Б А Т Я

   Один из моих друзей в полчаса за полночь, уже в день празднования 75-летия Победы в войне с фашисткой Германией и во время своего ночного дежурства в одном учебном заведении, позвонил и попросил послушать только что сочиненное им стихотворение.
   Прошло 75 лет, но в душах довольно взрослых детей живы подвиги их отцов огненных сороковых лет.

                Разговор с отцом о жизни, о войне
 
                И мой отец был на войне –
                В сорок четвёртом призван.
                Но говорить о ней при мне,
                Он не хотел при жизни.
 
                Потом с Японией война,
                Медали за Победу!
                И о войне всего одна
                Была у нас беседа.
 
                Как-то, однажды за столом,
                Отец мне взял и выдал:
                «Ушёл на фронт я пареньком,
                А юности не видел.
 
                Мать умерла, отец пропал,
                Я с сёстрами остался...
                И кто нас только не пинал,
                И как не изгалялся...
 
                Всё впроголодь. Одежды нет.
                И мысль одна – наесться.
                Не знаю, сколько разных бед
                Осилить может сердце?
 
                А тут – война. Меня – на фронт,
                В артполк... Семь лет – погоны...»
                Он вдруг задумался, умолк, –
                «Куда ты, батя, клонишь?»
 
                Он вздрогнул, дёрнул головой,
                В глазах тоска и мука:
                «Как будто было не со мной,
                А жизнь прошла, вот, сука!»
 
                Плеснул в стаканы самогон,
                На равных, мне – танкисту
                Сказал: «Война – кошмарный сон,
                И в ней мои полжизни!»

                Хотел ему я возразить:
                «Да брось, батя, какие...»?
                А он: «Молчи! Давай за жизнь,
                За годы фронтовые.

                За тех моих друзей, ребят...
                Кто сразу, кто в санбате...»,
                Мне стало стыдно за себя,
                Но горд я стал за батю.
 
                Мы выпили ещё чуток,
                Немного посидели,
                И он сказал: «Пойду, сынок,
                Устал я, в самом деле.
 
                Всё чаще снятся мне друзья,
                Зовут к ним на подмогу.
                Расчёту трудно без меня,
                Что – край, они не могут.
 
                Но перед тем, как к ним уйду,
                Да, жизнь такая штука,
                Награды мне ведь ни к чему,
                Отдай награды внуку.
 
                Пусть знает он – дед воевал,
                Не прятался, не трусил.
                И Родину он защищал,
                Страну, что звалась Русью!
 
                Быть может, через много лет,
                Разложит внук награды
                И, улыбнувшись, скажет: «ДЕД!
                А ты – МУЖИК, ЧТО НАДО!»
               
                2020 год
                М. Лобов
 
    Батя, Лобов Михаил Григорьевич, ветеран Великой Отечественной Войны, родился 24 апреля 1927 года в селе с интересным историческим прошлым – Труновском.
    В 18 веке по берегам реки Труновки селились крестьяне из центральных губерний России и создавали в то время поселения: Московское, Донское. Изобильное, Тищенское, Труновское. А вся эта просторная, пахнущая цветущими травами, земля была родиной Михаила.
    Однако в его детской жизни не было радости.
    Когда ему исполнилось шесть лет, в 1933 голодном году, скончалась его мама. Пропал отец. Трое детей, в возрасте 13, 11 и 6 лет, остались одни. В 1934  году детей переселили в Карачаевский район.
    В 1935 году ему, хлебнувшему немало нелегкой детской жизни,  исполнилось 8 лет, и он пошел в школу. В 1941 году окончил шесть классов,  и… война.
    С сестрами пережили оккупацию, голод. В ноябре 1944 года, когда ему исполнилось 17 лет и шесть месяцев, Михаила призвали в армию и отправили на фронт.
    Он был зачислен в артполк зенитчиком и служил там до окончания войны. Тогда советские войска уже освободили Белоруссию и Украину. В 1945 году, в День Победы, ему исполнилось 18 лет и 12 дней.
    После окончания войны с Германией их полк отправили на войну с Японией, и только в 1952 году он был демобилизован.
    Сестры Михаила уже жили в Труновском. Туда он и вернулся. Рядом с Труновским – село Безопасное, и двадцатипятилетний молодой человек там и присмотрел себе интересную девушку Марусю, с красивой фамилией Ростовцева.
    Создали семью, навсегда поселившись в селе Изобильном. Родили и воспитали троих детей. Там все свои годы жизни ветеран Великой Отечественной войны М.Г. Лобов трудился в Изобильненском  АТП водителем.
    За заслуги перед Родиной Михаил Григорьевич был награжден медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», орденом Отечественной войны 2-й степени, юбилейными медалями.
    В 1992 году его не стало.
    Таков был жизненный путь Михаила Григорьевича Лобова – участника и ветерана Великой Отечественной Войны.
    В рассказе его сына Михаила Лобова, написанном им спустя двадцать семь лет после смерти отца, образ этого человека раскрыт более точно.

 


Рецензии