Кто придумал ноты?

фото :Памятник Гвидо Аретинскому

На рубеже X-XI веков в Италии жил бенедиктинкий монах по имени Гвидо Аретинский. В монастыре небольшого итальянского городка Ареццо, Гвидо руководил детским хором кафедральной школы.
В Средние века главное место в образовании занимала церковная музыка и церковное обучение, сосредоточенное в школах при монастырях. Учащихся учили читать и писать на латинском языке, на котором велось богослужение. Дети учились чтению молитв, церковному пению, счету. Процесс обучения был трудным и длительным, рассчитанным на механическое запоминание.

До нот в европейской музыке использовались особые знаки — невмы.
Невма применялась в Средние века  для записи богослужебных песнопений  в христианских церквах Запада и Востока.
Не;вма (лат. neuma от др.-греч.«знак рукой или глазами, кивок») — многозначный музыкальный термин. Невма не указывала точных высот и длительностей звуков. Она предназначена для того, чтобы напомнить певчему об уже известной ему (ранее разученной) мелодии.

Гвидо Аретинский прославился как реформатор музыкальной записи. Старые невмы он поместил на линейках и между ними.
Гвидо Аретинский, начертил усовершенствованный нотный стан — четыре параллельные линии, на которых стал изображать каждый звук отдельной нотой — заштрихованным квадратиком.
Чтобы облегчить и ускорить процесс обучения, Гвидо придумал записывать на четырёх линиях нотного стана музыкальные звуки новыми специальными знаками. А так как на латинский язык, язык католических месс, слово «знак» переводится как «нота», он и назвал музыкальные знаки – нотами.
Сейчас линий пять, ноты отмечаются кружочками, но принцип Гвидо все тот же — чем выше нота, тем более высокую линейку она занимает.

   Для того же, чтобы дать имя каждой из 7 нот, Гвидо Аретинский взял гимн Святому Иоанну и использовал первые слоги каждой строчки:
 UTqueant laxis (чтобы слуги твои)
 REsonare fibris (голосами своими)
 MIra gestorum (смогли воспеть)
 FAmuli tuorum, (чудные деяния твои)
 SOLve polluti (очисти грех)
 LAbii reatum, (с наших опороченных уст)
 Sacte Ioannes. (Святой Иоанн)
Выбор именно этого гимна не случаен, так как каждая последующая строчка поется на тон выше предыдущей.

Гвидо ввел методику разучивания незнакомых мелодий «по руке», которая с XII века и на протяжении нескольких последующих столетий получила известность как Гвидонова рука (лат. manus Guidonis).
Управляя своими певчими, монах-музыкант сгибал и разгибал пальцы, на каждом суставе которой условно располагался звук, указывая на ту или иную ноту. Это вокальное упражнение в чтении нот без текста распевать ноты, при помощи Гвидовой руки используется и сейчас.

 Ut, re, mi, fa, sol, la, si – звучали музыкальные ноты вплоть до XVI века, когда первую, закрытую и неудобную для пения ноту «ut» заменили на привычную нам – «Do». Взяли ее из латинского слова Dominus, т.е. Господь.
Сегодня для обозначения нот используются следующие полные имена:
• Do – Dominus – Господь;
• Re – rerum – Материя;
• Mi – miraculum – Чудо;
• Fa – familias рlanetarium – Семья планет, т.е. солнечная система;
• Sol – solis – Солнце;
• La – lactea via – Млечный путь;
• Si – siderae – Небеса.
 
Музыкальные ноты на нотном стане появились, благодаря талантливому учителю, монаху-бенедиктинецу  Гвидо Аретинскому помогая всем желающим с легкостью изучать музыкальную грамоту.
Памятник Гвидо Аретинскому стоит в Ареццо и во Флоренции. На стене дома, где жил музыкант, есть мемориальная доска с изображенным нотным станом.


Рецензии
А как сочиняется музыка? Весьма познавательный труд. Нажму на зеленую кнопку!

Владимир Шамилов Георгиев   19.05.2023 13:57     Заявить о нарушении
Спасибо! Рад, что Вам было интересно

Леонард Позолотин   19.05.2023 15:21   Заявить о нарушении