там он стал одним из руководителей и постоянным автором газеты «За Свободу!», в которой печатал обозрения преимущественно общественно-политического содержания под общим заглавием «Записки писателя».  Напечатанные сотни статей сделали М.П. Арцыбашева первым зарубежным российским публицистом.
   Тема статей – разоблачение большевизма.
   Вот что о нем написал А. Блок:
«Арцыбашев разделяет судьбу многих современных писателей, достойных всякого внимания: у него нет искусства и нет своего языка. Но здесь есть настоящий талант, приложенный к какой-то большой черной работе, и эта работа реальна: заметно, как отделяются какие-то большие глыбы земли и пробивается в расщелины солнце».
   Лев Толстой отметил в дневнике: «у Арцыбашева работает – и самобытно – мысль, чего нет ни у Горького, ни у Андреева… простой талант без содержания у Куприна; у Арцыбашева и талант, и содержание».
В сонете обыграны повесть М.П. Арцыбашева «Санин» (1907 г.) и драма «Закон дикаря» (1915 г.). И. Северянин пишет М.П. Арцыбашеву очевидно уже после его смерти в 1927 г.:
«Жизнь наша – бред. Что Санин перед ней? –
Невинный отрок, всех вас вместе краше!
Ведь не порок прославил Арцыбашев, -
Лишь искренность, которой нет родней.

Людей, ни следовать не приглашая,
Живописал художник, чья большая, =
Чета не вашим маленьким, - коря

Вас безукорно, нежно сострадая,
Душа благоуханно-молодая
Умучена законом дикаря».

Какая жизнь писателя – такое и его творчество.

Вербицкая Анастасия Николаевна (1861 - 1928 г., 67 лет) – писательница – феминистка.

   А.Н. Вербицкая писать начала в 1883 году, но настоящий успех пришел к ней только в 20-м веке.
   Тлел, тлел уголек её творчества, потом стал разгораться, гореть все ярче и ярче и, наконец, полыхнул, как огромный пожар.
   С 1894 года полностью обратилась к литературному творчеству. Писала о женщинах и для женщин. Её жизненная позиция совпала с настроениями передовых, прогрессивно настроенных женщин страны. Ее социалистические, анти царистские взгляды обеспечили определенную поддержку большевиков.
   Ее роман «Ключи от счастья» в 6-ти томах венец ее творческой жизни. За период 1909 – 1913 года тираж романа достиг 2-х миллионов. Главная героиня романа выбирала между любовью богатого барона и обедневшего дворянина, попутно отстаивая свои права (в том числе сексуальные).
   Главная идея романа состоит в совете женщине: «Женщина, не ставь любовь в центр своей жизни, чтобы потом не сделаться банкротом, когда любовь уйдет. Посвяти себя науке, искусству, творчеству, деятельной любви к людям. Не гонись за маленьким личным счастьем… и тогда ключи счастья точно будут в твоих руках» - писала о своем романе А.Н. Вербицкая.
   Принято считать, что славе А.Н. Вербицкой положила конец революция, как и славе главного певца эпохи И. Северянина.
   Большевики решили сжечь склад нераспроданных тиражей ее книг, инкриминируя порнографию, юдофобство и черносотенство. Писательница потребовала гласного суда над ее творчеством. На её счастье нашелся покровитель в лице заведующего Госиздатом Вацлава Воровского. Назначили комиссию из 12 коммунистов, которая после изучения книг А.Н. Вербицкой нашла их безвредными, рекомендуя в рабочие читальни.
   После убийства В. Воровского в 1924 году, на А.Н. Вербицкую пошли гонения. И опять у неё нашелся защитник – Анатолий Луначарский.
   Не остался в стороне от творчества А.Н. Вербицкой В.В. Маяковский не заслуженно, скорее из зависти, грубо заклеймивший её роман «Ключи счастья» в своем стихотворении «Рабкор»:

«Ключи счастья»
                напишет
какая-нибудь дура.
Это
       раньше
                и называлось: л-и-
т-е-р-а-т-у-р-а!
Нам этого мало –
                не в коня
корм.
Пришлось
                за бумагу
                браться
 рабкорам».

   И далее про рабкоров, какие они замечательные и нужные новой власти. Есть отчего застрелится, когда, наконец, прозреешь.

   Интересно, что в начале 1990-х в России она снова стала популярной, но её романы бестселлерами не стали, заняв в библиотеках место свидетелей времени, которые можно почитать для общего образования. 
   Есть вечные книги, их читают во все времена, а есть книги времени, которые находят отклик в душах людей только тогда, когда возникает соответствующая общественно-политическая обстановка в стране.
   Не исключено, что романы А.Н. Вербицкой еще будут издавать и не раз.
И. Северянин в 14-ти строчках сонета, как поистине настоящий гений, отразил суть творчества А.Н. Вербицкой и отношение к нему современников.
               
ВЕРБИЦКАЯ

К ней свысока относится Парнас,
Её поставив вне литературы:
Ах, Искренность! Твоей фиоритуры
Хрусталики на крыльях – бред для нас…

Парнасу вторит Критика: «Она
Способна развратить, всмотритесь в туры
Её идей…». И вот для креатуры
Читательской она, как грех, нужна…

Но несмотря на всё её бессилье
(Верней – благодаря ему!), обилье
Поклонников – печалящий симптом:

Находит в ней охотник за бациллой
Разврата то, роднящее с гориллой,
Чего она не вкладывала в том…
1926

Романов Пантелеймон Сергеевич (1884 - 1938 г., 54 года) – русский писатель, автор романа «Русь».

   Роман «Русь» (6 частей, 1923-1936; не окончен) – эпопея об усадебной жизни в России накануне и во время Первой мировой войны, с картинами из жизни господ и мужиков, которые П.С. Романов хорошо знал.
   П.С. Романов свое детство провел на хуторе в Тульской губернии. Рос среди деревенских детей и мужиков. Занимался теми же делами, что и они: косил, вязал снопы, молотил зерно, пас скот, ловил рыбу, играл на гармошке, пел, плясал. Детство, как у С.А. Есенина.
   Учился в городе Белёве в училище, потом в гимназии. Сочинять начал в 10-ть лет. Сочинительство в мальчике превратилось в настоящую страсть. Много читал классиков литературы. Не просто читал для удовольствия и времяпровождения, а изучал их методы изображения действительности.
   Писательство захватило всё его существо. Философско-этическое сочинение «Заветы новой жизни», повесть «Детство», рассказы «Отец Федор», «Суд», повесть «Писатель».
   Известность получил при Советской власти, в начале 1920-х годов, написав популярные пьесы «Землетрясение», «Женщина новой земли».
   П.С. Романов был замечен бунтарем В.В. Маяковским. Писатель упоминается в его стихотворении «Лицо классового врага»:

«…Он (классовый враг) мечтает
                узреть Романова…
Не Второго –
                а Пантелеймона.
На ложу
             в окно
                театральных касс
тыкая
          ногтем лаковым,
он
       дает
                социальный заказ
на «Дни Турбинных» –
                Булгаковым.
Хотя
         буржуй
                и лицо перекрасил
и пузо не выглядит грузно –
он волк,
              он враг
                рабочего класса,
он должен быть 
                понят
                и узнан.
Там,
        где речь
                о личной выгоде,
у него
           глаза навыкате.
Там,
        где можно пролезть
                для своих
нажив,
там
       его
               глаза – ножи.
Не тешься,
                товарищ,
                мирными днями.
Сдавай
             добродушие
                в брак.
Товарищи,
                помните:
                между нами
орудует
               классовый враг.   

   Что это, если не стихотворный донос в компетентные органы?
   Тем не менее, П.С. Романов в первое десятилетие после Октябрьской революции входил в число наиболее популярных писателей. Его рассказы заполняли страницы литературных журналов, выходили в свет книги, на сцене многих театров страны была поставлена одна из первых советских комедий «Землетрясение».
   П.С. Романов, как и каждый настоящий писатель, следовал завету Б. Окуджавы, которого, разумеется, не мог знать: «Каждый слышит, как он дышит. Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить…».
   Мастер диалога.
   Рассказ «Без черёмухи», изображающий любовный быт пролетарской молодёжи, вульгарные представления «новых, советских людей» о нравственности – сделал автора всероссийской знаменитостью.
   Нравилось ли творчество П.С. Романова власти? Отнюдь. Его преследует систематическая травля советской критики, видящей в его сочинениях клевету и очернительство Советской власти.
   Рассказ «Яблоневый цвет», посвященный исследованию нравственных ценностей, считается вершиной творчества писателя.
   Писатель П.С. Романов не был репрессирован, как можно подумать, но в советской печати травили его изрядно. Он перенёс инфаркт. Умер П.С. Романов от лейкемии в Кремлевской больнице, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Полвека после смерти сочинения П.С. Романова не переиздавались. Нескольким поколениям писатель не был известен. В 1990 году был выпущен 500 – страничный сборник рассказов П.С. Романова «Без черёмухи» издательством «Правда». В настоящее время он снова забыт.
   И. Северянин посвятил П.С. Романову прекрасный сонет:

Наипленительнейший он из молодых
И драгоценнейший. О, милая Россия,
Ты всё ещё жива в писателях своих!

 
Вера Михайловна Инбер (1890 - 1972 г., 82 года) – русская советская поэтесса и прозаик.

   В.М. Инбер (в девичестве Вера Моисеевна Шпенцер) родилась в еврейской семье. Ее отец, Моисей Липович Шпенцер, был владельцем крупной типографии и председателем товарищества научного издательства «Матезис», купцом второй гильдии. Мать её, Фани Соломоновна Гринберг, была учительницей русского языка и заведующей казённым еврейским девичьим училищем. В их семье с 9 до 15 лет жил и воспитывался Лев Троцкий (двоюродный брат отца).
   В.М. Инбер краткое время посещала историко-филологический факультет на одесских Высших женских курсах. Первая публикация появилась в одесских газетах в 1910 году («Севильские дамы»).
   Вместе с первым мужем, Натаном Инбером, жила в Париже и Швейцарии в течение 4-х лет – в 1910 – 1914 годах. В Париже она издала за свой счет первый сборник стихов.
   Книга «Печальное вино» очень понравилась А. Блоку, а также И. Эренбургу.
Сотрудничала с рядом столичных и провинциальных русских изданий.
   В 1914 году вернулась в Одессу, а в начале 1920-х годов переехала в Москву. Работала журналистом, писала прозу и очерки, ездила по стране и за рубеж.
   И. Сельвинский – создатель и главный идеолог группы «Литературный центр конструктивистов» оказал существенное влияние на творчество В.М. Инбер.
Второй раз вышла замуж за известного электрохимика, профессора А.Н. Фрумкина. В 1927 году приняла участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк». Одна из авторов книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» (1934 год).
   Провела 3 года в блокадном Ленинграде во время ВОВ. Написала о жителях блокадного Ленинграда стихи и прозу. В 1943 году вступила в ВКП (б). третий её муж, профессор Илья Давидович Страшун, был ректором 1-го медицинского института в блокадном Ленинграде.
   В.М. Инбер переводила произведения Т.Г. Шевченко и М.Ф. Рыльского с украинского, а также зарубежных поэтов: П. Элюара, Ш. Петефи, Я. Райниса и других. Написала текст популярной песни «Девушка из Нагасаки», а также песни на музыку А. Вертинского, который и стал их первым исполнителем («Джонни», «В детской», «Шкатулка»), а также другими композиторами – «Будут рельсы двоиться», «Прощальная дальневосточная», «Цыганский романс».
   За поэму «Пулковский меридиан», её лирический дневник – лучший образец её творчества. В 1946 году В.М. Инбер за неё получила Сталинскую премию. Была избрана в правление СП СССР, стала председателем поэтической секции, вошла в редколлегию журнала «Знамя». Публиковала поэтические сборники: «Путь воды», «Книга и сердце», «Анкета времени».
   Классикой советской детской литературы стала её книга «Как я была маленькая» (1954 год). В.М. Инбер написала сборник статей о литературе под названием «Вдохновение и мастерство», книгу воспоминаний «Страницы дней перебирая».
   В своем дневнике она писала: «Бог меня жесткого покарал. Пропорхала молодость, улетучилась зрелость, она прошла безмятежно, путешествовала, любила, меня любили, встречи были вишнёво-сиренивые, горячие, как крымское солнце. Старость надвинулась беспощадная, ужасающе-скрипучая».
И. Северянин естественно знал только довоенное творчество В.М. Инбер 20-х – 30-х годов. В 1922 году вышла ее книга «Бренные слова», в 1923 году – стихотворный сборник «Цель и путь». С этой книги, по мнению самой поэтессы, начался её подлинный творческий путь.
   В 1926 году вышла её книга детских стихов «Мальчик с веснушками», а в 1927 – книга «Сыну, которого нет».
   В сонете И. Северянина отражается богемная жизнь В.М. Инбер, которую она вынуждена была прекратить после исключения Льва Троцкого из партии в 1927 году и последующей ссылки в Алма-Ату.

«В писательнице четко сочетались
Легчайший юмор, вдумчивый анализ,
Кокетливость, печаль и острый ум.

И грация вплелась в талант игриво.
Вот женщина, в которой сердце живо
И опьяняет вкрадчиво, как «мумм».

Mumm – марка шампанского.


Шмелев Иван Сергеевич (1873 - 1950 г., 77 лет) – русский писатель, публицист, православный мыслитель. Автор эпопеи о революции и Гражданской войне «Солнце мертвых» (1923 г.).

   Факты о репрессиях и расстрелах, описанные в эпопее «Солнце мертвых», использовали в суде. В 1923 году в Швейцарии бывший белогвардеец застрелил советского дипломата Вацлава Воровского. Защищать убийцу вызвался известный адвокат Теодор Обер. Он превратил процесс в суд над большевизмом и предоставил список преступлений большевиков. Присяжные оправдали убийцу, в результате чего дипломатические отношения между Швейцарией и СССР были разорваны.
   И.С. Шмелев родился 5-м ребенком в купеческой семье. Несчастья И.С. Шмелева начались рано. В 7-мь лет потерял отца, который собирался готовить сына в свои приемники по купеческому делу. Строгая мать держала сына в черном теле. За малейшую провинность мальчика пороли веником. Начальное образование получил дома, затем шестая Московская гимназия. Учителем словесности у И.С. Шмелева был Федор Цветаев, дядя Марины Цветаевой. Затем поступил в 1894 году в Московский университет. Окончил юридический факультет и год служил в армии. После армии на протяжении 8-ми лет служил чиновником по особым поручениям Владимирской казённой палаты МВД. Женился в 1894 году на Ольге Александровне Охтерлони, потомком древнего шотландского рода. Вместе прожили 41 год до смерти О.А. Охтерлони. Единственный сын Сергей в первую мировую войну ушел на фронт добровольцем, затем участвовал в Белом движении. Во время красного террора в Крыму – расстрелян.
   Февральскую революцию И.С. Шмелев вначале приветствовал, однако вскоре разочаровался в её идеях. С самого начала был противником Октябрьской революции и большевизма, увидев в них разрушение России. В июне 1918 года он вместе с семьей уехал из большевистской Москвы в занятый германскими войсками Крым, в Алушту.
   Осенью 1920 года, когда Крымский полуостров был занят Красной армией, большевики арестовали его сына, офицера русской армии (бывшего подпоручика артиллерии). Несмотря на ходатайства И.С. Шмелева перед Луначарским и Лениным, к которому лично обращался М. Горький, Сергей Шмелев был расстрелян в числе десятков тысяч жертв красного террора в Крыму.
   Убийство сына, красный террор, голод в Крыму повергли И.С. Шмелева в тяжелейшую душевную депрессию. На основе пережитого, уже будучи в эмиграции, он написал эпопею «Солнце мертвых», которая вскоре принесла ему европейскую известность.
   В 1922 году И.С. Шмелев эмигрировал в Берлин, а затем в Париж, где прожил до конца жизни.
   В 1936 году умерла жена Ольга Шмелева. Писатель тяжело переживал потерю.
Приветствовал нападение Германии на СССР, видно так глубоко сидела злоба на большевиков. Приветствуя военные успехи вермахта, И.С. Шмелев писал: «…Так крепко верю и так ярко чувствую, что славянская и германская души – широкие, большие души, и могут понять одна другую».
   После победы Красной армии И.С. Шмелев понял, что ошибался.
Последние годы жизни И.С. Шмелева прошли в болезнях, бедности и одиночестве. Большинство знакомых отвернулись от него.
   И.С. Шмелев умер от сердечного приступа. Погребен на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, откуда его прах вместе с прахом супруги 26 мая 2000 года был перевезен, согласно его предсмертной воле, на родину, и 30 мая 2000 года захоронен рядом с могилами членов семьи двоюродного брата его отца в некрополе московского Донского монастыря.
   И.С. Шмелев автор множества очерков, рассказов и повестей. Вел активную переписку с М.Горьким. Сотрудничает с И. Буниным.
   В эмиграции И.С. Шмелеву принесли наибольшую известность романы «Богомолье» (1931) и «Лето Господне» (1933-1948), дающие широкую картину быта старой, «патриархальной» России, Москвы и любимого писателем Замоскворечья.   
   И.С. Шмелев всего на 14 лет старше И. Северянина. Они жили в одно время, наблюдали и переживали события, происходящие в стране.

«Да, над людьми, в страданьях распростертых,
Глумливое светило солнце мертвых
В бессмысленно-живом своем огне,

Как злой дракон совсем из Сологуба,
И в смехе золотом всё было грубо
Затем, что в каждом смерть была окне…»

 
Алданов Марк Александрович (1886 - 1957 г., 71 год) – русский прозаик, публицист. Автор очерков на исторические темы, философ и химик.

   Алданов М.А. (урожденный Мордхай-Маркус Израилевич Ландау). Его псевдоним Алданов – анаграмма, ставшая затем настоящей фамилией. Алданов М.А. родился в Киеве, умер в Ницце. Был 13 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе (с 1938 по 1957 год), но так её и не получил.
   Прочитать все, что написал Алданов М.А., не представляется возможным из-за большого объема произведений, среди которых романы, повести, рассказы, пьесы, очерки, историческая публицистика, философские работы, работы по литературоведению, письма. Работ по химии не так много. Павел Чухрай совместно с французами в 1992 году снял детективный фильм «Ключ» по одноименному роману Алданова М.А. с участием многих известных актеров.
   Алданов М.А. – эмигрант первой, самой большой волны 1920-х годов. Он объездил почти весь мир и везде был своим. Его большие произведения – это разговор с самим собой. Роман «Армагеддон» выпуска 1918 года явился поводом для эмиграции в 1919 году.
   Франция для Алданова М.А. стала второй родиной. Здесь пришли к нему слава и признание, как писателя. Живя далеко от России, он не ставил никаких обличительных целей, считая своё поколение родившимся в несчастливое время.
Алданов М.А. выбрал себе в учителя Л.Н. Толстого и Ф.М, Достоевского и не прогадал. Трилогия «Ключ», «Бегство», «Пещера» занимает особое место в прозе Русского зарубежья 1920 – 1930 годов.
   Главная особенность психики Алданова М.А. – научность мыслей и даже чувств, - отмечал его близкий друг композитор Леонид Сабанеев.
   Историческая Россия – главная тема его творчества, в контексте внутренней и мировой истории. Россия Алданова М.А. – это великая цивилизация великих писателей, императоров, государственных мужей?, страна любви, колыбель культуры, образования, искусства и архитектуры.
   Алданов М.А. – один из образованнейших людей в русской литературе, писатель – ученый.
   И. Северянин знал о Алданове М.А. что-то другое: может правду, может сплетни, когда сочинял о нем сонет:

«Удушливых и ледяных пустынек
В нем безвоздушный воздух. Скрыт в нем циник,
Развенчивающий любой венец.

Тлетворное его прикосновенье
Губительно. Его грызет сомненье.
Он мудр, как может мудрым быть… скопец».

   Датирован сонет мартом 1934 года. Они с Алдановым М.А. ровесники, им по 48 лет. Кто теперь разгадает эту загадку?

Любовь Никитична СтОлица (Ершова, 1884 - 1934 г., 49 лет) – русская поэтесса, прозаик, драматург.

   Л.Н. Ершова родилась в семье ямщика-предпринимателя в Москве на Рогожской заставе. В 1902 году с золотой медалью окончила Елисаветинскую гимназию, и осенью того же года вышла замуж за инженера Романа Евстатиевича Столицу (1879-1935), поступила на историко-философское отделение Высших женских курсов, которые оставила в 1905 году, после временного прекращения занятий в связи с январскими событиями.
   С 1906 г. начинает публиковать стихи и статьи в журнале «Золотое руно» и других. Выпустила поэтические сборники «Раиня» (1908), «Лада» (1912), «Русь» (1915). Основная тема поэзии ранней Столицы – воспевание языческой Руси, её буйной, необузданной стихии, а также противопоставление деревни городу. Её герои обычно молоды, богатырского сложения, охочи до работы и омута страстей. В её лирике всё живое млеет и пышет ожиданием любви, античные мотивы переплетаются со славянским фольклором, сильна связь с пушкинскими литературными традициями. Образы в её стихах сочные, мощные, порой лубочные, с кустодиевским размахом воскрешающие Древнюю Русь. Стихи Л.Н. Столицы были положены на музыку Р. Глиэром, А. Гречаниновым, В Ребиковым.
   В 1913 – 1916 годах на квартире Л.Н. Столицы и её мужа на Мясницкой образовался литературный салон под названием «Золотая Гроздь», в котором проводились литературные вечера. На вечерах бывали С. Есенин, поэтессы София Парнок, Ада Чумаченко, актрисы Вера Юренева, Вера Холодная, писатели Н. Телешов, Н. Клюев.
   С. Есенин посвятил ей стих:

«Любовь Столица, Любовь Столица,
О ком я думал, о ком гадал.
Она как демон, она как львица.
Но лик невинен и зорько ал.»

   С 1916 года Л.Н. Столица обратилась к драматургии, написав многоактную пьесу «Голубой ковёр» для московского Камерного театра. В театральный сезон 1917 – 1918 ею создано 12 миниатюр для театра «Летучая мышь» Н. Балиева.
Л.Н. Столица принимала участие в женском движении, ей принадлежит статья «Новая Ева», посвященная различным типам раскрепощённой женщины. Эта же тема звучит в её романе в стихах «Елена Деева» (1916), написанном по образцу «Евгения Онегина». Героиня поэмы, познав все соблазны большого города и разочаровавшись в жизни и в любви, подобно кавалерист-девице Дуровой, переодевается в мужское платье и, оседлав коня, отправляется сражаться на германский фронт.
   Её перу принадлежат критические статьи о А. Блоке и Н. Клюеве.
В конце 1918 года Л.Н. Столица с мужем и сыном уехала на юг страны. Проведя два года на «белом»  Юге, в Ростове - на – Дону, она в 1920 г. эмигрировала в Салоники, а в сентябре 1921 года в Болгарию. Большая часть написанного Л.Н. Столицей в Болгарии опубликована в посмертном двухтомном собрании её сочинений (сборник стихов «Лазоревый остров», пьеса «Звезда от востока»), некоторые произведения утрачены (пятый сборник стихов «Спас», поэма «Зоя и Авенир» (1915), пьесы «Триумф весны» (1918-1921), «Два Али» (1926), «Рогожская чаровница» (1928)).
   Умерла Л.Н. Столица от сердечного приступа. Посмертно вышел сборник «Голос Незримого», включивший две поэмы: «Голос Незримого» и «Лазорь чудный».

   Сонет И. Северянина является посмертным посвящением Л.Н. Столице.

«А ведь она легка, как яблонь пух,
И красочностью ярче, чем Малявин!

О, если б бережнее отнестись, -
В какую вольный дух вознесся б высь,
И как разгульный стих её был славен!»
1934, Март, 1. Кишинев 

Никифоров-Волгин Василий Акимович (1901 - 1941 г., 40 лет) – русский писатель.

   В.А. Никифоров-Волгин родился в семье мастерового сапожника в деревне Маркуши на берегу Волги Калязинского уезда Тверской губернии. Мать работала прачкой и фактически кормила большую семью. Когда Василию было 10 лет семья переехала в Нарву. За неимением средств у отца В.А. Никифоров-Волгин не смог окончить гимназию. Много занимался самообразованием, много читал русских классиков.
   Революцию в России В.А. Никифоров-Волгин воспринял как катастрофу, как грозные знаки грядущего апокалипсиса.
   В 1920 году стал одним из организаторов «Союза русской молодежи» в Нарве, устраивающим литературные вечера и концерты.
   С 1923 года начинается регулярная литературная и журналистская деятельность В.А. Никифорова-Волгина. В русских периодических изданиях, выходивших в Эстонии, он публикует рассказы, статьи, очерки, этюды, лирические миниатюры, которые подписывает псевдонимом Василий Волгин. И. Северянин 6 февраля участвует в «Грандиозном поэзовечере» в Нарве, в помещении Русского общественного собрания. Вероятно, поэт и писатель были знакомы если не лично, то с творчеством друг друга.
   В.А. Никифоров-Волгин в своих произведениях показывает, как утратившие веру во Христа русские люди теряют человеческий облик.
   Одновременно В.А. Никифоров-Волгин, имея высокий голос и отчетливое произношение, хорошо знавший и любивший православное богослужение, служит до весны 1932 года псаломщиком в нарвском Спасо-Преображенском соборе.
   В.А. Никифоров-Волгин участвует во многих литературных кружках, редактирует журнал «Полевые цветы» - орган русской литературной молодежи в Эстонии.
   К середине 30-х годов В.А. Никифоров-Волгин становится известным писателем русского Зарубежья, удостаивается премии журнала «Иллюстрированная Россия за рассказ «Архиерей». Накануне 1936 года переезжает в Таллин, где избирается почётным членом русского общества «Витязь». В.А. Никифоров-Волгин печатается в крупном органе российской эмиграции – рижской газете «Сегодня». В таллиннском издательстве «Русская книга» вышли его два сборника – «Земля именинница (1937) и «Дорожный посох» (1938). У Ивана Шмелева появляется надежный сподвижник.
   В Таллине В.А. Никифоров-Волгин успешно занимается педагогической деятельностью. Среди его учеников будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
   Летом 1940 года в Эстонии была установлена советская власть. Начались аресты русских культурных деятелей. В.А. Никифоров-Волгин предчувствовал, что за ним скоро придут. Однако, несмотря на это, женился на давно любимой девушке. Свадьба состоялась 15 мая 1941 года. В.А. Никифоров-Волгин прекратил литературные занятия, устроился на судостроительный завод. 24 мая 1941 года В.А. Никифоров-Волгин, работавший на судостроительном заводе сторожем, был арестован НКВД, а с началом войны отправлен по этапу в город Киров, где расстрелян 14 декабря 1941 года «за издание книг, брошюр и пьес клеветнического, антисоветского содержания» и зарыт на Петеленском кладбище. Место погребения неизвестно. В 1991 году В.А. Никифоров-Волгин посмертно реабилитирован.

   Сонет И. Северянина, посвященный В.А. Никифорову-Волгину – «певцу потерянной России», проникнут большой любовью и уважением к его творчеству:

«Ему мила мерцающая даль
Эпохи Пушкина и дней Лескова.
Он чувствует Шмелева мастерского,
И сроден духу родниковый Даль».

   И в то же время И. Северянин подчеркивает простой, очень русский характер писателя словами:

«В весенний сад, что от дождя заплакан,
Выходит прогуляться старый дьякон
И вместе с ним о горестном всплакнуть,

Такой понятный автору и близкий,
Чтоб, возвратись домой, слегка, чуть-чуть,
Взять водочки и закусить редиской…».

Николай Андреевич Орлов (1892 - 1964 г., 72 года) – русский пианист.

   Н.А. Орлов родился в городе Ельце, Орловской губернии в семье юриста. Первые уроки музыки получал у матери, а после переезда с родителями в Москву учился в Музыкальном училище сестер Гнесиных. С 1899 года с ним занималась Евгения Фабиановна Савина-Гнесина. Как лучший ученик училища выпускной экзамен он не держал, был досрочно переведен в Московскую консерваторию, где в возрасте 12 лет зачислен на младшее отделение в класс К.А. Кипа, затем перешел на старшее отделение в профессорский класс К.Н. Игумнова. Композицию и контрапункт Н.А. Орлов изучал частным образом у С.И. Танеева. Окончил консерваторию Н.А. Орлов в 1910 году с золотой медалью.
   Артистический дебют музыканта состоялся в начале октября 1912 года. Он исполнил фортепианный концерт А. Глазунова, который разучил меньше, чем в две недели.
   За очень короткое время Н.А. Орлов стал любимцем музыкальной Москвы.
По окончании консерватории Н.А. Орлов получил должность преподавателя в Музыкально-драматическом училище при Московском филармоническом обществе (1913 – 1917). В 1917 году от стал профессором Московской консерватории.
В декабре 1921 года по командировке МУЗО Наркомпроса Н.А. Орлов уезжает за границу. Одновременно за рубеж направился и А. Глазунов, дирижировавший первыми концертами Н.А. Орлова  в Германии. Успешное выступление в одном из концертов С. Кусевицкого в Париже открыло для пианиста крупнейшие залы Европы и Америки. Он поселился в Париже, но большую часть времени проводил в гастрольных поездках.
   В 1924 году состоялся дебют Н.А. Орлова в Лондоне.
   В США Н.А. Орлов выступил впервые 28 октября 1926 года в нью-йоркском Эолиан-холле, затем в Бостоне.
   В 1920 – 1930-х годах гастролирует по Северной и Южной Америке, в Европе, в том числе Прибалтике, где мог слышать его исполнение И. Северянин.
В 1948 году пианист окончательно обосновался в Великобритании.
   Репертуар Н.А. Орлова был обширен. Основу его составляла музыка Ф. Шопена. Исполнение Н.А. Орловым Третьего концерта Рахманинова отличалось виртуозным размахом, масштабностью.
   Н.А. Орлов исполнял произведения С. Прокофьева, Н. Мясковского.
Пианист содействовал тому, чтобы русская музыка чаще звучала за рубежом.
В Россию Н.А. Орлов хотел приехать с концертами, но так и не смог осуществить свои намерения.
   Н.А. Орлов умер в шотландском городе Грантаун-он-Спей.

   В сонете, посвященном Н.А. Орлову, И. Северянин показал, как надо ценить и восхищаться талантливым исполнением музыкальных произведений: 

«Изысканная судорога кисти
Его руки, - и был ли золотистый
Звук соткан человеческой рукой,

Когда из нот вдруг возникает слово,
Проговоренное рукой Орлова
С очаровательностию такой»?


Рецензии