Радуйся

"А третий слог, досуг имея, узнает всяк фамилию..." (И. Ильф, Е. Петров. "Золотой телёнок"). Золотые слова. Русский человек, который правомыслящий, знает эту фамилию, да и не одну. В том же романе простой мужик Митрич, который в гимназиях не обучался (Митрич окончил Пажеский корпус), прямо называет эти фамилии: "Айсберги, Вайсберги, Айзенберги, всякие там Рабиновичи."
У них всё шито-крыто, простому (как Митрич, как я) мужику сразу и не разобраться в зловредных кознях и демонических происках против державы. Без архиерейской дозы хрен поймёшь, кто где и кто чей... (Архиерейская доза – это фужер коньяка; не знаю, почему так называется...) Или книги хорошей. Простой. Чтобы всё в ней просто было и понятно. Без этих, знаете, лишних слогов.
"Апокалипсисы революций", автор Олег Александрович Горянов (митрополит Константин), как раз из таких книг. Если вкратце суммировать содержание, то сумма будет выглядеть примерно так. Россия велика, её величие (и даже Величие) вступило в новый этап благодаря "верующему и православному" руководителю государства, но статус наш пытаются оклеветать, извратить и в конечном итоге понизить наши извечные враги. Которых автор, в лучших традициях, то и дело называет пофамильно.
Они-то и царя-батюшку извели в 1918 году. И было то убийство ритуальным, типа "чёрной мессы". Так считают немногие, но, видимо, влиятельные лица. Нет нужды, что версия ритуального убийства царской семьи уже рассматривалась и была отвергнута за несостоятельностью. Нет нужды, что человеческие жертвоприношения не практиковались в Израиле со времён замены Исаака на барашка. Нет нужды, что и т. н. "кровавый навет" был неоднократно осуждён как домысел, в том числе римским первосвященником, ещё в Средние века. Всё равно, находятся пытливые умы, снова и снова поднимающие из небытия венценосный прах.
Среди них и автор "Апокалипсисов революций". По мнению О. А. Горянова, в пользу версии ритуального убийства говорит, в частности, такой факт, якобы установленный следствием (стр. 345-346). Перед "ритуалом" в Екатеринбург из Москвы прибыл неизвестный с чёрной как смоль бородой, "похожий на иудейского раввина". Он якобы осмотрел подвал Ипатьевского дома и, надо понимать, дал "добро" на совершение убийства. Кто это был на самом деле (а был ли?), как его звали – такие подробности автору неизвестны, да они, похоже, его и не интересуют. "Похожий на раввина" – этого достаточно...
Знаете, я вот тоже похож. На православного батюшку. И нередко меня принимают за священнослужителя, благо научился маскировать под очками, бородёнкой и длинными патлами демонические помыслы, замыслы и умыслы. Вот люди и ошибаются. Однажды, ещё когда "свидетели" бродили по дорогам относительно свободно, повстречали меня две "иеговистки" и попытались взять в оборот. Я ответил словами из Писания. Напряглись: "– Вы - поп?! – Нет". Помрачнели... Второй был случай год назад. Выхожу из храма, что на Древлянке. Навстречу ласковый богобоязненный юноша: "– Извините, вы случайно не батюшка? – Нет". Помрачнел... Ну, похож. Но на этом основании делать вывод, ну скажем, что РПЦ окормляет блинную в гипермаркете, где я частый гость... несколько опрометчиво. А впрочем, было бы желание. При желании можно и в блинах отыскать сакральное значение (солярный символ!), и фамилию в третьем слоге соответствующую. Третий слог... пятый пункт...
"Патриарх Кирилл сказал: "История – колыбель идеологии". О путях реализации этих слов и повествует... книга митрополита Константина (Горянова)" (академик Российской академии наук В. С. Мясников, в предисловии). Тоже – золотые слова.

2018.


15 января Русская Православная Церковь отмечает память преподобного Серафима Саровского. В этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил литургию, а по окончании богослужения произнес проповедь. Предстоятель РПЦ сказал: "В сегодняшнем апостольском чтении (Гал. 5:22-6:2) перечисляются плоды Святого Духа, то есть плоды прикосновения к человеку Божественной силы, плоды, которые обретает человек через общение с Богом; и первым таким плодом называется радость. Нужно вдуматься в эту величайшую истину. Всё остальное занимает свои важные места, но первый плод Духа есть радость."
Скажу сразу, я согласен с Патриархом. Радость, её же и писатель Гоголь называл не иначе как "гостьей", не принадлежит дольнему миру, а некоторым непостижимым видом посещает человека – как гостья, приходит и уходит когда вздумается.
Но не согласился бы с Кириллом автор Послания к Галатам. Ведь среди "плодов духа", которые перечисляет апостол Павел, "радость" занимает отнюдь не первое место. Первой стоит "любовь": "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5:22-23). "На таковых нет закона", подчёркивает апостол.
Заметим также вскользь, что в тексте Послания слово "Дух" пишется со строчной буквы ("дух"), и "плоды" присутствуют здесь в единственном числе: "плод духа". Откуда такие разночтения? У нас с Патриархом разные Библии (я бы не удивился)? У меня, к слову, издание Российского Библейского общества 2002 года. Издано по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
День сегодня такой, что ли, но и с переводом Библейского общества я тоже согласен. Более того. Если не быть буквоедами а-ля Крывелев (Иосиф Аронович) тире Кураев (Андрей Вячеславович), то следует признать, что две версии текста не вступают в противоречие, а дополняют и поддерживают сами себя. Ведь нет радости без любви.
Ага, скажет безумец в сердце своём, а как же дьявол, сатану забыли? Он никого не любит, а радуется! Отец всякой лжи радуется, когда учиняется непотребство, нашему горю – радуется, заблуждению – рад без меры, а если повезёт ввести кого во грех суесловия – так и весь готов изойти, на радостях, на г..но.
Пусть изойдёт. Радость его лживая, и долго не живёт. Дело зла проиграно, в долгосрочной перспективе во всяком случае, а "перед каждым из нас лежит Вечность" (митрополит Иоанн (Вендланд)). Возрадуемся же этому, братья и сестры, если других поводов пока не нашлось.
Так часто бывает, что собирая букет, принимаешь по недосмотру или иной причине также и то, что сюда вовсе не идёт, хотя в первом приближении покажется знакомым. Я далёк от мысли, что спичрайтер Патриарха намеренно исказил текст Послания. Скорее всего, это недогляд и его самого, и редактора. Следовало сверить. Цитаты сверяются в обязательном порядке. Это я уже сам как (в прошлом) редактор говорю.
Здесь фокус в другом. Радость нужно было привязать к преподобному Серафиму, который всех приходящих к нему встречал словами "Здравствуй, радость моя!" И привязали. И если бы не был сделан такой на упор на (якобы) приоритет радости перед всеми другими дарами духа (Духа), так и не случилось бы ничего. Расставлять приоритеты и вообще вещь, того... лукавая.
Так ведь ничего и не случилось. Настроенная на то, чтобы в унылое время поддержать людей, укрепить в радости, проповедь (несмотря на мои придирки) именно этого и достигла. Я человек неуцерковленный, но и я, читая текст на сайте МП, испытывал именно это чувство: радости... И ещё – какого-то лёгкого подъёма.
А прочитав следом ещё и Павла, и вовсе поднялся (над собой, маловерным нытиком). Значит, дело не в словах? Не только в словах? Дело в конечном счёте и не в делах: спасаются благодатью через веру –  а "не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф. 2:8-9). Эта мысль повторяется и в Послании к Титу (3:4-7). Патриарх Кирилл привёл апостольские слова в своей проповеди 19 января 2019 года.
Чтобы не хвалился... А чем хвалиться-то? От я до я – промежуток небольшой... И судить нас будут, и судят уже, не по делам и словам, а – от сатаны мы идём к Богу, или в обратном направлении маршируем. А то весело рассекаем на мотороллере, с плюшевым мишкой: вот я какой, весь простецкий и сандальки на босу ногу...
Никто не обманывайся, и никто не обманет. Уж кто "подвесил", тот верно знает: что он "подвесил", и с какой целью...

2021.


"В Рунете – засилье негативного контента, хотя запрос на позитивный контент существует в не меньшей степени. Негативный контент искусственно привязывается к власти, государству, национальной религии и истории. Для чего это делается? Генеральная задача этой медийной работы заключается в том, чтобы русские стали ненавидеть самих себя. Заставить людей не любить свою Родину, свою веру, разжигать постоянное недовольство своей страной и своей Церковью. Кто не любит Родину, тот не будет её защищать. Это – методика выращивания предателей". – А. В. Щипков
Здесь всё спорно, всё чересчур "взаболь". Аж тельняшка трещит на груди профессора философии... "Засилье", "искусственно", "предатели" – нуждается в доказательствах, а какие могут быть доказательства, когда душа горит?! В специальных кругах такой суперэмоциональный вброс, как правило, сопровождает предъявление т. н. "встроенного мнения", якобы интуитивно понятного (известного, принятого) и потому не требующего тех самых доказательств.
Но, вот, заглянем в просторные залы книжного гиганта, в последние годы всё больше "делающего погоду" на всхожем поле петрозаводской читалки (и в отличие от чеховской, это не только "девушки и молодые евреи"...). Попробуем отыскать на полках Щипкова. Автор пятнадцати книг не представлен никак. И на заказ в интернет-магазине – тоже... Суворов-Резун в наличии, а традиционалист Щипков в нетях.
Хоть воображаемую тельняшку рви на груди.

2021.


Есть теория Русской Голгофы, которая как-то остаётся за рамками общепринятого дискурса, и на форумах, "куда люди ходят", до сих пор не была адекватно отражена, и то и другое по понятным, я думаю, причинам...
Я имею в виду тех из русского мартиролога, кто не заведовал газетами и не командовал заводами, и не стоял у станка, что токарного, а что балетного. Я имею в виду священнослужителей. Не только Русской православной церкви: в узилище ввергались и лютеране, и католики, и мусульмане. Но всё же православных было больше, и речь в основном пойдёт о них. Среди безвинно севших были такие литературно одарённые батюшки, как Валентин Свенцицкий ("Второе распятие Христа", "Антихрист"), но были и другие, которых страсть к писательству одолела уже после тюрьмы и лагеря.
К этим последним относится и Сергей Иосифович Фудель. Его брали три раза: в 1922, 1933 и 1946 гг., он мог наблюдать машину репрессий в динамике на протяжении быстроизменчивой эры. "Мне был тогда только 21 год, но мне – я помню – было до очевидности ясно, что происшедшая катастрофа – это Божие возмездие. Я понимал, что когда верующий человек отказывается от подвига своей веры, от какого-то узкого пути и страдания внутреннего, то Бог – если Он ещё благоволит его спасать – посылает ему страдание явное: болезни, лишения, скорби, чтобы хоть этим путём он принёс "плод жизни вечной". "Жена, когда рождает, терпит скорбь": это закон христианского пути." ("Воспоминания")
Вот такой текст. Закроем глаза на ересь, вольную или невольную ("Он" всегда благоволит спасать и никогда не отталкивает погибающего – это ближе к "официальным" воззрениям на предмет), как отголосок пережитого сомнения. Отказ от страдания внутреннего с необходимостью ведёт к страданиям внешним, иначе необъяснимым. Мне представляется, что и такая точка зрения тоже могла бы прозвучать в публичном пространстве, и сам факт её отсутствия там, на мой взгляд, говорит не в пользу нашей готовности понять обсуждаемое время и его события в полном объёме, без купюр идеологического, конфессионального или национального плана, без оговорок и без предпочтений.
Должен сознаться, что сам я теорию русской Голгофы не совсем понимаю, а потому не могу сказать, что разделяю. Но, как ни крути, а только эта теория единственно способна объяснить, хотя бы отчасти, иррациональный и внечеловеческий характер некоторых событий прошлого века.

2017.


"Оппозиционный" прозаик и поэт, журналист, блоггер и что хотите, Дмитрий Быков сделал симпатичное заявление относительно предназначения нынешней российской оппозиции и – опосредованно – относительно природы этого не совсем местного явления, – ведь предназначение и проистекает из природы, пусть не прямо, но опосредованно, и будет её реализацией. Своё открытие плодовитый Быков сделал на страницах "оппозиционной" газеты "Собеседник", именно на первой странице (на "морде", как она когда-то называлась на профессиональном сленге), № 22 (1708) от 13 – 19 июня 2018 г.
Речь в колонке Быкова (в прошлом году он ваял в стихах, в этом – перешёл к "суровой прозе" ("летА"?) идёт о предложении отдать Крымский мост Украине, сделанном "оппозиционером" Михаилом Ефремовым (это который актёр) в интервью Юрию Дудю. Я сразу хочу пояснить употребление кавычек применительно к "оппозиционности" данных господ и изданий. По моему глубочайшему убеждению, это никакая не оппозиция, а хорошо прокисшая тусовка т. н. "московских интеллектуалов", у которых периодически, как говорит русский народ, жир из одного места капает. Ни с кем из них я не знаком, и вряд ли буду, поэтому – сужу только по речам и поступкам.
Дмитрия Быкова возмутил не сам факт заочной торговли российским государственным имуществом, а реакция общественности. Цитирую: "...актёр пошутил... и все неутомимо обсасывают этот факт трое суток! Это что, всё, что осталось в России от политики, новостей и общественной мысли?", конец цитаты. Что, в самом деле "сообщение держалось в топ-новостях трое суток"? Я телевизор не смотрю и вообще мало вхож в общественную жизнь, поэтому вынужден поверить Дмитрию Быкову, что это действительно так: "трое суток обсасывают".
Я согласен с Быковым. Не того калибра "шутка" и не того замаха добёр молодец, чтобы его так долго, это самое... Хотя, лето – мёртвый сезон для новостийщиков, может, поэтому ухватились?
Но в завершение речи в защиту друга Миши, совершенно неожиданно Быков проговаривается. Цитата: "Впрочем, только это и гарантирует сохранность нашей остаточной оппозиции. Нас надо беречь, как зеницу ока. Больше-то им вообще не о чем говорить и практически нечего сосать (?! – АТ).", конец цитаты.
Итак, оказывается, что предназначение "оппозиции" ("остаточной" – очень удачно!) в том, чтобы создавать инфоповоды, преимущественно на поле безответственной и бессмысленной говорильни, а плодородный (и охраняемый властью) гумус этого поля и составляет природу "оппозиции" как общественного явления, причём эта природа одинакова повсюду: и в Америке, и в Китае, и в России.
Спасибо, Дмитрий. Впрочем, вы всегда можете сказать, что вы тоже пошутили. И что на самом деле все вы Данки, лезущие на Крымский мост с вырванными сердцами наперевес...

2018.


Кто же похоронен в Сандармохе: жертвы Большого террора 30-х годов – или также и расстрелянные финнами красноармейцы? Первой версии придерживаются в Научно-исследовательском центре "Мемориал". За вторую ратуют в Российском военно-историческом обществе (почему бы и нет? что творили в Карелии финны, хорошо известно, взять хотя бы Петровский Ям).
Больше на слуху другая точка зрения. В городе Москве прошла презентация книги директора петербургского отделения "Мемориала" Ирины Флиге. Автор утверждает: в Сандармохе "...только жертвы политических репрессий 30-х годов, а инсинуации РВИО – глумление над памятью невинных людей, замученных советским режимом". (Цит. по: газета "Губерния", № 11, 31.07. – 6.08.19; в дальнейшем все цитаты отсюда же.)
"Книга основана на результатах экспедиции "Мемориала", состоявшейся в 1997 году под руководством карельского историка Юрия Дмитриева." Как выясняется, Дмитриев в своих поисках руководствовался некими "расстрельными списками", которые сумел получить "в архангельской ФСБ" (у нас, надо понимать, в каждом городе своя ФСБ) Вениамин Иофе, в 90-х гг. руководитель питерского "Мемориала". "Правда, отмечается, что до сих пор не подтверждена подлинность этих документов." Историка Дмитриева это не остановило, он направился в Сандармох и нашёл всё, что нужно.
Вообще-то, уже сам факт сомнительности документов как бы переводит дело в область, мягко говоря, гипотез. Но нет: "Мы знаем этих людей поименно", – стоит на своём Ирина Флиге. Откуда имена? А вот же, из "расстрельных списков". Это которых подлинность "до сих пор не подтверждена"? Оставьте свои инсинуации, вы часом сами-то кто – не потомок ли кровавой гебни? Сказано тебе русским языком: "...из Соловков были вывезены 1111 человек, и они пропали". Значит, где они? В Сандармохе. Платон изумился бы такой логике и по примеру Сократа запросил себе чашу с цикутой.
Откуда известно, что это те самые 1111? Оказывается, подключается к разговору руководитель центра "Возвращённые имена" при Российской национальной библиотеке Анатолий Разумов, на этот счёт было "экспертное заключение прокуратуры Карелии, МВД и ФСБ", подтверждающее: "в Сандармохе покоятся останки расстрелянных во время Большого террора". Но только увидеть это заключение сегодня нет никакой возможности. Почему? А потому, сообщает господин Разумов, что "органы прокуратуры уничтожили документы по экспертизе останков примерно в 2002 году". Прямо по Булгакову: за что ни хватись – ничего нет...
Сандармох из области исторических фактов давно перекочевал в сферу ответственности идеологии. А идеология – это не про то, "что есть истина", идеология – это политика, и верифицируется она исключительно в терминах эффективности.
Книга И. Флиге называется "Сандармох – драматургия смыслов". Поздравляю. Точнее и не скажешь. В прямом смысле на костях разыгрываем силами актёров-любителей сиюминутный политфарс... Нет, право, иногда даже "дневники здоровья", и те покажутся нравственнее и художественнее некоторых "драматургических" сценариев.
P. S. Что касается словесного оформления результатов "научных исследований" Центра "М" ("инсинуации"... "глумление"... "невинно замученных"), рекомендую книгу "Манипуляция сознанием", автор Сергей Кара-Мурза.

2019.


В споре рождается истина, – это смотря в каком... Обострились споры неосталинистов с несталинистами. Разница – одна буква, а посмотрите, сколько шухеру из-за этой сплюснутой с боков дырки от позавчерашнего бублика!
Было бы из-за чего. Покойный философ М. (ум. 1990) прямо говорил: если мне человек говорит "сталинизм" – всё, прекращаю разговор, ухожу. Пустое, бессодержательное это понятие: "сталинизм"...
Пустое, а вот поди ж ты... Словно опровергая собственное (приписанное ему писателем А. Рыбаковым) изречение "Нет человека – нет проблемы", товарищ Сталин создаёт проблему, какая и не снилась товарищу Джугашвили. Вот что делает с бубликами общественное, оно же массовое, сознание.
Объективно такие дискуссии служат делу шизофренизации этого самого общественного сознания. Написал бы "общества", так ведь нету общества у нас. Общества нет, зато общественного сознания сколько угодно. Интересный такой феномен эпохи позднего Путина. Тут дело точно не обошлось без...
Cui prodest? Воздержимся от плевков в сторону жёлтого дьявола, который на западе, слишком это просто... Как знать, может, и Госдеп шалит. А может, родное министерство правды. Раз из Москвы идёт, значит – Москве это нужно? Взбутетенить общество по вопросу, если честно – не первостепенной важности, дабы отвлечь... но и это слишком уж на поверхности.
"Мама, мы все тяжело больны, мама, мы все сошли с ума..." А если это воскресший и вернувшийся с новой силой, давний анамнез? Игры палеосознания? Если дело зашло так далеко, что устами больного говорит болезнь и никакая выгода тут и близко не маячилась, – всё – взаболь, всё gratis?
Всё можно успокоить, был бы кол осиновый пободрее. Всё, кроме того, чего нет. По Бодрийяру, симулякр – это знак без означаемого, точнее – знак, означаемым для которого служит другой знак. Вот как знак "Сандармох" означает "Сталин" означает "тоталитаризм"... и так далее, можно при большом желании довести хоть и до сегодняшнего. Но большого желания нет, "ходить бывает склизко по камушкам иным; итак, о том, что близко, мы лучше умолчим..."
По Тену, это и есть шизофрения: "Шизофрения – это расщепление сознания, приводящее к разрыву связи с реальностью. Вместо реальности подставляется нечто вроде бумажной треуголки". Только в нашем случае вместо треуголки (Наполеон в другой палате) подставляются знакомые усы (товарищ Сталин, лично расстрелявший 43 миллиона). Бессодержательность понятия "сталинизм" никого не пугает, наоборот: очень удобно! всегда на троих можно! простите, всегда можно заполнить чем придётся, авось сожрут – это при завязанных-то рукавах на спине, да за милую душу – схавают!
Пунктирных линий вероятных разломов и расколов несколько, сталинская не хуже и не лучше других – для вероятных же выгодополучателей развала Российской империи третьего созыва...

2019.


Рецензии