Хамство детей. Что делать?

В предсказаниях о времени перед приходом Машиаха -спасителя  написано о нашем поколении -" И лицо поколения как морда собаки ". Наглость возрастает , в месте с ней агрессия . Что можно сделать ?
Прежде всего надо знать что Творец послал нам детей , чтобы мы исправились и вернулись к Его Торе и служению Ему , благословенному . Только давая детям постоянный правильный пример делами , мы можем вызвать изменения в их поведении . В курсе Амонашвили - "Ключ к сердцу ребенка" автор объясняет как это делать , и изменяются отношения в семье и школе .
Кроме того , многие и многие из нас получили душевные травмы в школе или саду , в семье или окружении . Это было и есть прямой результат авторитарного воспитания , последствия которого подобны осколкам льда  в сердце ребенка . Даже если это было давно , невозможно одним прыжком изменить себя и превратить авторитарное мышление в гуманистическое , о котором мы мало что знаем - поэтому так важно учиться .
 Нас воспитывали всех вместе ,  школа давала образовательные услуги , а не воспитывала , а родители считали что отдав ребенка в школу , могут надеяться на хорошее  воспитание .
 Поведение детей - отражение нашего отношения к родителям и отношения к Творцу . Оно записано в нашей памяти и дети возвращают нам то что мы говорили и делали раньше , но в преувеличенном варианте. Они являются образно говоря увеличительным зеркалом поведения родителей .
Даже если мы в очень хороших отношениях к родителям , но заповеди почитания родителей не исполняем , то это конечно отразится и на наших отношениях .
 Почитание родителей является одной из 10 заповедей , данных Израилю и важной ее такая же , как важность заповеди запрет на убийство , на желание чужого , на лжесвидетельство . То есть это основа основ мира . В кодах ТОры есть фраза - "Смотри , приходит проклятие ! Отца и мать презрели ! " На основе отношения к родителям мы учимся отношению к Творцу .
К исполнению заповеди о почитании родителей следует относиться с особым вниманием, так как Тора приравнивает почитание родителей к почитанию Самого Всевышнего. Тора говорит: "Чти отца своего и мать свою" (Шмот, 20:12) - и "Чти Б-га" (Мишлей, 3:9); "Бойтесь каждый матери своей и отца своего" (Ваикра, 19:3) - и "Б-га, Всесильного твоего, бойся" (Дварим, 6:13). Из этих примеров мы видим, что Тора проводит четкую параллель между почитанием родителей и чувством боязни перед ними и благоговением пред Всевышним.

Смысл этого сопоставления объясняет Талмуд. Отец и мать равноправны со Всевышним в создании человека: родители создают тело ребенка, а Всевышний дает ему душу - оба "вклада" важны в равной степени, так как при отсутствии любого из них человек не может существовать.

По словам наших мудрецов, Всевышний награждает детей за почитание родителей так же, как Он награждает за благоговение, проявленное по отношению к Нему Самому.

2. В чем должна выражаться боязнь? Следует тщательно соблюдать по отношению к родителям все, что входит в понятие "нормы приличия". Например, дети не занимают место, которое обычно предназначено для их отца или матери в каком-либо общественном учреждении, а также место в синагоге, на котором родители обычно молятся, дома не садятся там, где обычно сидят родители, не перечат им. Если отец разговаривает с кем-нибудь, а сын заявляет: "Мне кажется, что отец прав", то он нарушает предписание бояться отца, так как сын не имеет права давать какую бы то ни было оценку словам своего отца.

В качестве примера, насколько дети должны бояться своих родителей и благоговеть перед ними, наши мудрецы приводят такую ситуацию: сын, одетый в праздничные одежды, возглавляет собрание уважаемых людей, и в это время входит кто-нибудь из его родителей, ударяет его, рвет на нем одежду, плюет ему в лицо. Сын не имеет права ни рассердиться, ни просто пристыдить родителя, чтобы не вызвать у него еще большее раздражение. Он должен молча выдержать все и исполниться страхом пред Всевышним, Владыкой всей Вселенной, Который внушил отцу или матери мысль так поступить. (Тем не менее, он имеет право привлечь родителя к суду за нанесение ему материального ущерба.)

3. В чем должно проявляться почитание родителей? В заботе о них, в проявлении к ним внимания. Так, их кормят и помогают им одеваться, если они в этом нуждаются, встречают их, когда они приходят в дом детей, и провожают, когда они уходят. Причем очень важно делать все это доброжелательно, с приветливым выражением лица. Говорят наши мудрецы, что даже если сын ежедневно кормит своего отца самой изысканной и вкусной пищей, но делает это сердито, с раздражением. Всевышний наказывает его.

4. Еврейский закон запрещает детям будить родителей без веской причины. Но отца надо разбудить, если он может опоздать в синагогу или должен исполнить какую-либо другую заповедь, так как и сын, и отец в равной степени обязаны чтить Всевышнего.

5. Если сын просит кого-то об одолжении и знает, что его просьба будет исполнена в любом случае - обращается ли он от своего имени или от имени своего отца, - следует обратиться от имени отца, чтобы таким образом проявить к нему почтение.

6. Когда мать говорит сыну: "Сделай то-то и то-то", и он исполняет ее просьбу, а потом приходит отец и спрашивает: "Кто просил тебя делать это?!", сын должен взять всю ответственность на себя и не говорить, что сделал это по просьбе матери, если знает, что отец рассердится на нее.

7. Дети обязаны разговаривать с родителями стоя.

8. Исполнение заповеди о почитании родителей не прекращается после их смерти. В течение 12-ти месяцев после смерти родителей дети, упоминая покойных в разговоре или в письме, должны прибавлять: "Я - искупление его (ее) смертного ложа". Это означает: я готов принять на себя муки, которые грозят душе покойного в духовных мирах. По истечении 12-ти месяцев при упоминании имени покойных родителей прибавляют: "Память о нем (о ней) благословенна на всю жизнь в будущем мире".

9. Даже если отец негодяй и нечестивец, беззастенчиво нарушающий законы Торы, дети тем не менее обязаны почитать и бояться его. Даже мамзер обязан в полной мере проявлять к своему отцу боязнь и уважение.

Самое большее, на что имеет право сын, увидев, что отец нарушает Тору, это спросить его: "Отец, не написано ли в Торе то-то и то-то?". Иными словами, он не должен упрекать отца, а просто задать ему вопрос. То есть сын должен поступить в этом случае тактично, потому что если отец одумается, то он не будет испытывать чувство неловкости перед сыном, и все будет выглядеть так, будто отец исправил свое поведение самостоятельно.

10. Однако если отец или мать приказывают сыну или дочери нарушить закон Торы, подчиняться их требованию запрещено. При этом не имеет значения, идет ли речь о заповеди-предписании, о запрете или о каком-нибудь постановлении мудрецов Торы. Тора говорит: "Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои соблюдайте: Я - Б-г, Всесильный ваш" (Ваикра, 19:3). Из этой цитаты следует, что Всевышний обязывает нас бояться родителей, но кроме тех случаев, когда они заставляют нас нарушить субботу (или любую из заповедей). Всевышний как бы подчеркивает: "Я - Б-г, Всесильный ваш" - Б-г для всех, почитать, бояться и слушаться Его обязаны все - и вы, и ваши родители.

Как было сказано, это правило относится ко всем заповедям без исключения. Так, например, если отец предостерегает сына: "Смотри, такой-то - наш враг, всегда помни о том, какой вред он нам нанес, и вообще не разговаривай с ним!", то сын не должен повиноваться, если хочет помириться с тем человеком. Тора запрещает еврею ненавидеть другого еврея, даже скрывая эту ненависть и внешне ничем ее не проявляя; следовательно, в этом случае приказ отца противоречит закону Торы.

11. Сын имеет право ослушаться отца и в том случае, если хочет изучать Тору в йешиве, находящейся далеко от дома, считая, что там он получит больше знаний, чем в той, что расположена неподалеку, а отец по каким-либо причинам возражает. Причина заключается в том, что заповедь об изучении Торы важнее, чем заповедь о почитании родителей. Из Устной Торы известно, что когда Ицхак отослал Яакова в Харан (Брейшит, 28:1-5), Яаков не сразу направился туда, а 14 лет изучал Тору у Шема и Эвера и только после этого прибыл в Харан. Здесь, в Харане, и в обратной дороге оттуда он в общей сложности провел 22 года. Позже он был разлучен со своим любимым сыном Йосефом именно 22 года. Следовательно, пробыв столь долгое время в Харане, Яаков совершил проступок: 22 года он не исполнял заповеди о почитании своего отца, и Всевышний наказал его за это, разлучив с сыном именно на 22 года. Однако за 14 лет, проведенные в йешиве Шема и Эвера, Яаков не был наказан - то время, что он изучал Тору, не было засчитано как уклонение от заповеди о почитании отца.

То же самое относится к случаю, когда сын хочет жениться, а отец не дает своего согласия: сын имеет право ослушаться его.

Тем не менее, надо подчеркнуть, что во всех приведенных выше и подобных им примерах, когда еврейский закон дает сыну право ослушаться родителей, он обязан, по мере возможности, соблюдать заповедь о почитании отца и матери - не ссориться с ними, не грубить им, постоянно подчеркивать свою любовь и свое уважение к ним.

12. Сын и незамужняя дочь в равной степени обязаны исполнять заповедь о почитании родителей. Но выйдя замуж, дочь прежде всего должна слушаться мужа, и ее обязанности в отношении родителей отходят на второй план. Она продолжает исполнять их, только если это не вызывает недовольство мужа.

13. Заповедь о почитании родителей обязательна не только для детей, но и для внуков, правнуков и даже для праправнуков. Это следует из намека о том, что царь Шломо поставил отдельный трон для "матери царя" (Млахим I, 2:19) - как поясняет Устная Тора, для своей прапрабабки Рут, которая в то время еще была жива. Все же обязанность почитать отца и мать важнее обязанности почитать деда и бабушку.

14. В Торе сказано: "Проклят позорящий отца своего и мать свою!" (Дварим, 27:16). Эти слова относятся не только к тому, кто явно неуважительно относится к своим родителям, но даже к тому, кто проявляет это лишь намеком.

15. Тот, чьи родители впали в слабоумие, обязан обращаться с ними осторожно и тактично. Если он сам не в состоянии ухаживать за ними как следует, он имеет право нанять для этого чужих людей.

16. Еврейский закон запрещает отцу создавать в семье тяжелую атмосферу из-за постоянной боязни домашних перед ним. Надо быть снисходительным и иногда не замечать, что домашние ведут себя не так, как ему хотелось бы, и не придираться по каждому поводу, требуя уважения и безоговорочного подчинения себе. Это, скорее всего, приведет к прямо противоположному результату: если жертвуют миром в семье для достижения какой-либо цели, то чаще всего и цели этой не достигают, и мир в семье не восстанавливается.

Отец не имеет права бить своих совершеннолетних детей - такова буква закона. Если отец хочет ударить сына, еще не достигшего возраста "бар мицвы", но знает, что тот может резко отреагировать на наказание, он должен серьезно поговорить с сыном и этим ограничиться.

В любой семейной ситуации надо помнить о поступке праотца нашего Яакова, который только перед самой смертью высказал порицание своим сыновьям, поведением которых он был недоволен (Брейшит, 49:4-7). Почему он не сделал этого раньше? Потому что думал: если я им скажу, а они не обратят внимания, то как бы я ни поступил, будет плохо; если я промолчу - получится, что мои слова ничего не стоят, если же я повторю их, они могут рассердиться и уйти к моему брату-врагу Эйсаву...

17. Дети обязаны уважать мачеху точно так же, как свою родную мать, все время, пока отец их жив, а отчима - точно так же, как родного отца, все время, пока их родная мать жива. Такова буква еврейского закона, однако желательно делать больше, чем требует буква закона, поэтому в данном случае не пристало менять отношения к мачехе или к отчиму после смерти своего родителя.

18. Каждый, у кого есть старший брат, обязан проявлять к нему уважение независимо от того, брат ли он по отцу или по матери.

Муж обязан чтить родителей жены, равно как жена - родителей мужа. Примером нам служит царь Давид: несмотря на то, что его тесть, царь Шауль жестоко его преследовал, угрожая убить, Давид продолжал относиться к нему с глубоким уважением и называл "мой отец" (см. Шмуэль I, гл. 24).

19. Тот, кто желает по-настоящему чтить своих родителей, должен усердно изучать Тору и совершать добрые дела. Нет большего счастья для отца и матери, чем слышать, как люди хвалят их детей и родителей, хорошо воспитавших их.

И наоборот: если дети пошли по дурному пути, это прежде всего позор для родителей, поскольку они несут за это ответственность, так как не дали своим детям надлежащего воспитания. И это величайший позор, какой только может выпасть на долю человека.

Отец, который желает, чтобы дети почитали его, должен как можно больше изучать Тору и совершать как можно больше добрых дел; тогда добрая слава о нем распространится также и на его детей. Именно в этом, согласно Торе, и должна проявляться любовь отца к своим детям.

И наоборот: если отец идет по дурному пути, он позорит все свое потомство. Нет большей жестокости, чем эта, так как он подвергает жизнь своих детей смертельной опасности: наши мудрецы предостерегают, что из-за грехов отцов малолетние дети умирают, а взрослые вынуждены нести тяжелое бремя грехов своих родителей и отвечать за них. Сказано в Торе о Всевышнем: "Карающий за вину отцов детей до третьего и до четвертого поколения" (Шмот, 20:5), - если дети продолжают идти по дурному пути отцов. А следующая фраза гласит: "И творящий милость на тысячи поколений любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои" (Шмот, 20:6). Эти слова учат нас тому, что наиболее сильную любовь к своему потомству проявляет человек праведный: его заслуги охраняют его потомков на тысячи поколений.

20. Гер (прозелит, нееврей, принявший иудаизм) подобен только что родившемуся младенцу. Согласно букве закона Торы, все его родственные связи с неевреями прерваны. Тем не менее, он ни в коем случае не должен пренебрежительно относиться к своим родителям-неевреям и обязан продолжать уважать их и заботиться о них. В противном случае они могут сказать: "Пока наш сын не принял иудаизм, он вел себя как полагается, а теперь совсем отвернулся от нас! Значит, наша религия лучше, чем еврейская Тора, позволяющая сыну так обращаться с родителями!". В подобном случае гер своим поведением толкает своих родителей на хилуль Ашем (оскорбление имени Всевышнего) - самое страшное преступление, которое человек может совершить на земле.https://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/3327667.



P.S ОТ С.Т.Кунин
Таким образом мы можем совершенствоваться в исполнении этой заповеди и своим поведением учить детей как им себя вести . И будем благословенны!
 Когда мы осознали что не выполняли заповедь почитания родителей , надо попросить прощение у их душ ,или у них, если они живы ,  у Творца , у своей души - нашего Б-жественного образа и простить себя ,потому что мы находимся в состоянии галута - изгнания . Творец ещё не вернулся в полной мере к народу Израиля , царство Его ещё не установилось навеки явно , потому легко ошибиться , тем более что нас  не учили Б-жественной мудрости . Просто любить и уважать родителей -еще  не значит исполнять заповедь.
  Важность заповедей в полной мере осознать невозможно . Их значимость лежит за пределами человеческого понимания , даже если нам кажется , что тут все просто . Они подобны сваям , держащим мир ,и уходящим глубоко в бесконечность . Вера в Творца и Исход из Египта - первая заповедь , запрет убивать, приказ соблюдать Шаббат и другие - равноценны , это фундамент мира , и если одна отсутствует - то все задание зашатается! Их можно сравнить также с короной . 10 заповедей Израилю , включая шаббат , -это царская корона , знак принадлежности к царской семье , и 7 заповедей общечеловеческих - знак близости к Творцу , условие возвышенности человека  над миром природы ."Б-га бойся и заповеди ЕГо соблюдай , ибо в этом весь человек "- сказал Царь Шломо . То есть тот кто заповеди не соблюдает ,Б-га не  боится -  не проявляет себя как человек в полной мере .
Есть над чем думать ...


Рецензии
Милая САРА, добрый вечер! А у нас уже ночь. В Израиле у меня немало друзей, в том числе писатели, поэты. Ваши, Сара, ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ, прочитала с раздумьями, да и раньше, до знакомства с Вами, прочитала очень похожие на Ваши ЗАПОВЕДИ. я считаю главной заповедью является "ПОЧИТАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ", матери и отца. Мать свою я хорошо помню, а ОТЦА - как тень: призвали моего отца на войну с фашистами, воевал за город ЛЕНИНГРАД, ГНАЛ ФАШИСТОВ до берегов Балтийского моря - погиб. Воспитывалась в двух детских домах. Верю в БОГА, иногда навещаю ХРАМ БОЖИЙ. Всего Вам доброго!

Роза Салах   08.12.2022 19:42     Заявить о нарушении
Дорогая Роза ! Всех вам благ ! Здоровья и мира , благополучия !
О каких моих 10 заповедях вы пишите ? Имеете ввиду заповеди Торы ? В них нет важнейшей - они все подобны короне , никакая не может быть отменена безнаказанно .
Все они стоят на вере в Творца , именно Он приказал почитать отца и мать . Заповеди -Его приказы . 10 заповедей - приказы Израилю , где есть заповедь субботы . До них было дано 7 общечеловеческих заповедей - сыновьям Ноя . Обязательны для всех . И некоторые заповеди были даны как моральные нормы , а у евреев стали приказами . Запрет лжесвидетельства например у евреев приказ - заповедь , у народов мира - моральная норма .
будьте здоровы ! Всего доброго !

Сара Това Кунин   12.12.2022 22:27   Заявить о нарушении