Баловень богатого дома, гл. 23, ч. 1. Перичанд Мит

Баловень богатого дома, глава 23, часть первая
Перичанд Митра
Перевод с бенгальского
Заброшенная усыпальница и сельская школа
В селении Сонагадж находится заброшенная мусульманская усыпальница, в которой сейчас основательно поселились духи и прочие привидения. Со всех сторон она покрыта мхом и молодой порослью, и в ней сейчас живут только скворцы и вороны, они приносят своим птенцам пищу и те радостно щебечут в ответ. Похоже, не предпринималось ни одной попытки отремонтировать эту усыпальницу. По ночам вокруг этого места слышен только плач шакалов, да лай собак, поэтому в сердце путника обычно возникает сомнение: а стоит ли вообще проводить здесь ночь?
Недалеко от этого места один сельский учитель имел обыкновение учить своих, обвязавших вокруг своих шей шерстяные тонкие одеяла, не столь многочисленных учеников. Трудно сказать, насколько хорошо эти ученики научились читать и писать, но от одного постукивания бамбуковой тростью их души от страха уходили в пятки. Если кто-нибудь из учеников хотя бы раз поднимал голову или клал себе в рот со своих колен небольшой кусочек пищи - в то же мгновение он получал удар этой тростью по спине. Природа человека такова, что если он получает хоть какую-то власть, ему хочется выставлять её напоказ на разные лады, а если он не сумеет этого сделать, то чувство его собственного достоинства будет принижено. Вот почему этот учитель, чтобы сделать для всех очевидным своё значимое положение, иногда вводил в ступор идущих по улице людей. Посмотрев на людей, он издавал очень громкий крик, и когда эти люди застывали на своих местах, чувство его собственной значимости неимоверно возрастало. Так что удивительного в том, что за, прямо сказать, пустяковые проступки он так серьезно наказывал своих учеников. Вот почему место, где проходило обучение, было похоже на обитель бога смерти Ямараджа. Поэтому там постоянно были слышны крики:"Живей! Скорей! Куда пошёл? Получай!" Или:"О великий учитель! Я, твой ученик, предстал перед тобою!" В сопровождении этих звуков, кто-то из учеников получал по носу, кого-то драли за ухо, кто-то держал на вытянутой руке кирпич, кого-то били по ладони, кто-то висел, как обезьяна, кого-то погружали головой в воду и водили ею там в разные стороны, - иными словами, ежесекундно там подвергали  какой-нибудь экзекуции какого-нибудь ученика.


Рецензии