991. Хут. чертовщина. Важное доверие дядьки Назара

                Володька, видя, что ишак ему пытается подгадить, но при этом старается казаться милым паинькой, решает его остановить, а затем взять за уздечку и повести за собой, как это делал дядька Назар.
                Мишка без всякого упорства останавливается, а ему без особой разницы было где встать, лишь бы ничего не делать.
                Положив вожжи на мешок с овсом, Володька проходит к ишаку, на морде которого красуется полное пренебрежение к своему погонщику, берёт его за нащёчный ремень и пытается увлечь за собой.
              Мишка стоит как вкопанный и не реагирует ни на какие подёргивания и усилия этого гадкого мальчишки, проявляя своё ишачье упорство.
                А всякими там просьбами и понуканиями Мишку не пронять, уж если он решил показать своё упрямство пацану, то сделает это так, что в другие разы он к нему будет подходить более деликатно и с уважительным поклонением. 
                Назар, видя, что Володька застопорился и не может дать ума ишаку, прервал свою беседу с Николаем, да и выкрикнул с недовольством:
-Вовка!
-Ну чего там случилось?
-Чего встали?
                Не хотелось Володьке услышать порицаний в свой адрес, а всему виною Мишка, так подло подставивший его. 
               От прилившей к лицу крови, Володька весь зарделся, что спеющая вишня, пришлось ему в своё оправдание пожаловаться на ишака:
-Да Мишка что – то упрямиться, не хочет поворачивать к бричке!
- А кнут тебе на что?
- Пропиши ему пару горячих, чего с ним тешкаешься?
-Наддай, как следует,  сразу шёлковым станет,
                давая дельное наставление, сказал Володьке Назар.
             Володька, выпустив из своих рук уздечный ремень, с укоризной сказал в большое левое ишачье ухо:
- Ну что Мишка, до упрямился?
- А послушайся меня, уже стоял бы у брички, да своим хвостиком помахивал.
-А теперь не серчай на меня, сделаю так, как сказал дядька Назар.
                Но Мишка на всякие там предупреждения и упрёки к нему полный ноль внимания, будто это говорили кому – то постороннему, а не ему лично.

                Пройдя к тележке, Володька берёт вожжи и достаёт кнут, но ишак особо на это не обращает своего внимания, глядя куда – то в пустоту прострации, очевидно занят своими ослиными мыслями в своей неразумной башке.
            Хлёсткий и неожиданный удар кнутом по своей спине Мишка воспринимает за очередное оскорбление, вспыхнувшая в нём злость и обида, взрывается внезапным выбросом адреналина, заставляя на уровне рефлекса одновременно взвизгнуть и взбрыкнуть задними ногами, сильно ударяя своими копытами о передний бортик тележки.
              Эффект внезапного взбрыкивания оказался поразительным для Володьки, попади случайно под такой удар, покалечиться можно в одно мгновение.
              Было Володька занёс плеть кнута для второго удара, да так и застыл в таком положении, не решаясь в очередной раз опустить плеть на круп Мишки, кто его поймёт этого ишака, вдруг сорвётся с места и помчится неведомо куда, вылупив свои одуревшие глазища.
              Савич, наблюдавший вместе с дедом Николаем возникшее соперничество между Володькой и Мишкой, больше напоминавшее борьбу преломлений двух враждующих сил, полного неповиновения упрямого ишака с его неопытным погонщиком, вновь выкрикнув:
- Вовка! Ну чего ждёшь!?
-Раз начал стегать, так доведи дело до конца!
-Заставь эту упрямую скотину подчиниться себе!
-Ты им управляешь или он тобой?
-Бей без всякой жалости, иначе к вечеру не управишься, так и будешь там стоять.
                Раз так советует дядька Назар, а тем более настаивает к своему ишаку не проявлять никакой снисходительности, Володька наносит пару болезненных ударов по спине ишака, да с такой силой, что было заметно, как из его шерсти взлетела взбитая пыль.
                Мишка, прочувствовав на своей спине пару жгучих ударов, не имея дальнейшего желания заполучить ещё, трогается с места и уже послушно выполняет Володькины команды. 
             А Назар довольный решительными действиями мальчишки, указывая своей рукой, подсказывает ему:
-Вовка, держись ближе к бричке.
- Оставь немного места для прохода.
-Ещё чуток ближе.
-А теперь стой!
                Володька с силой тянет вожжи на себя и выкрикивает:
-Пр-р, стой гадина упрямая!
-Стоять кому говорят!
-Ишь разошёлся!
-То его с места не сдвинешь, то сразу не остановишь!
- Пр – р, упрямая скотина, кому сказал!
                Мишка послушно остановился, считая, что на этом его миссия выполнена и он может позволить себе предаться полному расслаблению и даже подобрать у своих ног остатки прошлогодней травы.
                Тележка остановилась чуть далее, чем рассчитывал Назар, но эта Володькина промашка больших неудобств не доставила, даже в некоторых случаях было намного удобнее, тот же мешок с овсом осталось только переместить в пол оборота из тележки в бричку, как и всю привезённую с собой хозяйственную утварь. 
                По указанию Савича, дрова попросту сложили под бричку, как и четыре кизека, что вполне соответствовало правильности выбора хозяйского глаза.
             
                Дед Николай, переживая за своего внука Васятку, водившего коней по полю, с заметным смущением, обратился к Савичу:
- Назар Лександрович, надо бы мальчонку подменить.
-Замаялся Васятка, вон уже еле ноги волочёт.
- Пусть Вовка бегит, сменит его.
- А то не долго и свалиться в борозду. 
-Селантич, это он от того ноги волочит по земле, что обувка у него великовата.
-Болтается ни пойми как, того и гляди мозоли натрёт.
- Тогда какой из него завтра помощник будет?
-Вовка шуруй к своему деду, сменишь Васяку.
- А то и взаправду пацан свалиться в борозду, потом отвечай за него.
                А Володька был заметно рад такому указанию дядьки Назара, ему просто не терпелось похвастать деду, да рассказать, как он управлял хозяйским ишаком, упрямство которого ещё то.
               Сорвавшись с места, Володька помчался краем поля, чтоб на очередном развороте коней, сменить уставшего Василька, а самому оказаться незаменимым помощником своему деду.
                Наверное, никто так не обрадовался появлению Володьки, как утомлённый бесконечной ходьбой Васятка, со скорбной улыбкой на лице радостно приветствуя своего сменщика. 
                Уступив своё место коновода, Васятка почти не поднимая ног и шкрябая своей отяжелевшей обувкой по земле, поплёлся в сторону брички, а Володька повёл коней на очередной круг, где и поделился с дедом последними новостями. 
              Только вот про змея, который уцепил его за ногу ни слова не сказал.
            Если бы и проболтался по случайности об этом деду, то тот бы поверил каждому сказанному слову внука, ведь он на собственной шкуре познал, что в развалинах усадебного дома поселилась нечистая сила, да такая злобная, что они с Николаем едва унесли свои ноги.
                А то, что этот случай был воспринят хуторянами за очередную брехню, сочинённую на почве алкогольного запоя, так это их забота, хотят верят, а хотят нет.
                Но когда с ними случиться подобное обстоятельство, то пусть попомнят Николая Дубасенко и Алексея Ерохина, истинных свидетелей происков нечистой силы.

                Володька с дедом незаметно накручивали круг за кругом, увеличивая в ширь пахотное поле Назара, а в это время у брички шли приготовления к предстоящей ночёвке. 
                Было выбрано место для костра с таким расчётом, чтоб иметь полную видимость присутствия двоедворцев, а по возможности и артельщиков Викентия, если те надумают также заночевать в поле.
              Времечко нынче не спокойное, всякое может случиться, а по сему всегда следует быть наготове и если придётся дать достойный отпор, то уж с таким расчётом, чтоб не лишиться своего имущества, а тем более собственной жизни. 
                В хозяйственной суете время словно ускоряет свой бег, только солнце светило почти над головой, а теперь оно вон аж где, далеко на западе, ещё чуть больше часа и начнёт смеркаться.
                Назар, не столько заботясь о дедовых помощниках, сколько о своём ишаке, которого следовало отвести домой, но отлучаться самому хоть и временно Савич не желал, а задумал воспользоваться услугой Володьки.
                А для этой вполне разумной цели решил на сегодняшний день закончить вспашку земли, ведь следует успеть сводить коней к колодцу, напоить и привести обратно.
                Уж чего, а своих коней он никому не доверит, это сравнимо с тем, что кому – то взять и доверить свой кошелёк во временное хранение, сомневаясь в правильности возвращённой суммы.
                Плуг, как самое ценнейшее орудия труда, было перенесено к самой бричке, для полнейшей сохранности.
               Да мало ли кому вздумается умыкнуть его из под самого носа, потом и концов не сыщешь, как и за лошадьми придётся приглядывать всю ночь не смыкая глаз.
              Иные ловкачи на столько хитры и изворотливы, что и глазом моргнуть не успеешь, как лишишься собственного имущества, а коней свести, так это у них целая наука конокрадства.
             Все обязанности по сохранности собственного имущества, Назар возлагал на самого себя, уж если что и случиться, то во всем придётся винить собственный недогляд.
                А с того же Николая или Алексея потом какой спрос, с них - то и взять нечего, а их долги зависнут на многие годы, да и какая потом от них польза будет, когда жить приходится сегодняшним днём, а загадывать даже на завтра рискованное занятие, оно можно и не проснуться, вдруг безвременно отдав богу душу.
             
                Но оставим скорбь и печаль в сторонке, а посмотрим за происходящими событиями у брички, суета которых наполнена житейскою вознёй.
              И так первым делом Савич решает повозку с ишаком доверить Володьке и отправит его вместе с Васяткой в хутор, дав предварительное наставление.
-  Вовка слушай меня внимательно,
                сказал Назар, давая свой наказ Володьке,
-поедете той же дорогой, как и приехали сюда.
-Только смотри, когда будете съезжать вниз, придерживай Мишку, не давай ему торопиться.
-Тележка только с виду лёгкая, а начнёт напирать, ишак постарается побежать вперёд, а там и до беды не далеко.
-Если споткнётся и упадёт, тогда беды не обобраться. 
-Понял меня, будь на склоне по аккуратней, следи за тележкой и ишаком.
-Да вот ещё что, подвезёшь Васька к нему домой, а сам без всяких задержек поезжай улицей, да смотри в лужу не лезь, а объедь её дворами.
- Подъедешь к нам, кликнешь тетку Лидку, пусть откроет ворота.
- Смело заезжай во двор, тебе покажут куда встать.
-Проследи, чтоб Мишку распрягли, уздечку можно не снимать, но удила обязательно пусть вынут или лучше сам это сделай, чтоб ишаку корм не мешало жевать.
-И самое главное,
                Савич отводит в сторонку Володьку и тихо ему говорит,
-скажешь тётке Лидке, пусть тебя покормит, это лично по моей просьбе.
-Ну теперь вроде бы всё сказал, залезайте в тележку и дуйте в хутор, да не забудьте завтра раньком сюда прийти.
- Ну – ка постойте, чего это я вас так отпускаю, в дорожку выделю по краюхе каравая, чтоб веселее дорога казалась.
              Назар развернулся к бричке, достал из привезённых продуктов по куску хлеба, протянул ребятам, а там и сказал с пожеланием:
- Ну, с богом, пора.
- Поторопитесь, солнце скоро уйдёт за горизонт, а в балке смеркается чуток раньше.
             Володька, стоя на коленях в передке тележки, шлёпнул по спине вожжами Мишку, да и звонким голосом прикрикнул:
-Но -о, пошёл!
                Ишак не глупое животное хоть и часто страдало от своего упрямства, которому поднадоели эти степные просторы с их лошадьми, быстро сообразил, что его трудовая миссия выполнена и ему пора отправляться  к себе, в хозяйственный двор,  без всяких проволочек тронул с места и потащил за собой тележку.
                А то, что этот сопливый мальчуган опять тянет правую вожжу, вполне смирился, ему да не знать, где проходит степная дорога.
                Васятка примостившись за Володькой и усевшись своим задом на дно тележки, желая порадовать свой урчащий живот, в котором разыгрались аппетиты, откусил хлеба и с радостной улыбкой на лице принялся жевать. 
                Володька вскоре вывернул на дорогу и ребята покатили в тележке в сторону водораздельного гребня, а им вслед смотрели оба деда, покуривая цигарки, да умиляясь своими внучатами. 

                Отъехав приличное расстояние и слыша с каким аппетитом у него за спиной ест свой кусок хлеба Васятка, не утерпел и тоже откусил от своего куска.
              До чего же вкусным оказался хлеб, такой можно есть до бесконечности, не ощущая полной сытости.
                Васятка с такой быстротой работал челюстями, что и не успел заметить, как съел весь выданный ему кусок хлеба, никакой сытости он не испытывал, а даже наоборот, ему ещё больше захотелось есть.
                Где – то в его мозгу закралась подозрительная мысль, а от чего это Володька не с особым желанием поглощает свой кусок хлеба, возможно, он по дороге сюда уже успел чего ни будь съесть, взял дядька Назар да и угостил, а чего было не угостить, когда еды везли с собой навалом.
                Хитрости Васятке не занимать и он, подсев по ближе к братишке, говорит тому:
- Вовчик, а у тебя кусок хлеба оказался больше моего.
- У тебя вон какая краюха, а мне досталось в половину меньше.
- Я только и успел трижды куснуть, как хлеб закончился.
                Володька спорить не стал, с этим Васьком спорить бесполезное занятие, а его бесконечному нытью не будет видно и конца.
          Да и чего не поделиться братом, всё ж таки родственник не чужой человек, пусть дальнего родства, но всё же свой.
             Переломив свой остаток хлеба пополам, Володька подаёт его через плечо Васятке, а тому этого только и надо было, почти выхватив кусок из рук брата, тут же принимается есть, без высказывания каких - либо благодарностей.
                Да это особо и не нужно Володьке, у него имеется терпение, к тому же его накормит тётка Лидка о чём он не станет трепать языком перед Васьком, этот ненасытный проглот обязательно станет набиваться в компаньоны, а такого уговора с дядькой Назаром у него не было.
               Васятка в одно мгновение съев данную братом часть хлеба, полный азартной энергии стал подбивать Володьку с ветерком прокатиться на ишаке. 
-Вовчик, чё он у тебя плетётся еле – еле.
- Хлыстани его кнутом, пусть рысью пробежится.
- Ему это полезно будет, вон как у него распирает брюхо,  сразу видно, что жрать дают от пуза, а не то что нам сунули по куску хлеба и прощевайте до завтрашнего рассвета.
-А сами будут всю ночь обжираловкой заниматься.
-Видел я какой Савич большой котелок привёз и вот такенный мешок.
- Да в нём столько можно каши сварить, что нам с тобой и за неделю всё не съесть.
- Ну давай, прокатимся с ветерком.
-Надоела эта медлительность.
- Да и до дома скорее доедем, тебе ещё потом на другой край шлындать.
-Васёк! Хватит тебе подзуживать меня.
- Мне дядька Назар доверил тележку с ишаком и мне за неё отвечать придётся.
- Да что может случится с этой тележкой и ишаком?
-Мы же по дороге ехать будем, а не ухабы собирать.
- Ты Васька меня не подбивай на глупости, вдруг дядька Назар увидит, а я его подводить не собираюсь.
- Да где он нас увидит, мы уже ого - го как далеко отъехали, да и у него дел выше крыши, была бы ему охота за нами приглядывать.
-Если сам боишься, давай я ишака кнутом шибану.
- Да чё ты всё боишься, проедем немного, всё же веселей будет.
- Подвинься, я рядом с тобой поеду.
                Володьке разве жалко, если с ним брательник присядет, вдвоём оно и взаправду всегда веселее.
                Проехав ещё немного, Васятка берёт кнут лежащий у ног Володьки, вроде как для интереса рассматривает, а затем опять заводит свою нудную волынку:
- Вовчик, ну давай я его по заду шлёпну.
-Да чё ты упрямишься хуже этого ишака, обернись погляди назад, уже и не видно, где бричка стоит.
-Давай немного прокатимся, посмотрим на сколько резво бегает ишак. 
-Васька, ну ты и зануда, ведь тебе понятно сказал, что это я отвечаю за всё.
-Вот когда дядька Назар доверит тебе ишака с тележкой, вот тогда и будешь делать так, как тебе вздумается.
-  А сейчас едем, так как и едем и никаких тебе развлечений.
- Вовчик да я только слегка его хлестану, лишь только для того, чтоб он быстрее шевелил ногами, а не полз по дороге сонной черепахой.
                Никогда Мишка не был медлительной черепахой, всё это пустые наговоры на него, он вышагивал в привычном для него темпе, не очень быстро и не настолько медленно, чтоб этим кого – то раздражать.
                Настырный Васятка всё более наглел, а затем не спрашивая разрешения у брата, возьми и стегани кнутом ишака по его заду.
                Мишка отреагировал моментально, как только почувствовал жгучую боль на своём заду, он, выказывая своё недовольство взвизгнул и тут же лягнулся задними ногами, мощный удар копыт достался передку тележки.
               От такой неожиданной прыти ишака, Васька завалился на спину и закатился весёлым смехом, а Мишка пошёл далее обычным шагом, ему сейчас было не до шустрой беготни, да и не собирался он подчиняться этим сопливым пацанам.
                Володьке вначале хотелось поругаться с Васькой, но смех брата был на столько заразителен, да и взаправду было смешно, когда Мишка отреагировал вполне похоже, что капризная девчонка, которую дёрнули за косичку.
                А далее, по всей вероятности, в чём трудно сомневаться, в тележку подсела сама нечистая сила, подначивая мальчишек, проделать с ишаком очередную шутку.
                А вот что из этого вышло, вскоре узнаем до последних тонкостей предстоящего события.

                10 - 11 ноябрь 2022г.


Рецензии