Атмосфера Вендора

*Убедительная просьба не читать вендорские тексты в этом кошмарном формате - здесь они просто для знакомства, а читать их неизмеримо лучше уже в заботливом пдф, который ждет всех по внешней ссылке на ВК и, разумеется, абсолютно бесплатно, как всегда было, есть и, очень надеюсь, будет с любыми вендорскими текстами*

Описывать атмосферу мира – одна из самых сложных задач, потому что именно атмосферу как раз-таки не измерить, не взвесить и не разбить на таблицы. Слишком уж призрачная это структура. Если сравнивать, скажем, с музыкой, то атмосфера – это не отдельные инструменты и даже не полифония их звуков. Это скорее настроение, с которым играют музыканты, передавая его нам посредством звука.
В наше время как-то повелось называть атмосферным либо мрачное, либо субъективное. Не обладаю достаточными знаниями, чтобы искать все истоки и причины, но могу предположить, что произошло смешение понятий: несколько раз подряд очень атмосферными получались именно мрачные миры, и у многих появилась привычка считать атмосферными мирами такие же мрачные, а не такие же талантливо сделанные. И это столь же узко, как считать атмосферной музыкой исключительно тяжелый рок лишь потому, что в его сегменте определенное время творили объективно талантливые атмосферщики.
Вообще же все проще, и атмосферность мира обнаруживается легко: если он сводит тебя с привычной орбиты и погружает в собственную систему ценностей и настроений – значит, атмосферен, если же ты, находясь в этом мире, одновременно полностью остаешься в том, в котором живешь – значит, не очень.
Здесь, кстати, и таится одна из сложностей изображения Вендора – очень уж сильно он связан с нашим миром, чтобы отличаться на уровне первичной атмосферности – внешней: для некоторых (как миров, так и их фанатов) являющейся, в общем-то, единственной. Жуки-электрички, две луны, гигантские разноцветные грибы – такого в Вендоре не может быть по определению, ибо это не вымышленный чисто фэнтези мир, позволяющий воплощать в себе любые фантазии, а полноценная цивилизация, подчиняющаяся не авторским причудам, а почти тем же законам, что и наша. И моя авторская задача состояла не в том, чтобы выдернуть читателя из реальности и погрузить в мои фантазии, а в том, чтобы одной ногой оставить в реальности, а другой – зазвать в Вендор: встать, как неоднократно повторялось, между двух зеркал и увидеть свое бесконечное отражение и там, и там…
***
Надо заметить, что атмосферными часто становятся игры и книги, изображающие не просто наш мир, а и близкое нам время. И здесь прячется еще одна вендорская сложность. Дело в том, что все эти атмосферные произведения обычно изображали достаточно узкий мир – тот микромир, в котором варятся персонажи, еще и обычно изображенный сквозь толстую призму субъективного мироощущения героя. Город ночного беспредела, оазис школьной или студенческой жизни, богемно-наркотическая тусовка, лаборатория бесчеловечных ученых, заброшенный остров… Этих микромиров могут быть сотни, но подавляющее их большинство – объективно узкие. И это ни в коем случае не плохо!.. Просто Вендор как выразитель одновременно десятков цивилизаций и культур – играет по другим правилам. Это легко сравнить с фильмами, книгами и играми, где второстепенные герои очень часто ярче главных, ибо имеют именно более узкие рамки. Остроумный друг-холостяк-ловелас почти без исключений характернее расплывчатого главного героя, чаще даже, чем рыжая обаятельная стерва-подруга – привлекательнее рефлексирующей главной героини-неудачницы… И все потому, что оба не только полнокровнее и смелее, но и гораздо более цельны – ибо несут лишь узкий и обычно строго очерченный спектр замысла, в то время как главный герой сгибается под расплывшейся ношей противоречивых авторских задумок и фантазий…
Так во всем. Есть футбольные клубы, играющие в атмосферный футбол, но такого бессмысленно ждать от сборной звезд мира… Стильную шляпку для талантливого модельера придумать не слишком сложно, да и один костюм – в целом, тоже. А вот если на сцене выступает хор народов мира, в котором люди разных рас и наций, то поочередно, то перекликаясь, поют песни своих предков, тут уже не до внешней общей стильности нарядов – тут бы просто не мешать всему этому разнообразию выражать уже более глубокую атмосферность единства, нежели внешняя стильность…
Именно так обстоят дела в Вендоре. Я постарался наметить стиль каждого его лоскутка в отдельности, в каждый вдохнуть его собственное настроение и каждому помочь наполниться своей индивидуальной атмосферой. Но в большинстве случаев внутреннее единство атмосферы всего Вендора оказалось сильнее местных факторов. Если продолжать пример с Хором народов, то в Вендоре глубинное единство хора мощнее национальных отличий. Понятно, что одежды, стиль, нравы и прочие внешние особенности изрядно отличаются, но на глубинном уровне Вендор не просто един, а это единство, как уже говорилось – сильнее внешних отличий.
И это один из столпов атмосферы Вендора: внутреннее единство на фоне внешнего разнообразия.
Оно и логично. Мир не так велик, а с момента разветвления подавляющего большинства народов прошло чуть больше тысячелетия. К тому же по мере приближения ко дню Рагнарек Вендор все сильнее охватывает эйфория единства, вопреки навязываемому десятилетиями пугливому хаосу безнадежной разобщенности.
***
Атмосфера Вендора создается на глубоком плане, при этом она многослойна. Она кажется мозаичной в разных регионах, иногда выглядит не вполне однородно даже внутри них, но внутреннее единство Вендора – бесспорно, и это единство заключается в оптимистичности и гармонии. Вендор – это попытка создать рай для одухотворенных, ироничных и любвеобильных эстетов с подвижным мышлением и богатой фантазией. Я вижу в этом некий синтез Болливуда, советских комедий, добрых сказок и древнего эпоса: яркие герои искренне и реалистично демонстрируют внутреннюю красоту в иронично-сказочных обстоятельствах эпического масштаба в рамках всеобщей гармонии.
У индийского кино масса того, что нам обоснованно кажется недостатками, но мне близок его внешний перфекционизм. Здесь все красиво (если вынести за скобки пару актрис), ярко и подчеркнуто… Это мир цветастых красок, иногда слащавых, но чаще – просто красивых.
Да, попытки вставить перфекционизм еще и в сюжетно-психологическую плоскость приводят обычно к классицизму, столь же архаичному, сколь архаична древнеиндийская живопись – полная красок, но далекая от чувства пропорции и перспективы. Однако как раз в этом аспекте пути Вендора и Болливуда изрядно расходятся. Это попытка соединить греческие линии с индийскими красками: это мир наполненной красоты, здесь внутренний перфекционизм тщательно отделяется от классицизма, наполняя жизнью самые схематичные шаблоны и клише, проращивая реализмом зерна чистых идей, в нашем мире уже давно ставших теми самыми клише и шаблонами. В Вендоре каждый персонаж имеет объем, реалистичные модели поведения, систему ценностей гораздо шире банальной парадигмы добра и зла, а попытки создать приближенные к внутреннему совершенству характеры превращаются в многоплоскостный реалистический аттракцион с изобилием правдоподобных испытаний. Причем, в отличие от большинства попыток изобразить совершенных людей, тут они не противопоставляются гадкому миру, сплошь полному уродов и негодяев. Вендор – оптимальное место для истинного совершенства. Не того, что взлетает недосягаемо высоко, чтобы слепить глаза толпе в ее грязном несовершенстве, а того, что скользит внутри нее, давая каждому надежду стать таким же.
Стоит оговориться, что последние строки касаются в большей степени книг. А атмосфера всего мира Вендора не равна книжной, ибо там звучит сквозь призму ярких личностей, чаще всего очень жизнерадостных и близких если не совершенству, то уж точно гармонии. Понятно, что и весь мир в их глазах преломляется под светлым, добрым и гармоничным углом.
Вендор ремесленников, пастухов и торговцев – отличается. Но не настолько, чтобы становиться мрачным или скучным. Понятно, что в разных регионах оттенки существенно отличаются, да и просто люди совершенно разные, но если пытаться обобщать, то в Вендоре царит атмосфера ухоженной античности и оптимистичного реализма.
***
Теперь нужно коснуться атмосферы Вендора в нескольких плоскостях, позволяющих опосредованно ее уловить. Так изучают некоторые частицы и вещества в физике – не сами по себе, а по их влиянию на уже известные. Еще раз уточню, что есть регионы из ряда вон в любой из плоскостей, и рассматривается очень усредненная картина без учета таких регионов.

Мировоззрение
Свободно-языческое… Почти каждый осознает необходимость существования Творца, однако практика общения с Ним осталась лишь в изолированных обществах или у народов ведической культуры. В большинстве же народов за века устоялась система отношений с земными богами, которым можно молиться (и просить), а Творец остался вне этой системы как неравнодушный, но слишком далекий от мелких проблем создатель всей Вселенной.
К МП вендорцы еще верят в богов, но палитра этой веры включает изобилие оттенков. Они в большинстве своем понимают, что боги когда-то если не создали людей, то уж точно ими руководили. А вот дальше вариантов масса. Одни до сих пор чтят богов, как умеют (это не всегда обрядо-культовая система), другие молчаливо благодарны за былую помощь, но живут вне религиозных ценностей и правил, третьи считают, что боги умерли, четвертые добавляют: «и поделом», а пятые поглядывают в сторону агностиков и атеистов.
Естественно, что мировоззрение заключается не только в отношении к богам. Вендорцы в целом смотрят на мир как на место самореализации. «Зачем-то я рожден, чему-то научился, и буду этим заниматься. Возможно, я родился и для чего-то большего, чем кладка печей, но чего конкретно большего – я вряд ли когда-то пойму… То есть буду делать, что умею, а пути богов неисповедимы». Примерно так думает большинство обычных вендорцев, не состоящих в тайных обществах, не рыскающих по подземельям и не служащих в монастырях или армиях.
В центре картины мира у разных людей разные вещи. Где – боги, где – государство, где – абстрактные ценности, вроде демократии, матриархата и закона, где – культура, где – власть, где искусство, где личное развитие, где – тупое потребление…
Несмотря на активность богов в прошлые столетия, мировоззрение у людей не вполне национальное, хотя в полисах и столицах империй настроения достаточно патриотичные. Боги сами виноваты: раздули войны, затем уснули, люди перемешались, и внутри старых региональных границ уже давно все переделено и не раз. Неудивительно, что старая национально-региональная призма обычно гораздо слабее чисто имперской, к примеру – пунской, или капитолийской, причем, что характерно, обе нации сформировались уже без патроната богов.

Культура
Вендор – очень культурный мир. Культурный не в опошленном тупыми графинями понимании «пардон-толерантность-моветон», а просто достаточно полный разнообразных культур, которые имеют немалый вес в сознании народов.
Под влиянием богов (а потом и без них) народы создавали именно культуры – полновесные и самобытные. В диалогах этих культур рождались новые направления и течения, а традиции и обычаи, сплетаясь, формировали универсальные модели поведения, к МП помогающие жителям разных регионов свободно чувствовать себя в разных частях Вендора.
Вендорцы вполне просты в общении: догматизм не приветствуется, правила приличия остановились на уровне элементарной воспитанности и не переросли в уродливые и громоздкие светские каноны. Те, кому это нужно, обучены грамоте. Чистоплотные регулярно моются и следят за собой вне зависимости от социального слоя. Те, у кого явный талант к искусствам – имеют шанс его развить, если судьба не подшутила с рождением в нарочито неподходящем окружении. Барды – сочиняют и поют, создавая подобие информационного поля. В нескольких городах проходят регулярные фестивали и карнавалы, на которые съезжаются со всего Вендора. Языки у всех свои, но благодаря полноценному языку-предку – арийскому – большинство из них схожи, что позволяет тем, кому это нужно, быстро овладевать основными оттенками речи разных арийских народов и не испытывать лингвистической скованности во время путешествий.

Безопасность
Так вышло, что Вендор МП – достаточно безопасный мир для обычных жителей, особенно с учетом того, что в прежние века с этим было похуже. После страшных катаклизмов начала эры прошло много веков, во время которых катаклизмы можно было пересчитать по пальцам, и ни один из них по-настоящему глобальным не был. Эпидемии массовыми также не становились, благодаря высокому уровню алхимии и знахарства, по этой же причине страх смертельных болезней гораздо меньше, скажем, современного. Стража, волонтеры и гильдии бойцов помогают ликвидировать мелкие угрозы, коррупция имеется, но в большинстве случаев не стала паутиной, гильдии воров существуют, но не наглеют, армии воюют обычно исключительно с армиями, а опасность потусторонних сил мало где осознали… Ощущение безопасности в Вендоре скользит сравнительно недалеко от безмятежности – мирные жители, сидящие стационарно, могут за всю жизнь не подвергнуться ни малейшей угрозе, а купцы, странники, миссионеры, приключенцы и воины – к риску привыкли, поэтому существование грабителей и диких зверей воспринимают едва ли не с позитивом – как необходимое для остроты ощущений зло. В общем, народ к МП живет себе без особых страхов, надвигающийся Рагнарек воспринимает как миф или безвременное пророчество, и героев, каждый шаг рискующих в древних гробницах, любит, но почти не знает, а с собой не отождествляет. По мере действий Легиона в последний год настроения стали быстро меняться, но в панику не перешли, благодаря тем, с кем народ научился-таки себя отождествлять.

Настроение
Чувство безопасности, граничащее с безмятежностью – лучший стимулятор настроения. Погода на большей части Вендора – теплая, завоевательские походы остались в прошлом, а гнет религий только-только набирает силу. Нет, вендорцы не повально счастливы, особенно маленькие жители больших городов. Однако в среднем настроение с небольшим, но запасом, переваливает за нулевую отметку. Да, многим хочется большего, кому-то не хватает самой малости, некоторые хандрят или злятся, а избранные – тоскуют. Но чуть ли не повальной угрюмости – признака нашего времени – в Вендоре явно не наблюдается. Во многих мирах, особенно приближающихся к последним дням, модно нагнетать безысходность и тоску, но Вендор не из таких. Это мир оптимистов – людей, с предками которых долго возились сначала титаны, а затем боги. Людей, которые не так давно поняли, что боги почти все уснули, и они – люди – теперь сами себе хозяева. Они еще не совсем разобрались, что с этой свободой делать, они еще не догадались, что на место богов пришли куда менее добрые силы, а свобода – для большинства мираж и искушение. Но ее дыхание уже греет, а ее крылья намекают на небо. В Вендоре далеко не идиллия – хватает и фанатиков, и заблуждающихся, и преступников, и апологетов тьмы. Но факт: у большинства из них настроение вполне себе неплохое.

Отношения
Теплые, с ветерком эмоций. Вендор МП – не царство всеобщей дружбы, но точка, где «человек человеку волк» находится раза в два дальше. Это отношения добрых советских фильмов с зарубежными психологическими, когда люди откликаются на призыв о помощи, но не каждого знакомят с многочисленными тараканами собственной головы. Когда на бардов в пути не нападают даже головорезы, когда разбойники в глубине души мечтают быть романтиками, когда знахари лечат почти бесплатно, а путника почти в любом доме напоят и накормят.
Да, есть в Вендоре разобщение, посеянное Легионом, но оно происходит обычно на более глобальных уровнях: региональных, народных, клановых. На частном же уровне отчуждение развито слабо, и Кафка в Вендоре просто не мог родиться, не то чтобы что-то там общее выразить.
«Люди – скорее хорошие, чем равнодушные» – примерно такой вывод сделал бы исследователь в большинстве регионов Вендора.

Одежда
Спасибо солнцу и секретам богов, позволившим воплощать смелые задумки в нарядную жизнь. В Вендоре чувство эстетики и гармонии развито с запасом, а одежда – самый доступный способ индивидуально эти чувства проявить, показать или выразить. Поэтому одеты вендорцы хорошо. И близко не пахнет нашим вонючим средневековьем, да и от античности серьезно отличается за счет гораздо большего швейного мастерства.
Благодаря теплому климату и отсутствию религиозных заморочек, в большинстве регионов одеваются достаточно откровенно. И, разумеется, это не вызывает никаких наших ассоциаций, в духе «вырядилась, как шлюха!». Продажные женщины изначально не могли особо выделиться одеждой, поэтому «помечались» в первую очередь макияжем. «Раскрасилась, как шлюха» – в Вендоре вполне жизнеспособно, а вот одеваются те, кому есть, что показать – не менее откровенно, однако без угрозы услышать гадости. Мужчины оценят красоту тела, а женщин-ханжей самих же и засмеют за их закомплексованную чопорность.
В то же время, во многих регионах довольно рискованно одевать откровенные наряды тем, кто не вышел фигурой. Вендор не помешан на культе тела, как наша Древняя Греция, но все же любит гармонию, поэтому толстяк с голым торсом, бесформенная дурнушка, обтянутая тканью или кривоногая «костяшка» в короткой тунике – все они рискуют услышать смешки за спиной.
Хочется уточнить, что Вендор все же не Рай однотипных бронелифчиков, рьяно как обожаемых, так и ненавидимых в играх нашего времени. Легкие наряды подразумевают изобилие фасонов и тканей, и первично в этой моде, как ни грустно подросткам, не желание демонстрировать кожу, а стремление банально сохранять оптимальный теплообмен в условиях теплого климата. Именно поэтому в мирном быту полупрозрачность ткани встречается куда чаще открытой лучам кожи, а в сравнении с нашим временем улицы Вендора напоминают не так наши пляжи, как наши парки и ботанические сады в теплое время года.

Насилие
После описанного в пунктах отношений, безопасности и настроения немного странно узнавать, что отношение к убийству было достаточно простое. Но это не должно смущать – люди Вендора гораздо ближе к природе: в том числе к животным и монстрам, а потому сам процесс проливания крови мало кого смущал. Масштабных религий, осуждавших убийство, еще не было, зато в генетической памяти сохранились воспоминания об охране семей от зверей, о кровавых культах, жертвоприношениях и прочих атрибутах полудикой жизни… Ведь даже в наше время большое количество людей с удовольствием смотрит фильмы с кучей трупов, многие убивают в войнах или в мирной жизни. Наши дети играют в войнушки с пеленок, почти в каждой известной компьютерной игре (кроме спортивных и жизненных симуляторов) нужно обязательно убивать, в жизни каждого мужчины (кроме больных и откосивших) есть год-два, когда убивать его учат профессионально… И это в наше время, когда человеческая жизнь давно объявлена высшей ценностью, а глобализация гуманизма и толерантности уже зашкаливает (пусть только в виде лозунга, но ведь в Вендоре и лозунга-то нет и в помине)… Так что не стоит удивляться, видя, что вендорцы, несмотря на жизнерадостный реализм античной ухоженности, умеют сурово сражаться и проливать кровь, и что у многих из них убийство не вызывает страшных терзаний, если более-менее оправдано целью.
Еще раз уточню: крестьяне, рабочие, ремесленники – все они редко имеют дело с оружием и насилием. Времена ополчений и народных армий прошли, поэтому конкретно льет кровь небольшой процент от всего населения Вендора. Но суть в том, что этот процесс не ввергает в шок вольных или невольных зрителей. А так как сами воины склонны рефлексировать по этому поводу еще меньше, боевые действия в Вендоре своим настроением и атмосферой немного смахивают на романтическо-приключенческие комедии, где мечи танцуют, тела пляшут, стрелы поют, кровь льется весело, внутренности остаются за кадром, и даже собственная смерть не повод для плохого настроения… Понятно, что я утрирую, но не так уж и сильно. В подавляющем большинстве воюют в Вендоре те, кому это по душе. Многие из них по разным причинам не боятся смерти, а от увечий спасает развитая медицина. Воинское мастерство находится на эстетически высоком уровне. Боги обычно не только не возводили убийство в категорию греха, но и регулярно устраивали войны сами… Так с чего вендорским воинам относиться к битве как-то иначе, нежели они это делают? Особенно тем, кто точно знает, что его путь с красными пятнами ведет к спасению целого мира…


Рецензии