На волне моей памяти - 47

 Мне в наследство от мамы достались две толстенных старых папки. В папках мамой подшито несколько сотен писем. Это мои письма и письма моих братьев с 1957 года. Письма из пионерских лагерей, письма с Кубани и Ульяновской области, где мы бывали у бабушек - дедушек на каникулах, письма из пионерского лагеря "Орленок", где я побывала в 1962году, письма брата из армии, а главное, наши студенческие письма.
  В жизни моих родителей было три года, когда в семье было одновременно трое студентов, и все учились в разных городах: я в Казани, Толик в Чебоксарах, Витя в Сурском. И родители, простые сельские труженики, при таком напряге смогли все - таки  дать нам  всем троим высшее образование. Вот что дала нам советская власть! Возможно сейчас такое представить для простых людей? Мы
с мамой писали друг другу часто, два раза в неделю.  Письма были подробные, обстоятельные, ведь письма  были единственной возможностью общаться беседовать с мамой , по которой я очень скучала. Мама была в курсе всех моих дел, событий, знала всех моих подружек и друзей. Да и сама она была для меня лучшим другом и советчиком.
Мама хранила, подшивала наши письма, но и у меня тоже не поднималась рука выбрасывать её письма в мусорное ведро. И теперь, спустя более 50 лет, благодаря этим письмам можно восстановить историю нашей семьи, нашего поселка, историю моей студенческой жизни с точностью  до одного дня. Жаль, но от сегодняшнего времени через 50лет навряд ли останутся такие свидетельства прожитой жизни. Телефонные звонки и СМСки канут в небытие.
Я  решила несколько отрывков из моих студенческих писем включить в мои воспоминания
Дала себе клятвенное обещание, что при перепечатывании писем ни на одну букву,  ни на одну запятую не отклонюсь от оригинала ( фотографии оригиналов  писем размещены на моей странице в ОдноКлассниках)

Надеюсь, что моим одноклассникам по школе и однокашникам по Казанскому авиационному институту может будет интересно вспомнить подробности нашей студенческой  жизни. Да и детям и внукам может быть тоже когда-нибудь будет интересно узнать о том,  какими мы были, о чем мечтали, к чему стремились.

Сегодня я хочу вспомнить случай,  который произошёл в казанском трамвае в марте 1967 года.

  Казань ,  медлительная летом,   мгновенно преображалась  после  1сентября, когда в город возвращались с каникул студенты. Всё вокруг начинало кипеть, бурлить и , искриться. Студенческое племя задавало  "погоду в доме."
Общественный транспорт был жутко переполнен. Такой  толчеи и давки в трамваях я не видела потом ни в одном городе Советского Союза.
 Трамваи шли с открытыми дверями,
их закрыть было невозможно, потому что на подножках гроздьями висели пассажиры.
 У тогдашних  трамваев сзади торчала длинная труба ее называли "колбаса". Запрыгнув  на нее и зацепившись за лесенку на задней стенке вагона, 3 - 4 человека, а то и более,  могли ехать зайцами, а самые отчаянные вообще забирались на крышу трамвая. Бороться с этим явлением 
 было бесполезно. Трамваи так и шли,  обвешанные гроздьями студентов.
И конечно в такой трамвайной давке нередки были случаи воровства. Например, меня -  ротозею,  обворовывали регулярно.
В письме родителям я  настолько подробно описала ,  как меня в очередной раз обворовали в трамвае,  что вроде и добавить больше нечего. 
Но всё-таки некоторые моменты я прокомментирую.

       МОЁ ПИСЬМО МАМЕ

...А сейчас опишу вам,  что со мной произошло сегодня.
 Началось с того,  что мы с Лилей никак не могли сесть в 5 - й трамвай после занятий.  Шли восьмёрки и восьмёрки,  а от парка не хотелось   топать.
 Я просто ужасно устала.
Наконец пришла пятёрка и мы в толкучке с трудом сели.  Нас притиснули  на задней площадке к окну. Доезжаем до парка и я вдруг                вижу,   что мальчишка, который висит на "колбасе",  достает из кармана мой кошелёк и начинает его потрошить прямо у меня под носом через стекло.
Посмотрела, а  сумка у меня открыта,  кошелёк и авторучка исчезли.  Я подняла панику.   Тем временем  воришка (мальчишка лет 12 - ти)  спрыгнул с трамвая на ходу и помчался в трампарк. Мы следом за ним.  К нам присоединились какие-то дядечки,  парни.  И вот представляете такая картина   -  мчится мальчишка, а за ним человек десять,  в том числе и я .    Смех!
 Я ни разу наверное так не бегала,  думала сердце выскочит.
И вот какой  сволоченок,  как начал плутать по дворам.  Половина из нашей погони отстала,  а половины во главе с Лилькой побежали  другой дорогой.  В итоге я   одна его преследовала,  да ещё какой-то парень.
 И представляете,  этот мальчишка забежал в какой-то подъезд, а  там штук 10 пятиэтажных домов.   Пока искали его по подъездам,  он выскочил и помчался дальше.   Теперь я первая за ним бежала,  потом догнал парень. Мальчишка забежал  в какой-то огромный двор и исчез,  видно где-то спрятался, а  во дворе дрова,  ящики.
Этот парень говорит -  давай подождём,  он всё равно вылезет.
 А у меня вдруг возникли подозрения -   что это парень бегает,  другие давно отстали. Думаю,  вдруг одна шайка .  Заманили меня дуру ...
Думаю,  к чёрту авторучку,  деньги. Говорю парню  - пошла домой.  Только вышла за ворота,  он кричит   - всё же поймал мальчишку. Представляете -  татарчонок лет 10-12 - ти.  Вытащили  его на улицу.  Отдал авторучку и денег 5 руб.   Спрашиваю,  где кошелёк?  Говорит,  выкинул пока бежал.  Решили повести его в милицию,  а он как вырвется и бежать. Маленький, юркий такой,  но у меня уж никакой силы не было бежать за ним.  Так и удрал.   Вот так закончилась погоня. Тут нас   Лиля с другими преследователями  нашла.   Я не столько рада деньгам,  сколько тому,  что отобрали ручку. Сволоченок какой,  с каких лет,  а уже ворует.   Ужас что творится!  Спасибо  ещё парню,  без него бы не поймали.
Сейчас вот сидим смеёмся с  Лилькой,  но я устала до потери сознания.  Километров пять  наверное пробежали,  как кружили по дворам.  Затащил в такой район , что я  одна оттуда бы и не выбралась. Опять я осталась без кошелька.  Девчонки смеются  - вечно со мной такие истории происходят.  Ну вот и всё.  До свидания,  жду ваших писем . Всех целую крепко-крепко.  Ваша Лида.

       МОИ КОММЕНТАРИИ
 
 Ещё скажу про ручку.
 Авторучка была китайская с золотым пером. В те времена это были лучшие авторучки -  писали тонко,  мягко, не царапали бумагу,  не разбрызгивали чернила.
Стоили 9 руб, по тем временам немалые деньги. Достать их было сложно. Родители мне ее только что подарили.
Шариковые ручки только начали появляться,  и на первых курсах в основном мы писали чернильными авторучками,  одалживая друг у друга чернила, когда они кончались во время лекции.
Перечитываю письмо и самой не верится, как получилась такая многолюдная погоня,  наверное в основном студенты бежали. 
В наше время, мне кажется,  никто не побежит.

 В конце этой истории был маленький  эпизод,  который я не описала в письме маме.
Когда у воришки отобрали деньги и ручку, и он убежал,  парень (он оказался студентом КИСИ) неожиданно  вдруг сказал : "Давай завтра встретимся и сходим куда -  нибудь вместе".
Но девочка Лида была настолько "жестко заточена" на учебу, что любое отвлечение на что -  либо  постороннее для нее было просто кощунством.  Она отказалась  и побежала  "долбить  гранит наук".

Какая же она была дурочка эта девочка Лида...

 Мама в ответе на это письмо   спросила -  кто был этот парень и зачем он бежал.  Я
 ответила  -  бежал видимо  из спортивного интереса.
Милые наши мамы ...
И за тысячи километров они ощущают всё  - и хорошее и плохое,  что происходит с их детьми...

 
   Фотографии оригиналов моих писем опубликованы в Одноклассниках на моей
странице

           Ноябрь 2022 г.


Рецензии
Ты , Лида, права! Трамваи были переполнены, протискивались с трудом. Воришки блаженствовали. Однажды в мой карман кто-то залез, смотрю в глаза всех, стоящих рядом, никто не подает вида. Тогда громко произнесла: " Зря стараетесь, в кошельке только один талон, а денег нет!" Сразу разочарованно вытащили руку.
Спасибо, Лида, за творчество.

Лилия Дубинина   13.11.2022 15:03     Заявить о нарушении
Спасибо, Лиля, что подключилась к моим воспоминаниям!

Лидия Гончарова Ястребова   14.11.2022 21:51   Заявить о нарушении