C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Хорошая мать

   Зураб Царители никогда не видел лица своей матери... Он был оставлен в одном из районных родильных домов , где- то в Грузии в 1984 году. Его забрала бабушка по линии отца, который трагически погиб в автомобильной катастрофе за три месяца до рождения сына. Мама Зураба со слов бабушки была очень молодой и, оставшись вдовой, не была готова к одиночеству из-за ребенка. Мол, будет обузой. Бабушка была против этого брака, но её единственный сын( больше детей Бог не дал) поступил против материнской воли, женившись на вертихвостке, каких редко можно встретить среди грузинских девушек. Бабушка в силу обстоятельств долгие годы жила в селе Гречишкино в Луганской области на Украине. Узнав о брошенном в роддоме внуке, срочно выехала в Грузию, добилась, живя у дальних родственников, разрешения на опеку младенца и увезла его с собой.  В то время проблем с перемещением из республики в республику не было и в помине, потому что была одна  огромная страна СССР.  Мужа бабушка уже похоронила.
 Жила она в маленьком частном домике из красного кирпича, с верандой, сенями, двумя сараями, где были погреба для хранения варений и солений. В этих сараях держала также дрова и скотину, кур.  У бабушки долгие годы были корова, поросята. Во дворе был огород на 10 соток. Благо, еще покойный муж провёл во двор воду, выкопав скважину и установив колонку.
   Работы по хозяйству хватало. Появление новорожденного внука прибавило забот и хлопот по горло. В селе не было не то, что детского врача, а вообще никакого доктора не было. Фельдшерско- акушерский пункт(ФАП) обслуживала одна пожилая фельдшерица, которая лечила всех жителей села, следила за развитием детей до года и делала всем малышам прививки от детских инфекций согласно календаря. Кого надо, фельдшер направляла к врачам в город Северодонецк. Когда Зураб подрос, бабушка, оставляя внука с соседкой, возила молоко и доморощенные молочные продукты на Центральный рынок, чтобы подработать. Иногда продавала овщи и фрукты из собственного урожая. По 15 кг груза таскала до автобуса...
   Начальную школу Зураб закончил в Гречишкино, а с пятого класса школьным автобусом ездил в школу в Северодонецк и хорошо учился, без троек.
   Мальчик, взрослея, расспрашивал бабушку о родителях, просил показать фотографии. Несколько фотографий отца удалось увидеть в разные годы его жизни. По поводу фотографий матери бабушка всегда отвечала одно и то же: " Не надо тебе её видеть. Она от тебя письменно отказалась".
Бабушка явно не любила своей невестки и знать ее не хотела, не давая такой возможности и внуку.
   " Если бы был он ей нужен, сама бы давно его нашла,"- размышляла бабушка сама  по себе.
   Но мать ни разу и письма не прислала, не говоря уже о приезде на Украину. В 1991 году Союз ССР  развалился. Начались лихие 90-е. След матери Зураба канул в воду.
   После 11 класса Зураб год проучился в профтехучилище 53 в Северодонецке, которое закончил с отличием и, получив специальность аппаратчика КИП и А, был  принят на работу на химическое предприятие Азот, в цех по производству аммиачной селитры. Проработав полгода, был призван на год на службу в армии, после чего вернулся на Азот. Поступил на заочное отделение университета , на химико- технологический факультет, который закончил в 2008 году. Был переведен из аппаратчиков мастером и начальником смены.
   Это был красивый, с кавказской внешностью, но чисто говорящий по-русски парень, с менталитетом луганчанина. Роста Зураб был среднего, черноволосый, кареглазый, с правильными чертами лица, спортивной фигурой, приятным тенором. Он нравился девушкам. Но был предельно сдержан в отношениях с противоположным полом, несмотря на грузинскую кровь. Много времени юноша посвящал своей уже состарившейся и утратившей силы и здоровье бабушке. Так и не получилось у них съездить в Грузию на могилу отца Зураба. В 2008 там начались военные действия... Но Зураб не терял мечты когда- то это осуществить. Благо, что за могилой ухаживали родственники. Значит, с землёй она не сравнялась и травой не заросла.
   Я познакомилась с этим симпатичным, вежливым, хорошо воспитанным молодым человеком в 2010 через своего мужа. Муж привел парня в наш дом, представив его товарищем своего сына, с которым Зураб вместе работал. У нас с мужем это был второй брак, как у него, так и у меня, и совместных детей у нас не было. Моя дочь с 1997 жила в Израиле.
   Зураб не курил, отказался от предложенной рюмки красного вина. Мне поцеловал руку и преподнес коробку дорогих шоколадных конфет.
   - Это от чистого сердца, Вера Ильинична,- улыбнулся он очень приятной белозубой улыбкой.
   За совместным ужином мы разговорились. Я не знала судьбы Зураба и как- то неосторожно спросила о его родителях.
   - У меня нет родителей и никогда не было, - разоткровенничался парень, увидев во мне доброжелательность и участие. Я то и дело подкладывала в его тарелку то салат-оливье, то тушёную курятину, то консервированные помидоры. Была уже глубокая осень.   
- Меня вырастила бабушка, которую я досмотрел и похоронил в Гречишкино в прошлом году...
   - А где ты живешь?
   - Живу в общежитии, ул Первомайская 42 напротив Держфото. Знаете?
   Я кивнула.
   - Домик в Гречишкино до сих пор продать не могу. Отдавать за бесценок не хочется, а нормально выручить не получается...
   - А как же мать? Неужели ни разу не виделись с ней ?- не выдержала я , узнав все подробности жизни Зураба Царители.
   - Ни разу, - спокойно ответил молодой человек.- Бабушка была сильно против, чтобы я её искал. А мнение бабушки было для меня святым...
   - И надо же...
   - У меня хорошая мать, - вдруг заявил Зураб, - она дала мне жизнь. И это немало!
   - Да, конечно, согласилась я, восхитившись позицией моего нового знакомого. - Мама - это святое.
   Потом еще несколько раз Зураб заходил к нам в дом, приходил к мужу по каким- то своим делам. В 2020 мой муж скоропостижно умер и больше я Зураба не видела. Слышала только от пасынка, что его сослуживец женился и у него родилась дочь, в которой он души не чает...Сын же моего мужа и в 36 жениться не собирался...


Рецензии
"Она дала мне жизнь. И это немало!" - сильные слова. Похоже, и характер у молодого человека сильный.
Очень понравилось.
С большим теплом,

Лора Зелдович   08.12.2022 14:02     Заявить о нарушении
Сюжет рассказа взят из жизни. Даже имя и фамилия молодого человека не изменены. Хороший был парень, серьезный, воспитанный, по- кавказски щедрый. Иногда бывал у нас в доме, когда муж был жив. Сын мужа работал до 2014. Когда начались военные действия после Киевского Майдана, сын с работы спешно уволился, чтобы повестку в военкомат не вручили. Дома- то у себя он никому дверей не открывал, прятался на даче, адреса которой никто не знал. Зураб и Дмитрий( сын мужа) просто работали в одном цеху на химкомбинате. Зураб продолжал работать и весь 2014й, и дальше. Где он сейчас, понятия не имею. Он получил высшее образование, стал инженером. Взяли ли его на войну или удалось выехать и вывезти жену и дочь? С началом войны 2022 мужчин призывного возраста из Украины не выпускали...

Вера Шляховер   08.12.2022 15:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.