Даты Воннегута

Нынешняя дата – 11.11.2022 – на американский манер записанная выглядит как 221111. Она и сто лет назад так же выглядела, только век другой, и день другой – сегодня день Венеры, пятница, а сто лет назад был день Сатурна, суббота.
В ту субботу в Индианаполисе родился Курт Воннегут. Прадед его, немец, уроженец Мюнстера, в 1848 году эмигрировал в США, открыл компанию по продаже скобяных изделий. Дед Курта, Бернард, был архитектором, открыл строительную фирму. Отец Курта, тоже Курт, продолжил дело Бернарда. Курт Воннегут-старший 22 ноября 1913 года женился на дочери местного пивовара-миллионера. От этого брака у них родилось трое детей. Курт-младший, он и в этой троице младшим был, родился ровно через 9 лет после столь удачного брака. Да удачного ли? – В 1944 году мать покончила с собой. Курт, рядовой американской армии, 19 декабря того года попал в плен во время Арденнской контрнаступательной операции немецких войск. После освобождения Курт Воннегут в письме к отцу так описал положение дел на фронте: «Семь фанатичных танковых дивизий отрезали нас от остальной части Первой армии Ходжеса. Другим американским дивизиям на наших флангах удалось отойти. Мы же были вынуждены стоять и сражаться. Штыки не слишком хороши против танков. Боеприпасы, продовольствие и медикаменты исчерпались, а наши потери превысили число тех, кто ещё мог сражаться – и мы сдались. <…> Я был одним из немногих, кто не был ранен. И на том спасибо Богу».
Сегодня война и контрнаступления уже не история, а суровая реальность. Опять штыки и танки…
Воннегута направили в трудовой лагерь в Дрездене, был назначен старостой группы военнопленных, поскольку немного говорил по-немецки. После того как он сказал охранникам, что с ними сделает, когда придут русские, был избит и лишён статуса старосты.
На ночь пленных запирали на бездействующей скотобойне номер пять, а во время воздушных тревог уводили в подвал, где до этого хранились туши животных. Поэтому Воннегуту удалось выжить во время бомбардировки Дрездена в середине февраля 1945 года. Налёт авиации Союзников практически полностью уничтожил старинный город. Воннегутом, который был задействован в разборе завалов, а также сжигании трупов. Он оценил количество жертв в 250 тысяч человек.
Бомбить, бомбить и бомбить – славная американская традиция. В августе 1945 на Хиросиму и Нагасаки будут сброшены атомные бомбы. Зато теперь японцы и американцы в одной лодке. Кому война, а кому мать родна. Где-то сидят почитатели войны… кажется, повсюду. Конкурируя в загаживании сферы обитания, воспитывая в человеке идиотизм потребления, приходится время от времени убивать друг-друга, иначе что за история, что за прогресс!…
Воннегут, между прочим, родился в День перемирия: 11 ноября 1918 года был подписан документ, ознаменовавший конец военным действиям Первой мировой войны, но собственная его жизнь не была гладкой даже в мирное время: приступы депрессии накрывали, семейная жизнь была сложной, литература его тоже оценивалась по-разному, не для всех написано, да ведь и нет такой, чтобы каждому. Успех пришёл весной 1960 года, но с деньгами наладилось только к концу того десятилетия.
Последний роман, "Времетрясение", был завершена в конце лета 1996 года.
Курт Воннегут скончался 11 апреля 2007 года от последствий черепно-мозговой травмы, полученной при падении. За год до того он опубликовал обращение к британским читателям, в котором писал:
«Какими бы коррумпированными, алчными и бессердечными ни становились наше правительство, наш большой бизнес, наши СМИ, наши религиозные и благотворительные организации – музыка никогда не утратит очарования. Если когда-нибудь я всё же умру – не дай Бог, конечно – прошу написать на моей могиле такую эпитафию: "Для него необходимым и достаточным доказательством существования Бога была музыка"».
В моей хронике чтения "Времетрясение" помечено декабрём 2013 года. Фрагментом книги, столь созвучном упомянутому обращению Воннегута к читателям, отмечу нынешнюю дату. Не эпитафия, память о лучшем:
«Я не собираюсь вдаваться в подробности своей личной жизни. Скажу только, что женщины волнуют меня до сих пор: мне нравятся их соблазнительные фигуры, а желание ласкать их женские груди и попки умрёт только вместе со мной. И еще я скажу, что занятие любовью, если всё происходит искренне, – это одна из лучших идей, вложенных Сатаной в яблоко, которое змей отдал Еве. Я бы даже назвал её самой лучшей. Но джаз, безусловно, на первом месте».
Музыка и любовь…
Пожалуй, надо вернуться в эпоху до "времетрясения", что-то там было, читал же… но это уже не о датах, а о литературе. Времена меняются, а музыка и любовь остаются.


Рецензии
Понравилось эссе. Читал только «Колыбель для кошки», но зато книга произвела сильное впечатление в юности. А учение Боконона о карассе даже потом очень пригодилось в жизни)). Тогда я решил, что всё самое важное и концептуальное, на что он был способен, Воннегут уже написал в «Колыбели». Поэтому остальные книги читать не стал, чтобы не испортить впечатление. Наверное, сейчас стоит ещё что-нибудь прочитать, чтобы выяснить: прав я был в юности или нет? )) А заодно и познакомиться с творческим «мёбиусом» Воннегута)). Какую книгу посоветуете?

С уважением, Александр.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   07.12.2022 10:04     Заявить о нарушении
"Колыбель" читал... но ничего не помню.
Ещё что-то читал...
"Времетрясение" было в 2013. Сохранил обрывки текста в записях, то, что сразу и прочно пришлось ко двору... а вот о чём там, каков сюжет?... уже не могу сказать.
Оттого и цепляюсь за даты, за фразы, пытаясь рассмотреть, что же там было, в прошлом.
Вот такой я читатель((... какие уж тут рекомендации! Вздыхаю, головой качаю... голова ль ты моя... моя ли...
Зато стоит вернуться к прочитанному, в своё время запавшему - не в память, в душу - и много нового узнаю.
Был момент, хотел ввести на своей странице раздел "Литературная амнезия"... забыл. Сейчас вспомнил, отправился в архив - да, было дело. В 2012 году, стало быть, 10 лет назад, на книжной полке санатория (Волга, окрестности Костромы) обнаружил книгу Сэма Тейлора "Амнезия". Вот тогда-то и задумал про раздел, но книгу дочитывать не стал. Один из сохранившихся фрагментов:

«Если бы можно было остановить время, ухватить неповторимое мгновение и навеки запечатлеть в памяти! Джеймс боялся, что если не оставит запись об этом вечере, память о нем улетучится, словно пыльца, осевшая на поверхности водной глади. С другой стороны, попытайся он занести эти тени на траве, этот теплый воздух и тихую безмятежность в свой черный блокнот, и очарование исчезнет. К тому же ему ни за что не найти верных слов.

Не в силах сдвинуться с места, Джеймс прислонился к яблоневому стволу и размышлял. Возможно, если сейчас постараться хорошенько запомнить этот вечер, а после записать воспоминания, они не успеют стереться. Он посмотрел вверх. Облако напоминало слона или высокое купольное здание и менялось на глазах.

Полупрозрачный клочок отделился от общей массы, образовав длинный хвост, края которого растворялись прямо на глазах. Джеймса завораживали эти изменения – в самом деле, куда исчезали края облака? – и вот оно уже растворилось в бледной синеве. Исчезло, видоизменилось, стало прошлым. Как безжалостно время, подумал Джеймс. Оно существует теперь, сейчас, и все же… что есть это сейчас? По французски говорят maintenant – дословно «удержать время». Другими словами, настоящее – это то, что можно подержать в руках: нечто осязаемое и твердое. Нет, стремиться удержать время все равно что пытаться остановить водный поток. Только зазевайся, и время ускользнет. Единственный способ жить настоящим – никогда не пытаться остановить его, покориться его течению, не думать ни о чем…»

Останавливать время не хочу. Покоряться нечему – нет принуждения в происходящем. Мышление, память и чувства образуют мир подобный внешнему, когда ищешь верные слова. Даже если не находишь, по дороге происходит много интересного. Так что, игра стоит свеч.

Владимир Каев   07.12.2022 15:55   Заявить о нарушении
Конечно, игра стоит свеч. На мой взгляд, у Вас получаются интересные эссе. Как писал Сеченов: "Нет никакой разницы в процессах, обеспечивающих в мозгу реальные события, их последствия или воспоминания о них". Грубо говоря, нашему мозгу без разницы, с какими объектами «работать»: реальными или воображаемыми. А вторую сигнальную систему природа и подарила нам, чтобы мы стремились всё перекодировать в верные слова)).

Александр Галяткин Юлия Фадеева   07.12.2022 16:55   Заявить о нарушении
Переводим, кодируем, шифруем... Юстас Алексу, Алекс Юстасу... агенты Разума, в тылу Природы...)))

Владимир Каев   08.12.2022 13:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.