Вехи жизни шайха Мухаммада ал-Йараги

1770/71 или 1772/73 г. — родился в лезгинском селении Вини Йараг.

1776—1781 гг. — учился в Йарагском мусульманском мактабе у отца, муллы Исма’ил-эфенди.

1782—1792 гг. — учился знаниям и наукам в медресе (Ага-Стал, Ахты, Согратль).

1793—1800 гг. — преподаватель Йарагского мактаба.

1800 г. — женился на дочери алима Мухаррам-эфенди ал-Ахти ал-Гдинки (XVIII в.), Айшат. У них было трое детей: ал-Хаджжи Исма‘ил, ’Исхак, Хафса (Хафисат, Афисат).

1803—1806 гг. — преобразовал Йарагский мактаб в медресе.

1807 г. — совершил паломничество в Мекку.

1805 г. — скончался тесть Мухаррам-эфенди ал-Ахти ал-Гдинки (XVIII в.) от удара молнии.

1811—1812 гг. — покорение Кюры царской армией и образование Кюринского ханства.

1812 г. — знакомство Мухаммада ал-Йараги с лезгинским поэтом Са’идом ал-Кушхури (1767–1812) из сел. Кочхюр Кюринского ханства (лезг. Кьуьчхуьр, ныне село в Курахском районе Дагестана).

1813 г. — учёба Хас-Мухаммада б. Шихаб ад-дин ал-Калали аш-Ширвани (1786–ок.
1831 или 1844), будущего тарикатского имама в Йарагском медресе.

1821 г. — вступление на путь тариката.

1821/1822 г. — поездка с кюринскими алимами в сел. Кюрдамир, встреча и переговоры с 31-м шайхом тариката ал-Хаджжи Исма’ил-эфенди ал-Курдамири аш-Ширвани (1782–1847/48).

1821/1822 г. (между 28 сентября 1821 г. и 17 сентября 1822 г.) — назначение ал-Хаджжи Исма’ил-эфенди ал-Курдамири, Мухаммад ал-Йараги верховным муршидом Дагестана, имамом тариката.

1821 или 1823 г. — разработка Мухаммадом ал-Йараги оригинального тарикатского учения, первые публичные выступления в Йараге и других аулах Кюры в целях укрепления веры и нравственности.

1824 г. — встреча в Ахты с кадием Ахтыпаринского общества, учёным и поэтом Мирза-‘Али ал-Ахти (1771–1859).

1821—1823 гг. — распространение тарикатского учения в Дагестане и Ширване, формирование наставнических шейско-муридских сообществ.

1821—1825 гг. — обучение у Мухаммада ал-Йараги будущих наставников и главных акторов в Кавказской войне: Джамал ад-дина ал-Гази-Гумуки (1788/92–1866), Гази-Мухаммада ал-Гимрави (1794/95–1832), Шамиля ал-Гимрави (1797–1871), ‘Абд ар-Рахман-хаджжи ас-Сугури (1792–1882), ал-Хаджжи Салима ал-Ахти (ум. 1850/51), ал-Хаджжи ‘Амир-‘Али ал-Джали (ок. 1790–1846), ал-Хаджжи ‘Абд Аллах-эфенди ал-Алкадари (1801–1862), Гази-хаджжи Зандакского (1808–ок. 1866/67), Ташав-хаджжи ал-Андирави (ум. 1845/46), Хас-Мухаммад-эфенди б. Шихаб ад-дин ал-Калали ’ад-Дагистани аш-Ширвани (1876–ок. 1831 или 1844) и др.

1823—1825 гг. — установление широких связей верховного муршида Дагестана с учеными и кадиями табасаранских, лакских, кайтагских, кумыкских, аварских, даргинских аулов.

1824 — встреча с Бейбулатом Таймиевым (1779–1832), который приезжает для этого в Южный Дагестан.

1824 г. — преследование наместником царя на Кавказе генералом А.П. Ермоловым (1777–1861) за возбуждение населения к восстанию.

1824 г. — полемика с Кюринским ханом на собрании алимов и кадиев в сел. Касумкент и обоснование начал «нового учения», получившего в русской литературе название «муридизм».

1825 г. — после сложения с себя звания муршида шайхом шайхом ал-Хаджжи­ Исма’илом ал-Курдамири аш-Ширвани, с последующими его отъездом на постоянное жительство в Оттоманскую империю, шайх Мухаммад ал-Йараги фактически становиться единоличным муршидом в Ширване, Лезгистане, Дагестане, а в последствии и в охваченной волнениями Чечне.

1825 г. — проведение Мухаммадом ал-Йараги в сел. Вини Йараг первого в истории съезда алимов Дагестана, определившего идеологию освободительного движения горцев.

1825 г. — проведение Мухаммадом ал-Йараги в ауле Майртуп (ныне село в село в Курчалоевском районе Чеченской Республики) Общечеченского съезда, на котором, имамом Чечни выбирают «Магому Кудуклинского из Дагестана», сподвижника шайха Мухаммада ал-Йараги.

1825 г. — благословение Мухаммадом ал-Йараги, алима Гази-Мухаммада ал-Гимрави на возглавление освободительной борьбы горцев.

1825 г. — арест Мухаммада ал-Йараги Аслан-ханом ал-Кури (1781–1836) по приказу А.П. Ермолова и последующее бегство из Курахской тюрьмы.

1826 г. — бегство в Табасаран. Дружба с табасаранским кадием ‘Абд Аллах-беком и другими беками, которые участвовали в освободительном движении горцев.

1830 г. — арест Мухаммада ал-Йараги по приказу нового наместника царя на Кавказе генерала И.П. Паскевича (1782–1856), бегство с дороги в Тифлис.

С конца мая 1830 г. по середину августа 1831 г. — пребывание в табасаранском селении Кюряг (ныне в Табасаранском районе Дагестана).

С середины августа по начало сентября 1831 г. — пребывание в табасаранском селении Дюбек (таб. Т;ивак, ныне в Табасаранском районе Дагестана).

1831 г. — торжественный приём Мухаммадом ал-Йараги, Гази-Мухаммад ал-Гимрави в Табасаране и выдача из него своей дочери Хафисат.

9–10 сентября 1831 г. — переезд всего семейства Мухаммада ал-Йараги в Эрпели.

Сентябрь 1831 г. — Мухаммад ал-Йараги с семьей переехал в аварское селение Чиркей (сел. Старый Чиркей находилось на территории Буйнакского района Дагестана) и покинул его примерно 8 ноября 1831 г.

1831 г. — участие Мухаммада ал-Йараги вместе с сыновьями и родственниками в боях под Чиркеем и разрешение им заключения примирения с противником (трехтысячный отряд царских войск генерала Панкратова с 22 пушками).

9 ноября 1831 г. — шайх ал-Йараги и его домочадцы перебрались в аварское селение Игали (ныне село в Гумбетовском районе Дагестана), где жили до начала апреля 1832 г.

1831 г. — благословение Мухаммада ал-Йараги Гази-Мухаммада ал-Гимрави на должность имама Дагестана.

Начало апреля 1832 г. — шайх ал-Йараги переселился в аварское селение Гимры (ныне село в Унцукульском районе Дагестана), где жил вплоть до конца сентября 1832 г.

1832 г. — участие в походах в Чечню.

26 сентября 1832 г. — ал-Йараги с семьей переселился в аварское селение Балахани (ныне село в Унцукульском районе Дагестана).

1832 г. — возглавление Мухаммадом ал-Йараги совета при имаме Гази-Мухаммаде ал-Гимрави.

1832 г. — участие семейства Мухаммада ал-Йараги в защите Гимры, бегство в Ирганай в связи с захватом аула и смертью имама и зятя.

1832 г. — благословение Хамзат-бека ал-Хуцали (1789–1834) на должность имама Дагестана.

Конец сентября 1832 — конец февраля 1835 г. — в период пребывания в Балахани шайх начал терять остроту зрения, принялся заучивать Коран наизусть и стал хафизом.

1834 г. — общение и сотрудничество с новым имамом Дагестана Шамилём ал-Гимрави.

1835 г., в первых числа мая — переселение Мухаммада ал-Йараги и его семьи в Согратль.

1835—1838 гг. — занятия по мусульманским наукам с муталимами из разных мест, проповедническая деятельность в культовых учреждениях.

1834—1838 гг. — деловая, личная и семейная дружба с алимом ‘Абд ар-Рахманом-хаджжи и потомками Мухаммад-Ризы.

1835—1838 гг. — сочинение поэмы-касыды о мусульманском пророке Мухаммаде.

1835—1838 гг. — переписка с алимами и кадиями Дагестана, работа над философским сочинением о природе человека, приоритете духовных и нравственных ценностей над плотскими, материальными.

1838 г. — завещание своего Корана тухуму Ризаевых.

1838 г. — кончина во время приготовлений к послеобеденной молитве, захоронение на согратлинском кладбище.


Автор: ‘Али Албанви

На фото (современная реконструкция): Портрет Мухаммада ал-Йараги.


Литература / источники

1. Агаев А.Г. Магомед Ярагский. Мусульманский философ. Духовный вождь дагестанского освободительного движения XIX века. — Махачкала: Издательско-полиграфический центр ДГУ, 1996. С. 208–111. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32avot, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 06.11.2022). — Яз. рус.

2. Гасанов М.Р. Мухаммад Ярагский — идейный предводитель борьбы горцев северо-восточного Кавказа против царизма и местных владетелей. С. 172–175. // Наука и образование состояние, проблемы, перспективы развития. Материалы научной сессии профессорско-преподавательского состава Дагестанского государственного педагогического университета. 2019. Издательство: Дагестанский государственный педагогический университет (Махачкала). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/33u25H, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 29.03.2023). — Яз. рус.


Рецензии