Человек - магнит

                ЧЕЛОВЕК - МАГНИТ
   Моему  Другу,
   Единомышленнику
   Георгию Солонине!

   Для каждого человека можно подобрать краткую, всего в одно - два слова, характеристику, которая точно отразит его характер, темперамент, нрав, интеллект, порядочность и другие свойства и качества. Это бытовые, народные определения, которых немало в русском языке. Например, человек – огонь, человек – оркестр, человек – кремень и другие. Я хочу рассказать о человеке – магните, моём друге Георгии Солонине. В любой, даже незнакомой компании он притягивает к себе внимание своим обаянием, артистичностью, хорошим литературным языком, своими рассказами, байками, анекдотами, которые он щедро дарит всем и каждому. Помимо этого людей притягивает к нему добросердечие, искренность, щедрость и бескорыстность в отношениях с друзьями, знакомыми.
 
   В марте 2019 года я и Жора отправились на моей машине в Ярославль, там открывался очередной  фестиваль “Джаз над Волгой”. Маршрут был проложен через Углич, так как там наш друг Стас Майнугин предложил провести презентации, связанные с  нашим литературным и художественным творчеством.

   Выехали мы из Москвы рано, дорога до Углича вполне приличная, небо светлое, душа радуется первым намёкам весны на своё приближение и тому, что мы вырвались из надоевшего московского однообразия бытия. Я напомнил Жоре шофёрское правило для пассажира справа – не спать, так как это провоцирует водителя на сон. Жора понимающе кивнул головой и… начались разговоры.

   Жора превосходный рассказчик, он обладает даром вставить нужную реплику, сделать важный акцент, артистически создать образ персонажа, о котором ведёт рассказ. Остроумный, наблюдательный, он всегда находит что-то забавное, смешное, поучительное в окружающем мире, в людях, в их поведении, в их языке и речи.
Он умело подаёт накопленные сокровища своей памяти, делая общение в компании лёгким  и увлекательным, тем самым подаёт пример другим, дескать, не стесняйтесь, говорите, рассказывайте, вспоминайте. Его короткие байки и притчи из общений с артистами, музыкантами, чиновниками разного уровня, по сути, являются реалистичными словесными портретами, они раскрывают характеры, культуру, порядочность каждого персонажа.

   Заговорили мы с ним о снижении уровня культуры сверху и донизу. Жора, как иллюстрацию, вставляет свою историю.
   – Пришёл я по вызову к новому начальнику департамента культуры Москвы. Он спросил у меня, что я думаю по поводу передачи Москонцерта в моё ведение, то есть в Дирекцию массовых мероприятий.   Я объясняю новичку, что Москонцерт - старейшая организация с 90-летним стажем, которая оставила яркий след в развитии культуры в Москве и, если её не трогать, то ещё будет оставлять и оставлять.  Может лучше подумать, как помочь и поддержать ЦДРИ.  И тут новоиспечённый начальник московской культуры спрашивает.
   –  А, что такое ЦДРИ?
   Жора обозначил многозначительную паузу и продолжил.
   – Я подумал, что он шутит. Но весь его надутый, начальственный вид свидетельствовал о другом.

   Чем не полноценный портрет современного чинуши – эффективного менеджера?!
Жора сделал глоток воды и продолжил обозначенную тему.
 – Как-то мой брат поведал такой случай. Однажды он в компании рассказал  анекдот:
“Вынужденная посадка лайнера в Африке. Набегает племя. Разукрашенный вождь кричит:
– Всех съесть, а этого оставить!
Племя, глядя и облизываясь на жирненького белотелого, спрашивает:
– Почему?
Вождь отвечает:
– Я с ним в МГУ учился.”
Ребята долго смеялись.  Минут через пять  один из парней, азербайджанец, который тоже смеялся, спрашивает:
 – ЭМЬ  ГЕ УЮ что такой?

        Жора, без тени улыбки, как будто не сказал ничего такого, что вызывает смех, смотрел на дорогу. Он великолепно владел искусством оставаться хладнокровным, подавлять в себе эмоции, рассказывая смешные анекдоты, байки. Но я-то посмеялся от души. Жора своими возвращениями в бакинское детство и юность всегда и у всех вызывал бурные приступы смеха. Он полностью погружался в быт и колоритную речь бакинцев. Как человек с высшим театральным образованием он входил в образы мастерски, по системе Станиславского, и это было убедительно и смешно.
   Мы уже проехали Калязин, до Углича осталось немного, Жора продолжает бакинскую тему, рассказом Кости Бахолдина, который там был на гастролях.   
   - Жара. Квас. Очередь 5 человек. Табличка:
Квас - Стакан 3 коп. Кружка 6 коп. Даю 5 копеек, прошу стакан. Беру стакан и прошу сдачу. Очередь начинает объяснять, что у продавца семья, начальник, которому нужно принести и тд. Зачем тебе два капейка, дуруг?”
Жора, не останавливаясь,  переходит к следую-щей зарисовке:
- Я в автобусе, подъезжаем к остановке “Почтовый Ящик”. Водитель  хладнокровно, без намёка на юмор, сообщает в микрофон:
- Астановка Сикьретний завод.

   Много разных историй, услышал я по дороге в Углич. Мне было не до сна.
Но не только словами Жора остроумно рисует портреты современников, его руки с детских лет держат и не выпускают фотоапппарат, а в последние годы в его руках появилась и кисть. Он открыл для  всех ещё одну сторону своего таланта, создав авторский проект «”Камера и кисть”.

   Рассматривая его фотопортреты, я  каждый раз отмечаю, что у Жоры необычайно доброжелательное отношение к персонажу. Он всегда подчёркивает положительные черты характера и их проявления во внешности. Великий скульптор Микеланджело Буонаротти на вопрос, как ему удаётся создавать такие великолепные скульптуры, ответил: “Я беру глыбу мрамора и отсекаю от неё всё лишнее.” Жора делает то же самое с фотографией, он убирает всё лишнее, что мешает образу, что не позволяет сделать акцент на главном. После этой операции он уже кистью, цветом добавляет, выделяет, то, что необходимо для полноты образа, пейзажа. В результате получается шедевр.
 
   В Угличе нас поселили в гостинице  “Успенская”, в двух номерах класса “люкс”, просторных, богатых. Мы ходили друг к другу в гости, то у меня в номере выпьем и посудачим, то у него. Здорово!

   Вечером в ресторане, в хорошей компании угличан состоялась наша совместная презентация. Сначала я представил своё литературное творчество. Затем выступил Жора, он выставил на обозрение свои фотописные работы, попутно дополняя их  словесными комментариями. Собравшиеся гости не скрывали своих восторженных эмоций. После окончания презентаций, на фуршете мы закрепили  отношения.
Должен признаться, я люблю выступать в провинции. Там публика особая, с незамутнённым сознанием, искренняя, тянущаяся к культуре, к знаниям. Достаточно посмотреть на их лица, как они слушают, как реагируют, какие вопросы задают. Встречи с публикой в провинции – это светлые дни душевного очищения.
После Углича мы отправились в Ярославль, а потом в Рыбинск, где также были презентации. И опять в дороге Жора, памятуя шофёрский закон, продолжал меня угощать вкусными историями и анекдотами. И это при том, что в фестивальные дни мы мало спали и  порядочно  устали.
 
   Прочитал я написанное и подумал, что ничего не сказал о жизненном пути и  трудовых заслугах Жоры.
   Да! Не сказал, что  он окончил Московский институт культуры по кафедре театральной режиссуры. Не сказал, что он Заслуженный работник культуры РФ, член Творческого союза художников России и Международной федерации художников. Не сказал, что он награждён золотой и серебряной медалями Союза художников России. Не сказал о его реальном вкладе в развитие джазовой жизни в Москве.
Обо всём этом я не сказал, потому что  хотел поведать о том, какой Жора человек, что в нём есть такого, что позволяет ему сразу становиться душой любой компании, написал о том, какими магнетическими свойствами он обладает, которые притянули нас друг к другу и уже много лет это притяжение не ослабевает. 


Рецензии