Образование. Проблема 3 К доске!
Я наблюдаю за детьми много лет, но буквально каждый день делаю открытия. Такая моя задача - познавать лично.
Кто-то давным - давно знает, что человек - это изначально личность! Причём ребёнок может оказаться гораздо ценнее родителя (хотя ценность родителя в том, что он дал эту жизнь).
Но давайте признаем честно: как часто родители относятся к детям, как к равным личностям? Вначале умиляемся: сюси-пуси! Потом начинаем раздражаться, потом сердиться, потом гневаться...
Меня часто мучил вопрос: почему? Сейчас понимаю. Просто, оставаясь внутренне детьми, мы просто не знаем, как правильно поступать с взрослеющими потомками.
То, что мы внутри остаЁмся детьми, хорошо. НО это касаемо наших умений любить и прощать. Взрослеющее тело предполагает взрослеющий разум, но как правило, разум не торопится.
И вот дети взрослые телом против детей юных становятся в тупик. Они понятия не имеют, что делать! Как заставить малышей подчиняться, чтобы дать им правильное воспитание. А вот здесь и кроется одна из тайн. Ключевое слово "подчиняться" и выполнять все требования взрослого. Дети часто не хотят этого делать. Почему? Увы, они видят слабость воспитателя, видят такого ребёнка, как они, только пытающегося доминировать.
Это уже насилие над личностью. И оно естественно вызывает законный протест воспитуемого.
Но я сейчас не буду расписывать, как надо относиться к будущему человеку ещё до его зачатия. Верю, что умные люди напишут, издадут и претворят в жизнь прекрасные новые трактаты о воспитании.
Хочется обратить внимание родителей, воспитателей, учителей на отношение к уже рождённым детям. Нам, взрослым детям, нужно стремиться заслужить уважение и доверие детей малых.
Возьмём детские сады. В большинстве своём воспитатели не обращают внимания на эмоциональную составляющую ребёнка, которому поручают выполнять определённую задачу. Группа. Много детей. Не у каждого ребёнка раскованность, уверенность в себе. А вот требования одинаковые ко всем.
Если ребёнок отказывается исполнять, либо замыкается - получает статус тупого! И его отодвигают на задний план. А в малыше талантище! Его нужно открыть, раскрепостить душу.
В противных случаях мы получаем очередную порцию взрослых детей, среди которых всё больше больных, неадекватных, зависимых и т.д.
Давайте вспомним любимую школу. Скажите честно, кто вздрагивал от счастья при фразе учителя:" (имярек) к доске!" Для многих это звучало (и звучит) как приговор. Довольно часто ребёнок, даже знающий урок, теряется и отвечает не настолько, насколько выучил.
Начиная с яслей, жизненно необходимо воспитывать в детях уверенность в собственных силах. Помочь ему понять, что окружающие его - это друзья, его любят, ему рады, им восхищаются.
И тогда на "клумбах" детских садов и школ расцветут такие удивительные цветы, каких мир не видывал.
Обидно, что тонкости открылись мне только сейчас. Я работаю с детьми, изучая их психологию что называется изнутри.
Эпизод 1. Предлагаю воспитаннику рассказать стихотворение не сидя рядом со мной на стуле за рабочим столом, а выйдя на середину комнаты. Вышел. Стал рассказывать, необычайно волнуясь. А во всём доме мы одни! Предлагаю ему поменяться местами:"Давай я первая расскажу!"
Не поверите! Встаю, выхожу на середину комнаты и...ОЩУЩАЮ ДИСКОМФОРТ!!! Это с моим-то опытом! Не подаю вида, с чувством рассказываю стих.
Чуть позже мне удалось выработать у мальчишки веру в себя, спокойствие и умение читать так, как за столом.
Эпизод 2. Эксперимент с воспитанницей. Повторяю то же самое. И всё повторяется в том же порядке. Дети стесняются даже собственных родителей! Но приложенные усилия дали поразительные результаты. Сейчас девчонку можно смело отправлять на конкурс чтецов.
Если упустили момент воспитания в саду, надо браться за дело учителям. Необходимо помочь понять детям, что они равные среди равных, уважаемы.
Свидетельство о публикации №222111001253
Я вот что подумал. Там, где собирается сразу много людей, неизбежно приходится отказываться от индивидуализации. Собранных в больших количествах людей (детский сад, школа, армия, тюрьма и прочее) приходится строить, заставлять одновременно замолчать, слушать начальника (воспитателя, учителя, командира, надзирателя...) и одновременно выполнять их команды. Иначе никак. Ходить строем и делать всё хором.
А в дополнительном образовании, к примеру, вполне можно реализовать личностный подход. Поэтому я в своё время и ушёл из школы в доп. образование и не жалею.
Григорий Рейнгольд 28.11.2024 18:18 Заявить о нарушении
Много сил тогда отдала, чтобы пробудить в ребятишках личности. Контакт наладился.
Я им говорила:" Ребята! Можете играть во что хотите, но когда я скажу: - это серьёзно, вам придётся послушать меня. Дети - существа тонкие и умные. Они понимали.
Одновременно я изучала детей, их психику, способности и... училась у них сама!
А сейчас я работаю частным методом. И мне посчастливилось трудиться с "особенным" ребёнком. Вначале думала не смогу. Но вот промелькнули уже два года, как день!
Спасибо за отклик, коллега!
Галина Према 29.11.2024 17:00 Заявить о нарушении