Кошели и Дорохово

В качестве иллюстрации используется фото из интернета. Кошелевские писчебумажные фабрики.

В прошлой статье мы пытались выяснить, какое из новгородских владений военный инженер и мостостроитель Рейхель Казимир Яковлевич называл своей «Америкой». Возможно, он имел в виду земли, где хозяйничал, от Новой мельницы до Шабаново. Тремя пожалованными деревнями Поводьё, Жихново и Шабаново и усадьбой Устье дело явно не ограничивалось. Побеседовав с Еленой Михайловной, чей род издревле проживал в этих местах, я узнала, что никаких предприятий в Устье не было. Сообщения о том, что Рейхель близ Устья нашел глину и там же, в семи километрах от Московского шоссе, развернул бурную деятельность, неверны. По ее словам, в усадьбе была только Церковь Великомученицы Варвары (единственное кирпичное здание), школа и детский дом.

Из книги Дмитрия Михайлова «Воспоминания о предках» я узнала дату основания этих заведений. «В 1900 году в этом имении была открыта Григоровская сельскохозяйственная школа и приют для сирот, а Владимир Казимирович Рейхель перед своей кончиной принимал деятельное участие в организации этой школы, он завещал приюту крупную сумму денег». В некоторых источниках указывается сумма в 4000 тысячи рублей. Значит, все-таки Владимир Казимирович стоял у истоков этого благородного начинания. Сам меценат умер в 1899 году в Петербурге, в своем доме на Невском проспекте. После банкротства Петра Казимировича Устье осталось за его матерью Анной Петровной, а в 1909 году оно уже числилось за его женой Зинаидой Андреевной Рейхель. Возможно, никто из семьи Рейхель постоянно не проживал в имении, поэтому его преобразовали в школу и приют. Петр Казимирович в 1899 году потерял не только брата, но и единственного сына. Вряд ли он возражал, а может, даже занимался этой школой после смерти брата.

Занятно, что в статье «Рейхели на Новгородчине» тот же Дмитрий Михайлов пишет, что Владимир Рейхель близ Чудова купил имение и открыл земскую школу в соседнем селе Сенная Кересть, и не упоминает Григоровскую школу в Устье. Возможно, это новые данные.

Да и "Список населенных мест Новгородской губернии" Подобедова за 1909 год говорит лишь об усадьбе Устье, в который три строения, включая храм, и шесть человек постоянных жильцов. Деревни Устье не было. Поразмыслив над этим вопросом, я пришла к выводу, что образовательные учреждения, открытые на средства Владимира Рейхеля, прервали свое существование, и заново открылись лишь в советский период. Детям рабочих Мстинского торфопредприятия было удобнее посещать школу в Устье. А в поселке при Бронницкой Фарфорово-фаянсовой фабрики открыл школу Кузнецов И.Е. в 1894 году.

Вот здесь Ксения Рормозер более подробно рассказывает об именной стипендии Владимира Казимировича https://stihi.ru/2021/11/25/22

Стало быть, все предпринимательские затеи, гончарное, кирпичное и мукомольное производства зачинались в Новой Мельнице. При этом, как я подозреваю, наибольшую прибыль приносила вырубка леса на территории будущего поселка Пролетарий. Законно это или нет, уже не узнаешь. Ландшафтный объект 19 века, который, по преданию, Петр Казимирович оставил под парк, дает нам представление, какие роскошные леса здесь произрастали. Впрочем, Елена Михайловна посоветовала мне относиться со скепсисом ко всему, что сейчас объявляется «рейхелевским».

Растущий интерес к былому породил у жителей тенденцию во всем видеть руку Рейхелей. Деревянное здание старого дома культуры на Октябрьской улице, по ее словам, вовсе не привозили из Устья. Елена Михайловна утверждает, что клуб построили в советский период. После закрытия Мстинского торфопредприятия рабочие разбирали и перевозили бараки из Болотников в поселок Пролетарий по железной дороге. Но сберечь наследие помещиков они явно не стремились. Помыслы советского человека были устремлены в будущее, а не в прошлое, как сейчас. Скорее всего, ничего из построек Рейхелей в Пролетарии не сохранилось. Даже происхождение здания на территории старого детского сада под сомнением. Некоторые краеведы принимают желаемое за действительное, а другие подхватывают и разносят по информационному пространству. Боюсь, что именно это случилось со мной. Так хочется прикоснуться к тому, что было возведено в те далекие времена! Увы, что сгорело, то сгорело.

Так и участок соснового бора с пятачком, на котором стоит новый Дом Культуры, всего лишь лесополоса. Хотела бы я знать, что было на этом пятачке в годы войны. На военных снимках 1941 года парк уже имеет современную форму. Если коренные жители уверяют, что семья Рейхель не селилась в самом поселке, поверим в это. Трудно не романтизировать прошлое, особенно когда расцвет родного поселения позади. Татищев учил ставить на прорехи памяти заплатки из преданий и домыслов. Некоторые краеведческие труды почти целиком состоят из ярких лоскутов легенд. Действительность тоже может быть не менее интересной. Проблема в том, что достоверные факты трудно добыть и связать друг с другом.

Кстати, эта дама слышала от своих предков, что Казимира Яковлевича вообще не хоронили в Устье. Могила, пострадавшая от рук кладоискателей, скорее всего, кенотаф. Говорят, генерал-майор Рейхель покоится со своими родственниками на лютеранском кладбище в Петербурге. Вопрос, кому понадобилось устанавливать надгробие на территории имения, к которому Казимир Яковлевич даже не был особо привязан. Он отдавал предпочтение усадьбе Аннаполь в деревне Дорохово. Это первая земля, которую он получил в помещичье владение, женившись в 1828 году на Татариновой Анне Алексеевне. После смерти жены и малолетней дочери, тоже Анны, в 1830 году Рейхель сохранил имение за собой. Через год он женился на Лупандиной Анне Петровне, будучи утвержденным в потомственном дворянстве, с орденом св. Владимира 4-й степени.

Если семья Рейхель хранила какие-то масонские секреты, то их следует искать здесь. В те годы деревня Дорохово находилась в Боровичском уезде Николо-Мошенской волости (ныне это Мошенской район). Здесь протекает река Уверь, на берегах которой в старину любили селиться дворяне. «Список населенных мест» Подобедова за 1911 год сообщает, что в усадьбе было три живых строения на одном дворе, в которых обитали 10 мужчин и 8 женщин. Основное занятие жителей земледелие, подсобное – сыроварение. Помещичье владение стояло на земской дороге рядом с деревней Дорохово, которая принадлежала к Дороховскому обществу. Деревня была большой, на 50 дворов. В ней проживало 318 лиц обоего пола. В Дорохово была земская школа.

Не правда ли, довольно невинно, на первый взгляд? Кошели Алексея Казимировича отсюда недалеко, а уж этот деревообрабатывающий заводик посреди дремучих лесов и болот, до сих пор не дает покоя конспирологам. Мало того, что Рейхель купил труднодоступный участок земли за 8000 тысяч рублей. Он завез в эту глушь лучшее оборудование из Германии. Построил передовые очистные сооружения. Менделеев Дмитрий Иванович побывал в Кошелях зимой 1861\1862 года, когда Алексей Казимирович еще занимался переработкой древесины на деготь, скипидар и другие химические продукты. Потом перешел на производство бумаги, в том числе гербовой. Отец и сын Рейхель хранят свои тайны в неведомых могилах.

Мне посчастливилось найти в библиотеке статью Дмитрия Михайлова «Дмитрий Иванович Менделеев на Новгородчине», опубликованной в альманахе «Чело» 3\2002. Спасибо нашему величайшему профессору химии! Даже краеведам удружил, оставив в своем дневнике запись, как добраться в Дорохово и Кошели. В интернете можно найти только беседу Дмитрия Ивановича с пожилым, но еще крепким генерал-майором Рейхелем об Аракчееве А.А..

Однако, прежде чем товарищи по Химическому обществу, прибыли в Дорохово, им предстояло преодолеть путь из Петербурга до ст. Валдай на поезде. Согревшись в трактире чаем, они наняли за 3 рубля извозчика, который довез путешественников до города Боровичи глухой ночью. У Введенского храма их ожидала тройка лошадей, присланная Казимиром Яковлевичем. Ранним утром путники прибыли в деревню Алексея Петровича Лупандина, дяди Рейхеля по матери. «Выйдя в отставку капитан-лейтенантом, он поселился в своем имении Шастово (это между Починной Сопкой и Меглицами по дороге Боровичи-Мошенское), и вскоре стал видным земским деятелем». Мужчины побеседовали о Крестьянской реформе, которой богатый помещик Лупандин был весьма недоволен. «Толковали мне про неурядицы законов. Право – дорогу нельзя провести, вот хотя бы Рейхелю, так и живет без законной дороги, окружен чужими землями» - записывает внимательный Дмитрий Иванович сетования хозяина Шастово.

В Красностанской волости, где образовался Пролетарий, законы почему-то не мешали знаменитому мостостроителю прокладывать дороги, куда он пожелает.

Погостив у Лупандина, друзья двинулись дальше. Деревня Дорохово расположена на дороге из Мошенского в Устреку. Описания усадьбы Аннаполь Менделеев не оставил, а сам владелец пришелся ему по душе. «Старик этот (К.Я. Рейхель) удивил меня – он старого покроя, здоровый еще, готовился быть художником, а сделался инженером» - отмечает в дневнике Дмитрий Иванович. После смерти Казимира Яковлевича Аннаполь унаследовал младший сын Константин, женатый на баронессе Е.А. Штромберг. Семейство Рейхель владело им до 1917 года. Следы усадьбы, пять остовов каменных строений, все еще можно найти на берегу реки Уверь, сообщает историк Дмитрий Михайлов, в чьих жилах течет кровь Рейхелей - Розенбергов - Завалишиных.

«Рано утром отправились мы из Дорохова на лошадях Рейхеля же в завод – это верст еще 100 нам осталось». Путь до Кошелей по холодку пролегал через старинное село Устрека, что стоит у юго-восточной оконечности озера Коробожа в истоке реки Уверь, далее следуют скудные деревеньки Столбово, Михеево, Микяшево. Затем дорога пробегала по берегу озера Соминского, далее через лес. Оценили, какой нелегкий маршрут проделали Менделеев Д.И. с Рейхелем А.К. в один конец? Как Алексей Казимирович совмещал свой бизнес с преподавательской деятельностью в Петербургском технологическом институте, ума не приложу. Вывоз готовой продукции тоже был нелегкой задачей.

Интересно, кто финансировал это предприятие? На службе Казимир Яковлевич нажил состояние, но он нес немалые расходы на большое семейство. Мне также непонятно, почему публицисты путают Алексея с его братом Александром, другим сыном Казимира Яковлевича, который тоже был химиком. Кстати, в официальной биографии Алексея Рейхеля о заводе в Кошелях ни слова.В Википедии сказано, что он родился в 1833, а в 1855 году только окончил Императорский Санкт-Петербургский университет со степенью кандидата, и до 1860 года давал частные уроки и повышал квалификацию за рубежом. Алексей Казимирович был назначен старшим преподавателем Технологического института лишь в августе 1861, а в конце декабря 1861 года он сопровождает своего друга Менделеева Д.И. в Кошели налаживать производство. Прожил он всего 37 лет, умер в 1871 году и был погребен на Смоленском православном кладбище. «Работая в качестве распорядителя на одной частной фабрике, он составил «Обзор литературы писчебумажного производства» (СПб.:  Деп. внеш. торг., 1859)».

Путаница дошла до того, что биография Александра Казимировича слово в слово повторяет вехи жизненного пути братца Алексея. Они даже умерли в один день и год, 27 апреля 1871 года, и оба похоронены на Смоленском кладбище, по версии большинства источников. Но такое невозможно! В статье, посвященной их отцу на сайте https://ru.rodovid.org/wk/Запись:549153 мы узнаем, что Александр Казимирович Рейхель родился в 1838, а умер в 1871 году. А Алексей Казимирович Рейхель родился в 1833, а умер в 1895 году. Что, если оба обучились на химиков, а затем Александр Казимирович занялся преподавательской деятельностью, а Алексей Казимирович стал предпринимателем? С Дмитрием Ивановичем путешествовал именно Алексей. Это он 7 февраля 1862 года женился на Александре Константиновне (почему-то девичья фамилия невесты неизвестна), и позвал на свадьбу Менделеева в качестве шафера. Позже у них родилось четверо детей Николай, Петр, Ольга и Александр. От своего дяди Лупандина А. П. Алексей Казимирович наследовал имение Шастово, и в конце 19 века отдал его старшему сыну Николаю (род. в 1863), который был по профессии инженером. Он "ушел добровольцем на Русско-японскую войну, был зачислен в состав экипажа транспорта-мастерской "Камчатка" и погиб при Цусиме в 1904 году"*. В 1900 году Николай Алексеевич успел отметиться служащим Экспедиции заготовления государственных бумаг. Сдается мне, что именно 1895 стал годом смерти Алексея Казимировича. Данные с сайта https://baza.vgd.ru также подтверждают это. Откуда разночтения в других источниках?

А Александр Казимирович, судя по всему, не успел обзавестись детьми. Если верить вышеприведенной записи, он прожил всего 33 года, был профессором химии, а также послужил ширмой своему брату, чья жизнь весьма загадочна. Или же все было с точностью наоборот, тут сам черт не разберет.

Так чье это было предприятие на самом деле? Вложил ли Казимир Яковлевич в него капитал или были другие собственники, которые предпочли остаться в тени? Вряд ли сам Алексей Казимирович, еще молодой человек, располагал такими деньгами и людскими ресурсами. Из дневника Дмитрия Ивановича известно, что на заводе крутился сосед Казимира Рейхеля, некто Вернер, помещик. Один исследователь старинных усадеб писал, что если бы не дневник Менделеева, мы никогда не узнали бы о причастности Рейхелей к созданию Кошелёвских писчебумажных фабрик. В 1875 году в Кошелях хозяйничали совсем другие люди.

Для полноты картины необходимо изучить сам дневник Менделеева Д.И. В статье Михайлова внимание не акцентируется на несоответствиях и загадках рода Рейхель. В ней речь идет о том, что Дмитрий Иванович в то время был на распутье. Он решал, заниматься наукой или стать промышленником, жениться ли ему на Феозве Никитичной Лещёвой или отказаться от брака. Природа новгородского края благотворно подействовала на ученого, он ощутил умиротворение и близость к народу. В конце концов, разобрался в самом себе. Выбрал науку и брак. Для счастья человечества необходимы не только технологии, но и фундаментальные научные знания, на которые они опираются. А все остальное – частности.

Путешествие Менделеева в Кошели началось в 24 декабря 1861, а 2 января 1862 года Алексей и Дмитрий отбыли из Кошелей. Рейхель поехал в Дорохово к отцу, а Дмитрий Иванович «в Кончанск, чтобы сразу в Боровичи». Ученый взял с собой «ящик с бутылками дегтя, намереваясь в химической лаборатории 2-го кадетского корпуса, где он также преподавал химию, перегнать его на скипидар, что и было осуществлено. С Рейхелем они условились, что скипидар этот будет представлен в качестве экспоната на Всемирной выставке в Лондоне 1862 года. Продукция Соминского завода А.К. Рейхеля в Кошелях экспонировалась на Всемирной выставке в Париже в 1867 году».

А сейчас я приведу архивные данные из сборника документов «Промышленность и промышленники Новгородской губернии» о предприятиях в Кошелях.

«В 1875 году был утвержден устав «Первого русского общества для приготовления древесной клетчатки» на базе уже существовавшей в имении Кошели фабрики по производству бумаги из древесины. Уставный капитал учрежденного акционерного общества был определен в 200 тыс. руб., в 1878 году – увеличен на 50 тысяч руб. На предприятии использовался щелочной способ производства целлюлозы.

«Первое русское общество" просуществовало недолго. Вскоре фабрика перешла в личную собственность боровичского купца Альфреда Юльяновича Маркварта.

В 1894 году было основано «Акционерное общество Кошелёвских писчебумажных фабрик». Учредителями выступили потомственный почетный гражданин Петр Петрович Берг, А.Ю. Маркварт и датский подданный Федор Николаевич Гефдинг. Правление общества находилось в Санкт-Петербурге, Васильевский остров, 17 линия, №2.

В 1895 году стоимость Общества в имении Кошели оценивалась в 850 тыс. руб.  Обществу принадлежали: 10950 десятин лесов и торфяных болот, 43 строения, среди них: три фабрики, восемь домов и четыре казармы для рабочих, восемь домов для служащих, фабричная лавка, теплица, дом князя Голицына и др. К 1902 году в Кошелях были построены больница, школа, церковь и часовня, увеличено количество жилых строений для рабочих.

Церковь воздвиг на свои средства директор правления Павел Григорьевич Мерк. Ее освятили 16 сентября 1902 года. На тот момент в Кошелях проживали 700 человек.

Во время Первой мировой войны Кошелёвские фабрики работали на оборону: производили курительную бумагу для военного ведомства».

Фабрики были национализированы 14 ноября 1918 года.

Предприятия по неизвестным причинам закрылись в 1924 году. В 50-х годах 20 века его корпуса взорвали чекисты.

Ни слова о Рейхелях! Но у нас нет оснований не верить Дмитрию Ивановичу.

"Список населенных мест" В.А. Подобедова за 1911 год относит фабрику Кошели к Минецко-Старско-Горской волости Боровичского уезда (ныне Хвойнинский район). Отдельной строкой усадьба Кошели не выделена, значит, к этому времени полностью поглощена рабочим поселком, в котором уже проживает уже 811 человек. Число дворов - 69, жилых строений - 50. Находится в ста верстах от уездного города, на речке Трестянке. Вот такой обширный и оживленный поселок превратился в урочище с фундаментами каменных строений в зарослях бурьяна!

Благодаря найденному материалу я смогу найти Дорохово и оставшиеся от Аннаполя остовы зданий. Не знаю, хватит ли мне мужества отправиться в Кошели. Масонские тайны, несомненно, спрятаны надежнее настоящих захоронений Рейхеля и его сыновей. Что ж, погоня за чем-то призрачным и таинственным полезна для души. Рерихи, еще одна поразительно талантливая русская семья, в поисках провела всю жизнь.
 
Чем же является Устье? Обманкой, чтобы сбить с толку чрезмерно любопытных? А может, в Красностанской волости, в «Америке» с неопределенными границами накапливался капитал, на который спустя время в Кошелях открылся деревоперерабатывающий завод Рейхеля – отца или сына?

Выражаю благодарность Лаврентьевой – Сливкиной Елене Михайловне и библиотекарю Ершовой Ольге Станиславовне за помощь в этом исследовании. Елена Михайловна  принадлежит к большой династии фарфористов – уроженцев «Америки» Рейхеля. Ее дед по матери Евстафьев Павел Иванович владел водяной мельницей в деревне Поводьё, и тетя проживала в самом Устье.

В 2016 году Яковлева Алевтина Андреевна при поддержке МАУ «Пролетарский районный Дом Культуры и досуга» издала книгу «Фарфоровых дел мастера». В ней можно найти информацию о династиях тружеников завода «Пролетарий». Много работников Иван Емельянович привлек из Подмосковья и других мест, которые прижились в поселке. Книга содержит только конкретную информацию, подтвержденную документами. Может оказать помощь в поиске предков. К сожалению, книги по краеведению печатаются малыми тиражами и редко встречаются в электронном виде. Поэтому поиски следует начинать с местной библиотеки.

* "Воспоминания о предках" Д.А. Михайлова.

Ссылка на «Черепки, мельницы и старинные карты» http://proza.ru/2022/06/03/1086
Ссылка на «Бочка Лобачева, или правки краеведа» http://proza.ru/2022/06/17/1370
Ссылка на «На стыке двух уездов» http://proza.ru/2022/07/08/967
Ссылка на "Америка Рейхеля" http://proza.ru/2022/07/18/1482


Рецензии
Ваша настойчивость увенчалась успехом, чтобы правдиво рассказать историю семьи Рейхель. Спасибо, за ваш интереснейший труд.
Мои самые наилучшие Вам пожелания!
Крепкого Вам здоровья, радости, удачи!

С ДНЕМ РОССИИ!

!

Леонид Корнейчук   12.06.2023 20:21     Заявить о нарушении
Доброго вечера, Леонид.
Благодарю Вас за теплый отклик.
Если долго мучаться, что-нибудь получится, как говорится. В таких делах приходится полагаться на интуицию и собственное упорство.

Всех благ,

Нина Алешагина   12.06.2023 21:43   Заявить о нарушении
И Вас поздравляю с Днем России! Его толком не отмечают, а жаль. Кроме современной России, у нас никакой другой нет.

Нина Алешагина   12.06.2023 21:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.