Свобода, природа и культура

Свобода, природа и культура или почему мы не пытаемся узнать себя лучше

Мне всегда были понятны и до более близки слова великого поэта, что в Россию можно только верить.

Можно верить в ее величие и могущество и одновременно видеть, как она развивалась, как отставала от стран Запада по многим критериям. Но отставание от кого-то для меня никогда не было критерием для любви к своему. Да, отстаём, но мы такие, какие есть. Смешно будет, если вести такой же диалог с представителем племени в Амазонии, который ещё не прошел до конца каменный век, что он отстаёт и поэтому он плохой. Не знаю как бы этот индеец отреагировал на такой диалог, но что-то мне подсказывает, что свою жизнь он любить бы меньше не стал. А про свою жизнь это и про свои повседневные заботы, и про свою семью, и про себя самого. Любовь к чему-то начинается с любви к себе, а не наоборот.

Но есть и другое измерение этого вопроса. В нашей стране сохранилось много материального наследия великой культуры. Это не только картины из Третьяковской галереи, бессмертные произведения Чайковского или многочисленные церкви, которые были свидетелями великих событий. В нашей стране сохранилась культура любви к природе и тому наследию, которое в нее органично встроилось.

За полтора месяца бесконечных простуд, сменявших одна другую, да и самых разных событий, периодически я мечтал выбраться и из города, и из той несвободны, который он на тебя накладывает. А город это про несвободу ведь. Хм, забавно, ведь раньше я думал иначе. Но тем не менее - я искал выход и нашел его. Почему горожане, которые настолько привыкли к ритму работа-дом-работа даже в отпуске почему-то забывают, что для того, чтобы стало легче нужно всего-то сесть в машину и потратить все 20 минут, чтобы остаться с самим собой.

Я это сделал сегодня. Да, потратил чуть больше часа, но суть осталась прежней. Я совершил милый и спокойный вояж в Архангельское. И знаете, на какое-то мгновение - я обрёл абсолютный покой.

Что я увидел?

Во-первых, Древнюю церковь XVII века, встречавшую в своих стенах легендарных членов родов Одоевских, Голицыных и Юсуповых.

Во-вторых, бюст Александра Сергеевича Пушкина, который на одноименной аллее возвышался среди статуй римских кесарей и древних богов.

В-третьих, Колоннаду, которая должна была стать местом погребения всех членов рода Юсуповых, но открывшуюся всего за несколько месяцев до революции 1917 года.
В-четвёртых, огромную коллекцию антикварной посуды, многие экземпляры которой создавали Юсуповы для своего внутреннего развлечения, но ставшими шедеврами эпохи.

И дальше по списку - колонны с именами великих императоров, огромные разбитые регулярные сады, дворцовые ансамбли и... Россию.

Я спустился к пруду реки Москвы через несколько часов после прогулки по всем закоулкам огромного поместья (а оно огромное и сейчас) и просто пошел по деревянному настилу вдоль реки. Утки, клянчившие у тебя хлебушек, мамы, играющие с детьми, парочки, идущие за руку и карабкающиеся по пригоркам, подруги, обсуждающие свидания своих друзей, спортсмены, для которых приход в парк был явно связан с физическими нагрузками.
Не было листвы, но и не было холода. Не было шума машин, хотя до ближайшего шоссе всего километр. Не было очертания городских построек. Но были природа, лес, река, вода и сама Россия в миниатюре.

Я много думал о разном, но не думал ни о чем. На природе я всегда остаюсь самим собой - задумчивым и тихим, наблюдательным, но нет ни моей вредности, ни неустроенности, ни беспорядка. На природе есть всегда ощущение порядка. Но... Не всегда. В парке же ремонтные и отделочные работы, там порядок есть не везде. Может быть только что вставленное в проем стекло, но отлетающий от неправильной работы строителей портик. Да, там было всякое.

Были и забавные случаи. В парке на склоне реки стоит маленькая беседка. Ей явно более 100 лет. Когда я смотрел на нее с берега, то подумал какое это красивое место для свиданий, наверняка там было сделано много предложений. но добраться до беседки нелегко - она же в окружении строительных лесов. Но неожиданно для себя я увидел пару, которая туда каким-то образом подошла, мужчину, который, как и я приехал в одиночестве. Вызов принят, господа. Я нашел и туда путь, и лестницу из корней деревьев. И что же я обнаружил? Исписанные колонны. А там и "Миша + Настя", и "Юля + Олег". На небольшом мосту рядом с десятков замков, олицетворяющих брачный союз (а может временную подростковую влюбленность).

Маленькая купель около реки была другой находкой. До нее доходило явно не очень большое количество людей. А зря.

Дойдя до нее я понял - все то, что я вижу и есть Россия. Вот такая - с древними церквями и покосившимися беседками, дворцами аристократов и их шедеврами искусства, с птицами на природе и лицезрением реки, которая продолжает течь, как и когда-то. Передо мной было осознание - по этим парками ходили русские цари, поэтому, князья и графья, крестьяне и купцы. Все они вместе приложу руку к тому, чтобы это осталось, чтобы сохранилось. Они сделали то, чтобы с этим идентифицировали себя мы.

И как никогда мне было трудно уезжать из Архангельского. Я уезжал из мира в мирок, которым называется Москва. Как истинный москвич, знающий многие закоулки древнепрестольной, я знаю её плюсы и минусы. Но главный из них - живы здесь, мы думаем, что мы Россия. Но нет, Россия там, в 10 километрах от города. Там уже иначе, там уже другое. И меня поймут многие не москвичи. В этот город тянет как магнитом мысли и мечты, а отпускает от него желание найти свободу.

И вот в этом всем у меня большой вопрос: пытаемся ли мы себя узнать? Я далек от великой глупости людей, которые говорят, что дворяне с жиру бесились, делали все только для себя, и то, что осталось, можно не сохранять. Для меня это глупость. Они дали нам то, что олицетворяет нас. А сколько обычных крестьян приложило к таким творениям руку? А сколько обычных людей продолжают восхищаться архитектурой и искусством? Давайте помнить, что как бы ни было раньше, все они вместе строили эту страну, создавали ее культуру и традиции.

И нужно помнить ещё кое-что - если мы судим кого-то не видя, значит мы значит мы живём с закрытыми глазами.

А для того, чтобы полюбить даже страну, нужно открыть глаза и вдавить педаль газа не только для того, чтобы попасть в пробку на МКАДе.


Рецензии