История Череповца в автографах его жителей

   
Работа подготовлена как доклад на 21 череповецкие городские Чечулинские краеведческие чтения 2022 года со всеми фотографиями, которых нет возможности воспроизвести здесь. Антикварная книга подарена библиотеке им. В. В. Верещагина    и будет храниться в фонде редкой и ценной книги от имени Мухина В. Б.


История Череповца в автографах его жителей

   Удивительные находки букинистических книг, связанных с историей Череповца, его жителей продолжаются даже в наше время. Причём ничего не надо доказывать, просто открываем книгу «Сочинения В. Г. Белинского в пяти томах. Том первый. Критическая история русской литературы. Часть 1. От начала русской литературы до Пушкина». Издание и редакция Б. К. Фукса, Киев 1901. На первых трёх страницах мы видим штамп библиотеки П. И. Шулятикова и номера учёта этой книги, которая, видимо, выдавалась на руки горожанам. Но, вначале о её хозяине Петре Ивановиче Шулятикове, к счастью, мы даже можем видеть его фотографию с семейством, а главное с женой Варварой Александровной Шулятикова, которая по некоторым сведениям в своем доме собрала большую библиотеку и открыла ее для общего доступа череповчан. Шулятиковы были сами образованы и всем своим детям, а их было восемь человек, дали хорошее образование.
   Итак, Петр Иванович родом из города Глазова Вятской губернии поселился в Череповце и женился на купеческой дочке Варваре Александровне. Они поселились в симпатичном домике с мезонином на улице Садовской 26 (позже Энгельса, сейчас Милютина).  В начале девяностых годов прошлого века в нем хотели сделать музей череповецкой интеллигенции, но за домом, в те годы заброшенным, не уследили, и он в 1992 году сгорел. На этом месте остались только три огромных дуба, их можно видеть, когда проходишь мимо кондитерской фабрики и мимо забора школы №1.
   В 1899 году Петр Иванович Шулятиков основал в нашем городе книжный магазин (дата не совсем согласуется с документами. Так Каталог книжной торговли Петра Ивановича Шулятикова в Череповце датируется ещё 1893 годом. Связанные записи).
   Магазин располагался на Воскресенском (Советском) проспекте Череповца. Открытки с видами города, которые сейчас хорошо известны всем череповчанам, продавались именно в этом магазине. Однако есть мнение Э. П. Риммер, что Петр Иванович Шулятиков открыл первую в городе библиотеку, а его жена держала магазин, в котором продавались книги и канцелярские принадлежности.
   Проанализировав открытки из собрания Кирилло - Белозерского музея – заповедника, можно сказать, что в 1907 году и далее до 1914 года магазин числился как собственность Варвары Александровны Шулятиковой [1]. В это время в нём мог работать, например управляющим, и сын Иван. Так надпись на открытке 1907 года гласит: «Издание книжного магазина В. А. Шулятиковой», подобные типографские надписи и на открытках 1908, 1910, 1914 годов. А, в конце 19 и самом начале 20 века, собственником мог быть сам Пётр Иванович Шулятиков, который родился в 1847 году.  Дата его кончины в Череповце неизвестна. Так, что все данные о семье Шулятиковых могут быть правдивыми, но разнесёнными по времени.
Вместе с тем личность автора первого путеводителя по Череповцу очень интересна [2, 3]. Мы можем судить об этом не только по сохранившимся воспоминаниям и документам, но проанализировав сохранившийся экземпляр книги Белинского из его библиотеки. Итак, помимо трёх штампов библиотеки Шулятикова, присутствуют явные следы чтения этой книги, думается, что пометки и подчёркивания мог делать хозяин её, но не читатель, взявший книгу на время из библиотеки Шулятиковых. Мы насчитали 31 пометку абзацев или подчёркивания особенно важных для читателя – хозяина книги. Наиболее интересными показались выделенный абзац из слов Белинского на странице 9 «Литература есть сознание народа, исторически выражающееся в словесных произведениях его ума и фантазии», и карандашная приписка к эпиграфу на странице 277 «Было время… народная поговорка (карандашом добавлено «но прошло»). Видно, внимательное, заинтересованное прочтение Белинского со своими пристрастиями к анализируемым Виссарионом Григорьевичем авторам.       Пометы в книге говорят об образованности, широте взглядов, начитанности, общей культуре П. И. Шулятикова, который, по нашему мнению, их и делал. На сегодняшний день в библиотеке им. В. В. Верещагина хранится 28 книг из библиотеки Шулятикова. Из них 12 книг со штампом «Библиотека и кабинет для чтения П. И. Шулятикова» и 16 книг В. А. Шулятиковой, опознанных по – другому. Это данные краеведческого отдела библиотеки имени В. В. Верещагина. Какое – то количество книг из библиотеки нашего героя хранится в научной библиотеке городского краеведческого музея. Но, из 39 тысяч книг хранения, книги из библиотеки Шулятиковых специально, пока, не описаны. Их наличие подтверждают специалисты музея, но конкретных данных по количеству нет.
    Кстати, давайте рассмотрим наиболее информативную для краеведения нашего города страницу тома В. Г Белинского. К нашему разочарованию ещё один штамп справа – посередине титульного листа утрачен. Остаётся только предположить, что там мог быть владельческий штамп Варвары Александровны Шулятиковой. На титульной странице имеется надпись «Белинский» в левом верхнем углу и три номера книги разных времён, что свидетельствует, что она была на учёте и выдавалась на руки жителям города. Номера: №1236, 899/Б95, №354, видимо разных лет существования библиотеки семьи Шулятиковых. То есть книга была достаточно популярна и сохранилась до настоящего времени потеряв корешок переплёта.

Особый интерес вызвали надписи на последних страницах книги и на её обложке. Они как – то связаны с последними владельцами усадьбы Гальских. Попробуем разобраться и с ними.
Вопрос как эта книга могла попасть в усадьбу Гальских очевиден. Николай Гальской и Пётр Шулятиков жили в одном небольшом тогда Череповце, практически напротив друг друга через реку Шексну и обязаны были знать друг друга и могли даже приятельствовать. Книга работ Белинского могла быть взята из библиотеки Шулятиковых и использована как чистый лист бумаги, подвернувшийся под руку для записи мыслей или дел хозяина усадьбы «Горка», как говориться, на счастье библиофилов и краеведов Череповца. Что же представляет из себя эта рукописная запись карандашом? Да это памятка для воспитания или попытка написать распорядок дня двухлетнего сына Николая Львовича и его супруги Марии Алексеевны Гальских Льва. Это стало понятно из беседы по телефону с директором этнографического музея «Усадьба Гальских» О. В. Рягузовой. Кстати, книга, о которой идёт речь, происходит из деревни Матурино, где после революции проживала некоторое время М. А. Гальская. Итак, младшим сыном в семье Гальских был Лёв – Лёвушка Гальской. Он родился в Ницце в 1901 году и умер там же в 1903 году. Его мама, Мария Алексеевна, много времени проводила на водах в Италии или во Франции, не отличаясь хорошим здоровьем. Какое -то время Лёвушка мог жить и в усадьбе Горка, в ней сохранились детские владельческие игрушки семьи. И тогда его отец и мог оставить запись на книге из библиотеки Шулятиковых о воспитании своего сына. Вот что удалось понять из этой незаконченной записи «Левъ Николаевичъ Гальской. Сумка --- /--- 
8 ч(асов) у(тра) стакан молока
8 – 10 ч(асов) гуляние, в 10 ч(асов) стакан молока
10 - 12 часов рисование. В 12 завтрак
 И 12».  Не будем забывать, что это расписание относится к мальчику почти двух лет и, может, попытка его составить сделана по настоянию мамы. Стиль этой записки на книге вполне соответствует стилю переписки Николая Львовича и Марии Алексеевны, в которой отец показал себя весьма заботливым родителем, вникавшим во все вопросы воспитания, питания и времяпровождения детей [4, 5].
  Таким образом, скорее всего, это запись Н. Л. Гальского по поводу воспитания его сына Лёвы. На следующей, тоже чистой странице обложки мы имеем запись Лёва Гальской и чирканье карандашом маленького мальчика. Для памяти отец, видимо, подписал кто почирикал на книге. Ещё одна запись такова «Коля и Кадя как хорошо это звучит». Она достаточно загадочная, ибо кто такая Кадя никто пока не смог расшифровать. Может это прозвище одной из сестёр Лёвы или жены Н. Л. Гальского?
 Если подытожить рассказ об этой книге с историей, то её происхождение из библиотеки Шулятиковых подтверждается штампом, а автограф предводителя дворянства и земского деятеля Н. Л. Гальского только украшает её, открывая и доказывая его роль как заботливого отца семейства (при всём том заметим, что писать на книгах не следует, но в нашем случае получился отменный исторический, весьма характерный и ценный источник по истории и культуре Череповца).
И последнее, житель деревни Матурино  Валерий Борисович Мухин, которому принадлежала книга, решил передать её в дар Центральной городской библиотеке им. В. В. Верещагина, как важную и интересную для истории, культуры и людей нашего города. Именно такие поступки жителей Череповца, способных сохранить и оценить литературное прошлое, дают надежду на его развитие и литературное будущее.





Примечания:
     1. Видовые открытки конца 19 – начала 20 века из собрания
         Кирилло – Белозерского музея – заповедника. Каталог коллекции.               
         Составитель Л. И. Глызина. Кириллов 2013 (выделен перечень по               
         Череповцу).
2. Шулятиков П. И. "Череповец. Уездный город Новгородской губернии и его уезд": Справ. книжка / Сост. П. И. Шулятиков. Вып. 1-. - Череповец: П.И. Шулятиков, 1894.
         
3. Шулятиков, П. И., кн. торговля (Череповец).
           Каталог книжной торговли Петра Ивановича Шулятикова в            
           Череповце... (1893; Связанные записи) 

4. Николай Львович Гальской дважды избирался предводителем уездного дворянства, возглавлял уездное земское собрание, был председателем уездного училищного совета. В 1900 году Н. Л. Гальской женился на Марии Алексеевне Шитовой, дочери известного петербургского купца I гильдии Алексея Трофимовича Шитова. М. А. Шитова закончила в 1890 году Александровский институт в С.-Петербурге. После вступления в брак Мария Алексеевна переехала в усадьбу Горка, где у супругов родилось четверо детей: два сына, умершие в младенчестве, и две дочери — Анастасия (1904–1967) и Мария (1914–1992).
5. 1917 год круто изменил жизни миллионов жителей России. Вскоре после национализации усадьбы умер Николай Львович Гальской. Его жена с дочерьми сначала жила в д. Матурино, а затем в Череповце. Старшая дочь Анастасия, окончившая до революции гимназию, работала на Ефимовских торфоразработках, чтобы прокормить мать и сестру. В 1930 году Мария Алексеевна Гальская была арестована и выслана в Енисейск с младшей дочерью Марией. В 1933 году, похоронив мать, Мария Гальская уехала в Ленинград, куда переселилась ее сестра Анастасия. В конце 30-х годов Мария Николаевна вышла замуж за австрийского коммуниста Леопольда Клеймонда, который эмигрировал в СССР. У них родилась дочь Татьяна. Вскоре Леопольд Клеймонд был арестован и погиб в Воркуте. В 1956 году сестры Гальские получили справку о реабилитации их матери — Марии Алексеевны Гальской.


Рецензии