Чорт

Роман Шебалин

Сказки и истории озера Штайнхудер Мер: ЧОРТ



— Нет, это всё — чортова мистика, господа. Но мистики никакой нет, — говорил на следующий день Полковник. — Вот, скажем, я… Позвольте?
— Да, конечно, герр Полковник, вам слово.
— Так вот. Мы стояли в Пангани1 под командованием Германской Восточной Африки рейхкомиссара Виссмана2. Я тогда только научился играть в кости, играл много, часто выигрывал. Мы пили, играли, были молоды, и, несмотря на успешное подавление этих арабов3, Танзания нам порядком поднадоела — скучнейшее место, господа! И вот однажды то ли игра, то ли выпивка свела меня с инвалидом. У него почти не было ног. Вернее, они были, но — как бы вам это сказать? — костыли, протезы или, извините, копыта. Он изрядно проиграл мне. А потом предложил выпить. И вот пьём мы пиво, а я расспрашиваю, где служил, какие кампании помнит? И что-то мне показалось не то. Вроде присягал Императору, а как речь зашла о кампаниях — ничего. Контуженный. Или врёт. Ну или, извините, — чорт с копытами.
— Сейчас Вы скажете, что он предложил купить у Вас душу или тень.
— И что Вы всегда будете выигрывать в кости…
— Помилуйте, господа, разве я похож на того, кто пересказывает байки из сундука прабабки? Дослушайте.
— И в самом деле, господа, давайте дослушаем эту историю.

— Спасибо, герр Доктор, я с Вашего позволения продолжу. Нет, инвалид и не думал торговаться со мной. И душа была вообще ни при чём. Он предложил мне жениться. Он сказал, что у него есть племянница (или дочь, я сейчас это уже помню плохо), девушке 17 лет, живёт здесь недалеко, в Танзании, он уезжает и… ну вы понимаете? А я уже тогда выглядел вполне респектабельно и… без ложной скромности, чорт меня подери! Да я был настоящим красавцем! Только свадьба-то в мои ближайшие планы совсем не входила. Вы можете себе представить свадьбу чорт знает где, в Танге, в Африке! Мой старик тогда ещё был жив, и его слово что-то значило для меня. Я так и сказал своему собеседнику: нет. Вы потеряли ноги за Императора, но, покорно благодарю, без благословления и согласия отца — нет. И представьте, безногий-то обрадовался даже. Во всяком случае — развеселился, будто всё-таки выиграл у меня в кости. Я тогда подумал: правильно ему отказал, смеялся он мерзко, если бедная девушка унаследовала он него подобные манеры, то пусть хоть за чорта замуж выходит, а я выпью ещё пива и пойду спать.
— Вы так ему и сказали?
— Да вот в том-то вся и загвоздка, что — нет. Я подумал так, но вроде бы не сказал. Однако он словно прочёл мои мысли. Ах вот как, усмехнулся, ну так ты чортом и станешь!
— А что Вы?
— А что я? Выпил пива и пошёл спать.

— Могу я задать Вам личный вопрос? — медленно проговорил Доктор.
— Валяйте, я даже почти догадываюсь, что это за вопрос.
— Вы так и не…
— Да как вам сказать… Через пару лет я вернулся ненадолго в родной Падерборн4, много играл в кости, мне везло… И я посватался. Родители были не против, но девушка будто упёрлась: не пойду замуж за чорта этого. Каково вам? Женщины… Никогда их не понимал! И так повторилось пять раз, пять, господа! Я, знаете ли, не сторонник этих новомодных штучек, по мне так, слово родителей — закон. Тем более, если речь идёт о свадьбе. Но это было какое-то наваждение. Я, богатый, красивый, завидный жених, однажды чуть не вышел из себя, когда Кремеры из Билефельда5 буквально вытолкали меня взашей! Их дочь, видите ли, пригрозила самоубийством. Воистину, я был зол… как чорт! Каково, а? Вскоре моя рота была переброшена к Льежу6, ну а спустя чуть более полугода случилось вот это…

Здоровая щека его дёрнулась, и Полковник помрачнел.

— Мы штурмовали форт Во под Верденом в феврале 15-го7. А потом меня награждал кронпринц Вильгельм, лично. Само собой, до ранения. А после, это уже летом, меня госпитализировали, и в свою сформированную ещё в январе того же года роту огнемётчиков я не возвращался уже никогда. Вскоре зрение частично восстановилось, и я, оставив службу, решил перебраться в старый добрый Падерборн. Я был ещё крепок, раны и контузия не сломили меня. Я стал опять подумывать о женитьбе, но… Конечно, я был героем, одним из первых огнемётчиков нашей роты, пусть даже комиссованным из-за нелепой случайности. Но не мог же я это объяснять всем и каждому! Меня сторонились. Иногда я заглядывал в пивную на Хатумарштрассе, там было примерно так же темно, как и здесь. Я выпивал с друзьями своего тогда уже покойного отца, многие из них тоже прошли не одну кампанию и знали, каково это — вдруг разом оказаться не у дел… Она была бесподобно хороша… Как она пела и смеялась! Блондинка, но смуглая, видимо, детство провела далеко на юге, может, в Африке. Её приютили дальние родственники — владельцы этой пивной, ей доверяли мелкую работу. Ей было чуть больше двадцати. Я даже сперва не заметил, что она слепая.
— То есть, вы всё-таки поженились?
— Да, как раз спустя год после возвращения в Падерборн. В доме моём она освоилась легко. Как она была красива…
— О! Сейчас Вы скажете, что она оказалась дочкой или внучкой безногого «чорта» из Танзании!
— Нет, не скажу. Да с чего бы? Она не помнила своих родителей. А я не расспрашивал.
— Постойте, была? Прошу нас простить…

— Да ничего. Я хотел наследника, а роды она не перенесла. Она выглядела сильной, но оказалась хрупкой. А я потом продал родительский дом — и уехал. Чорт меня подери, я думал, это будет забавная история! А начал вспоминать, и точно снова — огнём по лицу. Мы же договорились — ничего о личной жизни... Кажется, я нарушил наш уговор, прошу меня простить, господа. Но вот что хочу сказать: нет никакой мистики, есть выпивка, игра и война. И только это, ничего больше. Я отнял у вас время. Если бы мы были на Хатумарштрассе, я бы крикнул: эй, Хельмут, всем пиво, я плачу! Но… сами понимаете, какое тут пиво… А знаете что? Давайте сыграем в кости. Я со своими не расстаюсь с Танзании. Могу дать несколько уроков правильной игры.


__________________________________________________________

1) Пангани — небольшой город и порт в регионе Танга в Танзании (Африка).
2) Лейтенант Герман Виссман, рейхскомиссар Германской Восточной Африки, возглавлял войска из немецких офицеров и местных солдат-аскари, подавившие «Восстание Абушири» (см. ниже).
3) Имеется в виду «Восстание Абушири» в 1888–1891 годах арабского и суахилиязычного населения на территории колонии «Германская Восточная Африка» (1885–1919); плантатор Абушири ибн Салим аль-Хартхи был повешен в Пангани в 1889 году.
4) Падерборн — город в Германии, расположенный на северо-востоке земли Северный Рейн-Вестфалия.
5) Билефельд — город в Германии на северо-востоке земли Северный Рейн-Вестфалия, Германия.
6) Имеется в виду штурм Льежа (5–16 августа 1914 г.) — военная операция во время Первой мировой войны, в ходе которой была взята бельгийская крепость Льеж.
7) Имеется в виду штурм французского форта Во под Верденом в феврале 1915 года, одно из первых массовых (и довольно неудачных) применений огнемётов.


Рецензии