Боевой случай

Дети кричали очень громко. По всему дому то и дело раздавались крики и визги. Они бегали из стороны в сторону, дергая друг друга и сталкиваясь. Им было за двенадцать. Семья, состоящая из родителей, трех детей и старого, прошедшего войну дедушки. Деда звали Василий. Он всегда сидел в отдельном углу, отделанным специально для него. Семья разграничивала пространство между дедушкой и родителями. Эта беготня могла идти до самого вечера, если бы мать вдруг не закричала.
— Дети! Сколько уже можно, Лиза, Петя, Саша, а ну быстро успокоились.
— А что нам делать?  Нам скучно. — одновременно произнесла ребятня.
— Идите вон к деду, он вам интересные истории расскажет из фронта! Да, пап? — обратилась мама к дедушке.
Дед прошел через всю войну. С сорок первого до сорок пятого. Дети быстро окружили дедушку. Одет он был по-обычному. Светлая рубашка, серые брюки. Красиво уложенные седые волосы аккуратно лежали у него на голове. Лицо, давно покрытое морщинами у глаз, не потеряло прежней красоты. Чистые голубые глаза смотрели в окно. В левой руке у него была палка, она с ним уже с сорок пятого. Попадание немецкого солдата сделало его калекой на всю оставшуюся жизнь. Роста он был среднего, примерно сто семьдесят сантиметров. В молодости все сто восемьдесят.
— Деда, расскажи что-нибудь. — начал было Сашка.
Оторвавшись от раздумий, дедушка посмотрел на внуков.
— Ну, ребятки, сплавила вас матушка ко мне. — улыбаясь сказал дед.
— Ну расскажи, расскажи!  — завопили дети.
— Хорошо, расскажу вам одну историю. Про меня и нового лейтенанта. Произошла она в тысяча девятьсот сорок третьем, мы тогда начали наступать из-под Сталинграда…
Шел трудный год. Враг бомбил наши позиции из всех орудий. Мы то и дело сидели по окопам и не высовывались. Вчера прибыло подкрепление, к нам завезли новых сорок бойцов и одного лейтенантика. Лет двадцати пяти, только из офицерского училища, из Москвы. Зеленый, молодой. Ему предстоял его первый бой и первое наступление, планируемое через несколько дней, лишь только бы враг заткнул свою артиллерию. Лишь бы, лишь…
Приземлившись в окоп, Иван — так звали нового лейтенанта — поздоровался со всеми, кто сидел в окопе.
— Добрый вечер, товарищи! — закричал он вдруг.
— Тише, олух! — сказали ему хором, прошедшие весь Сталинград и два года войны солдаты. — Врага натравишь!
— Прошу прощения — сконфуженно произнес Иван.
Он сел ко всем, в окопе были солдаты разного возраста. От восемнадцати до пятидесяти. Я относился к категории «стариков», мне было давно за тридцать. Осмотрев Ваньку, я понял, что человек он совсем новенький, не нюхавший пороха. Я решил начать диалог.
— Привет, салага. — начал было я.
— Старшина! Обращайтесь ко мне по уставу! — отрезал он.
Все сидевшие опешили. «Как он мог? Он хоть знает к кому он обратился так грубо…» Они уважали меня еще с сорок первого. Я был для них и генерал, и полковник, и отец, и сам генсек.
— Мальчик, ты не знаешь здешних законов, так что лучше тебе обращаться ко мне не то что бы на вы, а кланяться перед обращением! — таков был мой дерзкий ответ.
Лейтенант немного опешил, такого ожидать он точно не мог. В тот момент я мало думал, ведь я с сорок первого, а он салага простой, да и авторитет имею тут только я, я и еще раз я. Через минуты три Иван спокойно ответил:
— Хорошо, встретимся как-нибудь в трибунале!
Он сказал это с улыбкой и свойственной ему харизмой.
Ростом Ваня был чуть выше меня. Светловолосый, прическа на бок. Красивое лицо с серыми, почти черными глазами. Ни морщинки, ни царапинки на лице. Как будто ему не двадцать пять, а пятнадцать. Новая гимнастерка, красивые погоны, новенькие сапоги. Как  это все будет выглядеть через три дня боев. Первый день прошел довольно спокойно, никто не ссорился друг с другом.  Обстрелы наших позиций происходили каждые тридцать минут. А как были дороги те моменты, когда стояла полная тишина, никто не бомбил, не стрелял, были слышны голоса ночных насекомых. Как будто и нет войны. В эти моменты ты начинаешь мечтать, разговаривать о смысле жизни, о любви, о женщинах. Ах, какое было время, ужасно страшное, но и в тоже время размышляющее о жизни.
Через несколько дней нам был отдан приказ идти в атаку, противника на других фронтах давно прорвали. Дело оставалось за нашим фронтом. Возглавлять атаку должен был наш новоиспеченный лейтенант. Ой, терпеть его не мог. А еще и подчиняться ему придется. Да я бы сам возглавил атаку! В этот вечер к нам спустился Иван. Он был в хорошем расположении духа.
— Добрый вечер, товарищи солдаты. Добрый вечер, младший генсек. — второе саркастичное приветствие было для меня. Знали бы вы как оно меня раздражило. — Вот наш план, завтра в пять утра начнем атаку по всему фронту. Мы должны ударить посередине —  Иван водил карандашем по карте. -- Вот так мы пройдем. Нужно будет занять позицию «красный орел».. Оттуда уже начнем точечный обстрел вражеских позиций. Думаю, план понятен. — закончил лейтенант.
Позиция <<Красный Орел>>, это было каменное здание, располагавшееся рядом с позициями врага.
«Да!» - сказали все хором. Ваня ушел к себе в штаб. В эту ночь я долго не мог уснуть, сон никак не приходил ко мне. Я лежал, прокручивая в голове все события, произошедшие за этот день. Размышлял о завтрашнем наступлении. Думал показать всем салагам, особенно этому, как нужно по-настоящему воевать. Уснул я поздно, заранее понимая, что спать мне осталось часа три до подъема. Спустя эти тяжелые три часа мы проснулись. Голова сильно болела. Мы быстро встали и начали готовиться к наступлению. Сонливость быстро прошла после первого залпа нашей артиллерии. И вот тот час, - пять утра! После артподготовки мы бросились в бой. «Вперед!» — прокричал наш лейтенант. Все побежали за ним. В том числе и я. Не знаю какая неведомая сила вела меня за Иваном, но я шел. Целая линия наших бойцов пала под залпом пулеметов. Начался обстрел поля, по которому мы бежали. Мы бросались в кратеры от снарядов. «В одно место два раза не ударит!» — говорили мы друг другу. Страха не было. Лейтенант лег ко мне.
— Здравствуйте, генсек! — засмеялся он.
— Ну привет, дружище — я обнял его.
Мы ринулись в бой. Я стрелял во врага, и вот снова мы в яме. Наш командир дал команду: -«Все вперед, до здания  триста метров!!!». Мы побежали. Пало еще десяток солдат. И вот мы заняли здание. Его стали обстреливать со всех сторон. Мы знали, что по нему не ударят из артиллерии, «красный орел» был стратегически важен для обеих сторон. Внутри оказались три трупа немцев, подстреленных нашим снайпером еще недели три назад, когда я был главным. Взяв здание под полный контроль, мы укрепились на позиции и начали обдумывать дальнейшее наступление . Наше новое расположение обстреливали со всех сторон. Огонь был такой плотный, не давали высунуть голову. Из сорока бойцов осталось всего пятнадцать. Все деды войны пали на поле боя. Я смотрел назад, везде лежали трупы моих боевых товарищей. Лейтенант начал раздавать команды. Я налетел на него.
— Да из-за тебя! Васька, теска мой, Леня, Даня, -  все они погибли! Из-за тебя. — я кричал что есть мочи.
— Друг — спокойно начал Иван — я ли виноват? На такой отваге куётся мир.
Я отпустил его на землю. Мы начали планировать наступление. Расписав всё наступление и подождав конца обстрела, наша команда выдвинулась в бой. «Ура!!!» - закричали мы. Мы бежали и стреляли, я убил двоих, застрелив их из винтовки. Позиции были взяты. Я с Иваном спрыгнули в окоп. Сзади словно гриб вырос фриц и нацелился на меня, лейтенант прикрыл мое тело собой. Нацист получил от меня три пули в живот. Я взял Ваню на руки.
 -«Врача! Врача!», -  кричал я во все горло. Иван, когда-то ненавидимый мною спас меня!
— Зачем? Зачем ты это сделал? — спрашивал я умирающего уже друга.
— Ты должен дойти до Берлина, передай Гитлеру, что Иван Радихин лично его прирезал бы — он закрыл глаза.
Мой враг и друг умер у меня на руках. Я заплакал.
Дедушка плакал наяву. У него лились слезы, остановить которые он не мог. Капли падали на чистые брюки, подаренные дочкой. Муж дочери слушал весь рассказ и тоже пустил слезу.
— Пап, пап, а ты садись с нами за один стол, тебе теперь можно, а, пап, сядешь? — он припал со слезами к коленям отца своей жены.
Дедушка больше не сидел отдельно, а всегда садился за один общий стол. Этот день был девятое мая, день великой победы!


Рецензии