Первые рязанские комсомольцы - малограмотные?

 «ПЕРВЫЕ КОМСОМОЛЬЦЫ РЯЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ – МАЛОГРАМОТНЫЕ?  СЕЛЬСКИЕ УЧИТЕЛЯ – В ЧИСЛЕ ПЕРВЫХ КОМСОМОЛЬЦЕВ  РЯЗАНСКИХ СЁЛ КОНСТАНТИНОВО  И КУЗЬМИНСКОЕ (1920-1922ГГ.)"
 
Поэт Сергей Есенин, как мы знаем, не был ни комсомольцем, ни коммунистом. Хотя желание вступить в члены РКП (б), как известно, у поэта были… Время, само время, в которое ему выпало жить, было революционным. И поэтому сегодня кажется закономерным, не случайным, что ещё до двух революций 1917 года, будущий народный поэт принимал участие и в забастовке работников типографии «товарищества И.Д. Сытина» в Москве, и прятал (хранил?) запрещённую, нелегальную литературу, и подвергался какое-то время неусыпной слежке царской полиции. Да, будущий народный поэт, находясь уже на воинской службе во время «империалистической» - Первой Мировой войны, был отмечен царствующими особами Романовыми, но и он же, сразу после свершения двух революций 1917 года, начнёт служить новой России.

По словам Софьи Толстой, первым откликом поэта С. Есенина  на Февральскую революцию было стихотворение «Разбуди меня утром рано…» плюс «маленькая» поэма «Товарищ», написанная непосредственно под впечатлением петроградских событий на Марсовом поле (во время похорон жертв Февральской революции)1.
 
Официальной датой создания Рязанской губернской молодёжной организации считается 28 мая 1919 года. А не официальной? Ранее примерно на полгода группа драмкружковцев из села Кораблино (в то время Ряжского уезда Рязанской губернии, ныне районный центр Кораблинского района Рязанской области), по собственному почину отправилась в Москву на первый съезд «красной молодёжи». Среди драмкружковцев и Михаил Давыдов (смотри фото - авт.)О съезде «кораблинцы» узнали из газеты, но они не только стали участниками первого съезда осенью 1918 года, но их приняла сама Надежда Константиновна Крупская! По просьбе Надежды Константиновны кораблинцев-драмкружковцев снабдили книгами, театральным реквизитом и революционными пьесами 2. По сути дела сельский кораблинский драмкружок можно считать первой организацией «красной молодёжи» Рязанской губернии.
 
В Рязанском областном (партийном) архиве хранятся анкеты губернских и уездных членов коммунистической молодёжной организации, в разное время носившей следующие наименования: С.К.М., К.С.М., Р.К.С.М., ВЛКСМ. Любопытна анкета «члена Райкомолла» 2- го района г. Рязани Сергея Александровича Яковлева (1904 г.р.), имеющего на осень 1919 года среднее образование.  «Член Райкоммола» Сергей Александрович Яковлев на осень 1919 года уже имеет профессию «актёр» (сценический псевдоним «Толин» - авт.) плюс является помощником режиссёра! Какие же «выборные» должности Сергей Яковлев («Толин») занимал в рязанской молодёжной организации РКСМ с сентября 1919 по 1920 год включительно? Член райкома, Председатель товарищеского суда, Заведующий театральным кружком, Член комиссии ПолитПросвета... При этом Сергей Яковлев – «красноармеец, актёр и член Райкома Союза молодёжи»! Любопытно, что прежде чем встать в ряды рязанской «красной молодёжи», Сергей Яковлев («Толин») вступил в партию РКП (б) – большевиков, и был «переведен в Р.К.С.М.» только «за несовершеннолетие»3!

Любопытно, что среди первых членов «красной молодёжи» Рязанской губернии – минимум два артиста «Гортеатра»! И это не только «Толин» - С. А. Яковлев, но и Вячеслав Алексеевич Лукин (1902 г.р.): он из Сапожковской союзной организации РКСМ 4. Вячеслав Алексеевич Лукин - учащийся (имеет 3 класса школы 2-й ступени) плюс «коммунист с 13 ноября 1919 года», служащий, в Союзе РКСМ – с 20 декабря 1920-го, член уездного комитета РКСМ (Укоммола, на 1920г. – авт.). Плюс он участвовал в работе 2-го губернского съезда РКСМ, как и будущий советский писатель-рязанец Иван Макаров («Иван Буйный»). На момент заполнения анкеты, всё тот же 1920 год, Вячеслав Лукин и «Ответственный секретарь»! То есть «артист» возглавлял Сапожковскую молодёжную коммунистическую организацию РКСМ!
 
Поколение автора, родившегося и выросшего в СССР, привыкло считать, что первые комсомольцы  нашей страны были малограмотными. Но архивные документы Рязанской области это опровергают. Большинство первых комсомольцев Рязанской губернии имели или среднее (гимназическое) образование, или среднее профессиональное (Реальное училище), или окончили сельские, городские двухклассные или четырёхклассные училища. По тем временам – хорошее, качественное образование!

Пример тому не только писатель-рязанец Иван Иванович Макаров («Иван Буйный»), закончивший в июне 1919-го семь классов бывшей Ряжской мужской гимназии, ставшей при советской власти школой 2-й ступени с семилетним курсом обучения. Пример этому не только «союзные» товарищи будущего писателя по Раненбургскому уездному Комитету РКСМ: Сергей Петрович Троицкий (Ответственный секретарь – авт.): он  учился в Раненбургской мужской гимназии. Или Козьмин Феодосий Александрович – он окончил «1-ую Советскую школу 2-ой ступени» - также, бывшую гимназию. Или Леонид Андреевич Соловьев, имеющий не только «среднее» образование, но и работающий «учителем» 5!

Та же картина и в Скопинском уезде Рязанской губернии. Организаторами первых ячеек «красной молодёжи» там являлись: Авраамий Завенягин – учащийся Скопинского реального училища (он не только будущий первый директор знаменитого Магнитогорского металлургического комбината на Урале, но и видный государственный деятель СССР – авт.) и Александр Афиногенов (будущий журналист и известный советский писатель, драматург) – учащийся школы 2-й ступени! Судя по анкете шестнадцатилетнего Александра Николаевича  Афиногенова, а она хранится в рязанском партийном архиве, у него и мать – учительница. Она служит и при новой советской власти в одной из скопинских школ.
 
А в соседних уездах Рязанской губернии? В Зарайском (в то время этот уезд входил в состав Рязанской губернии – авт.) – это будущий советский партийный деятель, секретарь ЦК КПСС, кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС (в высшие органы страны – авт.) плюс доктор исторических наук, профессор, академик Академии наук СССР – Борис Николаевич Пономарёв. На 1920 год он имел образование «6 кл. шк. 2 ступ.»! Шестнадцатилетний (на 1920г.) Борис Пономарев – и член партии коммунистов (с апреля 1919-го – авт.), и союза РКСМ – с ноября того же 1919-го! До 1920 года он служил в Рязанском Губкомпарте и Зарайском Уревкоме. А 16 мая 1920-го был избран в Зарайский уездный Комитет РКСМ 6. Так начинались жизненная и партийная линии будущего видного советского деятеля.
 
И в ряжский уездный комитет РКСМ на 1920 год входят сплошные гимназисты Ряжской мужской гимназии! Они, как правило, учились классами ниже будущего писателя Ивана Ивановича Макарова. Это и шестнадцатилетний Валентин Михайлович Севергин – «крестьянин-учащийся», партийность -  «сочувствующий», «4 класса быв. Гимназии». «Крестьянин-учащийся» состоит членом драматического кружка и в «Народном Доме» г. Ряжска, и в ученическом, при школе 2-й ступени. Или Иван Васильевич Воробьев, 14-ти лет, учащийся, «сочувствующий партии». Как и Михаил Севергин он состоит в драматическом кружке учащихся,  образование у него среднее - «4 класса бывш. Мужск. гимн.», в союзе РКСМ он с 10 августа, вероятно, 1919 года (неразборчиво в источнике - авт.)7.

Пример неплохой образованности первых рязанских комсомольцев и член «с Константиновской орг.анизации Федякинской волости» Пётр Иванович Ступеньков (1897 г.р.). Двадцатидвухлетний Пётр Иванович Ступеньков из крестьян, окончил четыре класса сельской школы (возможно, Константиновской). С 21-го марта 1920-го года – член РКСМ. На момент заполнения анкеты  (1920г.– авт.) – Пётр Ступеньков – Секретарь сельской организации! На  тот же 1920-й, его профессия «крестьянство и письмоводство», при этом он - беспартийный. Пётр Иванович Ступеньков являлся не только секретарём Константиновской «сельской организации», но и делегировался на две беспартийные рязанские конференции: в феврале 1919-го - на районную, а в ноябре 1920-го – на Рязанскую городскую. На тот же 1920 год П.И. Ступеньков входит в состав уездного (Рязанского – авт.) Комитета РКСМ и заведует в нём «инф. - статист.» подотделом 8.

 То есть на 21 марта 1920 года в селе Константинове значится ячейка «красной молодёжи» и на весну 1920-го - Пётр Иванович Ступеньков – её секретарь!
Но кто же самый первый секретарь Константиновской ячейки РКСМ и каково его образование?  Комсомольский билет Петра Ивановича Ступенькова (за номером 4) подписан «Секретарём» Константиновской сельской ячейки - Клавдием Петровичем Воронцовым (1898г.р.)… Клавдий Петрович Воронцов - племянник известного местного священника – Ивана Смирнова, оказавшего большое влияние на будущего поэта Есенина. Клавдий Петрович Воронцов учился в Ярославской духовной семинарии, и на 1916 год ещё являлся семинаристом. Именно «Секретарь Константиновского комитета Союза Коммунистической молодежи» К.П. Воронцов подпишет акт приёма вещей из дома Л. И. Кашиной во время его реквизиции в пользу государства 9!
 
Итак, фамилии К.П. Воронцов и П.И. Ступеньков значатся в числе первых секретарей Константиновской сельской ячейки РКСМ. Причём, они даже поочерёдно сменяют друг друга на этой должности! В 1920 году, на какое-то очень короткое время, когда Петра Ступенькова выберут членом уездного (Рязанского) Укоммола, Константиновскую сельскую ячейку РКСМ возглавит снова К.П. Воронцов. Клавдий Петрович Воронцов и на март 1921 года значится Секретарём ячейки. Но в июле того же 1921-го, Константиновскую ячейку РКСМ возглавляет снова П.И. Ступеньков, которого уездная организация (Укоммол) возвращает в село «для работ» 10. Возможная причина замены секретаря  К.П. Воронцова – его социальное происхождение.

Сама же Константиновская ячейка РКСМ, по данным разных источников, создаётся по инициативе местного коммуниста Петра Яковлевича Мочалина и «самой сельской молодёжи» в марте 1920 года, 21 числа. То есть будущий её секретарь - Пётр Иванович Ступеньков – в числе первых принятых в Константиновскую ячейку РКСМ. Но однофамилица или родственница Есениных – грамотная Есенина Екатерина Ивановна – 19-ти лет, вступила в Константиновскую ячейку РКСМ даже раньше – 8 марта 1920-го! При этом сельская коммунистическая ячейка «красной молодёжи» быстро пополняется новыми членами: к декабрю того же 1920-го в ней – 31 человек!

В соответствии с Уставом РКСМ, членом молодёжной коммунистической организации мог стать любой человек от 14-ти до 23-х лет; но при этом «рабочую» и «крестьянскую» молодёжь принимали в РКСМ без рекомендаций. Молодёжи же других социальных групп требовалось две рекомендации плюс предварительный стаж не менее трёх месяцев.
 
По данным Ю. Блудова, родная сестра Есенина – Екатерина, вступила в РКСМ осенью 1920 года: 11 ноября. Она значится в списках Константиновской ячейки РКСМ этого времени 11. На 1918 год Екатерина Есенина жила с отцом в Москве и училась в женской гимназии... После её «закрытия» и открытия в Константиновской сельской школе 5-го класса, она вернулась в родное село… В 5-м классе преподавала «молодая учительница» - дочь священника из соседнего села Кузьминское… «Молодая учительница» (Софья Павловна Прокимнова) поставила «силами школьников» (во время школьных каникул) концерт… Екатерине досталась роль »Коробочки» из «Мёртвых душ» Н. Гоголя… Успех «школьного концерта» и подхватил тогдашний секретарь Константиновской ячейки РКСМ - К.П. Воронцов. При нём создаётся первый  драматический кружок «красной молодёжи» в селе Константинове. В состав «красной молодёжи» вошла и родная сестра поэта - Екатерина Есенина. Любопытно, что их мать – Татьяна Фёдоровна, поддержала в этом решении свою дочь 12!

Но что происходило в пока ещё 1920 году в других уездах Рязанской губернии? Каково в них образование первых членов РКСМ? Из Солотчинской организации РКСМ – Василий Николаевич Орестов (или Фрестов?). На 1920 год ему 19 лет, образование «2-ая ступень», до Октябрьской революции – «учащийся». Василий Николаевич – не член партии РКП (б), но в Союзе РКСМ – с 9 декабря 1919 года. К 1920 году он занимал уже следующие должности: «Пред. Укоммола Спас - Клепики», участвовал в двух уездных Спас - Клепиковских съездах РКСМ: 21 мая и 22 сентября 1920 года. Последняя должность В.Н. Орестова (или Фрестова) – Заведующий организационно - инструкторским отделом в Солотчинской организации РКСМ. Плюс там же - заместитель экономико-правового отдела 13.

Из Спас - Клепиковской организации РКСМ и «Дария Ефимовна Галдина» (встречается и написание «Голдина» - авт.). На 1920 год «Дария Ефимовна…» входит в Спас -Клепиковский уездный комитет РКСМ. Ей 21 год, имеет «8 классов гимназии», она - «дочь служащего из крестьян». Плюс к этому – «Дария Ефимовна…» - член партии большевиков (с 1 ноября 1919г.), а в Союзе РКСМ – с  9 декабря того же 1919-го, с пометкой – со дня основания организации. На 1920 г. – она «советский работник» и ведёт активный образ жизни: Дария Ефимовна Галдина (Голдина) и член Спас – Клепиковского районного комитета РКСМ (Райкоммола), и Горкома, и уездного Укоммола РКСМ, плюс член партии большевиков «Сп - Клеп гор. группы и член Сп. - Клеп. Укомпарта».

Но где же  служила Дария Ефимовна Галдина (Голдина) до момента заполнения своей анкеты «активработника» РКСМ? В «Губотделе труда, в Упродкоме», в Унаробразе (теперь)» 14. Но у двадцатиоднолетней Дарии Ефимовны Галдиной (Голдиной) и родная – семнадцатилетняя сестра в числе первых членов «красной молодёжи» Спас - Клепиков! Галдина Клавдия Ефимовна (1903 г.р.) входит в Спас – Клепиковскую городскую группу РКСМ. Она имеет почти законченное среднее образование: «состою ученицей 4 класса 2 ступени». Она - не член партии большевиков, как её сестра, но также, в Союзе РКСМ «со дня организации» Спас - Клепиковской РСКМ: с 9 декабря 1919 года.  То есть на сегодня – 9 декабря 1919 года – дата создания Спас - Клепиковской молодёжной коммунистической организации РКСМ!

Любопытно, что в свои семнадцать лет молоденькая Клавдия Галдина (Голдина) – член уездного комитета РКСМ (Укоммола)» и уже служила: «в Уотнаробразе» и Укоммоле (теперь)», была делегатом 1-го и 2-го уездных съездов РКСМ, а сейчас (на 1920г.) – заведует в Спас - Клепиковском уездном комитете РКСМ информационно-статистическим отделом! И при этом, советской, партийной работы, по её словам, «не несёт» 15!

Благодаря этим очень молодым людям (юношам и девушкам) и удалось советской власти не только выстоять в вооружённой борьбе и с внешним, и с внутренним врагом, но и начать строить совершенно новое социалистическое общество! Только в 1924 году, после смерти вождя всемирного пролетариата – В. И. Ленина (Ульянова) и в РКСМ (теперь ВЛКСМ - Всесоюзный Ленинский Союз Молодёжи – авт.), и в партию РКП (б.), во время «ленинского призыва», придут уже  другие, более молодые люди. Их ученические годы пришлись на самые трудные, голодные, трагические годы молодой Республики Советов, когда было не до ученья...
   
После окончания Гражданской войны состав рязанской «союзной» молодёжи заметно поредел. Но быстро стал пополняться новыми людьми. Почему поредел? Часть организаторов и членов первых рязанских ячеек СКМ (РКСМ) погибли на фронтах вооружённой борьбы, спасая революционные завоевания Советской Республики, часть - вступили в ряды правящей партии - партии большевиков (РКП (б). Практически все вернувшиеся с удвоенной энергией продолжили строительство нового советского государства.

Сразу же по окончании Гражданской войны начались, в том числе и в Рязанской губернии, проверки наличных рядов и их чистка: союзная и партийная «перерегистрации». Так, с марта 1921-го по январь 1922-го годов в Спасском уезде Рязанской губернии практически из каждой ячейки Российского Союза Коммунистической Молодёжи (РКСМ) вышло по 6, 8, 9, 13 человек 16. Причины - разные, но большинство – «неявка на перерегистрацию отказ работать». Протоколы заседаний рязанских уездных организаций РКСМ свидетельствуют, что причинами исключения (с марта 1921 по январь 1922 гг.), являлись: «нежелание работать», «нежелание состоять», «постоянная неявка на собрания»… Против фамилии одного из исключённых написано «Шкурник», есть и «как негодный элемент». Но член РКСМ Ижевской сельской ячейки - Сидоров Александр Семёнович (однофамилец автора) исключён по следующей причине – постоянная неявка на собрания и «за религиозные убеждения».

Любопытно, что в списке исключённых из «Рясской организации» РКСМ (вероятно, Пронский уезд), значатся две «есенинских» фамилии: «Есенин Пётр …(неразб.)» и «Есенина Агриппина Михайловна». Причины исключения автору не известны 17. Но любопытно, что на 1913 год в Замоскворечье значилось 200 рабочих с фамилией «Есенин»! Именно в это время дореволюционная полиция разыскивала одного из работников «сытинской» типографии – будущего «народного поэта» - Сергея Александровича Есенина 18.

Но что же односельчане поэта - константиновцы, кузьминцы? Сохранились ли после Гражданской войны и перерегистрации в сёлах Константиново и Кузьминки молодёжные коммунистические организации? Рязанские партийные архивные документы свидетельствуют, что сохранились. И в ней значатся «Есенины»! Но по данным автора, фамилии старшей сестры Есенина – Екатерины, в Константиновской ячейке РКСМ уже не значится!
 
Но кто же значится? На момент «перерегистрации» (с марта 1921г. по январь 1922г.) в Константиновской ячейке Рязанского уезда Рязанской губернии значатся 16 человек 19. * Гаро, ф. П – 478, оп. 1, д. 174, л. 103. Открывает список Пирова Наталья Николаевна, двадцати двух лет, крестьянка, грамотная, дата вступления в РКСМ ноябрь 1920 года (21. 11. 1920г.). Далее – уже известный Ступеньков Пётр Иванович (1897 г.р.), крестьянин, в союзе с марта 1920 – го (21. О3. 1920г.), образование «хорошее», состоит членом Рязанского Горкома, заведует «инстр. Учк. стат. Части». Ещё далее – «Ерошин Алек. Федорович» (1903 г.р.), крестьянин, хорошо грамотен, дата вступления в союз РКСМ – апрель 1920 года, а место его работы – «Ряз. Заготов. сем. Конт.» По данным Ю. В. Блудова на март 1921 года – «Ерошин» и «Член бюро» Константиновской ячейки РКСМ, которую возглавляет всё тот же «Воронцов» 20!
В списке Константиновской молодёжной организации РКСМ на 1922 год значатся и другие фамилии. И среди них, на удивление, много женщин… Так, «Новиков Александр Прот.» (1902 г.р.), занимается крестьянством, хорошо грамотен, в Союзе с 15. 11. 1920г. Ещё один Ступеньков – Владимир Дмитриевич (1902 г.р.), грамотный крестьянин, в Союзе с 15. 11. 1920г.; «Горбунова Елена Никит.» (1902 г.р.); «Асташкин Петр. Ерем.» (1905 г.р.) – член партии с 20. 05. 1920г., в Союзе – с 20. 12. 1920г., служит в Федякинском Волисполкоме. Плюс «Гераскина Анас. Андр.» (1903 г.р.), грамотная крестьянка, с 5. 06. 1920 г. в Союзе РКСМ... В данном списке и двое «Кирюшиных»: хорошо грамотная крестьянка Мария Андреевна (1895 г.р.), служащая в «Сред. вол. школ.», в Союзе – с 23. 04. 1920г. и также хорошо грамотный, «Кирюшин Алекс. Васильев» (1892 г.р.), крестьянин, с 15. 05. 1920г. член РКСМ, член партии РКП (б) с 9. 12. 1920г. Он служит «Воен. Цензур. Под. Ценз.»

Но в Константиновской ячейке РКСМ на момент перерегистрации значатся фамилии «Есенин» и «Есеина»!  Например, грамотная крестьянка «Есенина Екат. Иван.», «19л.», «живёт крестьянством», в партии РКП (б) не состоит, в Союзе с 8 марта 1920 года. Есть и грамотная крестьянка «Есеина Екат. Иван.» (1905 г.р.) также, «живёт крестьянством», в союзе РКСМ с 19. 06. 1920 года. Плюс – «Есенин Алек. Дмитр.» (1902 г.р.), крестьянин, «живёт крестьянством», грамотный, в Союзе с 15. 11. 1920 года, не член партии 21.

Любопытно и показательно, что в Константиновской ячейке РКСМ на это время из 16 человек трое (!) учителей. Двое из них на 1921-1922 учебный год точно служат в Константиновской школе. Это грамотная «Орехова Мария Авикент.» (1896 г.р.), «учащ.», «Константиновская школа», в Союзе с 11. 04. 1920 года и хорошо грамотная «Капейкина Елена Данил.» (1897 г.р.) также, «учащ.», «Констант.иновская школ.», в Союзе РКСМ – с 25. 05. 1920-го года. Плюс хорошо грамотный и уже известный читателям «Воронцов Клавдий Петр.» (1898 г.р.), не член партии РКП (б), в Союзе – с 21 марта 1920 года. В это время он служит в «Фед. Волком»е.

Также любопытно, что и в соседней, Кузьминской ячейке РКСМ ещё больше сельских учителей: трое из десяти 22! То, что Кузьминская ячейка создана недавно (или она распалась во время Гражданской войны? – авт.), говорит то, что практически все её члены (10 человек) имеют стаж по «3 мес.»! В этой ячейке - трое крестьян Белякиных (Беляниных?), видимо, братьев: «учит.» «Белякин Григ. Петр.» (1902 г.р.), образование – 3 класса 2 ступени (незаконченное среднее) плюс «Учит. 10м. курс.»; «Белякин Алек. Петр.» (1906 г.р.), «учит.», образование – «1 ступ.» плюс по инициалам полный его тёзка – «Белякин Алек. Петр.» (1907 г.р.), «учен.» (ученик - авт.?), у него образование – 1-я ступень. Также любопытно, что в Кузьминской ячейке РКСМ числится всего один коммунист, и этот коммунист работает в школе. Это «Романов Иван Денис.» (1903 г.р.) - крестьянин, в партии РКП (б) «С парт.ийной не.дели 1919г.»
 
По данным Л. Власовой, в школах села Кузьминское (до двух революций 1917 года) служил «Земский учитель» Пётр Егорович Белянин (1872-1918). На 1915 год «Земскому учителю» – 43 года. Среди его детей значатся и сыновья – Алексей, Николай, Григорий, Александр. Перечисленные учились в гимназии, в университете... Вероятно, сыновья местного кузьминского учителя Петра Егоровича Белянина (Белякина?) – Григорий, Алексей и Александр и стали первыми членами Кузьминской ячейки РКСМ после Гражданской войны и перерегистрации 23.
 
Найденные архивные данные подтверждаются воспоминаниями сестёр поэта – Екатерины и Александры Есениных. Александра Есенина пишет и о «константиновских» учителях, и о 1918 годе так: «Революционных событий в деревне я не помню, так как советская власть пришла к нам без боев и выстрелов.» О супружеской чете местных учителей  Власовых - Иване Матвеевиче и Лидии Ивановне Александра Есенина скажет так: «В годы Гражданской войны к нам в село привезли детей-сирот, и в барском доме открыли детский дом. Ивана Матвеевича и Лидию Ивановну направили туда работать, а к нам прислали других учителей.»

Но новые учителя, по словам Александры Есениной, не радовали учеников: «Преподавателей не хватало. Вместо опытных педагогов к нам стали присылать совсем юных, только что окончивших, а то и не окончивших семь-восемь классов, совершенно не знавших ни жизни, ни методов преподавания. Не имея программы, учителя учили нас тому, что лучше знали сами» 24. Но именно с приездом молодых и неопытных учителей в селе Константинове «широко развернулась художественная самодеятельность», в которой участвовали и одноклассник народного поэта Есенина Ф.А. Гришин («Райский»), и Клавдий Воронцов, «учительствовавший в то время в нашей школе», и тринадцатилетняя Екатерина Есенина. По словам её сестры Александры, в это время в Константиново организовываются «кружки: художественного чтения, струнный, хоровой…» 25.

Общеизвестно, что первые молодёжные ячейки «красной» молодёжи», в том числе и в Рязанской губернии,  начинали свою работу с создания драматических кружков. В 1922-1923 годах в Константиновском кружке художественного чтения значилась и Александра Есенина. Во время одного из концертов, она прочитала наизусть стихотворение поэта-брата - «Поёт зима аукает» и «маленькую поэму» «Товарищ» 26.  О чём же последнее – «Товарищ», которое называют «маленькой поэмой» и датируют 1917 годом?

О рабочем Мартине, у которого только два товарища – «Христос да кошка.» Младенца Иисуса убивают: «Больше нет воскресенья!» (по словам поэта), «старая кошка, ловит лапой луну»… «Но спокойно звенит/ За окном,/ То погаснув, то вспыхнув/ Снова,/ Железное/Слово:/ «Рре – эс - пу – у - ублика!» 27.
 
На май 1922 года, в период «НЭПо»,  работа в Константиновской ячейке РКСМ «угасает»… К  осени того же 1922-го она расформирована, т.к. «совсем перестала работать». На тот момент в ней числилось 10 членов. Кузьминская же ячейка РКСМ, по данным, Ю. В. Блудова, была расформирована чуть позже - 28 июня 1923 года… 28.

Подводим некоторые итоги. Константиновская и Кузьминская молодёжные ячейки РКСМ – типичные для Рязанской губернии.  Данные Рязанского областного (партийного) архива разрушают сложившийся стереотип – о малограмотности первых членов «красной молодёжи» Рязанской губернии! Они свидетельствуют, что первые комсомольцы губернии были не только «хорошо грамотны», но и среди них - много учителей. Молодые учителя и стали в первые ряды строителей нового советского общества.  Архивные данные подтверждают и воспоминания сестёр Есенина – они достоверны. И наконец, казалось бы, истёртая есенинская фраза о его желании «Задрав штаны бежать за комсомолом…», как оказалось, имеет под собою реальную, жизненную основу: среди его ближайших родственников и константиновских друзей ЕСТЬ комсомольцы!

…Но любопытно и другое. По сегодняшним данным авторов статьи (Аникиной О. Л. и Бабицыной Н. Н) о дальнейших линиях судеб одноклассников Есенина по Спас – Клепиковской второклассной учительской школе, только один (!) станет служить учителем при новой советской власти! По данным авторов данной статьи одновременно с будущим поэтом учительскую школу окончили шестнадцать мальчиков, но только один (на сегодня), стал учителем! Это Артем Никитович Чернов – он всю свою жизнь посвятил служению советской школе 29. 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Прокушев Ю. Л. Дума о России // Москва, Советская Россия, 1988.С. 450.
2. Сидорова (Ершова) О. Богатырская земля или Малая родина писателя Ивана Макарова (1900-1937) // Рязань, ИП. Жуков Ю.В., 2020. С. 300.
3. ГАРО. Ф. П – 478. Оп. 1. Д. 36.
4. ГАРО. Ф.  П – 478. Оп. 1. Д.  36. Л. 118.
5. ГАРО. Ф. П – 487. Оп. 1. Д. 36. Л. 18, 79, 83, 81, 96.
6. ГАРО. Ф. П - 478. Оп. 1. Д. 36; Ф. П – 478. Оп.1. Д. 174. Л. 97. 
7. ГАРО. Ф. П – 478. Оп. 1. Д. 36. Л. 10, 11.
8. ГАРО. Ф. П – 478. Оп. 1. Д. 36. Л. 73.
9. Блудов Ю. Задрав штаны, бежать за комсомолом… // Рязань, Современное есениноведение, 2008, № 8. С. 188.
10. Блудов Ю. Задрав штаны, бежать за комсомолом… // Рязань, Современное есениноведение, 2008, № 8. С. 188.
11. ГАРО. Ф. П – 479. Оп. 1. Д. 59.
12. Есенина Е. В Константинове: Сергей Есенин: Воспоминания разных лет // М., 1985. С. 25 - 27.
13. ГАРО. Ф. П – 478. Оп. 1. Д. 36. Л. 69.
14. ГАРО. Ф. П – 478. Оп. 1. Д. 36. Л. 173.
15. ГАРО. Ф. П – 478. Оп. 1. Д. 36. Л. 173, 178.
16. ГАРО. Ф. П – 478. Оп. 1. Д. 174. Л. 5.
17. ГАРО. Ф. П – 478. Оп. 1. Д. 174. Л. 4, 5, 6.
18. Там же. 
19. ГАРО. Ф. П – 478. Оп. 1. Д. 174. Л. 103.
20. Блудов Ю.В. Задрав штаны, бежать за комсомолом… // Рязань, Современное есениноведение, 2008, № 8. С. 188.
21. ГАРО. Ф. П – 478. Оп. 1. Д. 174. Кор. 11. Л. 102.
22. ГАРО. Ф. П – 478. Оп. 1. Д. 174. Л. 103 об.
23. Власова Л. Земский учитель Пётр Егорович Белянин. Есенинский вестник, специальный выпуск 14 (19), 2021. С. 222 – 225.
24. Есенина А. Родное и близкое. – М. Советская Россия, 1979. С. 30, 31, 33.
25. Там же.
26. Там же. 
27. Есенин С.А. Собрание сочинений в пяти томах. Том первый. Государственное издательство художественной литературы. // М., 1961. С. 267.
28. Блудов Ю.В. Задрав штаны, бежать за комсомолом… // Рязань, Современное есениноведение, 2008, № 8. С. 200.
29. Аникина О., Бабицына Н. О други игрищ и забав… Спас - Клепиковское окружение Есенина (Одноклассники поэта), museum–Esenin.

Ольга Сидорова (Ершова)


Рецензии