Парфянская цивилизация

---
Цивилизация возникла 34 в. назад.
Цивилизация остановилась 15 в. назад.
---
     Специалисты делят историю Парфянской цивилизации на два периода, в сущности на две эпохи. Первая эпоха этой цивилизации начинается с 15-го века до н.э., когда на Иранское Нагорье приходят первые мигранты скифо-сибирского происхождения с отрогов Южного Урала. Многими историками этот период Парфянской цивилизации оспаривается, утверждая, что это была эпоха других цивилизаций.
     Вторая эпоха Парфянской цивилизации начинается с середины 4-го века до Рождества Христова, когда на территории Древней Парфии появляются оседлые племена, а Парфия начинает войны против своих соседей.
---
     Парфяне, светлые арийцы с голубыми глазами, в некоторых источниках считаются фарабами из Западной Сибири, носителями саргатской культуры, относимой часто к Скифо-Сибирской цивилизации, вернее, к тому, что от неё осталось за 2 тыс. лет до рождения Христа.
     Часть их двинулась на запад севером Каспия и стала позже называться скифо-сарматами. Другая часть шла югом Каспия, они называли себя барбарами. И те, и другие были частью общего миграционного потока ариев, говоривших на различных арийских диалектах, ныне называемых иранскими, индоиранскими, индоевропейскими.
     От южной миграции ныне остались бараба-татары в Барабинской лесостепи, а их главный город назывался в одних источниках Бараби, в других именовался как Фараби. Теперь это город Ортос.
---
     Обе ветви Скифо-Сибирской цивилизации знали коневодство, земледелие, могли предсказывать климатические неудобицы, что видно по Аркаимскому конструкту. Они смогли создать по мере своего продвижения торговые пути с Востока на Запад, которые историки назвали Великим Шёлковым путём. По всему этому тракту, что на севере Каспия, что на юге Каспия, арийцы создавали укреплённые пункты с необходимыми для торговых и военных караванов ремёслами.
     Парны, двигавшиеся в общем потоке арийской миграции, также принимали участие в цивилизационном реформировании лесостепных районов Евразии. Так что прибыв 35 веков назад к восточным границам Иранского Нагорья, они не были дикими племенами, в их социокультурном арсенале были навыки строительства городов, пашенного земледелия, животноводства, воинского искусства.
---
     Исследователи, адепты Первого периода существования Парфянской цивилизации, полагают, что греки несколько изменили именование того народа, которого мы теперь знаем как парфяне. Изначально они были барджаны, барзаны, парны. Эти именования сохранили их прямые потомки – курды-барзани.
     15 веков до н.э. эти скифо-сибирские племена вступили союзы с автохтонными племенами Иранского нагорья, получив в древних анналах название парны. Основателями Парфянской цивилизации, её Первого этапа существования, стали парны, представлявшие из себя союз племён, который входил в более крупную дахскую конфедерацию племён. В переводе с древнеперсидского языка это слово означает край, часть, бок, окраина. Таких союзов подобно парнскому в этой конфедерации было несколько. Термин Парфия появляется ещё за 15 веков до Рождества Христова, когда в противостоянии с ней погиб Царь Кир, повелитель евреев. Есть несколько упоминаний о Парфии в Авесте, в Бехистурской надписи.
---
     Основным языком Парфянской цивилизации был древнеиранский. Все участники цивилизации говорили на своих вариантах древнеиранского, но хорошо понимали друг друга.
     Парфяне были народом кочевым, но оседлав восточную часть Иранского Нагорья, перешли к оседлому образу жизни, в то время как основной корень цивилизации на его начальном этапе, дахи, кочевали поначалу к северо-востоку от парфян.
     Парны, прибывшие чуть позже, ставшие впоследствии держателями основного социокульта цивилизации, были, как и парфяне, кочевым народом с мощным скифо-сибирским генокультурным ядром. Они были роднородственны парфянам в большей степени, чем дахи, в Авесте упоминаемые как дах.
     За 15 веков до н.э. парны вместе с парфянами образовали военно-политическую социальную страту, ставшую сутью цивилизации, создав новый военный строй, получивший поддержку у крестьянского сословия, который без особого принуждения принимал участие в военных походах Парфии и как военный люд, и как плательщик налогов.
---
     С начала 4-го века до Рождества Христова, как раз во время нашествия македонян, историки отсчитывают появление признаков Парфянской цивилизации Второй эпохи. Первоначальная территория цивилизации Второй эпохи располагалась к востоку от Каспия где-то в районе озера Балхаш.
     Своё название цивилизации получила в подарок от греческих летописцев, по всей видимости от именования дахами своей Прародины, территории Апартик, где-то на земле нынешней Туркмении.
     В исторических анналах греков и римлян понятие парны поначалу применялось только как отдельное племя ирано-скифского происхождения, окраинного участника Парфянской державы и цивилизации. И только в середине 3-го века народ парнов стал пониматься как важная составная часть союза дахских племён. К этому времени Парфия уже включала в себя всю южную часть Туркмении, соседнюю территорию на северо-востоке Иранского Нагорья. При этом Иранская часть Парфии стала основной частью цивилизации, а Туркменская была периферией.
---
     Основой цивилизации стало племя парнов, которые к 4-му веку до н.э. выделились из среды мигрировавших в Малую Азию массагетов и саков, скифо-сибирского генокульта. Последние продвигались на запад после разрушения своих держав в районе Балха, Арала и Каспия. Чуть позже этот племенной союз появляется в описаниях историков, которые его называли Дахским союзом, в сущности, в то время ещё конгломератом племён и семейно-родовых общин.
     В середине следующего века парны выдвигают из своих рядов несколько выдающихся вождей: Андрагора, Аршака, Тиридата, которые возглавили борьбу за выход Дахского союза из-под власти Селевкидов. При этом они смогли привлечь на свою сторону иранские народы на западе Иранского нагорья, которые несколько раньше перешли к осёдлости.
---
     Основополагающим государством цивилизации к середине 3-го века до н.э. стала Парфия, объединившая социокульты роднородственных народов от Афганистана, до Ирака. В середине 1-го века до н.э. Парфянская цивилизация, движителем которой было Парфянское царство, ранее входившее в состав Селевкидов, распространило свои социокульты на огромной территории от Вавилонии через Иран до долины Инда, от Месопотамии до Индостана.
     Воины в цивилизации набирались из разных племён и эти отряды нельзя было назвать армией. Воинство собиралось от случая к случаю, но только из племён, которые составляли Дахский Союз и относились к центру цивилизации. Только с начала Новой Эры это воинство постепенно становилось регулярным, солдаты которого уже не ставили перед собой грабительские задачи. К тому же воевать с Римлянами кочевыми набегами было невозможно.
     Ещё в конце 1-го века появились конные лучники, затем против римлян парфяне стали применять тяжёлую конницу, в которой и конь, и всадник имели доспехи, которые мастерили из железа скифо-сибирские кузнецы, к тому времени уже парны и парфяне.
     Парфяне во время противостояний с римлянами, а ещё ранее с эллинами, терпеливо расстреливали из луков их пехоту, а затем топтали то, что осталось своей тяжёлой кавалерией, получившей название катафракта.
     Народы, которые не относились ни к Парфии, ни к цивилизации, вместо ежемесячных налогов откупались тем, что отдавали в армию-воинство парфянское пехотинцев.
---
     Подъём Парфянской цивилизации Второго этапа происходил на фоне активного перемещения кочевых племён Средней Азии, которое подорвало могущество многих царств, в числе их Греко-Бактрийского. Но Парфянская цивилизация устояла, и, мало того, смогла усилиться именно за счёт кочевых мигрантов, которым были предоставлены свободные территории для поселения.
     Усилившись, цивилизация попыталась взять под свой контроль важнейшие торговые пути, ведущие к Средиземноморью, где в то время властвовали римляне. Эта борьба с одной стороны истощала ресурсы Парфии, с другой, давала возможность применять новые военные технологии, совершенствуя свои социокультурные навыки во всех сферах.
---
     В начале 2-го века по Рождеству Христову единство цивилизации начинает ослабляться, от неё начинают отходить племенные общины и семейно-родовые провинции. Рим применил тактику подкупа и посулов глав родов Парфянской цивилизации. Власть в царстве переходит к Сасанидам, которые не могли сохранить цивилизационные нормы общения, к которым относится общий язык, многокультурие, многонародие, многоязычие.
     Парфянская цивилизация во времена своего взлёта была примером для окружающих её окраин своим высоким уровнем городского социокульта, системы налогообложения, появлением денежного обращения. В цивилизации было несколько торгово-административных центров. Главным центром цивилизации был город Ктесифон на берегу реки Тибр. Другим крупным центром был город Ниса вблизи Ашхабада, где находились царская резиденция и гробница старших Аршакидов.
---
     Парны были кочевниками с хорошо отлаженной столетиями структурой администрирования, навыки в ведении которой они получили ещё в свои скифо-сибирские времена, а затем в Первый период развития Парфянской цивилизации, когда 15 веков до н.э. смогли локализовать эти навыки на Иранском Нагорье. Они смогли подчинить себе оседлое население, предоставив им свою защиту, что с одной стороны дало им относительную свободу, поскольку теперь не приходилось отвлекаться от своего ремесла на самооборону, с другой стороны за эту свободу приходилось платить налогами, либо участвовать в парфянском воинстве, что для оседлых народов, земледельцев и ремесленников было не комильфо.
     Земледельческий социум Парфянской цивилизации состоял из крестьянских общин, но земля числилась за государством, которое на местах представляли местные чиновники. Как атаманы у казаков. Вроде земля общая, только правят ей местные вожди. Часть своего времени на пашне община должна была отдавать в казну.
     Поскольку правящие племена продолжали оставаться кочевыми, они постоянно с кем-то воевали, приводя из своих походов рабов, которых отдавали в общины, где они могли со временем выкупить себя. Но этот вопрос был на усмотрении администраторов общины.
---
     Система взимания налогов и фискального учёта постоянно совершенствовалась, администрация общин вела книги учёта налогов и трудодней каждой семьи, храмов, даже государственных сельхозугодий.
     Культура цивилизации была основана на парфянских и греческих началах. Это повелось ещё в те времена, когда здесь правили македонцы. Этот синтез дал значительно большие всходы, чем в Греко-Бактрийские времена. По своей сути все основные социокульты Парфянской цивилизации отражали иранскую традицию с её склонностью к огнепоклонству с отчётливыми следами эллинизма.
     Городской социокульт Парфянской цивилизации значительно отличался от деревенского, который был прост и гармоничен. Но именно из сельского социокульта постепенно стал складываться зороастрийский религиозный социокульт, который постепенно выдавливал остатки эллинистической культуры, разрушая устои Парфянской цивилизации, на смену которой приходили другие, на основе Авесты и Зороастризма.
     Самым могущественным семейно-родовым союзом Второй эпохи Парфянской цивилизации были Селевкиды, которые в начале 4-го века до Рождества Христова протянули свои социокультурные щупальца от Средиземного моря до Инда. Это была начальная эпоха эллинистического вторжения греков во главе с Александром Великим.
     Но во втором и третьем своих поколениях Селевкиды, ставленники Александра Великого, столкнулись с внутренним противодействием парфян, которые, в свою очередь, подвергались активному влиянию со стороны роднородственных индоиранских и арийских народов, привносившие новые, более эффективные технологии жизнедеятельности общества. Постепенно парфяно-скифский межплеменной союз, в котором выделялись парны, выдавливал эллинистический.
    Таким образом, парфяне отвоевали у греков Иранское Нагорье. Но парадокс заключается в том, что пока шло вытеснение остатков греческих социокультов из Парфии, а это продолжалось 6 веков, существовала Парфянская цивилизация Второй эпохи, основанная на синтезе цивилизационных социокультов даков с парнами и эллинов.
---
     Земля Парфии, куда стремились народы Средней Азии, к 3-му веку до н.э. уже изобиловала плодородными земледельческими оазисами, которые возделали народы иранского корня. Пока Селевкиды тратили свои силы на борьбу с Римом, их сатрапы на востоке, где-то в Копет-Дагским хребтом Южного Туркменистана, смогли объединиться и объявить свою независимость. Возглавлял их тогда Андрагор, который сумел привлечь на свою сторону воинственных степняков из хорошо организованных отрядов арийского происхождения, посулив им выгодные земли на Иранском Нагорье для проживания.
     Скоро в одной из стычек, Андрагор погибает и его место занимает Аршак, возможно бактрийского происхождения. Но если бы у него не было ни арийской, ни иранской генетики, то он не смог бы возглавить это историческое движение на Запад. О его происхождении почти ничего неизвестно, скорее всего он был из знатного рода парнов, в среде которого получил необходимые знания и умения для управления новым царством.
     При нём парны выдвинулись в лидеры этой организованной социокультурной экспансии, помогая Аршаку во всех его начинаниях. Через какое-то время парны стали себя называть парфянами, за ними последовали другие племена, и родовые общины. Парфяне оказались вполне просвещённым народом, который выдвинул из своей среды мудрых вождей и руководителей, знавших толк не только в управлении оседлыми народами, но и кочевыми, что является одним из признаков Цивилизации.
---
     Эллинистический образ жизни предполагал создание продукции с высокой добавленной стоимостью. Сырьё здесь не продавалось, предпочтение в торговле отдавалось продукции из этого сырья. Но такой способ хозяйствования предполагал малоподвижность, вялость при возникновении проблем, чем умело пользовались парны-парфяне. Они использовали земледельческие и скотоводческие технологии для получения постоянных налогов, но не отказались и от кочевой скифско-сибирской тактики, позволявшей наносить малоподвижному селевкидскому воинству, привязанному к своим городам, неожиданные уколы практически со всех сторон.
     Этой скифской тактике нападать и исчезать не смог в своё время ничего противопоставить и Александр Великий, стараясь избегать столкновений с ними. Парфяне, дополнив свои технологии железоделательную металлургию эллинскими достижениями в этой области, создали у себя новое воинство с тяжеловооруженной конницей, которая своей непробиваемостью рушила всех в ближнем бою.
---
     В сущности, система управления своими вассалами, суверенами Парфянской цивилизации, осуществлялась по тем временам практически революционно, это был тип феодализма, который окончательно приживётся в Европе только через 10 веков. В цивилизации поддерживались несколько мощных культурно религиозных и торгово-административных центров, которые давали основной бюджет. Окраины же цивилизации жили как бы в двух системах, у них был выбор жить в пределах цивилизации или уходить кочевать в степь безграничную, где каждая семейно-родовая община была вольна двигаться в любую сторону.
     Но когда начиналась крупная заварушка, в которой главными были парфяне, многие окраины вступали в воинство Парфянской державы, и, в случае победы над врагами, получали в управление часть их земель, теряя при этом свою степную свободу, но получая благополучную и бесхлопотную жизнь для своих общин.
---
     После того, как Парфянская цивилизация подчинила себе огромную территорию, где были также и земли, издревле принадлежавшая персам, но отнятая эллинами, на первый план в цивилизации стали выходить иранцы, которые имели намного более древние и глубокие социокультурные навыки управления Иранским Нагорьем. В середине 2-го века по Рождеству Христову наступила историческая эпоха Сасанидов, тоже выходцев из племени парнов. После чего время Парфянской цивилизации пошло на закат.
     Сасанидский Иран был всего лишь наследником Парфянского государства, но не Парфянской цивилизации. Сасаниды не смогли предложить общего социокультурного строя для всех участников цивилизации. Постепенно окраинные народы стали отходить под арабскую опеку и к 7-му веку от Парфянской цивилизации ничего не осталось. Ислам же только окончательно разделил народы цивилизации друг от друга.
     Постепенно все основные функции управления социокультами цивилизации стали переходить к центру, к парфянским княжеским родам. Да, центральное государство усилилось, но цивилизационное многоголосье стало исчезать.
---
     Живая Азия, та именно, которая живёт землёй, до сих пор помнит свою истинную культуру, которая когда-то связала их в единый союз, Парфянскую цивилизацию с двухтысячелетней историей.
++++++++++++++++++


Рецензии
Сергей Алексеев, роман "Роковой срок".
Упомянуто о причинах унижения парфян
и живших у скифов в работниках.

Огонь Вед   15.11.2022 06:40     Заявить о нарушении
Художественные произведения почти не принимаю во внимание. А вот мнение Народного Хоруса стараюсь учесть. В Цивилизациуме трудно использовать народные сказания, а вот в Городах Призраках Руси, сказания и легенды сами просились. Я почти каждое своё эссе снабжал какой-нибудь байкой.

Олег Данкир   15.11.2022 11:08   Заявить о нарушении
Проскакивает и в художественных.
Алексеев жуткий романтик,
но обладает многими знаниями.
Ими и делится, если к месту.
О парфянах у него мне показалось дельным.

Огонь Вед   15.11.2022 12:02   Заявить о нарушении