Кавказская война в донесениях французских консулов

Кавказская война в донесениях французских консулов из Тифлиса (1848)

В июле 1847 г. французский консул в Тифлисе Гюстав Пьер-Антуан де Кастийон (фран. Gustave Pierre-Antoine de Castillon, 1811–1870), страдавший хронической лихорадкой, по его просьбе был заменён на своём посту неким Локсеруа также Лексерруа (фран. Lauxerrois), ранее служившим драгоманом французского посольства в г. Константинополь. Несмотря на то, что он находился на своем посту меньше одного года (с августа 1847 г. по май 1848 г.), сообщения, составленные им относительно боевых действий в Чечне, Дагестане и Лезгистане (в донесениях французских консулов — Южный склон Лезгинского хребта, лезгинские земли от Закаталы до Нухи, параллельно Лезгинской кордонной линии), представляют собой значительный исторический интерес.


Когда Лексерруа прибыл в Тифлис в августе 1847 г. после поездки по Мингрелии и Имеретии, ему сначала пришлось столкнуться с трудностями, он увидел, что жилищные условия были плохими, будучи временным работником, он не пользовался правом получения каких-либо казенных средств для оплаты помещения. Переводчик Видаль (фран. Vidal) также только что прибыл и ни о чем не был информирован. Кроме того, во всем крае свирепствовала эпидемия холеры и дизентерии, и временный консул вскоре заболел. Ему, однако, удалось установить хорошие отношения с Воронцовым, и он провёл ценную работу по сбору информации. В его многочисленных донесениях о передвижениях русской армии, перемещениях по службе, о планировании походов, об экономическом положении содержатся личные наблюдения, свидетельствующие о способности к проницательному психологическому анализу, а в своих серьезных исследованиях он лучше других понимал все тонкости проблем, связанных с проведением политики умиротворения.



Несмотря на допущенные неосторожные действия, ранее вызвавшие неприязненное отношение русских властей к французскому консульству, вскоре же после своего прибытия Лексерруа удалось снова добиться доброжелательного отношения Воронцова. Благодаря этому, ему разрешили посетить военные учреждения в Сухуме, и он, таким образом, смог хорошо подготовить почву для миссии французского полковника Куртижи (фран. Courtigis), которому Воронцов оказал тёплый приём и, кроме того, разрешил ему присутствовать на маневрах русской армии. Однако, после февраля 1848 г., взаимоотношения с русскими войсками, уже не скрывавшими своего враждебного отношения к новому республиканскому режиму испортились.


Документ №110. Из сообщения Локсеруа, консула Франции в Тифлисе, А. де Ламартину, министру иностранных дел Франции, относительно инспекционной поездки наместника императора на Кавказе, графа М. Воронцова, в Нуху, Баку и Дербент, а также военных планов русского командования.


Тифлис. 1 мая 1848 года.

Отбытие князя Воронцова в экспедицию 1848 года […]


Господин министр, Князь Воронцов покидает Тифлис в четверг утром 4 мая. Он направляется сначала в Нуху, у подножья Лезгинского хребта, с целью инспектировать работы, уже начавшиеся в прошлый год, чтобы соединить с помощью военной дороги Грузию с Дагестаном. Эта дорога пересечет гору, и завершиться в Дербенте, на Каспийском море. Работы по строительству упомянутой дороги, уже довольно продвинувшиеся вперед, были поручены генералу Бюрно, сардинцу по рождению, бывшему воспитаннику Политехнической школы, который в 1815 г. служил во французских армиях. Это тот же самый офицер, в генеральском звании, который мощным образом содействовал завершению последней кампании, во время взятия Салты. Этот новый путь сообщения будет иметь большое значение. Он соединит Дербент с Грузией и будет способствовать транспортировке поставок с Каспийского моря, вглубь края. Наряду с этим, до сих пор для осуществления транспортировки войск и всевозможных боеприпасов на заднюю, южную сторону Дагестана, необходимо было совершать большой обход либо через Сунжу, либо через Шемаху и Баку, в то время как с будущего года они могут быть доставлены прямым путём на различные, предназначенные для них пункты.


Князь предполагает остановиться на несколько дней в Баку и в Дербенте. В Баку, изучив нефтяные колодцы, он осмотрит углевые копи, открытые в Бакинской провинции, о которых говорят, что они очень богаты. Соседство с Каспийским морем, которое уже бороздят пароходы, даст этим копям большую перспективу, если из них сумеют извлечь пользу и не оставят как те, которые имеются в окрестностях Кутаиса, качество угля которых высокое, богатство огромно, а эксплуатация — очень легка. Князь назначил встречу различным командирам корпуса в Темир-Хан-Шуре на 2/15 мая. Там должны находиться князь Аргутинский-Долгорукий, главнокомандующий в Дагестане, и князь Голицын, генерал, командир казаков. Отсюда выступят на Гергебиль, и именно к взятию этого пункта, сведется, возможно, кампания. Намереньем князя Воронцова является совершить путешествие в свои владения в Крыму, которые он не навещал вот уже три года. В остальном путешествие подчинено возможным событиям в Европе. […]


Имею честь, господин министр, быть скромнейшим и покорнейшим слугой Вашего Превосходительства, с уважением, Локсеруа.

Archives du minist;re des Affaires ;trang;res (AMAE). Correspondance politique des consuls (1826-1896). Russie 2. (Consulat de Tiflis 1844–1849). Fol. 206-208. Перевод с французского.


Автор: ‘Али Албанви

На фото: Тифлис // Немецкая антикварная гравюра на стали, отпечатана в Хильдбургхаузене, 1850-х годов.


Владимир Голицын (1794–1861) — российский военный деятель, тайный советник, генерал-майор, князь. В 1810 г. начал службу в министерстве коммерции. Был пожалован в камер-юнкеры. Участник войны против Наполеона 1812 г. и Заграничных походов 1813–1814 гг. В 1817 г. — флигель-адъютант императора Александра I. В 1818 г. был произведен в капитаны. В 1819 г. — в майоры, с переводом в Переяславский конно-егерский полк. В 1823 г. был переведен в Нижегородский драгунский полк, которым командовал с 1827 г. в чине полковника. Участвовал в карательных экспедициях против горцев на Кавказе. В 1829 г. — перешел на службу в министерство иностранных дел. В 1835 г. вышел в отставку в чине действительного статского советника. В 1839 г. вновь вернулся на военную службу в Отдельный Кавказский корпус в чине полковника. В 1843 г. был произведен в генерал-майоры и назначен командиром центра Кавказской линии. В 1849 г. вследствие размолвки с наместником императора на Кавказе М. Воронцовым вышел в отставку. В 1855 г., во время Крымской войны, опять поступил на военную службу и командовал московским ополчением.


Литература / источники

1. ‘Али Албанви. «Страна лезгин» в донесении французского консула Пьер-Эдмона де Баррера (1852) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dzen.ru/a/Y2aCnQPVj1I-kVzW, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 06.11.2022). — Яз. рус.

2. Мамулиа Г. Имам Шамиль и национально-освободительная борьба горцев северо-восточного. Кавказа в сообщениях французских консулов из Тифлиса. Тбилиси, 2022. С. 287–288. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32adQi, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 06.11.2022). — Яз. рус.

3. Народы Северного Кавказа в европейской культуре и общественном сознании (историографические и источниковедческие аспекты). Часть I. Мишель Лезюр. Франция и Кавказ в эпоху Шамиля в свете донесений французских консулов / руков. науч. проекта, сост., ред. и автор вступительной статьи К.Ф. Дзамихов. — Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2015. С. 96–97; 161–162. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32av6A, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 06.11.2022). — Яз. рус.

4. Тифлис // Немецкая антикварная гравюра на стали, отпечатана в Хильдбургхаузене, 1850-х годов [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32avD2, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 06.11.2022). — Яз. рус.


Рецензии