Литература и беллетристика
Что же характеризует писателя и отличает его от беллетриста? Когда писатель – писатель?
Писатель силой своего таланта создаёт мир. Это тот самый дом, который в течение своей жизни должен построить человек, помимо того, что ему ещё нужно родить сына и посадить дерево. «Дом» писателя – это созданный им мир. Он создаёт его – и этот мир существует уже независимо от создавшего его писателя. И у каждого писателя свои, очень специфические, отношения с этим миром. Лев Толстой создал его и великодушно отпустил, а Чехов так и не смог отпустить – он присутствует в каждом своём произведении, он очень осязаем – так он его любит, так он жалеет своих героев. Материал, из которого построен мир Толстого – слово, великое русское слово. Этот мир велик и крепок, но в нём мало любви к человеку. А дом Чехова построен из любви, и когда этот мир впускаешь в своё сердце, то вместе с ним в сердце входит безграничная любовь Чехова к человеку – и сердце начинает страдать и сострадать за всё человечество вместе с Чеховым. А Бунин? Бунин получил Нобелевскую премию «за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер». Артистический талант – это кипящая, как лава, страстность писателя, которую ему действительно приходилось сдерживать (отсюда – строгость) и укрощать природной скромностью. Мир Достоевского – лабиринты человеческой души, при взлётах и падениях которой писатель в своих произведениях присутствует лично.
Не в этом ли один из смыслов настоящей литературы – в создании мира, в котором читатель становится лучше, чище душой, мудрее и учится сострадать?
В русской и советской литературе много писателей, настоящих писателей. А вот в современной русской литературе их, к сожалению, нет. Есть беллетристы. Прочитаешь книгу и ищешь, кому бы её отдать – второй раз ни за что перечитывать не будешь – она тебя не обогащает, разве только развлекает.
Время, наверное, такое: не погружаться в духовные глубины, а наблюдать за внешним миром – за тем, что он нам готовит, за тем, каким он пред нами предстаёт. Чтобы не ошибиться, не упасть в бездну, а нащупать правильную дорожку. И более надёжного попутчика, чем настоящая литература, нам на этом пути не найти.
Свидетельство о публикации №222111100471
Наташа, классику мы воспринимаем сквозь призму времени, оно отсеяло шелуху. А современная литература пока не прошла отбор временем. Потом, когда нас не станет, будет понятно, кто из современных писателей графоман, кто-гений...
Да и время сейчас иное, человек стал другим. Интернет влияет на восприятие людей: писать сейчас, как писали во времена Чехова-все равно, что есть по городу на лошади...
Олег Гуменюк 12.11.2022 10:59 Заявить о нарушении
Наталья Иванова 26 12.11.2022 11:16 Заявить о нарушении