Ах война, что ж ты подлая делаешь

6 ноября 2022 года на фронте при исполнении пастырских обязанностей погиб протоиерей Михаил Васильев, клирик Московской епархии, настоятель храма Великомученицы Варвары и Преподобного Илии Муромца в городском округе Власиха ("столица" Ракетных войск стратегического назначения Российской Федерации) Московской области. Стоит отметить то, что Вышеуказанный храм входит в состав Патриаршего Подворья при штабе РВСН, где более двух десятков лет здесь проводится большая работа по духовно-нравственному воспитанию военнослужащих. При храме действует православный военно-патриотический клуб "Илия Муромец" для подростков.
В этой связи мне хочется сказать, что гибель на территории Украины настоятеля храма РПЦ при штабе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в подмосковной Власихе — весьма чувствительная и символически значимая для Московской патриархии утрата. Имидж и послужной список погибшего утром 6 ноября в зоне специальной военной операции (а точнее — в Херсонской области) протоиерея Михаила Васильева идеально иллюстрируют идею «возрождения военного духовенства» в России. А если учесть, что в упомянутой выше «зоне» духовенство РПЦ вообще почти не представлено, то о. Михаил имел бы все шансы стать церковно-патриотическим героем противостоящей «мировому злу» России, своего рода первомучеником. Но что-то мешает как самому появлению в РПЦ мартиролога, так и почитанию убиенного протоиерея. Это «что-то» имеет как земные, политические, так и духовные, мистические измерения. Безусловно, при всей публичности отца Михаила известно о нем не так много. Его жизнь оборвалась на 51-м году, осталось пятеро детей, матушка (супруга) была прихожанкой о. Димитрия Смирнова, одно время возглавлявшего «военный» отдел патриархии. Семья живет небогато, в подаренном домике, а сейчас собирает средства на содержание осиротевших детей. Протоиерей Васильев получил разностороннее светское образование: МГУ (правда, конкретный факультет ни в одной из биографий не уточняется), аспирантура (правда, диссертации не защитил), курсы при Академии Генштаба ВС РФ. На курсах протоиерей обучался, уже заведуя сектором ВДВ синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями…
Из биографии протоиерея Михаила Васильева:
-  Отец Михаил родился 19 мая 1971 года в семье военных, но в армию его не призывали, так как он учился на философском факультете МГУ, где была военная кафедра. Получив диплом, он окончил затем аспирантуру, но решил стать священником. Рукоположили Васильева в сан диакона в марте 1998, а уже через месяц — в сан священника. Еще при Алексии II рукоположения таких ставленников были редкостью, а патриарх Кирилл и вовсе запретил посвящать в сан лиц, не окончивших хотя бы семинарию. Отвечая за взаимодействие патриархии с ВДВ, о. Михаил возрождал храм Благовещения на улице Матросская Тишина — при центральном штабе десантников. После ухода (изгнания?) из отдела покинул Москву и сосредоточился на служении в храме Святой великомученицы Варвары и преподобного Илии Муромца в подмосковном, ЗАТО Власиха, где расположены центральные органы управления РВСН. РПЦ директивно назначила святую Варвару, пострадавшую за Христа в IV веке и не имевшую никакого представления о стратегических ракетах, небесной покровительницей войск, способных превратить мир в радиоактивный пепел, только потому, что в день памяти великомученицы, 17 декабря, в безбожном СССР были созданы РВСН. Как говорится на официальном сайте храма, он был построен «усердием ракетчиков подрядными организациями военных строителей».
Военные называли Васильева "батюшка ВДВ". Часто отец Михаил вместе с молодыми десантниками совершал прыжки с парашютом, дабы ободрить их. Всего совершил около 300 прыжков. А во время второй чеченской войны на передовой он крестил множество русских солдат. Стоит отметить то, что Михаил Васильев был внешне похож на русского богатыря: косая сажень в плечах, крепкие руки, пронзительный взгляд. Батюшка трижды был героем программы "Не верю", в которой верующие сходятся с атеистами в словесном поединке. Отец Михаил здесь был абсолютным победителем, он легко вёл беседу с оппонентами, в чём ему помогали три качества: философское образование, физическая сила, дающая внутреннюю уверенность в себе, искренняя вера. Протоиерей Михаил Васильев называл себя пацифистом и говорил, что у него «нет никакого желания совершать подвиги»: «Я пацифист, я против всех войн. Не в смысле участник общественного движения, а просто не хочу войны — я достаточно ее повидал» и свою известность в церковной среде протоиерей приобрел за счет «командировок» во все мыслимые «горячие точки» последней четверти века. Он «окормлял» российских военных как в составе легитимных миротворческих сил в Косово, Боснии и Герцеговине, Кыргызстане, так и во время спорных с международно-правовой точки зрения «спецопераций» в Абхазии, Южной Осетии и Сирии. Если рядовое духовенство РПЦ, которому «в нагрузку» к приходскому служению поручают еще и посещение воинских частей, пытается всячески уклоняться от опасных и хлопотных командировок, то отец Михаил отправлялся в них охотно, с каким-то увлечением, повторяя, что стоит отметить то, что, отец Михаил участвовал в горячих командировках — в составе миротворческих операций в Косово, Боснии, Абхазии, Киргизии, на Северном Кавказе и в Сирии, участвовал в нашем знаменитом броске в Приштину на броне БТРа, много раз прыгал с парашютом (однажды не раскрылся и как результат - сломанный позвоночник), падал в сбитой ичкерийскими террористами "вертушке"... Вот и сейчас находился на самом опасном направлении, Херсонском. Когда-нибудь ему посвятят книги, музейные экспозиции...
 В 2005 году батюшка окончил Военную академию Генерального штаба ВС России. За свои ратные труды он был награжден: орденом Мужества, орденом преподобного Сергия Радонежского III степени, медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. медалью за миссионерскую работу "Святителя Иннокентия Иркутского".
Однако, покинуть отдел ему пришлось в результате какого-то конфликта, детали которого не разглашаются, и теперь этот этап служения в официальной биографии протоиерея не упоминается. Безусловно «на войну едут не убивать, а умирать», поэтому священник там необходим больше, чем автомат. И вероятно поэтому сдержанный на похвалы официальным представителям РПЦ протодиакон Андрей Кураев, любуясь о. Михаилом, своим бывшим учеником по МГУ, называет протоиерея «честным, умным, искренним человеком… святым наших дней». И находит при этом повод раскритиковать патриархию и лично Кирилла: «У патриарха хватит цинизма слезоточить на похоронах священника, у которого он отнял восстановленный им храм [Благовещения на Матросской Тишине], это вне сомнений. То, что отпевание будет не в храме, где служил о. Михаил, а в храме патриарха [храме Христа Спасителя], означает его посмертную приватизацию патриархией для своих военно-патриотических манипуляций».
Какой была личная жизнь погибшего священника? Вероятно, такой же, как и у всех священнослужителей которой в церковной среде не принято афишировать. У отца Михаила Васильева была большая семья. Он отец шестерых детей: студенты Дмитрий, Герман, Анна, школьницы Ксения и Вера, и дошкольница Людмила.
Как-то во время интервью на одном из телеканалов батюшка Михаил рассказал о том, что значит семья для священника, особенно военного. Даже после четверти века совместной жизни он спрашивает свою супругу, согласна ли она была бы сейчас выйти за него замуж. Это для того, чтобы понять, насколько он правильно ведёт себя, как глава семьи. И всегда получал утвердительный ответ.
Увы, но идиллическую эпитафию придется прервать. Незадолго до конца своей земной жизни, в конце октября, о. Михаил выступил на православном телеканале «Спас» с призывом к российским матерям не бояться отдавать своих сыновей на спецоперацию, чем шокировал даже многих благонамеренных чад Русской Православной Церкви. Логика протоиерея сводилась к тому, что мало детей бывает в тех семьях, где совершается грех: прерывается беременность, либо применяются противозачаточные средства. Он уподобил сыновей-уклонистов матерям, сделавшим аборт.
Многодетность, по мысли о. Михаила, обеспечивает то, что матери «не так больно и страшно будет, соответственно, с ним [с сыном] расставаться».
Получается, по Васильеву, что матери, страдающие из-за потери единственного сына, несут заслуженное наказание за то, что они не родили столько, сколько положено было им природой и Творцом. Заместитель председателя Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе вынужден был опровергать столь бесчеловечную позицию «десантного батюшки», зашедшего слишком далеко: «Разумеется, что жизнь, здоровье и благополучие каждого ребенка, много ли их в семье или один, для родителя одинаково ценны».
На заупокойной литургии, в храме Христа Спасителя в Москве Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что: "С глубокой скорбью воспринял весть о трагической гибели протоиерея Михаила Васильева. Мужественный, решительный и самоотверженный пастырь — таким почившего знали не только собратья и сослужители у престола Божия, но и многие солдаты и офицеры, которых отец Михаил многие годы окормлял духовно и которые нередко с любовью называли его «десантным батюшкой», уважая за крепкую волю, стойкость и готовность разделять с пасомыми все тяготы нелёгкого ратного дела. Активными усилиями почившего был возвращён Церкви и восстановлен храм святой великомученицы Варвары и преподобного Илии Муромца во Власихе при штабе Ракетных войск стратегического назначения. Многое сделал пастырь ради утверждения военнослужащих в православной вере и приобщения их к церковной традиции. Отец Михаил нёс священническое служение в самых непростых и порою опасных боевых условиях, всегда стараясь поддержать, укрепить и утешить воинов, показывая личный пример жертвенности, христианской любви и твердого упования на Господа. Почивший до конца исполнил пастырский долг, не оставив своих духовных чад даже ценою собственной жизни. Молюсь Милосердному Богу, у Которого все живы (Лк. 20:38), дабы Он по неизречённой любви Своей простил новопреставленному протоиерею Михаилу все согрешения и вселил его во обители небесные, идеже праведные упокояются. Да утешит Вседержитель всех скорбящих о кончине отца Михаила и дарует силы достойно перенести эту тяжёлую утрату".
Савва, епископ Зеленоградский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, заместитель управляющего делами Московской Патриархии, настоятель храма Илии Пророка в Черкизове, секретарь Межведомственной рабочей группы по координации помощи, оказываемой епархиям Донбасса и сопредельных территорий, находящихся в зоне конфликта: "На фронте принял смерть ещё один военный священник. Знаменитый в этой среде отец Михаил Васильев. Царствие Небесное, вечная память". Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор православного журнала "Фома", профессор МГИМО Владимир Легойда: "Царствие Небесное, дорогой отче! Вечная тебе память! Ты один такой был. Спасибо за всё!"
Протоиерей Андрей Спиридонов в беседе с "КП" сказал, что Михаил Васильев всегда отличался "беззаветной преданностью, самоотдачей и готовностью свою душу положить ради русского народа, церкви, страны, армии". Военкор Юрий Котенок: "Когда уходят из жизни НАСТОЯЩИЕ ПАСТЫРИ, всегда тяжело и больно становится на душе... Царствие Небесное, отец Михаил! Ты был до конца со своей паствой в голубых беретах и положил душу за други своя!"
Военкор Александр Сладков: "Херсонская область, ракетный удар ВСУ. Погиб как батюшка-воин, в рядах десантников. Да его и называли батюшкой ВДВ. Что сказать... Смелый, даже дерзкий, честный, даже не просто честный, а непреклонный правдоруб. Верный друг, лютый враг пороков, самокритичный, скромный, беззащитный перед несправедливостью, смиренный. Его самоирония так же филигранна, как уместна. Сколько же друзей я потерял. Знаю, кто враг, знаю, что мы должны идти к Победе. Знаю, что жертвы неизбежны, но так не хочу мириться с ними, их принимать. Отец Михаил незаменим. Реально. Бунтарь, солдат по жизни, но священник от начала и до конца... Друг мой, буду помнить тебя всегда. Земля пухом, Царствия Небесного..."

… В течение первого полугодия СВО о появлении в зоне боевых действий российских священников не сообщалось. Лишь 9 сентября стало известно о гибели священника Анатолия Григорьева, прибывшего в расположение татарстанского батальона «Алга». 45-летний священник и многодетный отец был настоятелем храма РПЦ в селе Исаково Зеленодольского района Татарстана.
Уже в период мобилизации погиб также многодетный протоиерей Евфимий Козловцев, называвший себя «походным священником сводной казачьей бригады «Дон» имени архистратига Михаила». Он был клириком Курганской епархии РПЦ, окормлял местные казачьи дружины и даже получил в одной из них звание подъесаула. Правда, увлечение казачеством помешало его священнослужению, и в 2016 году епархия вывела о. Евфимия за штат.
- Настоятель московского храма Святого Николы на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров) признается, что священники РПЦ отправились на спецоперацию потому, что «Министерство обороны не дает гарантий социальной помощи. Без этих гарантий только пять священников выехали на передовую».
Думается, не в одних гарантиях проблема — специфика СВО такова. Очень трудно найти мотивацию с христианской точки зрения, а те конструкты, которые предлагает кремлевская пропаганда, не очень убедительны для людей, хотя бы бегло читавших Евангелие. Когда патриарх Кирилл стоя обращался 4 ноября к сидящему Владимиру Путину, в его словах звучала обида.
«Кто такие были патриархи? — спросил он, как бы сомневаясь в своем сане. — Рядом с царем всегда сидели. Царь и патриарх!»
Особенно обидно должно быть этому идеологу «симфонии властей», что в нынешних трагических условиях религиозную мотивацию действий РФ в Украине стал формулировать сам Кремль, без привлечения патриарха. Сегодня уже не только политический или социальный, но и чисто религиозный дискурс полностью монополизировала власть. И епархии РПЦ, в обход своего церковного начальства в Москве, начинают вносить в богослужение «военные» изменения — так, как предписывают именно светские власти. Но с зажигательными речами в поддержку СВО выступают лишь патриарх, несколько архиереев и медийных священников, в то время как основная масса епископата и духовенства многозначительно молчит. В условиях такого «кризиса смыслов» уж точно не появится мартиролог новомучеников…
От себя хочется добавить, что протоиерею Михаилу Васильеву, трагически погибшему во время специальной военной операции на Украине в результате разрыва снаряда. 9 ноября 2022 года указом Президента Российской Федерации В.В. Путина присвоено звание Героя Российской Федерации.

Батюшка получил смертельное ранение от разорвавшегося в 3-х метрах от него снаряда, выпущенного украинскими нацистами из американской РСЗО HIMARS.


Рецензии