Все мы делаем это. Фильм Профиль Т. Бекмамбетова

Все мы делаем это. Поэтому, мне кажется, фильм будет понятен всем.

На этой мысли я поймала себя на следующий день после просмотра фильма, когда на экране шел вебинар в Zoom, параллельно с этим я искала необходимую информацию (на том же экране), вводила запросы в поисковик (гуглила), открывала другие окна, снова смотрела вебинар, копировала найденную информацию, сохраняла в ворде. И в этот момент поймала себя на том, что примерно то же я видела вчера на большом экране телевизора. И еще подумала, что это отличная идея – показать весь фильм именно так, через постоянное взаимодействие с интернетом, через «экран на экране, на экране на экране» - такую матрешку. Не надо забывать, что зритель тоже смотрит на экране, но только в отличие от героев фильма, зритель тут является пассивным участником, он вынесен за скобки. Интересно, какое ощущение будет у зрителя, если он будет смотреть это кино не на большом экране телевизора, а на планшете, например, как я иногда и делаю.

Сразу хочу сказать, что отзывы у фильма разные. И, как я поняла, читая отзывы, все зависит от личного ожидания. Кто о чем смотрит. Мне фильм понравился. Хотя минусы, на мой взгляд есть, но о них в конце. Но именно из-за моих ошибочных ожиданий после прочтения анонса фильма, я долго откладывала просмотр. Тема актуальная в мировых масштабах, но мне казалось, это не то, что волнует меня сейчас. Было ощущение, что это будет почти документальное кино на тяжелую тему и что после просмотра я получу инструкцию, как делать нельзя и что надо быть бдительной. А этого мне меньше всего хотелось бы от просмотра фильма – я люблю смотреть кино об отношениях, о чувствах, люблю не учиться, а чувствовать во время просмотра. Я всегда предпочитаю смотреть фильмы "про себя".

Но в тот вечер все сошлось – я искала, какой бы фильм посмотреть и не могла найти, и фамилия Бекмамбетова обещала что-то интересное – а я ему доверяю. И я решилась.

Итак, фильм Тимура Бекмамбетова «Профиль» или «Профайл».

ПРОФАЙЛ это учётная запись, личное дело в социальной сети.
ПРОФИЛЬ — это совокупность данных и настроек окружения пользователя (например, в популярных операционных системах, содержимое рабочего стола, параметры настройки приложений и личные данные.)

Немного о фильме (из сетей):

"Британская журналистка, работающая под прикрытием, внедряется в систему пропаганды «Исламского государства», которое привлекает в свои ряды все больше молодых европейских женщин. Ежедневные контакты с вербовщиками террористов затягивают ее.

«Профиль» (англ. Profile) — фильм в жанре триллер Тимура Бекмамбетова, лауреат приза зрительских симпатий на Берлинском международном кинофестивале 2018 в рамках программы «Панорама». В главных ролях: Валин Кейн, Шазад Латиф и Кристин Адамс. Фильм снят при помощи скринкастинга, его действие демонстрируется через мониторы компьютеров персонажей".

"Скринка;стинг (англ. screen — экран и англ. broadcasting — передача, вещание) — тип подкастинга, позволяющий передавать для широкой аудитории видеопоток с записью происходящего на компьютере пользователя. Скринкастинг часто используется в сфере образования для обучения чему-либо".

Ну, то есть, как я и говорила, все действие разворачивается в компьютерной рамке соцсетей и мессенджеров.

"Основой сюжета становится чат Эми с одним из джихадистов по имени Билель".

Фильм основан на подлинной истории тайной работы французской журналистки Анны Эрел, которая была опубликована в декабре 2014 года. В результате шесть человек были арестованы за участие в сетевом найме джихадистов.

    «Сам Бекмамбетов говорит, что фильм наглядно иллюстрирует одиночество и нашу привязанность к Интернету. "Речь идет об одиночестве, о том, кем мы являемся сегодня, о том, сколько из нашей жизни происходит на экране, насколько мы уязвимы, когда мы привязаны к Интернету, насколько это страшно" - говорит режиссер.».

Для меня фильм не только об одиночестве. Он о многом. Первая мысль после просмотра была – фильм о Великом Обмане. Обмане, как ранней травме. Но чем больше я думаю о фильме, тем больше в нем раскрывается тем: одиночество, эдипальная история, страх смерти, потребность любить и быть любимой, нарушенная привязанность, зависимость. Думаю, можно еще много чего увидеть. Именно поэтому фильм интересен. И интересна как раз не инструкция, как себя вести, а ответ на вопрос:
Кто может быть завербован? Каждый ли? Или все эти девушки обладали определенной психологической структурой?  Кто находится в группе риска?

И, мне кажется, выбрав именно такую героиню, Бекмамбетов пытается дать ответ на этот вопрос.

Писать о фильме можно много, но хочется обойтись без спойлеров.

Поэтому просто маленькая зарисовка на тему фильма, героини и страха смерти:

Ты прекрасен, как сказочный принц.
Почему я так боялась тебя сначала? Ведь ты не менялся – может немного портили тебя темные очки, но ведь очки носят многие, особенно на таком ярком солнце. А я чуть в обморок не упала, когда увидела тебя первый раз. Как странно. Я сидела, ухватившись руками за кресло и не могла поднять на тебя глаза. Я заранее боялась тебя – ждала встречи и боялась. Потому что за тобой была смерть – много смерти. Потому что, ты сам был смерть – не человек. Потому что, глядя на тебя, я смотрела в глаза смерти.
Смотрела и умирала, пока…
Когда это все началось? Голос твой, вначале настороженный и тревожный, стал мягче? Улыбка твоя, отражающаяся искорками в глазах?
Может быть, когда ты рассматривал меня – так открыто и прямо, все замечая? Иногда мне казалось, что ты раздеваешь меня глазами, что от тебя ничего невозможно скрыть. И мне нравилось это. На меня так никто никогда раньше не смотрел. А еще мне нравилось, когда я не могла выйти на связь, а ты искал меня. Как будто я была нужна тебе – очень нужна и только тебе. Оказывается, это приятно.
Ты такой храбрый, тебе так идет Калашников! Ты настоящий лев – сильный и гордый. Ты не такой, как все. Когда-то, когда я была маленькой, и мама нам читала с сестрой книжки, я представляла себя прекрасной принцессой и ко мне приходил ты – такой же красивый и смелый. И рядом с тобой я тоже становилась сильной и смелой и ничего не боялась – ни драконов, ни смерти. Прямо как ты. Ты там береги себя, хорошо?

Вроде стерла все спойлеры)).

Ну и в конце, как я и обещала, про минусы.

Мне всегда кажется, что у Бекмамбетова иногда замах больше, чем удар. Как будто он хотел и мог сказать больше, но актеры не дотянули. Диапазон чувств подкачал и не случилось катарсиса. Как будто мне захотелось сказать: «История видна. Видно, что хотел сказать режиссер. Жалко, не случилось». Больше показывали, чем проживали. И я ворчу, как строгий Станиславский «Не верю!». Но, может быть, это задумка такая. А это только мое мнение.

Интересно ваше!


Рецензии