Личностное развитие для жизнеспасительного прорыва

Предисловие

В главке «Hitler rightly called the Jews doomed (Гитлер справедливо назвал евреев обреченными)», http://proza.ru/2021/12/16/1910, 2021, я попытался обосновать концепцию особой духовности евреев как основы их  исторической судьбы.

Мое видение:

“С момента первого изгнания из Страны евреи теряют ... отчасти культуру,”. Культура междуусобицы, порождаемой экономическими интересами, замещается культурой приспособления к проживанию в чужой среде, настроенной злоупотребить пришельцами в меру слабости этих пришельцев. Приспособление состоялось в варианте внутренней перестройки еврейской диаспоры - 1.разделение на сравнительно существенно более сильный слой и столь же существенно более слабый с 2.подстановкой/сдачей более сильным своих более слабых соплеменников под притеснения и избиения с получением за это более сильным некоторых послаблений от притеснений и избиений.
 
***

В 2007 году, когда я еще не помышлял стать единицей в Израильской Еврейской Массе и озаботиться проблемой способности этой Массы к жизнеспасительному маневрированию под угрозой нарастающего межцивилизационного противоборства анти-«Запада» с «Западом», я пытался проработать близкую по смыслу проблему.

Тогда восторженно обсуждалась казавшаяся близкой радужная перспектива вступления постсоветской России в ВТО - Всемирную Торговую Организацию; перспектива разгуляться на просторах международной торговли.

Более трезвое понимание реалий требовало озаботиться готовностью российской предпринимательской массой к эффективному поведению в системе принципиально новых для нее отношений.

Под влиянием социально-политических явлений глобального масштаба время от времени возникают ситуации, в корне меняющие смыслы востребованности в типах личности. Условия начала 1990-х открыли дорогу предприимчивым людям, способным ориентироваться в ситуациях с риском. Людям, которые ведомы чувствами и интуицией. После того, как разного рода собственность структурировалась, стали востребованы исполнители предпринимательских проектов собственников. Исполнители, достоинства которых - умение ощущать и определять содержание заданного проекта.

Упор в образовательной области на развитие компетентности исполнителей проектов призван решать две задачи:

- Обеспечивать собственников и руководителей собственности исполнительскими кадрами,
- Притормозить проявления способностей к чувству и интуиции, которые могут порождать конкурентов состоявшимся собственникам и их представителям в оперировании собственностью.

Объявленная перспектива вхождения России в ВТО порождает национальный спрос на образовательные программы, обеспечивающие развитие оценочных способностей и интуиции. Эти качества становятся экзистенциально востребованными.

Тогда, в 2007 на конференции в Центре психологических и личностных тренингов «Синтон», https://syntone.ru докладывался анализ опыта попыток осуществления развивающего обучения в различных группах обучаемых.

Группы:

- Состоявшиеся менеджеры 30-40 лет в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров,
- Состоявшиеся менеджеры 30-45 лет на постсоветской территории, обучающиеся в Открытой школе бизнеса Открытого университета Великобритании,
- Студенты кафедр менеджмента традиционных технических университетов России,
- Студенты экономических специальностей новообразований в сети высшей школы.
Содержание исследования:
- диагностика способностей к развитию самоответственности и холистичности;
- диагностика притязаний;
- диагностика локальной востребованности;
- подбор целей и задач содействия развитию личности менеджера;
- подбор методики содействия развитию; проблемы измерения состояний и динамики развития менеджерской личностной компетентности.

В качестве оснований для проектирования образовательного пространства приняты смыслы, которые на других конкретных задачах прорабатывали И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин. Для рассматриваемой задачи это:

1. Поскольку личности обучаемых разные (по стартовому состоянию развития, по установкам и т. д.) и, кроме того, конкретные состояния обучаемых разные в разные моменты учебного общения, проектирование форм развития должно быть гибким и адекватным каждому конкретному состоянию конкретной личности.

2. Проект исходит из ситуации исторического кризиса обретения существенной жизненной перспективы - перехода обучаемого из состояния исполнителя в состояние целеполагающего социально ответственного субъекта.

3. Целостный образ развития задается тремя категориальными конструкциями:
а) отношением пассивной и активной форм социального существования;
б) структурой отношений и событийности;
в) строением посреднического действия.
Исторический кризис здесь - это этап ломки и воссоздания отношений и событийности исполнительской-самоответственной жизни. Задача посредничества - явление обучаемому менеджерской самоответственности как формы его, личности, совершенства, т. е. оформление события обретения менеджерской компетентности.

4. Предметом проектирования является образовательное посредничество.

5. Задачей проектировщика является не предложение готовых решений, а максимально выразительное оформление и объективация исторических противоречий развития от исполнительского состояния в состояние предприимчивого менеджера. На прямое задание явственных форм событийности, проектирование самих ритуалов перехода от исполнительских к менеджерским функциям налагается запрет.

6. Современный кризис развития в менеджеры - совпадение во времени освоения роли менеджера с ситуацией национального кризиса вхождения в систему ВТО. Основной разрыв менеджмент-образования у нас - это расхождение требований образовательной системы и требований западного практического менеджмента (становления самостоятельности и холистичности).

7. Именно это противоречие должно быть объективировано в проекте. В нем должны быть противопоставлены личностные и социальные формы развития. Образовательное пространство должно конституироваться двумя полюсами, один из которых является движением развития личности, а другой - развития носителя функциональной компетентности.

8. Пространство совместной работы преподавателей и обучаемых должно быть построено так, чтобы преподаватель был загружен собственной культуросозидательной работой и самосозидательной работой обучаемых.
В педагогическом эксперименте упор сделан на развитии следующего комплекса компонент личностной компетентности менеджера:

К1 - способность осознавать содержание своей ответственности и
сфокусироваться на этой ответственности;
К2 - способность системно-целостно просматривать зону своего проявления (зону ответственности и ее окружение);
К3 - способность разделить сущность от формы и фокусироваться на сущности;
К4 - способность рефлексировать себя и других.

По мере развития этих компетентностей, для обеспечения их функционального проявления проводится обучение студентов соответствующим интеллектуальным инструментам - системе известных понятий, концепций, моделей.

Основные формы развивающего воздействия:

- введение личностных и сущностных смыслов в письменные работы, в групповые интернет-конференции, в материалы тематических сессий работы с печатными самоучителями,
- активизация и рефлексия системных топологических образов во внутреннем видении (развитие системного видения).

Наличие конкурентного давления все время создает ситуацию неопределенности. Неопределенность в непрерывном процессе игры противоборствующих сил, определенность - в конкретных проявлениях в конкретные моменты. Особенностью менеджмента в условиях с конкуренцией является то, что должны работать все 4 компоненты механизма ориентации.

Этапы освоения менеджером ситуации деятельности:

- иррационально: чувство, что есть в среде жизненно важный продукт, + интуитивное осмысление возможности получения этого продукта,
- ощущение наполненности этой среды множеством предметов, имеющих отношение к факту наличия продукта и возможности его обретения,
- осознание содержания этих предметов,
- оценка влияния этих предметов на движение целевого продукта («чувство»),
- оценка возможности влияния на обретение этого продукта (интуиция, осмысление). Формирование во внутреннем видении поля смыслов с вариантами целесообразных субъектных проявлений,
- в этом поле появляются ощущения наличия смыслонаполненных элементов.

Далее - осознается содержание этих предметов … так, постепенно снимается начальная неопределенность, но открываются новые неопределенности. В условиях конкуренции за обретение продукта имеет значение сравнительная степень снятия неопределенности у конкурентов. Тот, кому ситуация сравнительно более понятна (по целостности, точности, темпам освоения), обретает конкурентное преимущество.

Готовые концепции - снимают содержательную и смысловую неопределенность с отдельных фрагментов ситуации. Позволяют сфокусировать внимание на фрагментах, не охваченных готовыми концепциями. Таким образом, освоение ситуации осуществляется комплексом «личностная + инструментальная компетентность». Шанс на выигрыш имеет тот из конкурентов, у кого такой комплекс является более эффективным. Вклад готовых концепций зависит в меньшей степени от их количества и состава, чем от осмысленного их включения в этот ориентационный комплекс.
Системный объект, который все время на протяжении посреднического общения преподавателя с обучаемым, преподаватель держит в поле своего зрения, охватывает:

- управляемую среду субъекта деятельности, включающую самого субъекта и мотивационно управляемый им ресурс носителей исполнительской компетентности, активов иного рода, операционной подсистемы формирования обменного продукта, подсистемы обменных операций, подсистем трансформации собственности и движения информации;
- зону потенциальных отдателей жизненно важного продукта для Субъекта, состоящую из динамичного набора подзон с характеристиками и реакциями на перспективу обмена;
- управляемую среду конкурирующего субъекта с аналогичной структурой
- среду факторов влияния на названные подподсистемы.

Управляемые среды субъектов в отношении потенциала отдачи имеют динамичный управляемый набор сил и слабостей с точки зрения готовности к реагированию на благоприятные или неблагоприятные возможности отдачи целевого продукта потенциальными отдателями.

Информация извне (об объекте) проходит через бессознательное и сознательное. В зависимости от рационального или иррационального, этот поток информации в большей степени прорабатывается в той или иной сфере. Для решения определенных ситуаций достаточна рациональная сфера восприятия и проработки информации. Для решения неопределенных ситуаций нужна иррациональная сфера, позволяющая перевести неопределенности в определенности, затем включается рациональная сфера.
Одной из предпосылок конкурентного превосходства для Субъекта является ориентация в отношении системы на уровне полноты, точности и темпов ориентирования, лучшем, чем это получается у конкурента.


Рецензии