Актриса Вера Марецкая

Вера Марецкая — актриса, покорившая сердца кинозрителей и театралов. Фильмы с Верой Марецкой до сих пор остаются для поклонников символом любви к искусству, необычайного трудолюбия и веры в жизнь, которые были свойственны этой талантливой женщине.

Вера Петровна родилась в поселке Барвиха, что в Московской области, 31 июля 1906 года. Отец будущей актрисы, Петр Григорьевич, работал в буфете цирка Никитиных.

Маленькая Вера вместе с двумя братьями и сестрой часто приходила в цирк, чтобы помочь отцу. Девочке нравилось проводить время в цирке: помощь требовалась лишь во время антракта, в остальное же время Вера стояла за кулисами, наблюдая за выступлениями. Возможно, мечта о сцене и киноэкране поселилась в душе Марецкой уже в то время. Однако подобные мечты шли вразрез с мнением родителей Веры Марецкой: те хотели дать Вере и ее братьям и сестрам более серьезное образование.

Так, поддавшись давлению отца и матери, Вера Петровна отправилась сдавать экзамены в Московский университет на отделение философских наук. Но мечта об актерской профессии не покидала ее сердце, и девушка втайне от родителей подала документы на поступление одновременно в три актерские студии. К собственному удивлению, Марецкая достойно выдержала вступительные испытания сразу в две из них и остановила выбор на школе-студии Вахтанговского театра. Философский факультет так и не увидел Веру Петровну в своих стенах.

Как это часто бывает, путь молодой актрисы на экран начался с театральных подмостков. В 1924-м году Юрий Завадский, актер театра Вахтангова, основал собственную театральную студию. Вера Марецкая, в этом же году окончив театральную студию, приняла приглашение Завадского стать актрисой его проекта. Актерская биография Веры Марецкой началась со сложных возрастных ролей. Юной лицедейке с легкостью удавалось изображать комедийных старух и степенных матрон, умудренных жизненным опытом.

Актрису начали узнавать, заядлые театралы стали приходить в театр «на Марецкую», а поклонники пытались достать фото Веры Марецкой для своих коллекций. Однако это было лишь начало. Впервые Вера Петровна снялась в кино в 19 лет, в 1925-м. Ей досталась скромная роль в фильме «Его призыв», драме Якова Протазанова. В этом же году Протазанов пригласил Марецкую на роль в картине «Закройщик из Торжка». Наивная девушка Катя, сыгранная Верой Петровной, покорила зрителей своей простотой и открытостью. С тех пор приглашения режиссеров стали постоянными.

Фильмография Веры Марецкой постепенно пополнялась: за три года девушка поработала на съемочной площадке фильмов «Стыдно сказать», «Земля в плену», «Живой труп», а также в сатире «Дом на Трубной» режиссера Бориса Барнета. Следующая яркая роль досталась Вере Марецкой в 1935-м.

В картине «Любовь и ненависть», которая освещала события 1919 года, Вера Петровна сыграла энергичную и яркую шахтерку Веру, которая сподвигла женщин вступить в бой против белогвардейцев. В этом фильме детально рассмотрена тема становления женской силы воли и характера, которую Марецкой прекрасно удалось раскрыть. С тех пор этот мотив станет явно прослеживаться в ее киноработах.

Несмотря на то, что реалии времени в буквальном смысле слова заставляли режиссеров снимать фильмы, пропитанные коммунистической пропагандой, актрисе удавалось «оживлять» своих героинь, искренне передавать чувства и образы обычных женщин той эпохи, с их скромными радостями и горестями. Особенно полюбились зрителям картины «Поколение победителей» и «Член правительства». Параллельно со съемками Марецкая продолжала работать на театральной сцене. Ее таланта хватало на все.

В 1942 году актрису наградили Сталинской премией за главную роль в спектакле «Надежда Дурова». Вторая Сталинская премия была вручена Вере Петровне за роль Прасковьи Лукьяновой в кинокартине «Она защищает Родину». Помимо главных ролей, доставались Марецкой и эпизоды, однако и они запоминались зрителям яркой актерской игрой Веры Петровны - чего только стоит появление актрисы в комедийной картине «Свадьба».

Драма Марка Донского под названием «Сельская учительница» стала настоящим кинотриумфом Марецкой. Этот послевоенный фильм, рассказывающий о судьбе скромной учительницы, не оставил равнодушными ни поклонников актрисы, ни именитых критиков.

Сама актриса будет потом вспоминать:
«Необычайно человеческий и поэтический сценарий Марии Смирновой давал прекрасный материал для создания чистого, нежного, типичного для русской действительности образа женщины с её готовностью к самопожертвованию, отказу от жизненный благ ради благородного, большого дела»

Эта роль Веры Петровны также отмечена Сталинской премией. Среди поздних работ актрисы стоит отметить главные роли в фильмах «Мать», «Ночной звонок» и «Легкая жизнь». Это были последние роли Марецкой. В дальнейшем Вера Петровна служила в театре Моссовета, выходя на сцену даже будучи смертельно больной.

Так сложилось, что личная жизнь Веры Марецкой оказалась неразрывно связана с ее работой. Первый муж Веры Марецкой Юрий Завадский стал первым режиссером актрисы, ее постоянным учителем и поддержкой. Этот брак подарил Вере Марецкой сына Евгения.

Когда мальчику было четыре года, творческая семья распалась, однако Вера Петровна до конца жизни продолжит общаться со своей первой любовью, видя в Завадском наставника и опору. Вторым возлюбленным Веры Петровны стал актер Георгий Троицкий.

В профессиональном плане мужчина не блистал, зато дети Веры Марецкой (в этом браке актриса родила дочку Марию) всегда были под его чутким присмотром. К сожалению, война унесла жизнь Троицкого. В 1943-м он погиб. После этого Вера Петровна больше не стала выходить замуж.

Потеряв мужа, актриса полностью отдала себя работе. Через некоторое время женщина стала страдать от частых головных болей, однако не спешила обращаться к медикам. Коллеги Марецкой практически заставили ее пройти обследование. Диагноз оказался страшным: рак головного мозга. Вера Петровна стоически переносила сеансы химиотерапии, до последнего продолжая выходить на сцену. Актрисы не стало 17 августа 1978 года.

Причиной смерти Веры Марецкой врачи назовут рак, с которым женщина боролась несколько лет. Могила Веры Марецкой, расположенная на Новодевичьем кладбище в Москве, до сих пор является местом, куда поклонники таланта женщины приносят цветы. Дочь Веры Марецкой Мария Троицкая пошла по стопам матери, увидев призвание в том, чтобы, как и Вера Петровна, радовать зрителей игрой в кино и на сцене.

Фильмография
• 1925 — «Закройщик из Торжка»
• 1927 — «Его призыв»
• 1928 — «Дом на Трубной»
• 1929 — «Живой труп»
• 1935 — «Любовь и ненависть»
• 1936 — «Зори Парижа»
• 1939 — «Член правительства»
• 1941 — «Дело Артамоновых»
• 1943 — «Она защищает Родину»
• 1944 — «Свадьба»
• 1947 — «Сельская учительница»
• 1955 — «Мать»
• 1956 — «Полюшко-поле»
• 1964 — «Лёгкая жизнь»
• 1969 — «Ночной звонок»


Рецензии