Орстхойцы Карабулаки и Осетины
Чеченский историк Тесаев З. А. пишет - В данной работе проводится анализ ичкерийского цикла чеченского нартского эпоса с выявлением в нём исторических сведений в свете археологических данных и их сопоставления с социально-политической картиной исследуемого периода. Прежде всего рассматривается период антифеодального движения в горах в разгар феодальной раздробленности Алании во 2-й половине XII века на примере противостояния горцев Дзурдзукетии и военно-феодальной касты Аланского царства (так называемого аланского сословия Ахсартаг или Наьрт-Орстхо). Орстхой не являлись генетически монолитным образованием. Подобно В. Абаеву, отождествляя нартов и орстхой, И. Саидов писал, что некоторые нарт-орстхоевцы «были ичкерийского происхождения». По утверждению Ф. Х. Гутнова, к началу 10-ого века, военная аристократия алан «захватила ведущие позиции в аланском раннеклассовом обществе.» Из его высшего слоя – «багатаров» - происходил «царский род алан Ахсартаговых». Ахсартаговы, как мы выяснили, были и по-прежнему отождествляются с нарт-орстхойцами, т.е. кастой Орстхой. Эта же фамилия представляла собой «царский род алан». (Источник - ТЕСАЕВ З. А. АНТИФЕОДАЛЬНАЯ БОРЬБА ЧЕЧЕНЦЕВ В ПЕРИОД РАЗДРОБЛЕННОСТИ АЛАНСКОГО ГОСУДАРСТВА.) А осетинский историк В. И. Абаев про осетинский нартский эпос пишет — Центральных циклов в нартовском эпосе намечается четыре. 1. Начало нартов (Уархаг и его сыновья, Ахсар и Ахсартаг.) Согласно вариантам, записанными от лучших сказителей, родоначальником нартов был Уархаг. У него было два сына-близнеца Ахсар и Ахсартаг. Имя родоначальника нартов Уархаг есть не что иное, как старое осетинское слово, означавшее «волк». Нарты делились по большинству вариантов на три фамилии: Ахсартаггата, Бората и Алагата. (Источник — В. И. АБАЕВ. НАРТОВСКИЙ ЭПОС ОСЕТИН.) То есть в осетинском нартском эпосе два брата Ахсар и Ахсартаг основатели рода Ахсартаггата, это род первый и он предок всех остальных родов. Самое интересное здесь то, что можно наблюдать поразительное сходство имён в работе чеченского историка Тесаева З. А. аланской касты орстхойцев — Ахсартаговы и в работе осетинского историка В. И. Абаева в осетинском нартском эпосе главного рода — Ахсартаггата, предка всех остальных осетинских нартских родов. Здесь есть намёк на то, что в глубокой древности предками осетинского народа до его языковой иронизации могли быть аланы орстхойцы, это отразилось даже в древних сказаниях осетинского народа. Более того, как объяснял в своём видео чеченский историк Руслан Арсанукаев, в самом начале процесса формирования орстхойцы-карабулаки формировались из выходцев галанчожского ущелья, это были чеченские тайпы - аккий, нашхой, цечой, мержой, галай. (Источник - Ютуб - VAYN HISTORY - Видео - Расселение вайнахских этнографических групп в 18-19 веках.) А чеченский историк Хасан Бакаев объяснял в своём видео, что общаясь с чеченским учёным генетиком Пахрудином Арсановым выяснилось, что очень многие осетины по генетике происходят из нашхинского кластера. (Источник - Ютуб - Nahche World - Видео - Историк Хасан Бакаев. Жизнь в древней Антарктиде. Выпуск 75: 4 часть 72-го выпуска.) В тот же момент чеченский историк Хаджи Хизриев писал - В осетинском языке сохранились все гортанные звуки чеченского языка, что ещё раз подтверждает кавказское происхождение осетин и чеченский субстрат осетинского языка. Антропологический материал так же доказывает, что осетины, балкарцы и карачаевцы такие же чистые кавкасионы, как и чеченцы. (Источник - Хаджи Хизриев. К вопросу о чеченцах в древности и средневековье.)
Чеченский историк Амин Ангуни пишет - На востоке у самого Каспия жили другие Нахи, так же не принимавшие власть царя. То были Авхой – Авхарой – (Ауховцы), которых сегодня переводчики летописей ложно записывают в Аварцев. Их земли именовались Аух или Овхар и они так же были грозной силой, имевшей свои сатрапии к югу вдоль побережья до самого Дару-Банда. На западе, за Башламом обитали не менее воинственные Дигарой (Дигорцы), которые были частью военной нахской касты Орстхой. О них известно, что задолго до появления Монголов состоялось сражение между Дигорами, подстрекаемыми Татами и другими Орстхойцами. Дело в том, что Дигоры, располагаясь в особенно «горячих» областях, были недовольны запретом Мехк-Кхела избирать Мехка-Да из числа силовых каст, дабы избежать военного переворота в стране. Таты использовали это в своих интересах, чтобы отделить тех от других обществ и укрепиться посредством них. Закончилось это бегством последних и поражением предыдущих. Случилось то до 10-го века от исчисления христиан. К северу от Дигоройцев, Гаппинцев и Дзурдзуков жили собственно Орстхой – грозная военная каста Нахов, которая занимала середину между Нахскими обществами и обширную территорию Кавказской равнины. Как и подобает военному крылу, символом Орстхойцев был горный орёл. Они состояли из множества родов, таких как Цечой, Ялхарой, Дигорой, Галгай, Балхарой, Гажарий, Мержой и многих других. Между обитателями равнины (собственно Орстхойцами), жило общество Нашхой – одно из самых выдающихся обществ, которое хранило очаг Нахов. (Источник - Амин Ангуни. Государственность народа Нохчий.) А чеченский историк Амин Тесаев на ютуб канале объяснил следующее - «дигорцы, генетически очень близкие чеченцам, это правда, это так.» (Источник - Ютуб - КЛУБ РОССИЙСКИХ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ - Видео - Интервью С Амином Тесаевым.) Всё это очень сильно намекает в целом на большой орстхойский след в осетинской истории. Интересно и то, что историк орстхоец Аслан Эльмурзаев пишет — К началу XXI века Арстхой представлены родоплеменными группами — Астаной, Ашхой, Белхарой, Булгучий, Галай, Гандалой, Гарчой, Гажарой, Мержой, Мужухой, Хой, Фарги, Цечой, частично Шатой. В прошлом помимо перечисленных, в этот перечень входили — Абзой, Арбай, а согласно преданиям — Дай и Жанеевцы. Д1ай от нас отделились, оставили свои поселения и ушли в сторону Персии. С того же направления много позже пришли к нам Г1ажарой — наши соплеменники. (Источник — Общественно-политический, литературно-художественный, иллюстрированный журнал Жизнь национальностей. Статья - Аслан Эльмурзаев. Многоликая Россия: Кавказ и его народы: Арстхой.) Г1ажарой - орстхойский тайп, Д1ай - сегодня известен как чеченский тайп тукхума Чеберлой, до этого может были частью орстхоевцев. Г1ажарой быть может вернулись к Орстхой, а Д1ай возвратившись осели в Чеберлой. Интересно здесь и то, что Аслан Эльмурзаев явно пишет о том, что в древности орстхоевцы уходили в Персию, а затем возвращались, кто знает, может часть орстхоевцев вернувшиеся с Персии, уже хорошо знали иранский язык... ведь Персия это древнее название страны в Юго-Западной Азии, которая с 1935 года официально называется Ираном, а персидский язык — ведущий язык иранской группы индоевропейской семьи языков. Сегодня на Кавказе на иранском говорят как раз осетины, правда, в их языке встречается масса схожих слов, из чеченского и ингушского языков...
Как известно в вайнахских преданиях и в разных трудах разных историков, орстхойцы карабулаки были очень воинственны, не обошла эта черта характера и осетинский народ, к примеру, касаясь темы войны кавказцев против царских войск историк И. Г. Викторов пишет - «Решено было занять суровую горную страну,—пишет историк войны на Кавказе Потто,—известную под именем Дигории», куда был направлен отряд генерала Дегтярёва. Но отряд потерпел поражение, ибо на помощь дигорцам прибыли большие толпы кабардинцев. Это лучшее доказательство вздорности великодержавной и националистической теории о том, что кабардинский народ, якобы, был историческим врагом осетинского народа. Наступление царизма на внутренние области Кавказа вызывает мощное национально-освободительное движение, во главе которого с 1835 года становится знаменитый имам Шамиль. Осетинский народ в этом движении принял самое энергичное участие. В 1830 году восстала вся Южная и Северная Осетия. Паскевич поучил генералу Стрекалову немедленно открыть экспедицию против осетин. Было решено направить для завоевания Осетии две военные экспедиции, «как для наказания буйных осетинских племён, так и для проведения народа сего к положительной присяге на верноподданство государю императору.» В Северную Осетию был направлен отряд под начальством генерала Абхазова, а в Южную Ренненкампфа. Писатели-монархисты отмечали, что осетины «считали лучше умереть..., чем покориться». Царским войскам каждый шаг территории Осетии приходилось брать с боем. Каждый выступ был превращен в засаду, каждая скала — в крепость. В донесении графу Чернышеву Паскевич так описывает борьбу во время осады башни селения Колы в Южной Осетии: «Осетины, бросаясь с неимоверной яростью на солдат, хотели открыть себе путь оружием, но были подняты на штыки и только один из них взят в плен, все оставшиеся в крепости, пренебрегая жизнью, сгорели посреди стен». Нужно отметить, что вместе с осетинами против царизма боролись ингуши и чеченцы. «Главными пособниками осетин были ингуши»— отмечают царские власти. Несмотря на героическое сопротивление осетинский народ был побеждён. Царские войска превосходили его численностью и вооружением. В победе царских войск огромную роль сыграла артиллерия, против которой осетины были бессильны. Измена верхов была так же важнейшей причиной поражения осетинского народа. В заключение своего доклада Абхазов хвастливо писал: «Правительство имеет все средства к совершенному истреблению и покорению сих горцев, которых до сего времени считали непобедимыми». Царское правительство, благодарное Абхазову и Ренненкампфу за разгром Осетии, дало им по ордену святой Анны. Разгром Осетии был настолько ужасен, что монархист Чудинов писал: «за пределами событий 1830 года у осетин нет больше истории». Несмотря на то, что в 1830—1831 годах Осетия была распластана царскими войсками в союзе с осетинскими феодалами, её горы были усыпаны трупами, пашни вытоптаны, многие селения сметены с лица земли, осетинский народ не прекращал борьбы против национального гнёта. В движении Шамиля он по-прежнему принял активное участие. В сущности поражение движения под руководством Шамиля было временем окончательного завоевания Осетии. Осетия превратилась в колонию царского правительства. Против горцев выступал не русский народ, а русские помещики и буржуазия — злейшие враги своего народа. Лучшие сыны русского народа горячо протестовали против колониальных захватов царизма. Протестуя против феодальных порядков в армии и колониальной политики царизма, русские солдаты группами переходили на сторону горцев. Вся артиллерийская прислуга Шамиля, отмечают официальные царские историки, состояла из беглых русских солдат. (Источник - ВИКТОРОВ И. Г. СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ. Политико-экономический очерк Северо-Осетинской АССР.)
Свидетельство о публикации №222111000163