21. Ахмет Магиевич Газдиев

Газдиев Ахмет Магиевич (15 февраля 1911 г. -4 февраля 1995 г.)- уроженец с. Экажево ЧИАССР, ингуш, родился в многодетной семье (2 сына и 3 дочери)крупного торговца. Ахмет Магиевич прожил довольно-таки долгую жизнь и умер в возрасте 83 года. Он оставил яркий след в памяти ингушского народа.
Отец Газдиева А.М. Газдиев Махи в г. Назрани имел два промтоварных магазина и два зерносклада».
После гражданской войны для ингушей просветительским огоньком явился Горский педагогический техникум, переименованный в Северо-Кавказский педагогический техникум.
В этом самом техникуме и произошла встреча Орцхо Артагановича и Ахмета, где Орцхо Артаганович - преподаватель.
Ахмет был целеустремлённым, пытливым студентом, который тянулся к знаниям. Это была общая черта у молодёжи того времени - желание получить знания и быть полезным своему народу. Ведь 2/3 населения умерло в борьбе за свободу ингушского народа в борьбе против полчищ генерала Деникина.
Уже в 1930 году он становится завучем начальной школы в селении Шолхи Пригородного района, а затем возвращается во Владикавказ преподавать в педтехникуме. За добросовестную работу с 1934 по 1937 годы он работает заведующим учебной частью.
Ахмет Магиевич продолжает свою учебу в Пятигорском в Северо-Кавказском научно-исследовательском институте на кафедре истории.
В 1939 году Ахмет Магиевич преподает во Владикавказской школе колхозных и совхозных кадров.
В этом же году Ахмет Магиевич в соавторстве с Султаном Плиевым издаёт литературную хрестоматию для начальных классов на ингушском языке сначала на латинице, а при переиздании - на кириллице.
В 1939 году его назначают заведующим сектором Чечено-Ингушского научно-исследовательского института, работает над кандидатском диссертацией по творчеству Асланбека Шерипова в революционном движении в Чечено-Ингушетии.
В 1939 году его диссертация была издана в Чечено-Ингушском книжном издательстве.
С 1940 года Ахмет Магиевич находится в рядах коммунистической партии ВКП/б/   работает на различных партийных должностях, в частности, отделами пропаганды и агитации Пригородного района, райкома и Обкома партии.
Ингуши не оправились еще от гражданской войны, как Великая Отечественная война. Был создал Грозненский городской комитет обороны, в котором он принимал самое активное участие.
Ахмет Магиевич ездил по районам и предприятиям Чечено-Ингушетии, проводил разъяснительную и агитационную работу, мобилизацию ресурсов для отражения вторжения фашистских захватчиков на родную территорию. По поручению Обкома КПСС Ахмет Газдиев вёл работу по организации партизанского движения на территории республики на случай её оккупации фашистами[1].
23 февраля 1944 года депортацию не избежала и семья Ахмета Магиевича Газдиева.
Орцхо Мальсагов и Ахмет Газдиев оказались в Кокчетаве.
Ахмет Магиевич устроился на работу в отдел снабжения, а затем в планово-производственный отдел Кокчетавского Облисполкома.
Ахмет Газдиев не мог переносить тот беспредел, который чинили представители власти и партийных организаций по отношению к спецпереселенцам Ахмет Магиевич вместе с Султаном Плиевым написали об этом письмо в Москву.
После этого письма в Кокчетав приехала партийно-правительственная комиссия для расследования вопиющих фактов.
27 мая 1950 года был арестован Орцхо Мальсагов, а 11 октября 1951 года Ахмет Газдиев был арестован по той самой 58-й статье и приговорён областным судом к 10 годам лагерей.
Ахмет Магиевич был освобождён в 1955 году. Он приезжает в Кокчетав и уже с Кокчетава пишет 2 письма Орцхо Мальсагову. Ахмет Магиевич был реабилитирован Верховным судом Казахстана за недоказанностью состава преступления в начале 1955 года, а не 28 октября 1956 года, как указывает Зейнап Дзарахова (судя по его письмам к Орцхо, которые хранятся в нашем семейном архиве. Письмо датировано - Авторы).
В 1957 году после Указа генерального секретаря  Никиты Хрущёва, после восстановления Чечено-Ингушетии,Ахмет Газдиев, как и Орцхо Мальсагов, возвращается  на Кавказ.
С 1958 по 1962 год Ахмет Магиевич работает заместителем министра культуры республики.
Ахмет Газдиев - секретарь парткомов нескольких райкомов КПСС, занимается на партийно-хозяйственной работе.
Ахмет Магиевич работает заместителем начальника по управлению трудовыми ресурсами при Совете министров Чечено-Ингушской АССР, активно занимается обновлением и совершенствованием производственной базы, привлекает на работу квалифицированных кадров в возглавляемые им организации, улучшает условий работы и отдыха народа.
В 1972 году группой видных представителей ингушского народа, среди которых был и Ахмет Газдиев, написано письмо на 80 страницах в Центральный комитет КПСС. Ими приводились многочисленные факты о дискриминации ингушей на территории Пригородного района и выдвигали требования гарантировать ингушам соблюдение их прав.
Ахмет Магиевич не только подписал письмо, но и с четырьмя другими товарищами поехал в Москву и передал его партийному руководству. Реакции со стороны властей не последовало.
В январе 1973 года в Грозном прошёл митинг ингушей с требованиями соблюдения их прав. Однако требования простых людей не нашли понимания партийно-государственного руководства страны.
Последствия для активистов, рядовых участников и сочувствовавших прошедшему на грозненской площади гражданскому митингу ингушей оказались плачевными. По всей республике проходили собрания по проработке решений Обкома по поводу петиционной деятельности Картоева, Газдиева, Базоркина, Плиева и др., а также по поводу самого беспрецедентного «стояния ингушей» в январскую стужу 1973 года.
Были организованы административные и уголовные преследования против «отщепенцев, брода стяжателей, спекулянтов, махровых националистов, антисоветчиков, противников русского народа»; дискредитация в СМИ идей и значения митинга, а также всех лидеров-коммунистов, уповавших на эффективность «писем к вождям»; целые серии покаянных статей и писем ингушей, «обработанных» в парткомах и КГБ; формирование концептуального образа народа-предателя (т.е. ингушей) по итогам научно-теоретических и партийных конференций всех уровней. Что закономерно вело к навечно закреплению в общественном сознании сталинской идеологемы «ингушской коллаборации и вынужденности депортации».
Друзья всегда верили в Орцхо. Это даёт ему возможность собрать остаток сил. Орцхо был очень дружен с Ахметом Магиевичем Газдиевым, с «живым архивом», как его в шутку называли друзья.
Ахмет Магиевич «принадлежал к тому поколению ингушей, чьи отцы и деды, поверив в обещание большевиков вернуть народу свободу и землю, оставили на полях сражений Гражданской войны цвет своей нации в борьбе за советскую власть.
Искренне поверив в идеалы этой власти, они верой и правдой пытались служить своему народу.
Но судьбы этого поколения, как и судьба всего ингушского народа, оказалась трагичной. Массовые репрессии конца 20-х и 30-х годов, когда была под корень вырублена национальная интеллигенция, депортация 1944 года мало кого из них оставила в живых. Выжить тому поколению ингушской интеллигенции, по мнению С.Хамчиева, «было всё равно, что выиграть это право в лотерею».*
Это была неординарная личность. Ахмед Газдиев бескорыстно служил своему народу, являлся примером для подрастающего поколения. Ахмед Газдиев никогда не менял своих убеждений, твёрдо стоял на своих позициях, имел большое гражданское и личное мужество.
До высылки Ахмет Магиевич работал на различных руководящих должностях: заведующим отделом агитации и пропаганды Обкома КПСС, Наркомом просвещения.
После восстановления республики работал заместителем Министра культуры, секретарём объединенного парткома производственного управления четырёх районов: Сунженского, Галашкинского, Назрановского и Малгобекского, первым секретарём Назрановского райкома КПСС, заместителем начальника по управлению трудовыми ресурсами при Совете Министров ЧИАССР. Где бы он ни работал, его всегда отличала честность и порядочность.
Ахмет Газдиев вёл непримиримую борьбу с коррупцией, взяточничеством. Под разным предлогом был освобождён от занимаемой должности 1-го секретаря Назрановского РК КПСС. Разве могли бы ему простить покушение на свои привилегии. У него было много надёжных друзей, но все они были в списках неблагонадёжных лиц.
В семейном архиве есть 2 письма от Ахмета Магиевича Газдиева, адресованные Орцхо Артагановичу после своего досрочного освобождения: "Сейчас я освободился условно-досрочно, сегодня благополучно прибыл в Кокчетав, дорогой слышал, что ты уже дома и надеясь тебя увидеть, зашёл к Заре.Но, к сожалению, мои надежды не оправдались, тебя нет, и я под наплывом мыслей решил черкнуть пару слов.
Тот, кто побывал в местах, где по несчастью был я и продолжаешь находиться ты, знает цену настоящей человеческой дружбе и тёплого товарищеского слова. В моих глазах ты не был и никогда не мог быть преступником. Люди нашего круга на это не способны. Но, несмотря на это, нам, вероятно, в силу не поддающихся управлению человеческого разума жестоких законов судьбы, привелось испытать на себе все лишения и унижения лагерной жизни.
Но, слава Богу, всё мрачное осталось позади, дорогой, я твёрдо верю, что ты скоро будешь на воле, приедешь домой, среди своих близких и родных снова заживёшь радостной жизнью, и я буду иметь счастье видеть и говорить с тобою о многом.Всей душою желаю тебе скорого возвращения и крепкого здоровья. С приветом твой Ахмет Магиевич Газдев. Пиши мне на адрес Зары.
Поздравляю тебя с наступающим праздником!»*
Ахмет Магиевич Газдиев, как и Орцхо Артаганович, был незаслуженно арестован, осужден по 58 статье и прошёл ад сталинских лагерей, отсидев за то, что высказал правду о депортации своего народа. После досрочного освобождения Ахмет Газдиев из Фрунзе написал Орцхо письмо: «Дорогой Орцхо!
После досрочного освобождения из лагеря я прибыл в Кокчетав, откуда написал тебе одно письмо и через несколько дней выехал на юг - в Алма-Ата и Фрунзе....
16 июня вместе с Любой, которая с осени 1954 года жила в Алма-Ата, вернулся в Кокчетав, откуда пишу это письмо. Сейчас же по возвращению получил у Зары твоё письмо и решил сегодня ответить на него.
Прежде всего, о моих личных делах. Освободился на 2/3 срока. Когда я прибыл в Кокчетав, Любы здесь не было, она ещё в прошлом году сдала на год дом в аренду и вместе со своими братьями вернулась в Алма-Ата жить. Побыв немного в Кокчетаве, я выехал в Алма-Ата, где помимо Любы и её братьев видел Хасагана, Хусейна, Ахмета Гайматовича, Османа Чапанова, Султана и Микаила Арчаковых, Газимагомета Ведзижева и многих других, которые выражали мне свою радость по случаю освобождения и тут же спрашивали о тебе.
Почему-то все считали, что мы были арестованы чуть ли ни по одному делу.
Многим ингушам стала знакома знаменитая 58-я статья, и поэтому, раз я на свободе, полагали, что и ты тоже на свободе. Но, к сожалению, приходилось многих огорчать тем, что ты ещё в лагере. 
Скажу без преувеличения, что не прошло ни одной встречи без того, чтобы не вспомнили тебя. Из Алма-Ата я вместе с Любой выехал во Фрунзе, где провёл более двух недель.Здесь осела, если так можно выразиться, ингушская интеллигенция. У Салмана на вечере по случаю моего освобождения были – Дошлуко, Тамара Тонтовна, Идрис Базоркин, Муталиев Хаджибикар, Зязиков Багаудин, Мурадов Халид, Наурбиев Абукар и многие другие.
Все, кто с первых дней переселения обосновался во Фрунзе, живут превосходно, лучше, чем на Кавказе.
Климат во Фрунзе чудесный, все потолстели, даже Дошлуко.Вспоминали и много говорили о тебе. Видать человек, прошедший свой жизненный путь, не оставляя за собой тёмные пятна, крепко сидит в душе порядочных товарищей.
Видел я Инаркиевых Макшарипа и Абукара, живут они хорошо, особенно Макшарип. Во Фрунзе я узнал, что с членов и кандидатов партии ограничения по переселению снимаются полностью. При мне многие получили чистые паспорта с правом жить в любом уголке Советского Союза, в том числе и на территории бывшего Чеч-Инг. АССР. С 1 июля в Алма-Ата будет выходить газета на чеченском языке под названием «Знамя Труда» / «Къахьегаман байракх»/.
В Алма-Ата и Фрунзе сколачивают ансамбли песни, пляски и т.д. Ожидают снятие ограничений с остальной массы. В режиме для спецпереселенцев вообще большие изменения в сторону облегчения их положения.
Все спецпереселенцы могут свободно передвигаться внутри союзных республик, на отметки должны являться только один раз в год и т.д. Пропутешествовав по югу Казахстана и по Киргизии, я вернулся в Кокчетав вместе с Любой с намерением продать дом и выехать жить во Фрунзе. В Кокчетаве пробуду, по меньшей мере, до 15 сентября. Сейчас отпросил у арендаторов одну комнату - сарай и обосновался в ней. В Кокчетаве из наших знакомых и родственников почти никого не осталось. На днях заезжал сюда Казбулат, занимался твоим делом, а выезжая говорил, что поедет в Алма-Ата к прокурору республики. Вместе с Казбулатом ходили к больным Исропилу Гадаборщеву и Ахмету Дахкильгову, оба были в тяжёлом состоянии. Бедный Исропил, как долго и отчаянно он боролся с этой болезнью.
Казбулат рассказывал, что в Караганде они устроились хорошо и живут тоже хорошо, и все с нетерпением ждут тебя. Жалуются, что ты мало пишешь.Твоё письмо от 25 апреля с фотокарточкой Зара получила.  Я читал это письмо у Зары и смотрел фотокарточку. Но хватит, я и так расписался, и сделал это для того, чтобы хоть этим немного развлечь тебя.На работу я не устроился, везде встречают не так, как хотелось бы. Перспективы на дальнейшее неважные. Пишу много в надежде реабилитироваться.На этом кончаю. С приветом твой Ахмет».*
 Мои Воспоминания об Ахмете Магиевиче свежи в памяти.
Помимо того, что Орцхо и Ахмет были друзьями, Ахмет был мальсаговским зятем. Детей от Мальсаговой Любы у него не было. Он её очень любил, и они прожили вместе дружно много счастливых лет. По рассказам моей свекрови, при жизни жены все считали виноватым Ахмета в том, что нет детей. И даже он сам, кажется, поверил в эту историю. Но никто не может разгадать тайны Всевышнего.
Мы как-то ехали с мужем, Ахмет представил ему меня.
Мы жили в 1-ом микрорайоне, а он - в третьем микрорайоне. 
В 1980 года свекровь гуляла вместе со старшим внуком и случайно встретила Ахмета Магиевича и сказала ему: "Ты видишь, Ахмет, это мой внук, тебе не мешало бы жениться, может и у тебя будут наследники. Не может такой хороший человек уйти из этой жизни не оставив наследство-сыновей".
Может быть, за такое его отношение к жене Творец и вознаградил его 2 сыновьями от второй жены, Нальгиевой, которая являлась двоюродной сестрой Хадижат Шапиевны Нальгиевой. Ахмет Орцхоевич был приглашён на эту свадьбу.
Ахмет Магиевич приезжал к нам и выражал соболезнование по поводу смерти моего мужа Ахмета Орцхоевича 19 декабря 1993 года.
Вторая жена подарила Ахмету Магиевичу двух прекрасных сыновей, один из которых был моим студентом в Гуманитарно-техническом колледже города Назрань (переименованный в Назрановский политехнический колледж. - Авторы/.
В данное время одна из улиц города Назрань носит имя Ахмета Газдиева.

С уважением Айшат Мальсагова,
Орцхо Ахметович Мальсагов.


Рецензии