Субмарины 613 проекта

Вторая мировая война дала очень сильный толчок развитию вооружений всех основных воюющих стран.  В Советском Союзе появились гвардейские минометы «Катюша», наводившие ужас на немецкую пехоту, мощные танки Т-34, КВ, ИС-2, «летающие танки» штурмовики Ил, многие другие виды вооружений. Отличались и конструкторы в Германии, создавшие самолеты-снаряды ФАУ-1 и Фау-2, тяжелые танки «Тигр» с мощной 88-мми пушкой, реактивные самолеты Ме-262, но больше всего прославились немецкие конструкторы подводных лодок. Немецкие субмарины заслуженно получили самые высокие оценки.  Поэтому не удивительно, что захваченные после войны трофеи в виде готовых к эксплуатации подводных лодок последних серий тщательно изучали в Великобритании, и в США, и в Советском Союзе.

В октябре 1950 года корабелы судостроительного завода "Красное Сормово" (сейчас завод входит в ОСК - объединенную судостроительную компанию) спустили на воду головную дизель-электрическую подводную лодку С-80 проекта 613, разработанного специалистами конструкторского бюро "Рубин" (входит в ОСК).

Серия этих кораблей стала самой массовой в ВМФ СССР: всего с 1950 по 1958 годы на стапелях "Красного Сормово", Балтийского завода, Амурского судостроительного завода (входят в ОСК) и других предприятий было построено 215 единиц ДЭПЛ. А позднее по советской лицензии такие подлодки стали строить и в Китае.

Разработка 613-го проекта началась после Великой Отечественной войны и в этом помогли трофейные немецкие субмарины. Изучив их, советские инженеры приступили к созданию новых лодок, которые позволили флоту укрепить рубежи страны в трудное послевоенное время.

Лодка получилась удачной. За надежность, простоту в управлении и многоцелевое назначение подводники сравнивали подлодки проекта 613 с винтовками Мосина, а американской классификации подлодка носила название Whiskey.

Несколько лодок серии были переоборудованы в исследовательские субмарины - одной из них стала подлодка С-148, построенная на заводе "Красное Сормово" в 1953 году. Через четыре года после постройки её передали Всесоюзному научно-исследовательскому институту морского рыбного хозяйства и океанографии и переименовали в "Северянку". В ходе модернизации в корпус установили иллюминаторы для изучения морского дна, поставили мощные прожекторы и телекамеры, а также различные приборы и механизмы, в том числе для взятия проб грунта и забортной воды.

Во время научных рейсов с её борта проводились различные исследования, выполнялись гидроакустические замеры, а также велась работа по наблюдению за рыболовецкими судами - эти исследования помогли усовершенствовать тралы, что позволило в будущем увеличить вылов рыбы. Основная задача, стоящая перед "Северянкой", была выполнена - советские ученые научились работать под водой, стало понятно, какими должны быть перспективные подводные аппараты для решения научных задач. А в будущем специалисты, работавшие на "Северянке", возглавили исследования на уже построенных научных глубоководных аппаратах.

Практически все подводные лодки серии были списаны в семидесятых-восьмидесятых годах, но часть из них сохранилась. Несколько кораблей переоборудовали в учебно-тренировочные станции, на которых подводники отрабатывают весь комплекс спасательной подготовки: от выхода через торпедный аппарат, до водолазных спусков.

Два корабля сохранились в качестве музеев: С-189 в Санкт-Петербурге и "Pasopati" (до 1958 года - С-79) во втором по величине городе Индонезии - Сурубая.

С-189
Музейная субмарина С-189 - последний в России представитель проекта 613. В составе ВМФ СССР подлодка находилась 35 лет. За время своей службы неоднократно выполняла боевые задачи в Атлантике и Балтике, принимала участие в испытании новых образцов вооружения на Ладоге.

На её борту прошли школу подплава тысячи подводников. Подводная лодка неоднократно участвовала в военно-морских парадах в Ленинграде на Неве и в Москве на Химкинском водохранилище, последний раз принимала участие в 2008 году в Санкт-Петербурге.

В 1990 году подводную лодку исключили из состава флота. Летом 2007 года субмарина ошвартовалась у плавпричала возле набережной Лейтенанта Шмидта, а весной 2010 года на ее борту открылся Музей, в котором сегодня каждый житель и гость Северной столицы может ознакомиться с реальной обстановкой службы и быта советских подводников.

"Pasopati"
Подводную лодку С-79 начали строить летом 1953 года на стапеле Черноморского судостроительного завода. В следующем году подлодка вошла в состав Северного флота.

В августе 1955 года С-79 совершила межфлотский переход на Тихоокеанский флот и продолжила службу на Дальнем Востоке. После среднего ремонта, произведённого в 1957-1958 годах, подлодку передали Индонезии, и она получила новое имя - "Pasopati". В силу секретности, лодка передавалась от имени Польши и под польским флагом.

На заставке: Подводная лодка "Pasopati" проекта 613 конструкторского бюро "Рубин" (входит в ОСК)

Во время службы в индонезийских ВМС подлодка приняла участие в операции "Трикора", целью которой было захватить и аннексировать заморскую территорию Нидерландов в Новой Гвинее в 1961-1962 годах в период территориального спора о принадлежности Западной Новой Гвинеи.

В 1994 году подводную лодку разобрали и перевезли в город Сурубая, где вновь собрали и переоборудовали в музей, который открылся в 1998 году.

Именно на борт такой субмарины 613 проекта я впервые ступил в 1970 году, будучи на военно-морской практике, учась в Хабаровском медицинском институте. Бригада подводных лодок базировалась в поселке Заветы Ильича в Совгаванском районе Хабаровского края, что  на побережье Татарского пролива, отделяющего остров Сахалин от материка.  На такой лодке я впервые вышел в море, погрузился под воду и прошел посвящение в подводники, выпив плафон соленой воды.  Из разговоров с офицерами и матросами узнал, что это за служба на подводной лодке.

Когда на следующий год меня, как еще полсотню других выпускников ХГМИ 1971 года, распределили на флоты, я не  очень сопротивлялся, хотя основания для этого были.  Попал на Тихоокеанский флот, а на подводную лодку попросился сам.  Служба проходила во Владивостоке, в 19-й бригаде 6 эскадры подводных лодок КТОФ.  В нашей бригаде были в основном лодки 611 проекта и более современные 641 проекта. Из-за недокомплекта врачей в 6-й эскадре мне приходилось много выходить и на лодках 4-й бригады, которые завершали ремонт и проходили заводские испытания.  Среди них были лодки 613 проекта, ракетные 629 и 651 проектов. Так что «морячить» приходилось много.  Поэтому со всеми дизель-электрическими подводными лодками советского периода я знаком неплохо.  Бывших подводников не бывает, поэтому и решил напомнить своим читателям о проекте подводной лодки 613 проекта, самой массовой в советском ВМФ.


Рецензии