Причисляли ли горцев Аварии к лезгинам?

К вопросу о несостоятельности обобщения этнонима лезгин — «лезги», «леки», применительно ко всем дагестанским народам мы уже обращались неоднократно. Сейчас же кратко лишь напомним, что ни один народ на территории современного Дагестана, за исключением собственно лезгин и представителей лезгинских народов (цахурцы, рутульцы, табасаранцы, агульцы), в прошлом себя не причислял к «лезгинам», а также, ни у одного из дагестанских народов (за исключением лезгин) в самоназвании не присутствует этноним «лезги» или «лазги», «леки», «лезгияр» и т.д. Отсутствуют также какие-либо данные о именовании одним дагестанским народом других дагестанских народов термином «леки» (экзоним), за исключением лезгин. Кумыки, например, горцев-аварцев называли экзонимом «тавлинцы».


Военный историк Василий Потто (1836–1911) по этому поводу пишет:


«аварское племя, само себя называвшее общим именем «маарулал», но соседям известное под чуждыми ему самому именами то тавлинцев, то — на юге; по ту сторону гор, в Грузии, — лезгин».


На данное ошибочное обобщение в своё время обратил внимание и историк Е.И. Козубский (1851–1911):


«… имъ обозначаютъ горское населеліе Дагестана грузины и кумыки, отъ которыхъ оно усвоено и русскими»; «… то и другое названіе чуждо народамъ котарымъ оно дается»; «сами себя Кюринцы называютъ ляги (един. число), лязгіяръ (множ. чис) …»; «слово «лезгинъ» саммыми народами, извъстныші намъ подъ этимъ именемъ, не употребляется».


Таким образом на рубеже XIX–XX вв. как минимум два авторитетных российских историка в лице В.А. Потто и Е.И. Козубского, подчеркивают, что этноним–экзоним «лезгин» к аварскому этносу отношение не имеет (т. к. у него самоназвание «маарулал»), и был к ним отнесён на короткий период, с подачи грузин, в периоде конец XVIII — начало XIX века, в контексте совместных исторических набегов южнодагестанских горцев-лезгин (лезгин, цахурцев, рутульцев) с джарскими аварцами на Грузию, ошибочно.


С точкой зрения выше упомянутых историков солидарен и военный историк Н.А. Волконский. В своей работе под названием «Трёхлетие на Лезгинской кордонной линии (1847–1849 годы) // Кавказский сборник, Том 9. 1885», он пишет следующее:


«Война наша на лезгинской кордонной линии с 1845-го года является более чем когда-нибудь дополнением войны в Прикаспийском крае, и одна без другой в истории Дагестана рассматриваемы быть не могут, потому что общества, прилегавшие к бывшей Лезгинской кордонной линии (Телавскому уезду, Белоканскому округу и Шекинской провинции) — все общества одного и того же Дагестана, находившегося между 40° и 44° северной широты и между 64° и 68° восточной долготы, и заключавшегося в треугольнике, вершиною которого был Бакинский полуостров и Апшеронский мыс, сторонами — западный берег Каспийского моря и главный хребет, а основанием — другой хребет, отделявший от Дагестана Чечню, Ичкерию и кумыкские владения, с течением р. Сулака от Чир-Юрта до устья…


Сообразно нашему делению на две части всей Горной страны в указанных выше градусах долготы и широты, мы подразделяли и самую народность на два элемента — татарский и лезгинский; но у горцев, опять-таки, существовала одна только народность и именовалась она (за исключением ничтожной части в шамхальстве и ханстве аварском) лезгинскою.


Сами аравитяне и последующие завоеватели Дагестана — турки, персияне, грузины, монголы, оставляя в покоренной земле следы своего пребывания, общей народности в ней не подавили, и лезгины, не смотря на все превратности своей судьбы, остались во всем Дагестане все теми же лезгинами и никогда ни в каких татар не преобразовывались и не перерождались; слово же "татарин" было не более, как общим именованием на языке русского человека (кавказца, и преимущественно солдата) всех горцев восточного Кавказа, подобно тому, как названием всех горцев западного Кавказа было слово "черкес"».


Историк Н.А. Волконский указывает на то обстоятельство, что предков современных аварцев не только не считали/называли лезгинами, и даже более того — жители Аварского ханства (Аварии) были единственными (!) из горских народов, которых, не причисляли к лезгинам (держа в уме конечно то, обстоятельство, что в целом данное обобщение было ошибочным).


«существовала одна только народность и именовалась она (за исключением ничтожной части в шамхальстве и ханстве аварском) лезгинскою».


В дополнение к выше сказанному, отметим, что жителей, окружавших Маджалис и Янгикент кайтаго-даргинских сёл, а также представителей союза Акуша-Дарго, всех аварцев и всех лакцев горские евреи Кайтага, например, называли «товли». Данный термин восходит к кумыкскому «тавлу» («tawlu») «горцы». Кумыки, живущие в разных зонах Дагестана, применяют его в одних местах к аварцам, в других — к даргинцам, в-третьих — к аварцам, даргинцам и лакцам.


Термин «товли» был известен и у горских евреев дербентской зоны, причем там, также, как и у горских евреев Кайтагской зоны, этим термином именовали всех дагестанских горцев, за исключением народов лезгинской группы.


В XVIII — начале XIX в. в северо-кумыкской зоне, в пределах шамхальства Тарковского горские евреи именовали кумыков, как правило, муьсуьрму(н) или, реже, гъумугъ, а представителей аваро-андо-цезской, даргинской и лакской групп — товли. Впрочем, в тех случаях, когда было необходимо подчеркнуть конфессиональную принадлежность дагестанцев, горскими евреями применялся термин муьсуьрму(н). Особое же отношение горских евреев к кумыкам как мусульманам проявлялось и в том, что и в северо-кумыкской зоне, также, как и в кайтагской, горские евреи именовали «мусульманским языком» именно кумыкский.


Автор: ‘Али Албанви


Литература / источники


1. ‘Али Албанви. Кого Горские евреи называли «тавлинцами»? [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32akja, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.11.2022). — Яз. рус.

2. ‘Али Албанви. Лекианоба — опровержение некоторых исторических мифов [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32akjA, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.11.2022). — Яз. рус.

3. ‘Али Албанви. Опровержение мифа о том, что всех «дагестанцев» считали «лезгинами» (на примере двух источников) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32amqa, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.11.2022). — Яз. рус.

4. Волконский Н.А. Трёхлетие на Лезгинской кордонной линии (1847–1849 годы). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32aj82, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.11.2022). — Яз. рус.


Рецензии