Эссе о музыке 1

        Что же такое музыка? Музыка в чистом виде есть своеобразный трамплин для

возникновения различных чувств,эмоций и фантазий. Это некое подобие абстрактного

фантазирования или абстрактного чувствования.  Артур Шопенгауэр определяет музыку

как бессознательное философствование.  Я нахожу это определение слишком сложным и

не совсем раскрывающим суть данного процесса. Я вообще очень не люблю сам термин

"бессознательное".  Под музыкой в чистом виде я прежде всего понимаю музыку без

песен и без видео,то есть именно ту музыку,что мы слушаем в наушниках не находясь

на концерте. Именно такая музыка позволяет нам чувствовать без подсказок. Тогда

как,напротив, любая другая форма искусства даже и музыкального(опера,концерты

классической музыки в любых концертных залах,песенные концерты,театр,кино,поэзия,проза и живопись) всегда нам подбрасывают или отвлечения или подсказки. Например,когда я читаю стихи своих любимых авторов,я

всегда сравниваю их переживания со своими переживаниями,читая прозу я полностью погружаюсь в проблемы героев данной книги,а рассматривая красивую картину,я также пользуюсь какими-то внешними подсказками,служащими стимулом для возникновения у меня эмоций и чувств. Когда я вижу красивую певицу,поющую в опере,я смотрю прежде всего на неё и от меня полностью уходит всё содержание той части оперы,которая она исполняет.  Зато я балдею от самой певицы и испытываю положительные эмоции от её обаяния.  А вот музыка в чистом виде у меня почти никогда не может пробудить положительные эмоции.  Я люблю музыку,но никак не могу констатировать,что я нахожу в ней нечто позитивное.  Вообще,не только содержание текста данной песни,но и даже сами звуки человеческих голосов рождают в нас какие-либо положительные или отрицательные эмоции.  То есть пение и песня тоже являются стимулом и подсказками для наших чувств. Вместе с тем музыка вовсе не погружена в самоё себя,она вовсе не так самодостаточна как считал тот же Шопенгауэр. Это связано с тем что музыку придумают люди и эти же самые личности

вкладывают в эту музыку свои положительные или отрицательные эмоции.  А потом уже другие люди слушают её и понимают её по своему.  Шопенгауэр здесь явно путает музыку со звуком вообще. А звук в принципе является скорее раздражителем

чем утешителем. Сейчас мы все уже знаем,что хотя в космосе звук и не распространяется для наших человеческих ушей,космос всё же содержит в себе звук

и эти звуки космоса(звуки звёзд,планет и пульсаров) мы сейчас можем слышать

благодаря современной космической технике. Вне всякого сомнения эти звуки космоса вполне могут вдохновить очень многих музыкантов играющих рок или качественное техно.  Однако звуки это ещё не музыка.  Любая музыка создаётся людьми и по большому счёту Бога,дьявола и мировую стихию(мировую волю) могут представлять только звуки,а вовсе не музыка. Звуки или звук вообще. Разумеется,это отнюдь не бесспорная точка зрения.  Все мы знаем что есть и различные направления религиозной музыки и всяческая чертовщина в ней. Однако, сам Шопенгауэр почитал музыку такой же индифферентной ко всему,как и его мировая

воля.  Я уже выше писал,что музыка никак не может быть индифферентной и погружённой в самоё себя,потому что она содержит в себе самой эмоции и чувства

своего создателя. И это не Бог,не дьявол и не мировая воля,а человек написавший

эту мелодию. Да,она содержит в себе и ужас,и печаль,и радость,и умиротворение,но

отнюдь не в равной пропорции,а именно так как и чем её зарядил композитор,написавший данную музыку. При этом каждый из нас может слышать эту

музыку совершенно по разному. Что до меня,я вовсе не отношу музыку к высшему

разряду творчества. Я просто ставлю её значительно выше архитектуры и скульптуры

А скульптуру я вообще не понимаю и не люблю. Если бы у меня была бы возможность

классифицировать искусство,я превыше всего поставил бы поэзию.  Но всё это уже

незначительное отступление от темы. 

   Продолжение следует...


Рецензии