О романе t Виктора Пелевина

       Могли  бы Толстой и Достоевский встретиться и поработать над совместной книгой?  Вряд ли.  При жизни великие русские классики не были даже знакомы, но им удается свидеться в романе «t» Виктора Пелевина. Впрочем, здесь Достоевский высасывает ману из мертвяков, а Толстой владеет видом единоборства «незнас», а ещё  встречаются  в смертельной схватке, параллельно выкрикивая названия своих произведений. Дико, неправда ли?

     Читая очередной роман Пелевина, я решила поделиться своими размышлениями. И хотя Виктор Олегович – писатель, получивший одобрение не только отечественных, но и зарубежных критиков уже отмечен многочисленными рецензиями, роман «t» по каким-то причинам остался в стороне.

       Сразу  впечатляет, что философский смысл произведения автор подает с помощью иронии и гротеска, а для лучшей иллюстрации постмодернистских идей часто обращается к буддизму и мифологии.

       Пелевинский мир иллюзорен, хотя герои стремятся узнать явные представления о реальности и ценностях. Здесь зарождаются такие вопросы, как:  «кто здесь?», «где я?».

      Действия романа начинаются с разговора в поезде отца Паисия и Кнопфа, который сообщает о поиске графа Т. и упоминает некую «Оптину Пустынь». «…Одни полагают, что это некий тайный монастырь, где граф собирается получить духовное напутствие у святых старцев-схимомонахов. Другие утверждают, что «Оптина Пустынь» есть принятое у секты исихастов обозначение предельного мистического рубежа, вершины духовного восхождения, и это не следует понимать в географическом смысле. Третьи, в правительственных кругах… Совсем не представляю их мыслей, но по какой-то причине намерение графа проникнуть в Оптину Пустынь представляется им опасным». В действительности священник оказывается тем самым разыскиваемым. Разворачиваются по своей сути абсурдные события. Священник достаёт револьвер из-под рясы. Кнопф тоже вооружен. В ходе перестрелки граф Т. сбегает через окно поезда, теряя память. Единственное сохранившееся воспоминания – это диалог с Кнопфом. Главному герою остаётся отправиться на поиски «Оптины пустынь», чтобы узнать о своем предназначении в этом мире. Начало напоминает остросюжетный роман с элементами боевика.

       Что если это так и есть? А граф Т. всего лишь персонаж книги? Действительно, на первый взгляд кажется, что источник всех мыслей и импульсов находится не в главном герое, а в Ариэле – демиурге этого мира. В эпоху постмодернизма Лев Николаевич Толстой является продуктом потребления, а вся книга является грамотно сработанным коммерческим проектом. В ней есть интригующее название, эротика, боевик, психоделия и «метафизические размышления», а еще пять элементов или авторов, каждый из коих выполняет определённую роль на адской фабрике. (По сути, это ирония на теорию заговора, которая крутится вокруг самого Пелевина о том, что на самом деле писателя не существует, а есть группа людей, пишущая книги, ведь конспирологи уверены, что писать по роману в год – задача практически не выполнимая). Итак, одна из основных проблем этого произведения отношение к литературе, как к товару, когда основная цель автора – заработать, как можно больше денежных средств.

      Но всё же  мы имеем дело с Виктором Пелевиным, чьи тексты неоднозначны. Написание книги про Толстого является лишь одним из пространств романа. И в этом мы сейчас убедимся! Ариэль, Митенька, Гриша Овнюк, Гоша Пиворылов, метафизик не являются настоящими создателями мира, основную тему можно охарактеризовать, как «треугольник» с углами автор, читатель и персонаж. Личность читателя представлена персонажами. Они одно целое, утверждает автор. «Кто бы не придумывал всё то, что я принимаю за себя, все равно для моего появления необходим читатель. Это он ненадолго становится мной, и только благодаря ему я есть». В момент чтения он не реален, такой же призрачный фантом, как и герои произведения. Интересно, что слово «Читатель»  в романе Пелевина пишется с большой буквы, потому что он подобно Богу создает этот мир. Автор тоже является творцом этого мира. Он может отождествлять себя с тем или иным героем. Резюмирую все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что Пелевин стирает границы между писателем, читателем и персонажем.

     Помимо всего выше перечисленного автор с помощью метафороспаривает уникальность и индивидуальность личности человека. Пелевин сравнивает людей с пустыми гостиничными номерами. «Сам по себе человек не более переменчив, чем пустой гостиничный номер. Просто в разное время его населяют разные постояльцы».Этот же тезис писатель доносит на примере многобожия. «Нас по очереди выдумывают Венера, Марс и Меркурий». Таким образом, Пелевин говорит о том, что человек является лишь отражением текстовой культуры.

      В заключение можно отметить, что с идейной точки роман «t» является достойным. Пелевин поднимает важные темы, говоря о них с иронией. Вместе с тем, в художественном плане роман растянут, а повествование прерывистое.


Рецензии