Дети подвалов. Завершение

Продолжение. Начало: http://proza.ru/2022/10/28/1722

Кто-нибудь трескал на виллах омаров,
денег имел на счетах кто-то валом,
а дети советских семей с перегаром
ныкались от суеты по подвалам:

клеем дышали, ширялись "бульоном",
в душу вливали свою алкоголь,
"колёса" и "план" наряду с самогоном,
чтоб заглушить разрушения боль!

Пал тот Союз, что народы скреплял!
Рухнул оплот, что сил придавал!
Осталось на месте страны - пепелище,
и миллионы детей на нём нищих!

С "восьмёркой" после дяди Ромы у нас было навсегда покончено. На Питер сошло тёплое лето - последнее лето... детства, после которого меня забрали служить в армию на два года. А после армии началась новая взрослая жизнь, и "дети подвалов" быть ими уже перестали навсегда.

Однако для завершающей главы этого подцикла у меня всё же нашелся материал. Здесь я хочу рассказать вам о некоторых других подвалах, куда наша панк-команда, иной раз, наведывалась в гости. Ведь, помимо нас, в те злополучные годы подвалами пользовались и другие ребята, у которых были свои тусовки.

Это были пацаны и девчонки совершенно разных формаций: в одном подвале тусовались "алисоманы", в другом - "киноманы", в третьем - фанаты группы "Гражданская Оборона" и т.д. Было много тусовок и смешанного типа, как, например, у нас, где слушали всё подряд, от Летова и Хоя, до "Ace of Base" и MC Hammer.

И не только музыкой единой была сплотившись тогда молодёжь. Типы тусовок определялись в то время и по кайфовым предпочтениям. Были, например, компании токсикоманов, наркоманов, чифироманов, планоманов, поганкоманов, бухломанов или, попросту, - алкоголиков и пр. Наша команда относилась к алкоголикам, так как мы чаще бухали, нежели употребляли чего-то другое.

Однако нам были известны и знаменитые "Подвалы улицы Дыбенко", где простилось с жизнью огромное количество ребят, гоняя себе по венам кустарное наркотическое зелье.

В некоторых подвалах тусовались и любители компьютерных игр. Чего они, при этом, употребляли - я не знаю, но на виртуальное пространство они все были подсевши конкретно. Правда, и компьютеры с игровыми консолями раньше были не такие, как сейчас.

Вот, например, наш давний знакомый Сергей Плюха проживал в доме номер 131 по проспекту Обуховской Обороны. Помимо своих пагубных пристрастий, о которых я уже писал в начальной главе подцикла, этот парень обладал и активным стремлением идти в ногу со временем. Поскольку его мать работала в администрации одного из районов Питера, то достать себе персональный компьютер у Плюхи проблем не было. Надыбав комп, Серый взял под свой контроль подвал в доме, где жил, и устроил там настоящий компьютерный клуб.

Хотя до "компьютерного клуба" Плюхино убежище всё же недорастало - был просто чистый и светлый подвал с одним единственным компом древнего образца. Почти каждый день в нём собирались Плюха и несколько его друзей, которые по-очереди играли в компьютерные игры, слушали музыку, пили пиво и курили плюшки.

Какое-то время наша команда часто захаживала к Сергею в гости - компьютер привлекал всех ребят. Мы брали с собой пиво, иногда водочку или косячок, и шлёпали играть в "Супербратья Марио". Чаще всего всё проходило мирно, и даже весело, но бывало, что тучи малость сгущались.

Я однажды у Плюхи в подвале так нафигарился, что не мог идти домой - со мной это случалось тогда нередко. Как раз во время этой пьянки я познакомился с пришедшим к нам в гости Стасиком Пушкиным. Жил Стас этажом ниже Плюхи, и он вовремя уволок меня к себе домой ночевать, поскольку в подвале назревала серьёзная пьяная драка, из которой, я, увы, победителем бы не вышел.

Но тогда это была лишь пьяная драка, без серьёзных ссор и обид. К сожалению, бывало, что ссорились мы с Плюхой и всерьёз. Причины были совершенно разные, и в конце-концов всё закончилось полным разладом. После этого мы стали приходить к Сергею подвал исключительно с воинственной целью. Особенно на него были ополчившись я и Саня Крах.
И здесь, ребята, для вас ещё одна история из нашей жизни, по которой можно судить об интересах и ценностях молодёжи той нелёгкой эпохи.

Как-то раз, помню, мы с Крахом подвыпили, и решили пойти Плюху наказывать. Плюха тогда от нас шкерился, прятался везде, и нам поступила информация, что в этот вечер он будет у себя в подвале. Мы с Саней пришли, постучали. Долго нам не хотели открывать дверь, хотя мы убеждали, что пришли просто поговорить. И наконец, когда дверь открылась, и мы с Крахом стали на Сергея серьёзно так наезжать, а потом и вовсе проявили агрессию в виде рукоприкладства, Плюха послал гонца за своими старшими товарищами. Это были какие-то бывшие спецназовцы, а на то время - бандиты. Спецназовцы мигом откликнулись и пришли, когда мы у Плюхи в подвале уже всё крушили. Стычка между мной, Крахом и этими тремя бойцами длилась минут пятнадцать, не больше. Мы с Саней проиграли бой: я получил пробитую насквозь щёку, а Краху сломали нос. К счастью, на этом наши "тяжкие" ранения исчерпывались - спецназовцы были взрослыми людьми и понимали, что нас, подростков, калечить ни к чему, мы для них - детский сад.

Саня Крах первые часы после драки не мог нормально дышать, весь нос был забит запёкшейся кровью, лицо распухло, а ещё он ногу подвернул, и я его волок до самого дома. Сам я чувствовал себя лучше, только сильно вздулась щека и были разбиты в кровь костяшки пальцев на руках.

По пути домой я из ближайшего таксофона вызвал наряд милиции на Плюхин подвал: назвался Вовой, живущим в такой-то квартире, такого-то дома по Обуховке, сказал, что в подвале расцветает наркопритон под предводительством Сергея такого-то (назвал настоящую фамилию Плюхи). Подло поступил, конечно, признаю, но тогда я был очень зол, и верх взяли эмоции. У Плюхи после этого были большие проблемы с законом, но мать в очередной раз его отмазала.

В тот вечер я дотащил Краха до своего дома, где мы отмылись от крови. Мои предки были в шоке от наших харь! Дома я забрал свою заначку, и мы пошли домой к Сане, по пути зайдя в магаз, и купив водки. И, когда мы с Крахом у него дома уже влили в себя полпузыря, пришёл Серёга Косой. Войдя в Санину комнату, и увидев меня с распухшей щекой, он весело сказал:
- О, бухают уже! Доцент, дай конфетку!

Я стал возмущаться, дескать, негоже смеяться над больными людьми, но оказалось, что Косой действительно решил, что у меня за щекой конфета - так она распухла.
И вы бы слышали, с каким хрустом Саня Крах вправлял себе перед зеркалом сломанный нос! Это было что-то с чем-то!

Что касается Сергея Плюхи, то за время моей службы в армии он всё-таки успел загреметь в места не столь отдалённые, как говорят, за очередную кражу. В последний раз я видел его в 2000-м году - мы встретились с ним в метро. Сейчас уже достоверно известно, что в нулевых парень крепко сидел на тяжёлых наркотиках, и на этой почве… умер.

Ходили мы также в гости и к другим ребятам. В одном подвале, помню, по адресу: улица Ткачей, дом 18, когда мы туда пришли, был организован целый "салон красоты". Конечно же, подвал никак был для этого не оборудован, просто две девчонки там стригли других девчонок и мальчишек. Бесплатно. Они учились в путяге на парикмахеров, и тренировались на друзьях.
Представляете? Спускаешься в зловонный подвал, а там - парикмахерская!

Ещё был подвал на улице Бабушкина, 26. Там тусовались ребята такие же, как мы - панки. Я уже не помню точно, из-за чего сыр-бор у нас с ними произошел, но намерения у всех были точно не дружелюбные. Когда мы к ним шли на переговоры, потом вели эти переговоры и, особенно, когда уходили от них, то с обеих сторон было сильное напряжение - мы каждую минуту ждали подлянку, и что начнётся дикое месиво. Я ещё был, помню, с куском арматуры за пазухой. Но всё прошло без крови, слава Богу.

Был подвал ещё один рядом с моим домом - в "полтиннике". Это дом номер 50 по улице Ткачей. Тоже бомбоубежище. Там у ребят даже телевизор импортный, говорят, стоял. Правда, когда наши люди туда приходили, то потом рассказывали, что из кинескопа лом торчал, и ребята на него свои косухи вешали, но это мелочи. Главное, что был телевизор!

И это только те подвалы, что знал и где был лично я, знал, что там тусуются. Но далеко не со всеми ребятами, даже со своего двора, мне удавалось познакомиться в то время. Что же можно говорить о других дворах, о других кварталах и микрорайонах. Остаётся лишь представить себе, сколько подвальных, а порой и чердачных, помещений было "заселено" молодёжью в "лихие 90-е".

А что же происходит сейчас? Всё закрыто. Крепко-накрепко. После серии атак чеченских террористов на жилые многоквартирные дома в конце 90-х - начале 2000-х, когда именно подвалы зданий начинялись взрывчаткой - мешками гексогена, все подобные помещения стали усиленно проверяться и запираться на замки. На подъездах многоэтажек появились кодовые запоры и домофоны. А многие ТСЖ вообще кишат теперь камерами наблюдения и всевозможными датчиками.

Да и у молодёжи появились сейчас совершенно другие увлечения, совершенно не связанные с улицей. Сегодня бОльшая часть пацанов и девчонок сидят дома за современными гаджетами, и им для "познания жизни", как они считают, вполне достаточно виртуального пространства. И самое плохое здесь то, что точно также считают и их родители, совершенно не понимая, что тем самым они участвуют не в достойном продолжении рода человеческого, а в выращивании овощей.

Не мне учить людей - я не мудрец, и даже не педагог, но с полной уверенностью могу сказать, что чем жёстче школа жизни, тем сильнее становится человек! Кто-то, конечно, погибает, но на то и есть естественный отбор, чтобы мир состоял лишь из крепких и здоровых особей!

На этой лирике я, пожалуй, буду подводить к завершению свой подцикл "Дети подвалов". Можно было бы, конечно, написать и больше, найдя участников тусовок из других убежищ, и побеседовав с ними. Наверняка они могли бы рассказать массу своих поразительных историй. Однако я поставил себе цель написать лишь про нашу панк-команду, что и выполнил, как мне кажется, в полной мере.

Осталась лишь самая малость…

Продолжение читайте здесь: http://proza.ru/2022/11/13/26
_________________________________________________

Литературный сериал "Мои девяностые" / Сезон "Дети подвалов"
Официальное сообщество сериала "Мои девяностые" в ВК: https://vk.com/moi.devyanostie


Рецензии