Таёжная отшельница

Суровая зима 2014 года для сибирской отшельницы Агафьи Карповны Лыковой, проживающей в лесном массиве Абаканского хребта Западного Саяна в Республике Хакасия, стала знаковой. В первый раз за всё время своего таёжного уединения она обратилась с просьбой о помощи. Тяжёлая простуда подкосила здоровье Агафьи и, передав через егерей заповедника письмо на «большую землю», она встала на колени перед старинными иконами и надолго забылась в молитвах…

Небольшой отрывок из этого послания миру: «Со слезами и плачем прошу вас не оставить Христа ради, помиловать сироту, в беде страждущую… сил никаких не стало… здоровье совсем плохо… в избе не топлено… живу круглосуточно голодом до последнего изнеможения… нужна помощь с дровами, по хозяйству, с огородом… не знаю, как зиму даст бог прозимовать, дров дома нет… надо каждый день дрова таскать, и на такой работе псалмы на ходу читать полностью… задыхаюсь...»

Но полномасштабной спасательной экспедиции к знаменитой таёжной отшельнице не последовало…

Не ринулись со всех ног спасать старушку ни «знаменитые" столичные блогеры, ни любители «дешёвого экстрима». В таёжную глухомань не закажешь себе суши, роллы и гамбургеры. Да и интернета там отродясь не было, да и не будет!

Помощь пришла, откуда совсем не ждали, из глухой таёжной деревушки Гарь в Томской области, где обосновалось поселение Старообрядцев-староверов, таких же, как и сама Агафья Карповна. А вызвался ей помочь молодой парень, 17-ти лет от роду, сын старосты старообрядцев - Александр Бесштанников. Решив, во чтобы-то ни стало помочь больной отшельнице, Александр связался с главой крупной общины старообрядцев в Томске, а далее с Горно-Алтайском. Добравшись до Горно-Алтайска, молодому человеку помогли те самые егеря и доставили до места, где располагалась заимка Лыковых на вертолёте, совершая очередной плановый облёт заповедника. Так же по ходатайству губернатора с ними полетел местный лесник, для чего, поведаю далее.

Поселился Александр в соседней заброшенной избушке, расположенной рядом с домом Агафьи. Вставал он в пять утра, молился и брался за тяжёлую работу. А работы предстояло много. Дров на зиму не было совсем. Пришлось в авральном режиме заготавливать поваленный валежник. Эту деляну с валежником как раз и показал здешний лесник, так как любые порубки на территории заповедника запрещены, а этот участок попадал под огнезащитные мероприятия и давно должен был быть убран – «да всё руки не доходили». Поваленные деревья приходилось таскать волоком по глубоким сугробам до самой заимки. Благо, что всё те же егеря дали на время парню бензопилу и немного бензина. Но вскоре бензин закончился и деревья пришлось распиливать вручную. Как потом ведала Агафья: «Дров мне Саша заготовил, аж на три зимы вперёд!» Кроме заготовки дров работы было предостаточно. Проснувшись утром, Александр перво-наперво затапливал печь в своей скромной хибарке, затем наскоро перекусив, начинал читать молитвы, а далее шёл протапливать дом для Агафьи. Так же приходилось готовить ужин и заваривать настои трав для престарелой отшельницы (от медикаментов она категорически отказывалась – Прим. Автора). Так же уборка и требующий большого ремонта дом Агафьи – все эти заботы легли на плечи молодого помощника.

Так в ежедневных хлопотах и тяжёлой работе прошла зима, а весной Саша получил весточку от родителей, что нужно ехать срочно домой, так как ему пришла повестка в армию. Он наскоро собрался и с первым же вертолётом отправился домой. Агафья Карповна до последнего момента не хотела отпускать своего, уже ставшего ей родным человеком - спасителя. Слёзно просила она остаться Александра, но для староверов служба в армии очень важна, как и все их древние законы. Молодой человек с тяжёлым сердцем покидал свою подопечную (как будто он уже тогда чувствовал, что больше они уже никогда не встретятся), но оставлял он её не одну. К тому времени к ним на заимку уже перебрался Ерофей Сазонтьевич – престарелый старообрядец из Горно-Алтайска.

И вот на заимку к Агафье Карповне прилетел вертолет из Таштагола, привез подарки и продукты. Прилетела и племянница женщины - Александра Мартюшева, которая упрашивала отшельницу вернуться к родным. Но отшельница полностью выздоровела и уезжать отказалась…

Саша сидел и смотрел в небольшой иллюминатор вертолёта. Далеко внизу мелькали макушки вековых сосен, а на душе у парня было полное смятение. Но тут он чётко осознал, что не хочет для себя такой скучной жизни и что после службы в армии он обязательно переедет в большой город, чтобы попробовать жить по-новому, а не как его родители и родственники. Ведь жизнь - она одна, а в мире так много всего интересного и непознанного. И только он так решил, как на душе вдруг стало тихо и безмятежно. Парень откинул голову на жесткое вертолётное кресло и тут же заснул.

А старая Агафья ещё долго стояла и всматривалась в голубой небосвод, провожая грустным взглядом исчезающую за горизонтом необычную летающую машину…


Рецензии