Подарить свободу. Технология

        Это реальная история о маленьком новом человечке в нашей семье. О сыне моего сына.

        Он появился на следующий день после моего дня рождения. Словно в подарок мне.

        Он близнец не только по гороскопу. Наши души, словно близнецы. Я это увидела с первых его дней.

        Сейчас ему семь лет. В его жилах течёт христианская и мусульманская кровь. Моя невестка татарка.
        Мне, родившейся в четвёртом поколении и воспитанной в многонациональном городе Баку, не важно, какой национальности человек. Лишь бы был человечным.
Видимо, моему сыну это тоже передалось по наследству.
Когда сын и невестка решили крестить первенца, его мать также приняла веру, как у мужа. И внука, и невестку крестили в один день.

        Малыша назвали Тимур. В моём сыне течёт кровь кубанских казаков. Так что    Тимуру досталась, что называется, гремучая смесь кровей. Что он и показывает в течение своих первых семи лет жизни.
Тому подтверждение и его упругие, густые волосы, словно прутья, светлые и прямые.

        - Характер будет ещё тот,- сразу же предугадала я при его рождении, ожидая с восторгом его взросления.

        С самого рождения невестка всем объявила:
        - Мы ничего не будем запрещать малышу, пока он не начнёт понимать. До трёх лет тем более.  Всё спокойно будем ему объяснять. И не будет никаких резких замечаний.

        Это был её долгожданный и желанный первенец. Всё лучшее было для него.

        Я была только рада этому решению и полностью это поддерживала.

        Сын и моя мама не возражали.

        Сказано - сделано. Пока он был в пелёнках, это было нетрудно. Материнское молоко и подгузники всегда были в угоду малышу при первом его требовании. Что ещё нужно для счастья.

        Когда я осознала, что у меня появился внук, первенец, я, как творческая и музыкальная натура, запротестовала против имени бабушка.
Нет. Это вовсе не относится к возрасту. Но на мой слух это стало звучать как-то грубовато.

        Когда я услышала впервые: "А вот и бабушка пришла",- то сначала не поняла, о ком это.
        В моём воображении сразу появилась замена этому слову.
        - Не бабушка, а Уля,- объявила я всем в семье тоном, не допускающим никаких возражений.
        - Уля?- семья смотрела на меня немного как-то странно.
        - Уля. Сокращённое от "бабуля",- я поблагодарила того свыше, кто бросил мне эту идею.
        - У всех бабушки, как бабушки, а у нас - Уля,- сказал сын, как обычно, с иронией, махнув на меня рукой.

        Но не тут-то было. Мне пришлось поправлять ещё долго этих семейных друзей. Я не сдавалась. Мне хотелось быть особенной для моего малыша во втором поколении.

        При знакомстве с ребёнком, я представилась малышу, которому было несколько времени от роду, зная, что он меня поймет:
        - Я твоя Уля, а ты мой Сенсейчик.
        - А Сенсейчик почему?- сын смотрел на меня с удивлением, как всегда, иронично улыбаясь.
        - Да. У нас не всё, как у всех. Уля и Сенсейчик,- сказала невестка, но, как обычно, поддержав меня.
        - Я не знаю. Просто чувствую, что его внутренняя часть именно под названием Сенсей. Учитель, писатель, врач. Ведущий. Вот увидите. Я не ошибаюсь,- мне было весело наблюдать и малыша, и их родителей.

        Если честно, я даже не знала сама, откуда это знала. Но сомнений не было. К нам в семью пришёл Сенсейчик.

        Он стал рано говорить. Когда мы встречались, он часто меня спрашивал:
        - Уля, я забыл, что означает Сенсейчик,- он старался вспомнить.
        - Сенсейчик - это очень умный мальчик,- старалась я подобрать самое простое понятие.

        В другой раз:
        - Уля, я забыл, как ты меня называешь,- он был расстроен, что не мог запомнить.
        - Сен-Сей-Чик,- говорила я чётко по слогам, улыбаясь,- повтори.
        - Сен-Сен-Чик,- радостно повторял Тимур
        - Круто! Только Сенсейчик!

        Тимур радостно повторял несколько раз, пока однажды хорошо запомнил.

        - Уля, ты как-то давно меня не называла Сенсейчиком,- как-то сказал он огорчённо, когда ему уже было пару лет.
        - Правда? Мне кажется, что я всегда тебя так называю. Извини, Сенсейчик, мой любимчик.
        Тимур радостно обнимал меня.

        Как-то мне рассказала невестка:
        - Тимур сидел и перечислял, сколько у него бабушек и дедушек, называя всех по именам, кроме тебя.
        - И Уля,- подсказала я ему.
        - Да, и Уля,- подтвердил Сенсейчик.

        Однажды, когда он уже пошёл в детский сад, я пришла за ним вечером.    Родители одевали своих детей в раздевалке.
Малыш радостно подбежал ко мне с криком:
        - Уля, Уля! А, оказывается, ты - моя бабушка!
        Все, кто находился рядом, хором засмеялись, а потом только поняли в чём дело, выяснив, что значит Уля.
        Я тоже вдруг осознала, что ребёнок не связывал, что Уля и есть бабуля.

        Когда я была с ребёнком, ко мне часто обращались:
        - Уля, а Вы...
        - Меня зовут Веста. А Уля - это сокращённо от бабули,- я неустанно объясняла окружающим.
        - Как красиво! Ой, я бы тоже хотела быть Улей,- часто я слышала в ответ.

        С самого рождения Тимур не знал наказаний и запретов.

        Однажды мы поехали в Санкт-Петербург к его прабабушке. И решили прогуляться в Петергоф на фонтаны.
        Ему было чуть более двух лет.
        Недалеко от нас стояла молодая женщина и кричала на маленького ребёнка, тряся его за руку. Мы бы не обратили внимания, если бы не Сенсейчик.
        Не успели мы ничего понять, как Тимур подбежал к женщине с криком и возмущением:
        - Тётя, зачем вы кричите на маленького ребёнка, зачем, зачем, нельзя, не надо!

        Женщина, не ожидая подобного от какого-то малыша, в ужасе подхватила ребёнка и убежала. Всё произошло так быстро, что мы стояли и смотрели, от неожиданности не сдвинувшись с места.

        Женщина без оглядки убежала, а Тимур кинулся ко мне:
        - Уля, почему она кричала на ребёнка? Так же нельзя. Почему, Уля?- для него это было потрясением.
        Мы как-то постарались его отвлечь. И он быстро успокоился.

        В другой раз, когда ему было пару годиков, и мы поехали все вместе на дачу. Бабушка сажала что-то на огороде. Она очень это любит.
Тимур ходил за ней следом. Мы занимались каждый кто чем.
И вдруг бабушка заметила, что малыш, когда она отворачивалась, ступал ножкой на посадки и затаптывал с великой радостью.

        Бабушка и невестка это заметили одновременно.
        Не успела бабушка как-то отреагировать, как молодая мать рванула к своему сынишке, закрыв его спиной и расставив руки.
        - Мы договаривались, что не будем Тимура ограничивать и наказывать, пока он ничего не понимает.

        Я наблюдала эту картинку.
        Бабушка, моя мама, сама очень спокойный человек, потому что её дети были очень послушными и спокойными, не знала как реагировать.
Ей непонятно было, почему ребёнку не сделать замечание.

        Мой сын тоже не очень понимал, что в таких случаях делать.
Терпение порой было на пределе.
        - Надо с малышом договариваться,- в очередной раз напоминала я.
        - Ага, вот иди, договорись, чтобы Тимур бабушкин перец не растаптывал, а мы поучимся,- ухмылялся сын, наблюдая, что у меня получится.

        Все кинулись говорить малышу, что так нельзя, стараясь быть спокойными.    Тимурчик только смеялся и давил посадки. Больше всего переживали за бабушку. Ещё немного и всё японское воспитание полетело бы в тартарары.

        - Сенсейчик,- обратилась я, беря за руку малыша и наклоняясь, чтобы его поцеловать,- давай лучше поговорим с перчиком, помидором и луком. Ты их ножкой обидел. Надо с ними помириться. Как думаешь? И бабушке поможем, чтобы всё хорошо выросло.
        - Я обидел перчик? Давай мириться, а как?- Тимур радостно смеялся и прыгал.
        - Надо наклониться и каждый посаженный бабушкой цветочек или лук поцеловать, говоря им хорошие слова, попробуй.

        Малыша хватило ненадолго, как я и предполагала. Ему надоело наклоняться, и он сказал бабушке:
        - Всё, теперь они все вырастут. Я с ними помирился.
Бабушка была довольна, что маленький сорванец оставил в покое её посадки.
Все успокоились.

        Как-то однажды, примерно в этом же возрасте, у меня в квартире. Тимур сделал все свои дела на горшочек посреди комнаты и схватил его, чтобы отнести самому и слить в унитаз.

        Я уже примерно догадывалась о ходе его очередного каверзного поступка. Но всегда помнила, что растим его в свободе.

        Тимур взял горшочек и, глядя на меня, улыбаясь хитренько, говорил:
        - Уля, не переживай, я ничего такого не сделаю, я несу горшочек в унитаз.
        Я шла неотступно рядом, также хитренько глядя на него и улыбаясь.
Но тут меня кто-то отвлёк.

        - Бамс!- закричал радостно Тимур,- горшочек упал!
Всем было понятно, что он упал не сам. Это был хорошо продуманный план маленького сорванца.

        Все остались спокойными. Я пошла за тряпкой, бурча и улыбаясь:
        - Кто-то не очень честный, как я погляжу.
        - Уля! Ты что, это же он сам упал!- радостно прыгая, доказывал Тимурчик, мой любимчик.

        В другой раз, уже постарше, у меня в гостях:
        - Уля, а мне это можно?
        - Можно,- отвечала я, всегда улыбаясь.
        - А это?
        - Тебе можно всё,- смотрела я на малыша с большой любовью.
        - Уля, а почему мне можно всё? Почему ты мне всё разрешаешь?
        - Потому что я тебя люблю.
        Он часто это спрашивает.
        И обычно после этих слов успокаивается и тихонько чем-нибудь занимается какое-то время.

        Однажды, когда Тимуру было годика четыре и его перевели в другой сад из-за чрезмерно строгих воспитателей, сын сказал:
        - Опять вызывают в сад меня. Что-то снова не то,- сын был обеспокоен.

        На следующий день:
        - Меня вызвали в сад и стали жаловаться две воспитательницы,- стал рассказывать сын.

        - Понимаете, у нас в группе есть лидер, маленький, хулиганистый мальчик, всех задирает, но с ним всё понятно. А здесь появился ваш ребенок. Мы понимаем, что он тоже лидер. Но он другой. И мы не знаем, что с этим делать.
        - Поясните, пожалуйста,- сын уже начал перебирать в голове, в какой сад опять переводить ребёнка.

        - Вчера Ваш сын и ещё один мальчик играли в песочнице. Тот мальчик ударил вашего. Слегка. Тимур спокойно набрал песок в лопатку и бросил ребёнку в лицо. Когда мы подбежали и стали его ругать, что так нельзя и зачем это сделал, он спокойно ответил:
        - Я ничего не делал, я набрал в лопатку песок, и хотел построить замок, в это время подул ветер, и всё полетело в мальчика.
        - Но мы-то видели, что он именно бросил песок в лицо. Понятно, что это был его ответ. Как может ребёнок в таком возрасте так продумать всё? Мы даже не знали, что ответить. Ведь это же не доказать! И это не в первый раз. Мы не знаем, как на него воздействовать. Он всё время объясняет свои поступки так, что нет никакой возможности доказать обратное. Как его воспитывать?- возмущались воспитатели.
        -А может надо воспитывать тех родителей, которые не объясняют своему малышу, что не надо нападать на других, а то можно получить в ответ?- язык моего сына был, как обычно, острым и точным.

        Но ребёнка никуда не перевели. Как-то научились уживаться.

        На даче у озерка.
        Тимур и я сидим на ступеньках. Подходит женщина с маленьким ведёрком. Тимуру года четыре. Он подскакивает и говорит:
        - Тётя, осторожно, здесь ступеньки. Давайте ведёрко, я наберу Вам водички.

        Женщина, глядя на маленького джентльмена, радостно расцвела:
        - Ой, как же приятно. Спасибо, набери, пожалуйста,- улыбается она.
        Тимур, держась за мою руку, набрал воды и передал ведёрко женщине. Та, пока уходила, всё восхищалась Тимуром.

        В следующий раз, в бассейне, Тимур подходит к женщине и говорит:
        - Вы такая красивая,- протягивает ей руки.
        Женщина в восторге улыбается.
        Тимур не стесняется людей и не боится их.

        Шаолинь, буддийские боевые искусства, в Москве, на первом занятии на курсе, Тимуру 4 года:
        - Ваш малыш как давно занимается?- спрашивает у меня тренер.
        - Сегодня первый день,- отвечаю я.
        - Да? Тогда у Вас очень талантливый малыш.
        То же самое сказал и второй тренер.

        Тимуру четыре с половиной.
        Рассказывает невестка:
        - Перед праздником делает разные изделия из пластилина.
        - Кому ты это собираешься подарить?- спрашиваю я Тимура.
        - Это - Пете, это - Васе, это - Коле, и так всем детям по подарку,- перечислил Тимур.
        - Так тебя же Коля всё время задирает, а ты ему подарок, почему?- удивляется невестка такому мудрому поступку сына.
        - Мама, ты что, не видишь,- хитрюще улыбается Тимурчик,- это же коричневое дермецо для Коли.

        - Но главное, сделал подарок - и ничего не скажешь,- рассказывает мне невестка.
        - Я же говорила, что растёт Сенсейчик, у него чёткое восприятие жизни,- я всегда на стороне справедливости, особенно, что касается моего любимчика.

        Любимчику чуть больше пяти.
        - Уля! Купи мне, пожалуйста, чипсы. Ну совсем немножечко. Ну, пожалуйста.

        - Сенсейчик, если только одну маленькую пачку на несколько раз. Я прочитала недавно такие страсти о чипсах. Что боюсь их тебе давать.
        - Уля, ну зачем же ты читала это о чипсах? Всё только испортила,- хитренько улыбается Тимур, но согласен на маленькую пачечку.
        Я даю ему пачку в руки и никогда не останавливаю его. Тимур сам делит её на три части. И две отдаёт мне.
        - Уля, это мне на два дня ещё.
        - Положи, куда тебе удобно, и возьмёшь по расписанию,- отвечаю я, показывая полное ему доверие.
        Тимур ни разу не нарушил обещание и не взял раньше времени.

        В другой раз:
        - Уля, ну купи мне жвачку, ну, пожалуйста,- складывая ручки, Тимур жалобно просит и улыбается.
        - Сенсейчик, ну ты же знаешь, хоть сто пачек. Но у тебя уже пломбы. Они все выскочат. Да и это очень вредно. Я читала.
        - Уля, ну зачем ты всё это читаешь, только всё портишь, раньше не читала и всё было хорошо,- он говорит с иронией, улыбаясь.
        - Ну ладно. Давай так сделаем. Первое - родителям не говорим, втрое - я куплю жвачку, ты её возьмёшь, но жевать не будешь, только давить между нёбом и языком. И только две штучки за всё время, пока у меня. Не больше десяти минут. Идёт?

        Родителям, конечно, мы рассказываем сразу же обо всех делах. Невестка никогда ничего не говорит на это. Она знает, что я обожаю Тимурчика. Сын всегда бурчит, что не надо покупать это, но делает это тихонько. Он тоже знает, что нет более любящей и заботливой Ули.
        - Идёт, только пачка жвачки будет у меня, хорошо?- радостно подпрыгивает Тимурчик.
        Договор он ни разу не нарушил.

        Если я говорю, что чего-то больше нельзя, Тимур тут же это откладывает.        Например, игры в телефоне. Я не знаю ни одной темы, по которой мы с ним не могли бы договориться. Обычно тихо, спокойно и быстро.
Это мой друг - близнец. И не только по гороскопу.

        Тимур разумный, маленький, пока ещё, человек.
        Ему повезло. С рождения он не знает наказаний. Может поэтому он не боится людей.
        Ведь страхи первыми навязывают детям их родители. Его же разум развивался в свободе. Когда он стал побольше, ему стали объяснять, что такое хорошо, а что такое плохо. Но основа уже была заложена. На него не было давления в период развития его мозга.

        Я знаю его семь лет. У него высокое чувство юмора. Он очень остро различает фальшь людей. Если с ним несправедливы, он соответственно себя ведёт.      Когда кто-то из родных говорит, что Тимур плохо слушается в чём-то, я спрашиваю, что делал взрослый относительно этого. И, как выясняется, Тимур просто отзеркаливал своим поведением. И, похоже, он хорошо это планирует. Но более доброго ребёнка я не видела.

        Лично у меня с моим Сенсейчиком никогда нет никаких проблем. Мы настоящие с ним друзья. Он любит бывать у меня в гостях. Малыш никогда рядом со мной не шкодничает. Ни разу меня не огорчил. Может потому, что ему можно всё?

        Сенсейчик знает, что Уля никогда ни за что его не накажет, не окрикнет и ни в чём не откажет.

        Вы считаете, что такое воспитание опасно для взрослых? Что ребёнок не будет легко управляем? Что с ним придётся считаться уже с детства?

        Вы правы. Именно так всё и будет.
        Но если вы хотите вырастить свободного человека и друга себе, то это правильное воспитание.

        Это даже не воспитание. Это просто нормальное общение с человеком.
        Ведь мы же общаемся так со своими сослуживцами, друзьями, начальниками.
        Никому из нас не приходит в голову одёрнуть за руку, отшлёпать по попе, назвать дураком и поставить в угол тех, кто одного с нами роста. Не правда ли?

        Но это наш метод растить ребёнка. И он даёт очень хорошие результаты.     Возможно, эта технология кому-то поможет. Дай-то бог. Ведь что может быть важнее детей в семье.
        Мы, родители взрослых детей, знаем, чего стоят нам наши ошибки.

        Но выводы, как обычно, делать Вам, мой дорогой читатель.


Рецензии