Улыбка моя, где ты? 1. 5

Не будет звонить и дежурный учитель. Выгнали парня? Значит, так надо! Учительница
родной литературы опытный педагог, со стажем. Не ошибется. Он крепко держит девушку и
силою пытается отвести ее к директору. Наконец девушка вырывается и бежит догнать любимого. Хоть бы она успела, закричала, что она здесь и любит его.
Никто не звонит, никто не стучит, никто не зовет.
Парень входит в свою крохотную лабораторию, которую он так любит и где проводит
бессонные ночи. Так он провел и последние три ночи, забыв все на свете, и любимую девушку
тоже. Он улыбнулся своему прибору, который спустя несколько лет будет назван его именем.
Скажут еще, что мальчик из девятого класса был на грани удивительного открытия.
Он сел в кресло. Разом проглотил горсть таблеток. Скоро ушел в небытие. Ушел насовсем.
* * *
Улыбка понимания! Зачем покинула ты учительницу родной литературы, оставляя ее
один на один с накопившейся злостью?
И ты, улыбка сочувствия! Трудно ли было тебе сделать человечнее огрубевшее сердце
дежурного учителя?
О, ты, Великая Улыбка!
Говорит статистика казенным языком: «в среднем». В среднем каждые сутки кончают
жизнь самоубийством 17 школьников из-за проблем с учителями и родителями. В среднем
каждые сутки убегают из детских домов несколько сотен детей из-за грубого и жестокого обращения с ними педагогов. В среднем каждые сутки из семей убегают более тысячи подростков
из-за агрессии родных людей против своих же детей. В среднем каждые сутки…
О, ты, Великая Улыбка!
Дай нам, учителям Великой Страны, учителям всей планеты Земля энергию и свет
жизни, которые ты несешь в себе. Помоги нам оставлять перед входом в школу все суетное,
сиюминутное, всю тяжесть нашей повседневной жизни… Вдохнови нас на подвиг против педагогической тьмы, чтобы восторжествовала Педагогика Света!
* * *
Завуч, милый! Чем вы так озабочены, что не замечаете мою приветливую улыбку? Я ведь
иду на урок, а ваша ответная улыбка поощрения окрылила бы мое творчество. Пожалуйста,
замедлите шаг, улыбнитесь мне, пожмите руку и пожелайте удачи. Ваша улыбка сольется с
моей, и я приду к детям с удвоенной энергией и радостью, приду к ним от вашего и моего
имени.
Но вы спешите по коридору с таким озабоченным видом, что все невольно сторонятся
вас. Конечно, на вас в школе лежит огромная ответственность, у вас множество забот… Но
есть ли среди них более важная забота, чем забота о том, чтобы учителя и ученики радовались
встрече с вами и чтобы каждый из них брал вашу прекрасную Улыбку как заряд бодрости духа?
Завуч, милый!..
* * *
Высоко в горах было глухое селение. Глухое не потому, что жители глухие. А потому,
что остальной мир был глухим к нему. Люди в селении жили как единая семья. Младшие
почитали старших, мужчины почитали женщин. В их речи не существовало таких слов, как
обида, собственность, ненависть, горе, плач, печаль, корысть, зависть, притворство. Не знали
они этих и им подобных слов потому, что не было у них понятий, которые можно было бы так
назвать. Они рождались с улыбкой, и с первого до последнего дня сияющая улыбка не сходила
с их лиц.
Мужчины были мужественными, а женщины – женственными.
Дети помогали старшим по хозяйству, играли и веселились, высоко лазали на деревья,
собирали ягоды, купались в горной речке. Взрослые учили их языку птиц, животных и растений, и дети от них узнавали очень многое. Почти все законы Природы им были известны.
Старшие и младшие жили с Природой в гармонии. По вечерам все собирались у костра, посылали улыбки звездам, каждый выбирал свою звезду и разговаривал с ней. От звезд они узнавали о законах Космоса, о жизни в других мирах.
Так было у них с незапамятных времен.
Однажды объявился в селении человек и сказал: «Я учитель». Обрадовались люди прихожему. Доверили они ему своих детей в надежде, что учитель научит их более важным знаниям, чем давали им Природа и Космос. Только недоумевали люди: почему учитель не улыбается, как это так – его лицо без улыбки?
Учитель начал учить детей.
Шло время, и все заметили, что дети явно изменились, скорее всего, их как будто подменили. Они становились раздражительными, потом появилось озлобление, дети все чаще ссорились между собой, отнимали вещи друг у друга. Научились они насмешкам, кривым и лукавым улыбкам. С их лиц стиралась прежняя, обычная для всех жителей села улыбка.
Люди не знали, хорошо это или плохо, ибо самого слова «плохо» тоже не было у них.
Они были доверчивыми и считали, что все это и есть новые знания и умения, которые
принес их детям учитель из другого, неведомого им мира.
Прошло несколько лет. Дети повзрослели, и изменилась жизнь в глухом горном селении:
люди захватили земли, оттеснив с них слабых, оградили территории и назвали своей собственностью. Стали они недоверчивыми друг к другу. Забыли о языках птиц, животных и растений.
Каждый потерял свою звезду на небе.
Зато в домах появились телевизоры, компьютеры, сотовые телефоны, выросли гаражи
для автомобилей.
Люди потеряли свои сияющие улыбки, но усвоили грубый хохот.
Смотрел на все это учитель, который так и не научился улыбаться, и гордился: в глухом
горном селении приобщил он людей к современной цивилизации…
* * *
Мыслители предупреждают:
– Насмешка – самый вредный воспитатель, только чуткость есть степень культуры.
– Как камни на пути, слагаются насмешки и преследования в непроходимые преграды.
– Пифагор запрещал ученикам насмешки, ибо они больше всего мешают торжественности.
– Нужно удержаться от насмешек, как от вреднейших насекомых.
– Никакая насмешка не минует вернуться к нам.
– Вернейший бумеранг есть унижение ученика.
– Насмешка роднит с побитием камнями.
– Матерь у насмешки – подлость.
– В Спарте находится Храм Смеха, можно многие болезни излечить в нем. По счастью,
нигде нет Храма насмешки.

– Сомнение, неверие, придирчивость, насмешка, оскорбление, унижение, мстительность,
злопамятство – из одной темной семьи.
– Мы никогда не советуем притворно улыбаться.
– Мало чего стоят натужные, притворные улыбки.
– Человек, не умали кого-либо и что-либо насмешкой и оскорблением.
* * *
Мыслители говорят:
– Счастливые певцы, звучите во Славу Улыбки Создателя.
– Улыбка нужна – плач подавляет силу духа.
– Явленную суровую школу с улыбкой примите.
– Солнце улыбки среди туч дает сияние радуги.
– Улыбкой встретим опасность.
– Умейте улыбкой открыть двери пути.
– Умейте не замечать насмешки мужеству вашему, ибо знаете, куда идете.
– Надо послать улыбку звездам.
– Улыбайтесь грядущему мгновению! Утверждаясь в озарениях искр, найдите в них
улыбку.
– Сдержите дурные наговоры улыбкой без раздражения.
– Улыбкой остановите разрушение Храма.
– Улыбка решимости – лучший проводник.
– Улыбка знания сносит шлюзы намеренных заграждений.
– Садовник, подойди и сотри улыбкой пыль с лепестка.
– Личность становится отражением улыбки космического действия, когда она считает
себя неотъемлемой частью существующего, явленного Космоса.
– В тишине и с улыбкою, в красоте ждите новых стучащихся в мир.
– Каждое биение сердца есть улыбка, слеза и золото.
– Преданность есть улыбка поощрения и сочувствия.
– Улыбайтесь молодым, ибо для них вы строите мосты и дороги.
– Спокойствие есть улыбка радости, равнодушие – кривая усмешка.
– Малого стоит улыбка богача, но бедняк, сохранивший улыбку, будет спутником Бога.
* * *
От ученика: «Учитель мой, улыбнись мне сейчас, пока я расту и нуждаюсь в улыбках
твоих. И улыбнусь я тебе, когда стану взрослым, и ты будешь нуждаться в улыбках моих».

II
Почему не прожить нам жизнь героями духа
Друзья мои, учителя-коллеги! Не кажется ли вам, что жизнь учителя – подвиг? А учитель
– герой? Герой Духа!
Мы предназначены быть героями Духа, но что с нами происходит?
Мы творим жизнь, а творимая нами жизнь уходит в песок.
Мы – художники жизни, но картины жизни, созданные нами, порой возмущают нас самих
– они безлики, размыты, иногда попросту безобразны.
Мы воспитываем детей, но невоспитанных людей становятся всё больше.
Мы любим детей, но дети недолюбливают нас, а в обществе любовь не умножается.
Мы проводим уроки, но от детей не исходит никакого чуда.
Мы дарим детям знания, а они не радуются.
Мы несём обществу благо, а общество неблагодарно нам.
Мы причастны к качеству жизни, а жизнь становится всё хуже и хуже, в ней вот-вот
восторжествует бездуховность и безнравственность, то есть тьма.
* * *
Коллеги!
Мы рождены быть героями Духа. Но Дух наш тускнеет и гаснет.
Не отсюда ли главные беды нашего образовательного мира и все трагедии воспитания?
Герой Духа мыслит духовно и героически, а мы унижаем себя, мыслим грубо, материально, и считаем себя маленькими людьми, от которых ничего не зависит.
Герой Духа призван помочь ребёнку раскрыть в себе Божественный образ, а мы насилуем
его голыми знаниями.
Герой Духа ради спасения одного погибающего ребёнка положит жизнь свою, а мы не
страдаем из-за убежавших от нас и пропавших миллионов детей.
Герой Духа ставит перед собой цель вести детей к Свету – к духовному и нравственному
прозрению, а мы возвеличиваем горсть выгодно продаваемых знаний.
Герой Духа утверждает Педагогику Света, а мы насаждаем педагогику серости и насилия.
Герой Духа живет чувством долга ответственности перед Богом за воспитание ребёнка,
а наша ответственность не уходит дальше министерских предписаний.
Герой Духа не забывает ни днём, ни ночью, что он герой Духа. А мы забыли о нашем
Высоком Предназначении.
* * *
Друзья мои, учителя-коллеги!
Мы рождены быть Героями Духа.
Но не погрузился ли кто в липкую трясину земных забот и потому принимает детей за
сосуды для хранения в них жидких знаний?
Не порвал ли кто свою связующую с Высшим серебряную нить, и потому стал скучен
для своих учеников?
Не покинуло ли кого ангельское терпение перед неуравновешенным и неугомонным детством, которое есть Божья нива, и потому превратился он в тучу смога над Божьей нивой?
Ш.  А.  Амонашвили.  «Основы гуманной педагогики. Книга 1. Улыбка моя, где ты?»
34
Не потерял ли кто Веру, Надежду и Любовь к детям и потому блуждает, как призрак, в
тёмных лабиринтах воспитания?
Не иссякли ли у кого благородные чувства, и потому не превратился ли он в бесчувственного и озлобленного надсмотрщика за детьми?
Не стал ли кто падшим ангелом и потому наращивает в жизни детей бездуховность?
Не променял ли кто учительскую совесть на хрустальную вазу или на позолоченный столовый набор?
Не подгоняет ли кто свои дары Духа к грошам вознаграждения учительского труда?
Но, может быть, заброшен кто в огород образования случайно и падает, как камень, на
головы ни в чём не повинных детей?
А может быть, кто нашёл в огороде образования скудный кусок хлеба за свои хилые способности и радуется теплу, обретённому в тине?
Невежество и злоба, зависть и серость по-прежнему проникают в огород образования,
как насекомые, грызущие корни молодых саженцев.
Как же нам быть?
Звать Диогена, чтобы он днём со свечой в руке отличал учителя от НЕ-учителя среди нас?
Кто отделит зёрна от плевел?
Мы же все называемся учителями!..
Ведь нам нужно, чтобы школа обновлялась постоянно.
Говорю от имени П.П. Блонского: «Учитель, смотри, не являешься ли часто именно ты
сам главным препятствием обновления школы?» Добавлю от себя: не обманывайтесь, ибо дети,
так же как Бог, видят всё… Бойтесь!
* * *
Друзья мои, учителя-коллеги!
Спросите:
– Как идут дела в школе?
И ответит начальство:
– Хорошо идут дела в школе.
– В школу завезли компьютеры. Вот!
– Подключили школу к интернету. Вот!
– Работаем по новым программам, углублённым и расширенным. Вот!
– Разработали новый учебный план с дополнительными предметами.
– У нас уже есть новые образовательные стандарты.
– Завезены новые западные технологии образования.
– Вводим двенадцатый класс.
– Изданы новые указы, приказы, законы, инструкции, циркуляры.
– Всё новое.
– Что же ещё нужно для реформы, обновления, модернизации школы?
– Хорошо идут дела в школе, она обновляется.
Но не обманывается ли начальство?
* * *
Спросите: «Где вы берёте меру реформы, или модернизации, или обновления?»
И вам покажут на карте: Запад! Но что нам Запад, когда мы – Восток? Что нам Европа,
когда мы – Евразия?
Там у них были крестовые походы и в них вовлекали даже детей. Десятки тысяч детей
погибли в «детском» крестовом походе. У нас таких походов не было и детей наших в них не
вовлекали.
Там свирепствовала инквизиция, выискивая и уничтожая инакомыслящих христиан.
Здесь инквизиция не свирепствовала.
Да, была у нас диктатура пролетариата, что унесла миллионы жизней, но она свергнута.
Там есть диктатура доллара, и она тоже уносит миллионы жизней, но она не свергнута.
Оттуда шли мировые войны. Отсюда не шли мировые войны.
Там амбиции всемирного господства. Здесь нет больше амбиций всемирного господства,
а светится чувство Отечества.
Здесь ещё теплится духовность, и зреют надежды на её возрождение. Там кичатся цивилизацией и не замечают духовного застоя.
Здесь ещё хранится стремление к общности. Там сплошь и рядом самость.
Нужно ли нам принять диктатуру доллара, которая так порабощает? Нужно ли нам поддаваться зрелищам насилия, которые так растлевают? Нужны ли нам западные образовательные «технологии», которые без души и сердца? Нужны ли нам программы и индустрия секса,
которые есть вторжение в наши нравственные святыни?
Школа есть носитель Духа нации, народа, Отечества. Что нам Запад?
* * *
Говорят мудрецы: «Народ, которому ещё предстоит восхождение, будет мечтать о герое,
но дряхлому народу понятие героя будет обременительным и ненужным. Пусть этот народ ещё
купается в золоте, пусть пышет самоуверенностью, но он уже не способен на подвиг».
Мы устремлены в будущее. В это будущее мы идём через обновление. Где же мера этого
обновления? Она в обновлении Школы. А школу реформирует учитель, но он же и деформирует её.
Обновляется учитель – значит, обновляется школа. Деградирует учитель – значит, деградирует школа.
А что со школой, то и с обществом.
Только! Только! Только Учитель – герой Духа – есть творец героического преобразования мира просвещения, а значит – Отечества.
Жизнь мертва без героев Духа.
* * *
Дорогие друзья, учителя-коллеги!
Слово «герой» в переводе означает «сын Земли». Хотите знать, кто мы есть?
Вот слушайте.
Увидел Бог, что множились пороки людей и порочными становились всякие их помыслы,
и Он сказал: «Сотру с лица земли человека, которого сотворил Я». Но сжалился Он над
людьми, ибо любил их, созданных Им по образу и подобию Самого Себя. Но люди возомнили
о себе, и мысли и дела их не стали менее порочными и грешными.
Так это было много тысяч лет тому назад (и длиться по сей день).
Созвал Бог Высоких Духов и сказал: «Люди потеряли путь. Как быть?»
Один Высокий Дух посоветовал: «Навеем на каждого человека вещий сон и покажем,
какой скрежет зубовный могут навлечь на себя люди, ведя себя таким образом».
Но Бог сказал: «Люди могут оставить сон во сне и, проснувшись, ничего не помнить, и
если даже будут помнить, то не поверят ему».
Другой Высокий Дух предложил: «Пошлём людям манну небесную, пусть увидят они,
как милостив Бог и как Он их любит».
Но сказал Бог: «Люди могут принять милость Бога как должное».
Третий Высокий Дух посоветовал: «Осушим все реки, все родники, все колодцы, и пусть
каждый жаждущий получает глоток воды от Бога».
Но сказал Бог: «Так люди превратятся в стадо баранов, толпящихся у водопоя».
Тогда сказал четвёртый Высокий Дух: «Господи, Ты вложил в них Свой образ. Но увидеть
Его в себе они сами не могут. Вложим теперь в каждого жажду к познанию и дадим учителя»
Но видел Бог, что в учителях нуждались не только взрослые, но и дети. Собрал Он всех
светлых ангелов и сказал им: «Будете учителями для детей. Несите им Мой Свет и помогите
узреть в себе Мой Образ. Устремите их стать такими же совершенными, как Я. И запомните:
нет Моей Воли, чтобы погиб один из малых сих».
С тех незапамятных времён рождаются на земле ангелы как обычные дети, взрослеют и
спешат к детям. Они и называются учителями.
Это – мы.
Но мыслитель предупредил: «Не думайте, что скоро утвердится значение учителя. Тысячелетия пройдут, но учитель не будет признан».
А другой мыслитель изрёк: «Братья мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы
подвергнемся большому осуждению…»
* * *
Друзья мои, учителя-коллеги!
Что может поднять нас над обыденностью и хаосом, как не крылья подвига?
Кто есть герой Духа?
Герой Духа тот, кто своим пророческим Словом определит смысл учительства на путях
подлинного образования души и сердца: «Кто успеет услышать своего духа голос, над бездной
вознесется».
Сергий Радонежский!.. Радонежский!.. Радонежский!..
Герой Духа есть тот, кто не дорожит жизнью, но сознательно жертвует ею, чтобы сопровождать в Вечность своих обречённых на гибель воспитанников, и тем самым создаёт образ
Учительской Совести.
Януш Корчак! Корчак! Корчак!
Герой Духа бережно несёт Чашу Сердца, полную Любви, и готов отдать её на созидание
счастья людей.
Василий Сухомлинский! Сухомлинский! Сухомлинский!
Герой Духа утверждает самозабвенную и страдальческую преданность детям.
Песталоцци! Песталоцци! Песталоцци!
Герой Духа насыщает образовательное пространство мудростью, которую черпает сам из
Высших Миров!
Ян Коменский! Коменский! Коменский!
Герой Духа пропитывает образовательное пространство Духом Народа.
Константин Ушинский! Ушинский! Ушинский!
Герой Духа облагораживает образование чувством любви к Родине.
Яков Гогебашвили! Гогебашвили! Гогебашвили!
Герой Духа спасает детей от пожаров социальных потрясений и разрушений.
Антон Макаренко! Макаренко! Макаренко!
Говорят нам: «Умейте быть там, где герои Духа».
* * *
Наставляют мудрецы:
– Ноша героя Духа будет Ношей Мира.
– Герой Духа знает, ради чего трудится и страдает.
– Герой Духа не убоится опасностей, хотя и будет знать их истинные размеры.
– Герой Духа знает, что его земная жизнь может прерваться каждое мгновение, но это
знание не ослабляет устремление.
– Сердце героя Духа принимает самоотверженность во имя общего блага.
– Герой Духа знает, как его стремление каждого дня приобщает его к строительству
жизни.
– Герой Духа не будет умалять себя плотскими мыслями.
– Огненное творчество героя Духа сравнимо лишь с Огнём самого высокого напряжения.
– Образ героя Духа может быть изображён как Несущий Чашу с вековыми накоплениями.
– Столпы народа утверждаются только качеством героизма Духа и Сердца.
– Не всегда трубный глас оповещает героя Духа.
– Путь героя Духа не всегда усеян цветами человеческой благодарности.
Говорят мудрецы:
– Мы разделяем героев на бессознательных и сознательных. Разница между ними велика.
Первые могут вспыхнуть ярко, но затем отступают. Но сознательные герои Духа не отступят и
продолжат путь, неся все накопленные веками пространственные познания. Они сумеют превратить познание в чувство и наполнить им своё Сердце. Там и совершается полёт в Будущее.
Суровое знание опасности лишь даёт герою радость.
И утверждают мудрецы:
– Учитель есть лучший герой Духа. Учителя-коллеги, лишь геройство Духа приличествует нам.
* * *
Пришли в школу два молодых учителя.
Один сказал своим ученикам:
– Пойдём в горы, будем познавать через трудности.
Сказал другой своим ученикам:
– Умный в гору не пойдёт, будем познавать от лёгкого.
Учитель первых не отступил от своего принципа, водил своих учеников в горы, всё более
трудные, скалистые, неприступные и высокие. И так десять лет.
Учитель вторых тоже не отступил от своего принципа, обходил вместе со своими учениками те же самые горы и всюду искал для них лёгкость и удобство. И так десять лет.
Первые закалили знания жизнью, и сложился у них Дух вершинный, стало естественно
для них многомерное мышление.
Вторые упражняли знания в уме, и сложился у них дух равнины, а мышление у них стало
трёхмерным.
Первые научились летать. Вторые научились копать.
Первые научились видеть всё вокруг. Вторые научились видеть лишь перед носом.
Трудно ли будет догадаться: какую построят жизнь вокруг себя первые и какую – вторые?
Сказано: творите героев. Учитель, который воспитывает учеников своих героями Духа,
сам уже есть герой Духа.
* * *
Дорогие друзья, учителя-коллеги!
Будете ли вы смеяться, если скажут нам убедительно: «Идеи управляют миром?» Наше
сознание насиловалось много лет, когда с детства твердили нам обратное: «Бытие управляет
миром». А что же делает в жизни человека Вера, этот таинственный внутренний отголосок
Истины, это прекрасное личное чувствознание? Ни один человек, ни всё человечество без
Веры жить не может и развиваться не будет.
Вера есть Великий Путеводитель Человечества, она сопровождает и ведёт его с момента
обретения им сознания и поведёт его и впредь в глубь грядущих тысячелетий.
Вера руководит личной жизнью каждого человека от рождения до ухода из жизни.
* * *
«Вера есть предчувствие знания».
– Вера есть собиратель всех войск познания.
– Вера – стрела в познании.
– Вера есть опережающее знание.
– Вера – стержень жизни, основа её восхождения.
– Вера есть в человеке Свет Вечности, Свет Ведущий, Путь к Высшему.
Нет неверия. Всякое неверие есть вера в противоположное. Не верить ни во что есть не что иное, как проявление злобы из-за своей искажённой судьбы. Человек не может не верить,
ибо Вера есть свойство Духа.
Ребёнок рождается с чувством веры, и он доверяет это великое чувство нам, взрослым,
не для того, чтобы навязывали ему свою веру или своё неверие, а для того, чтобы мы уберегли
её для свободного насыщения Высшим Светом.
Самые важные наши жизненные проблемы мы решаем, опираясь на Веру. От неё идут
прекрасные понятия: Верность, Доверие, Уверенность. Вера несёт человеку Свет только тогда,
когда она находится в тесной связи с преданностью и служением, суровостью долга и устремлением к познанию и совершенствованию.
Однако вопрос «Во что верить?» вовсе не является праздным для героя Духа.
Конечно, вначале было Слово. Конечно, Идеи управляют Миром. Конечно, действуя во
имя Духа, герой Духа не отрывается от земли. Высшая Вера даёт жизнь высшим полётам мысли
и созидательным утверждениям ради общего блага.
Вера наша есть творец среды. Среда становится хорошей или плохой в зависимости от
нашего характера, взглядов, устремлений, в зависимости от того, во что мы верим. В нашей
субъективной воле есть возможность творить условия среды.
Но почему мы даём среде властвовать над нами, а не меняем обстоятельства и отношения
к ним?
Жестокость взрослых порождает жестокость в детях.
Безалаберность взрослых творит беспризорность детей.
Авторитаризм учителей гасит страсть к познанию в учениках.
Бездуховность взрослых уничтожает чувство долга в молодых.
Боль Василия Александровича Сухомлинского: «Мне кажется, одной из причин этого
жуткого тяготения к жестокости является одеревенение, окаменение юных душ в результате
того, что человек в юные годы теряет веру. Становиться неверующим ни во что – это же
страшно. Не верит в добро. Не верит в святыни. Не верит в человека. Не верит сам себе. На
всё ему наплевать».
Герой Духа идёт против течения.
* * *
Мудрец наставляет: «Пусть поверх тьмы сияет Свет!»
На всё наплевать не только молодым, но и многим взрослым.
Пришла женщина в детдом усыновить шестилетнего мальчика.
Мальчик все годы ждал, что придёт мама и заберёт его с собой.
Он любил маму, ни разу не видя её.
Женщина была красиво одета. У неё были длинные светлые волосы. Красивые ресницы,
румяные щёки. На шее висела цепочка с большим крестом с драгоценными камнями.
Она улыбалась. Её ласковые слова пленили мальчика.
Она держала в руках цветную коробочку с конструктором.
– Я твоя мама! – сказала она мальчику ласково. – Ты пойдёшь со мной?
– Да… – сказал мальчик. В его «да» звучали радость и тревога – а вдруг мама передумает.
А мама у него самая красивая в мире.
– Зови меня мамой…
– Да, мамочка!
Привела она домой мальчика.
Оставила с игрушкой в комнате, а сама поспешила в ванную. Сняла с головы парик с
длинными светлыми волосами, сдёрнула прекрасные ресницы, смыла румянец, переоделась в
балахон, выплеснула изо рта ласковый голос и так предстала перед ребёнком.
Мальчик не узнал её и закричал в страшном испуге: – Мамочкаааа!.. – и спрятался под
столом.
А «мамочка» как хищница надвигалась на него и рычала:
– Займусь я теперь твоим воспитанием, паршивец… Выходи из-под стола…
– Мааамааа… – кричал мальчик и пытался вырваться из когтей хищницы, но не мог.
Маму он потерял насовсем.
Беда, когда ребёнок теряет воспитателя, но трижды беда, когда он теряет веру в воспитателя.
* * *
Хотите проверить, как нам представляются дети через «бытие определяет сознание», то
есть через материалистическое их восприятие?
Я выписал эти высказывания из разных книг:
Дети – цветы.
Они – цветы нашей жизни.
Они – цветы на наших могилах.
Дети – наша радость в жизни.
Они – наше счастье.
Но они и горе наше.
Дети – наши будущие слёзы или будущая радость.
Дети – наша забота, наше спокойствие, наша тревога.
Дети – наша гордость.
Они – оправдание нашей жизни.
Они – надежда нашей старости.
Но они и кара нашей старости.
Дети – наши наследники.
Они – продолжатели наших дел.
Какая скучная была бы наша жизнь без детей.
И так далее.
Ну, что тут скажете? Всё верно, так ведь?
Только заметьте, пожалуйста, как мы постоянно твердим: «наша», «наше».
Почему мы смотрим на детей только через себя? Не потому ли, что через детей своих мы
хотим, во-первых, утвердить самих себя, а во-вторых, обеспечиваем свою старость? А слова то какие, расчувствуешься: «Дети – цветы на наших могилах…»
Раз дети наша собственность, то мы можем поступать с ними так, как хотим.
В собственности этой мыслится и доля государства, оно тоже твердит: «Дети – наше…»
Такой собственнический взгляд на детей руководит нашим педагогическим сознанием.
То оно рождает в нас страх за наше собственное будущее, и потому, говорим мы, детей
надо держать в руках, воспитывать строго, надо подчинять их нашей воле. Вот и слагается
авторитарная педагогика. А то тает наше сердце от умиления к «цветам» нашим, – не трогать,
не запрещать, только ласкать, пусть так и цветут. И тогда слагаем противоположную – безалаберную педагогику.
Кто-то ищет и среднее, что-то вроде строго-ласковой педагогики.
* * *
Но какой же может сложиться у нас взгляд на детей, если мы смотрим на них через Веру?
– «В начале было Слово?»
Пусть скажет нам об этом Ян Амос Коменский, ибо ему виднее. Я цитирую его, но буду
выделять некоторые определения.
«Если кто-либо пожелает основательно обсудить, почему Бог так любит маленьких детей
и так предписывает нам попечение о них, тот найдёт для этого много причин.
Во-первых, если тебе теперь дети представляются не заслуживающими внимания, то
смотри не на то, каковы они теперь, а на то, каковы они должны быть по начертанию Божьему.
Ты увидишь в них не только происшедших от нас обитателей мира и Благодетелей Вселенной, наместников Бога среди творений, царских жрецов, избранный народ, спутников ангелов, судей дьяволов, утешение небес, ужас ада,
наследников небес во все века.
Что можно придумать более возвышенного?»
Творец предупреждает - «Если кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, ему лучше было бы, если повесил бы ему на шею мельничный жернов и потопили
бы во глубине морской. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих».

Кто может отрицать, что если воспитаем в детях благодетелей Вселенной и соучастников творения , то они ещё больше будут заботиться о своих родных, о родине, о восхождении людей?
Кто может найти хоть один аргумент против того, что дети, воспитанные по начертанию
Божьему, украсят нашу жизнь, станут истинным счастьем для нас?
Кто докажет нам, что дети, ставшие судьями дьяволов и ужасами ада, безучастно будут
глядеть на ту дьявольскую тьму, в которую хотят нас погрузить?
Я радуюсь всем, кто читал и перечитывает «Педагогику» Коменского и впитывает в себя
самую суть, соль его учения. Учитель этот и есть герой Духа.
Герой Духа не тот, кто свершил некий поступок и гордо пожинает лавры, а тот, кто постоянно, ежечасно готовит себя для мужественных поступков и свершает их в каждом затемнённом уголке педагогического лабиринта, не думая о том, прославится он ими или осудят его
из-за них.
* * *
Дорогие друзья, учителя-коллеги!
Вы не чувствуете скованность вашего педагогического сознания материалистической
трёхмерностью?
Сказано: трёхмерность есть оковы демона, тот, кто сковал человеческое сознание трёхмерностью, был настоящим тюремщиком.
Как мы чувствуем себя в этой тюрьме – свободно?
Но не забудем: все четыре стены тюремной камеры ещё не есть четырёхмерное пространство.
Осознание всех четырёх сторон Света ещё не есть многомерное его восприятие.
Мудрецы утверждают: дети в первых вопросах своих часто устремляются за пределы
условных ограничений.
Но чем же мы заняты?
Ставим ловушки этим устремлениям.
Нам не нужно, чтобы дети вторгались в какие-то непонятные нам сферы так называемой
духовности, для нас лучше, если они будут такими же разумными, какими являемся мы сами, –
со «здравым смыслом».
Сказано: «Кто мучается земными вопросами, тот ответа о Небесном не получит».
* * *
Говорят мудрецы: древняя мудрость никогда не настаивала на трёх измерениях.
Почему же тогда мы настаиваем и не учимся у наших же детей, как ломать ограничения,
как открывать себе чудный мир, который царствует именно за ограничениями и к которому
причастна наша судьба?
Говорят ещё, что люди начинают заниматься ограничениями, когда светильники сердца
гаснут.
Мудрецы упрекают нас за то, что наше сознание не хочет понять основы самоусовершенствования, и мы закрываем себе самые ценные возможности.
Четвёртое измерение, мерность духовная, самая Чудная, Прекрасная, Высшая Мерность
есть путь расширения сознания, путь познания сути Божественной Истины .
стр 41


Рецензии