45. Весна-осень 1376 года, Дмитрий Иванович

Назначение Киприана сильно уязвило Москву. Её 50-летный союз с духовными владыками очень помог достичь имеющегося сейчас могущества. Благодаря нахождению митрополитов в Москве русские люди смотрели на неё как на особенный город, а не просто как на столицу княжества, пусть и сильного.

Но сломленными или проигравшими Дмитрий сотоварищи себя отнюдь не чувствовали. Владыка Алексий по-прежнему оставался сторонником Москвы. Светское доминирование на северо-восточной и северо-западной Руси тоже никуда не исчезло и даже возросло. Московское правительство собиралось любыми способами — посулами, подкупом, шантажом — вынудить патриарха отменить решение передачи по смерти Алексия подвластных ему епископий Киприану. Они должны были отойти кандидату, выбранному великим князем.

Дмитрий определил на роль алексиева преемника некоего Митяя — своего друга, личного духовника и хранителя княжеской печати. Статный красавец, человек немалого ума и красноречия, Митяй носил чин иерея, то есть принадлежал к «белому» духовенству, а значит имел право на многие мирские радости (например, на вступление в брак), но не на высшие церковные должности. Дмитрий добился его пострижение под именем Михаила, после чего тот стал архимандритом придворного Спасского монастыря. Правда жизнелюбивого Митяя монашеская жизнь не прельщала. Он не хотел уходить из «мира» даже ради митрополичьего титула и до последнего отбивался от пострига. Лишь боязнь княжеской немилости заставила беднягу подчиниться.

А вот дальше намерения Дмитрия Ивановича сделать Митяя-Михаила следующим митрополитом натолкнулось на резкое сопротивление Алексия, епископов и монашества. Избежавший длительного монашеского искуса Митяй-Михаил не имел права на титул главы Русской церкви. Клир выдвигал на эту должность Дионисия Суздальского либо Сергия Радонежского. Ни тот, ни другой Дмитрия не устраивал. Первый был близок суздальско-нижегородскому княжескому дому, второй — слишком блаженен и в случае избрания стал бы руководствоваться общеморальными нормами, а не московскими интересами.

Тем временем произошло событие, которое давало надежду на низложение Киприана. В Цареграде случился переворот. Венецианского сторонника Иоанна V сменил курируемый генуэзцами Андронник VI. Филофея заточили в монастырь, его место занял какой-то Макарий.

-Киприан является ставленником прошлого кесаря и патриарха, - сказал Дмитрий. - Значит, он не может устраивать нынешнюю цареградскую власть в качестве русского митрополита. Нужно воспользоваться текущей обстановкой! С помощью нового патриарха мы докажем, что Киприан рукоположен не по правилам и низложим его. А после Алексия его место займёт Михаил. У нас теперь есть для этого всё — политическая воля, финансовые возможности и общие интересы с тандемом Андронник-Макарий.


Рецензии