О музыкальом произведении тысячелетней давности
На этот раз публике предстояла встреча с тромбонисткой Максиной Троглауэр (Maxine Troglauer, рожд. 1995), после завершения бакалавриата в Берлине и Ганновере закончившей магистратуру в Нью-Йорке и многократно выступавшей на концертах в Германии и в Америке. Музыкальный инструмент Максины – бас-тромбон – очень большой (почти в рост исполнительницы), наиболее низко звучащий духовой инструмент из семейства тромбонов, впервые сконструированных в XV веке в ряде западноевропейских стран.
В концерте приняли участие пианист Флориан Вебер (Florian Weber) – обладатель престижных премий ряда музыкальных конкурсов, автор премированных музыкальных альбомов, и саксофонист Александр Прилл (Alexander Prill), обладатель ряда престижных премий на конкурсах в Германии, в прошлом стипендиат штифтунга Оскара и Веры Риттер, ныне стипендиат Немецкого национального академического фонда.
Первым номером программы концерта была исполненная Максиной Троглауэр и Флорианом Вебером «Improvisation ;ber „О Eсclesia“» - импровизация произведения удивительной женщины, жившей в ХII веке, монахини Хильдегарды фон Бинген (Hildegard von Bingen , 1098 – 1179), прославившейся как философ, поэт, врачеватель и музыкант. Расскажу о необыкновенном впечатлении от исполнения этого произведения.
В затихшем зале публика с удивлением наблюдает, как Флориан, встав с банкетки, склоняется над декой открытого рояля и резкими движениями пальцев начинает перебирать струны крайнего левого ряда. Тяжёлые басовые звуки обрушиваются в зал. Максина поднимает на левое плечо свой огромный тромбон и вставляет сурдину. Низкое и странным образом спокойное звучание бас-тромбона перекрывает звучание рояля, уверенно сочетаясь с ним в грустной, но притягательной гармонии. Пианист занимает своё традиционное место и начинает аккомпанировать Максине.
Басовые звуки дуэта плывут в зал, явственно овладевая настроением публики. Вслушиваясь, приходишь к пониманию, что мощное звучание дуэта являет собой некий разговор. Казалось бы, к кому, как не к Богу, станет обращаться настоятельница католического монастыря, монахиня одиннадцатого века. Но это не смиренная просьба просветить и помочь, не слёзная мольба о защите и благополучии, не испуганное пресмыкательство перед всемогущей силой. Это именно разговор, доверительный разговор понимающих друг друга собеседников. В одиннадцатом веке с Богом так не разговаривали.
Это разговор с Судьбой, разговор, в котором оба участника беседы находятся в равных и взаимозависимых условиях. С одной стороны – человек творец своей судьбы, с другой - как не уйти от своей судьбы, так и судьбе не обойтись без субъекта её осуществления.
Разговор чередуется эмоциональными взрывами и твёрдыми, порой жёсткими, но без надрыва, более или менее спокойными периодами, как бы свидетельствующими о поисках взаимоприемлемых позиций. И начинает казаться, что идёт проникновенная беседа о тяготах жизни, об испытаниях, выпадающих на долю человека, о неизбежных бедах и потерях и их преодолении, об истинных ценностях и необходимых достижениях, без которых существование тягостно, а полноценная жизнь невозможна, Это обстоятельный и уважительный разговор понимающих друг друга собеседников, разговор, исключающий подвох, провокацию, надменность или насмешку над слабым и неудачливым.
Музыканты заканчивают исполнение твёрдыми жёсткими пассажами с легким диссонансом - собеседники поняли друг друга, но согласия не достигли. Человек извечно обречён на борьбу с судьбой.
Задумавшаяся публика отвечает сначала неуверенными, но быстро нарастающими, крепнущими аплодисментами.
Далёкий одиннадцатый век, монахиня… и такое потрясающее произведение.
Свидетельство о публикации №222111000915