Мудрость степей

Пустошь. Изрезанная желтой травой, низким кустарником и слезами пролитых снов. Глаз Бога взирал на черную землю синим пятном между свинцовыми тучами. Симфония степи эхом разносилась по бескрайним просторам, укутанными опавшей осенней листвой.

Рядом с покосившимся деревом ворон уронил орех – тот с глухим треском ударился о камень, расколовшись на две части. Птица тут же принялась с особым усердием клевать добычу. Где-то вдалеке у реки плакала вдова – её крик заглушался шумом самолета, переходившим на сверхзвуковую скорость. Ему вторил голос бога войны – залп из десяти орудий, от которого содрогалось все живое.

Мне говорили, что в темное время особенно хорошо видно светлых людей; но так, наверное, сказал человек, который не жил по-настоящему в темное время.

– Люди в своем большинстве глупы и невежественны, – сказал мне странник степи, одетый в плащ, сотканный из опавших листьев. Его лицо скрывал плотно надвинутый капюшон. – Ты ведь пытался им объяснять, верно? Они не слушают, потому что не хотят. Чтобы обрести истину, нужно плыть в холодной воде, пройти сквозь боль и лишения, но кто готов заплатить столь высокую цену? Комфорт глупца, как известно, превыше всего. Чтобы расширить свой горизонт, нужно произвести усилие над волей и быть над всем, что происходит. Этот путь слишком сложен для обывателя – гораздо легче в толпе, ведь там согревает тепло таких же «умников», как и ты. Хочешь правды? Встань на берегу моря один в самый сильный шторм и попробуй остановить собою огромную волну. Сможешь ли? Хватит ли силы духа? Вот и я о том же. Но если устоишь, сможешь понять хоть немного, что есть правда и что есть истина!

– Мудрость истерзанной болью степи, не иначе. – Отвечая я ему, глядя на птичий клин в сером небе, летящий туда, где тепло.

– Именно так. – Спокойно ответил странник, извлекая из-под камня серую ящерицу. Он прижал её к себе и гладил, словно домашнего питомца. – Но знаешь, что мои слова могут быть таким же заблуждением. Это всего лишь субъективное наблюдение за людьми, миром и пустотой. Кто может поручиться за то, что я прав? Кто разделяет мою точку зрения? Лишь одинокий ворон да ветер, несущийся куда-то сквозь опавшие надежды и искореженные мечты.

– Неужели нам вечно скитаться по этой земле без надежды на светлое будущее?

Странник лишь усмехнулся и сплюнул сквозь зубы:
– Глупец живет надеждой и умирает голодной смертью. Мудрый живет настоящим и готов каждую секунду, понимая, что удача не всегда будет сопутствовать ему. Слышал когда-нибудь про колесо фортуны? Сегодня ты на вершине горы и ни в чем не нуждаешься, а завтра – влачишь жалкое существование в очереди за бесплатным хлебом. А знаешь, кто крутит колесо? Можешь ли ты повлиять на эту руку судьбы? О чём тогда говорить! Всегда помни об этой истине и не отчаивайся, делай, что можешь в рамках своих сил и возможностей. Даже малое усердие чего-то да стоит! Ах, да и ещё: держи ноги сухими! Скажешь, что глупый совет? Но нет ничего хуже, чем холодные ноги! Уж я-то знаю!

Так и сидели мы со странником до поздней ночи. Температура упала; на полях появился хрупкий иней. Я развел костер и вытянул ноги поближе к огню. Странник кутался в свой плащ и пыхтел трубкой, периодически поглаживая ящерицу, сидевшую на его плече. Я поставил котелок и заварил травяной чай. Немного согревшись, задремал, облокотившись рядом со странником на покосившееся дерево…

Утром я обнаружил, что остался один: ни странника, ни даже котелка с моим чаем на месте не оказалось. Однако на ветке деревне висел листок, где самим туманом, была рассказана мудрость степей.


Рецензии