Употребление алкоголя в призме наших потребностей

               



   Причины употребления спиртных напитков человеком, несмотря на кажущуюся очевидность, при ближайшем рассмотрении оказываются неоднозначными.
   Указания на роль тех или иных факторов в распространении привычки к употреблению спиртных напитков разрознены. Однако все они выводятся из психофармакологического эффекта алкоголя.

   Распространённость, стойкость алкогольных обычаев и привычек, универсальность поводов употребления спиртного свидетельствует о том, что выпивку нельзя рассматривать только как дурную привычку или одну из форм аномального поведения и не позволяет отнести её к категории патологических потребностей.
   Употребление спиртных напитков включено в обычаи и традиции народа, связано с различными сторонами жизни, с определёнными ритуалами.

   Наличие алкогольных обычаев и традиций не только определяет отношение людей к спиртным напиткам и их поведению в тех или иных ситуациях, но формирует и аналогичный подход у подрастающего поколения, т. к. обычаи и традиции вне зависимости от того, связаны ли они с употреблением спиртных напитков или нет, являются частью культуры данной группы людей.

   Культура как сложное сочетание обычаев, идей, мировоззрений склонна к самосохранению, самовоспроизведению и развитию. Поскольку усвоение культурных ценностей общества - не простое фотографирование, а творческая переработка, культурные нормы, усвоенные подрастающим поколением, несмотря на общую схожесть, будут чем-то отличаться от норм родителей.

   Познание нами с раннего детства окружающего мира сопровождается с усвоением социального опыта, с усвоением традиций и обычаев, принятых как в семье, так и в окружающем мире. Ребёнок получает определённую информацию о спиртных напитках, слушая разговоры взрослых на эту тему, становясь свидетелем праздничных и обычных застольев и постепенно формирует своё представление о том, что такое спиртные напитки, в каких случаях принято их употреблять, как люди должны вести себя в состоянии опьянения. Перерабатывая эту информацию, у ребёнка складывается своё отношение, свой взгляд к алкогольной проблеме.

   Так формируются алкогольные установки, которые можно определить как отношение человека к спиртным напиткам и алкогольным обычаям, привычкам к различным проявлениям пьянства и его поведение в ситуациях, предполагающих приём спиртных напитков.
   Можно выделить два периода в формировании алкогольных установок - до и после начала приёма спиртных напитков. Первый период (“сухой”) связан только с усвоением личностью алкогольных обычаев и привычек, их преломлением через свою личность и формированием собственного отношения к этой проблеме. Он исключает влияние личного опыта, поскольку таковой пока отсутствует.

   Первичные установки определяются как уровнем алкоголизации, принятым в родительской семье, в ближайшем окружении, так и отношением к наблюдаемым явлениям. Первичные алкогольные установки недостаточно чётки, неполны, а главное нестойки. Они легко меняются под действием новой информации.
   Замечено также, что формирование первичных алкогольных установок зависит от отношения человека к конкретным лицам-носителям определённых ценностных ориентаций. Так, в пьющих семьях ребёнок усваивает сочувственное отношение к алкоголю или положительным эмоциям, связанных с родителем-пьяницей, если, несмотря на пьянство, он остаётся для ребёнка объектом любви и уважения.

   По данным зарубежных авторов большинство детей в возрасте от 6 до 10 лет могут определить спиртные напитки по запаху. Уже в 6 лет дети узнавали пьяного человека на фотографиях, распознавали его по поведению. Аналогичные данные получили и при обследовании детских садов. С возраста 4-5 лет многие мальчики играли в “пьяных”. Дети, получившие задание “играть в праздник” разливали воду по игрушечным чашечкам, чокались, изображая пьяных.

   Изменение отношения к алкоголю с возрастом отличается от отрицательного и нейтрального у старшеклассников, к умеренно-положительному у студентов младших курсов, и выражено положительному у студентов старших курсов ВУЗов.

   Таким образом, уже в дошкольном возрасте для большинства детей алкоголь перестаёт быть тайной за семью печатями. Они получают представление о спиртных напитках, наблюдая поведение родителей, родственников, знакомых.
    Основной скачок в отношении к спиртным напиткам наблюдается в 14-15 лет, когда к семейным впечатлениям начинает добавляться информация от сверстников. Вовлечение в группу быстро приведёт к усвоению групповых ценностей и стандартов, включая и отношение к алкоголю. Именно усвоение групповых норм завершает формирование у подростка первичных алкогольных установок, приводящих его к первой выпивке. Первичные алкогольные установки не являются чем-то патологическим. Это процесс нормального формирования личности, усвоения социальных норм во всех их проявлениях. Первичные алкогольные установки участвуют в формировании психологических потребностей (подражание взрослым, любопытство, потребность в самоутверждении, приобщение к группе).

   Их реализация осуществляется в группе и приём алкоголя становится одним из её условий. Подросток, молодой человек, пробует спиртное потому, что “так поступают взрослые", для того, чтобы стать “своим”, доказать свою “силу»

   Процесс формирования алкогольных установок может нарушаться. Тогда они становятся аномальными, а в ряде случаев патологическими. При воспитании в неблагоприятной в алкогольном отношении обстановке оказывается изменённым тот материал, который усваивается личностью.

   Однако следует подчеркнуть, что первичные алкогольные установки не есть слепок с норм и правил ближайшего окружения. Это результат их усвоения личностью, которая пропускает эти нормы через себя, через свою систему отношения к миру. Формирующиеся алкогольные установки не только могут, но и должны отличаться от норм-правил.

   Традиционно потребность в алкоголе относили к патологическим потребностям, обычно указывали на то, что алкогольная потребность не относится к жизненно необходимым и человек может обойтись без спиртного. Однако вряд ли только по жизненной необходимости и полезности можно квалифицировать потребность как патологическую. Жизненно необходима только незначительная часть потребностей, главным образом биологических.

   Большинство потребностей, особенно чисто человеческих (потребность в деятельности, общении и т. п.), возникают и развиваются значительно позже. В связи с этим критерий “жизненная необходимость” нельзя считать достаточным. Потребность в алкоголе, имея свой самостоятельный предмет и мотив (опьянение), облегчает реализацию других, более общих потребностей.

      Алкогольная потребность становится патологической тогда, когда в обычных условиях человек не может её подавить собственными усилиями личности. В этом случае она становится навязчивой или компульсивной.

   Можно предположить, что психологическим механизмом, закрепляющим эйфоризирующий эффект спиртных напитков, является обусловливание. Что это такое?
  Обусловливание - это углубление положительного эмоционального фона удовлетворения какой-либо личностной потребности при наслаивании на него эйфоризирующего действия спиртных напитков. Случайное сочетание удовлетворения какой -либо потребности, например, потребности в общении, с опьянением сопровождается усилением положительных эмоций, т.к. положительный эмоциональный радикал, получаемый при реализации потребности, усиливается эффектом алкоголя. 

   По мере повторения ситуации приём алкоголя, выполняющий функции условия, закрепляется. Рост эйфоризирующего эффекта спиртных напитков обусловливает увеличение эффекта удовольствия при удовлетворении данной потребности в условиях приёма алкоголя. При этом положительный эмоциональный радикал, связанный непосредственно с удовлетворением любой потребности, постепенно уменьшается. Без опьянения реализация данной потребности уже не приносит того удовлетворения, которое приносило раньше. В последующем изменяется соотношение эффектов удовольствия. Интенсивность положительного эмоционального эффекта от выполнения условия становится равной, а затем превышает аналогичный эффект удовлетворения самой потребности.

    На конечных этапах трансформации исходная потребность начинает приобретать новые функции - функции псевдомотива (“повода”), выполняя роль “маски” алкогольной потребности (встреча с приятелем, которая кроме выпивки, уже ничем другим не сопровождается, а общение носит примитивный, упрощённый характер (обмен последними бытовыми новостями или сексуальное общение, которое исчерпывается приёмом спиртного).

   В последующем алкогольная потребность может менять “маску” присоединяясь к другой потребности. Склонности человека смещаются и сосредотачиваются на других вопросах, например, на трудовой деятельности. Его захватывают производственные процессы. Формируется группа единомышленников, которая, задерживаясь после работы, обсуждает производственные проблемы. Обсуждение сопровождается выпивкой. По мере учащения “сборов", производственная тематика всё более и более отходит на задний план, всё чаще используется как повод собраться.

Чем больше поводов для алкогольного эпизода, тем больше личностных потребностей вовлечено в сферу деятельности по удовлетворению потребности в алкоголе и снижено до уровня условия.

   Следует отметить, что чем интенсивнее личностные потребности, чем они разнообразнее, чем более чётко выражены их соподчинённые отношения, доминирование высших потребностей и мотивов над низшими, тем с большим трудом развивается алкогольная потребность, тем большее сопротивление она испытывает.
 В то же время чем полнее человек усваивает культуру общества, его моральные ценности, обычаи и привычки, чем более интимно они связываются с личностью, становятся её частью, тем значимее они для человека и тем интенсивнее личностный конфликт при их нарушении, при выходе поведения за пределы групповых норм.

   Если употребление спиртных напитков не соответствует алкогольным установкам и выходит за рамки приемлемых личностью форм поведения, то возникает личностный конфликт. Личностный конфликт есть тот механизм, который обеспечивает коррекцию поведения, его возвращение в рамки алкогольных установок. Однако коррекция поведения не всегда возможна. Когда потребность в алкоголе по тем или иным причинам приобретает достаточную выраженность, изменение поведения становится затруднительным, травматичным для личности.

   Нельзя отрицать и того, что употребление алкоголя иногда отвечает некоторым другим потребностям человека. Без анализа этих потребностей невозможно понять не только природу возникновения алкоголизма, но и сам факт столь массового распространения спиртных напитков.

   Действие алкоголя на мозг изучалось в необозримом количестве работ. Обобщая опубликованные данные, можно сказать, что с действием алкоголя связывают улучшение процессов общения, разрешения межличностных конфликтов, снятие напряжения, его используют для получения эйфории, и приведения себя в зону комфорта. Кроме того, с помощью алкоголя удовлетворяются самые разнообразные потребности человека.

   Уже известно, что спиртные напитки обладают биполярным, противоположным действием. С одной стороны, они снимают эмоциональное напряжение, с другой - создают эйфорию. Алкоголь, включаясь в обмен нейромедиаторов головного мозга, вызывает эмоциональные изменения, которые формируют в дальнейшем влечение к алкоголю.    Устранение эмоционального напряжения наряду с эйфорией остаётся наиболее чётким и постоянным эффектом алкоголя.

   Было экспериментально установлено, что алкоголь, подавляя импульс страха, беспокойства, улучшает адаптацию к ситуации. В последствии было показано, что алкоголь устраняет страх и напряжение, вызванные электрическим током. Эта способность алкоголя устранять страх и напряжение была положена в основу концепции, согласно которой при подкреплении между стимулом и реакцией может устанавливаться связь. Иными словами, всякий стимул к действию сопровождается неудовлетворённостью, а, следовательно, и напряжением. Если действие приводит с снижению или устранению напряжения путём удовлетворения возникшей потребности, то весьма вероятно, что при возникновении аналогичной потребности человек повторит это действие.
   Так закрепляется привычка к приёму алкоголя в определённых ситуациях.

   Некоторую роль при этом играют особенности личности, которые способствуют к фиксации влечения к алкоголю. Многие авторы склонны рассматривать пьянство как средство ухода невротической личности от конфликтов.

Таким образом, если говорить только о психофармакологическом действии алкоголя, то всё многообразие эффектов можно свести к двум основным - созданию периода эмоционально положительных переживаний (эйфория) у нормальных лиц и нормализации соматопсихического состояния у лиц с различными эмоциональными нарушениями. Все остальные функции суть производные от этих сильных моментов.

   Однако, следует заметить, что уже давно некоторые исследователи обратили внимание на то, что фармакологическое снятие стресса имеет свою негативную сторону.

   Искусственное снижение напряжения, восстановление покоя и возвращение в зону комфорта всегда чревато злоупотреблением. Возникает привычка, способная стать болезненной: адекватные реакции на стресс, направленные на изменение реальной ситуации вытесняются, а затем исключаются. Пьянство, а затем и алкоголизм как болезнь развиваются при наложении эйфоризирующего эффекта алкоголя на стрессовую ситуацию. Частое совпадение этих факторов закрепляет их сочетание. В последующем любая стрессовая ситуация будет вызывать тяготение к алкоголю, пропорциональное силе стресса.

   Другой функцией алкоголя, тесно связанной с его психофармакологическим действием, считается облегчение общения. Общение часто затрудняется выраженными тормозными реакциями ещё на этапах установления контакта, а в последующем - различными эмоциональными состояниями людей. Алкоголь в этих случаях создаёт положительный эмоциональный фон, облегчает общение. Эта функция алкоголя настолько универсальна и широко используется, что получила название “социальной смазки”, "социального катализатора". Многократно преломляясь в многочисленных социальных ситуациях, эти основные функции алкоголя обеспечивают массовость их использования, придают алкоголю качественно новое, уже социально-психологическое значение. Облегчением процессов общения объясняется столь широкое распространение, алкогольных обычаев и привычек, их универсальность. Вероятно, именно с этой функцией алкоголя - улучшением процессов общения - связано резкое возрастание употребления спиртных напитков в последнее время во всех странах.

    XXI век - век коммуникации, век резкого возрастания интенсивности общения людей. В то же время чем больше человек устанавливает межличностных контактов, тем менее они эмоционально насыщены. Получается парадокс: при резком увеличении числа партнёров общения потребность в общении остаётся неудовлетворённой. Это стало излюбленной темой писателей - одиночество человека в большом городе, один среди людей и т. п.

   Взаимодействие процессов общения и эффектов алкоголя как психотропного вещества необходимо рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, это влияние алкогольного опьянения на процесс общения, с другой - изменение общения в процессе длительного употребления алкоголя. Без взаимного влияния этих процессов невозможно понять закономерности развития как бытового пьянства, так и алкоголизма.

   Роль алкоголя в процессах общения довольно многообразна. Она затрагивает как сам процесс, так и круг общения. Рассмотрим более подробно влияние алкоголя на общение.

   Контакт как начало общения - важный этап. На этом этапе чаще всего возникают трудности. Личностные особенности, ситуационные обстоятельства часто ложатся непреодолимой преградой на пути установления контакта. В этих случаях нужен определённый предварительный “настрой”. Алкоголь, снижая тормозные влияния, нивелируя в какой-то степени характерологические особенности, сближает исходное эмоциональное состояние партнёров и тем самым облегчает эмоциональный контакт.
   Процесс общения может протекать различно в зависимости от того, как один человек воспринимает другого и какую информацию получает от него. Ясно, что эмоциональное участие человека, удовлетворении его потребности в общении будут в каждом случае различны. Алкоголь, уравнивая эмоциональное состояние партнёров, создаёт соответствующий эмоциональный фон для общения на уровне сопереживания.

Иногда в процессе общения выявляются несовпадение точек зрения, целей, различный подход к проблемам, что приводит к взаимному непониманию, возникновению конфликтов, отрицательных эмоций.

   Алкоголь, снимая напряжение и создавая соответствующий эмоциональный фон, снижает остроту конфликта и становится для личности способом её преодоления.

Наслаивание эйфоризирующего эффекта алкоголя на соответствующий эмоциональный радикал самого процесса общения, как уже говорилось ранее, усиливает его и создаёт иллюзию более полного удовлетворения потребности в общении. Однако только этим аспектом не исчерпывается влияние алкоголя. Сам процесс общения также несколько меняется и в каком-то смысле искажается.
   Под действием алкоголя нарушается баланс основных компонентов общения - проекции, т. е. приписывания личностью своих особенностей, склонностей, побуждений и чувств другим людям, и интроекции - приписывание личностью себе наклонностей, потребностей и чувств других людей. Человек правильно проецирует, перенося на окружающих какие-то свои личные качества, а процесс интроекции ослаблен или искажён, в результате чего образ оказывается незавершённым. Общение с использованием алкоголя, несмотря на более полное удовлетворение потребности в контактах, в какой-то степени искусственное. Алкоголь создаёт искусственную среду и условия общения, ограничивая процесс как во времени, так и в пространстве. “Полноценное” общение возможно только в период действия спиртных напитков и только с кругом лиц, их употребляющих. Диссонанс общения сразу обнаруживается при нарушении этих условий - при попытках общения пьяного человека с трезвым или при возобновлении общения с теми же людьми, но в другое время.

   Таким образом, обеспечивая наиболее полное удовлетворения потребности в общении, алкоголь деформирует этот процесс.

Однако такой действие алкоголя наблюдается в основном на первых этапах его употребления. При достаточно длительном или систематическом пьянстве начинают выступать другие свойства - трансформация потребности в общении и изменение круга общения.

   Длительный приём спиртного приводит к снижению потребности в общении. Вначале вырабатывается и закрепляется стереотип общения. Процесс общения упрощается, теряет своё качественное многообразие, своеобразие, ситуационную обусловленность. Акты общения становятся похожими друг на друга, как близнецы. В каждый момент известно, что будет потом. Фиксируются не только общая сюжетная линия и тема беседы, но даже шутки, речевые обороты, всё приобретает тенденцию к повторению. На заключительном этапе потребность в общении, теряя самостоятельное значение, делается только поводом к выпивке, одним из её условий.

   Необходимо подчеркнуть ещё одну, как мне представляется, очень важную сторону действия спиртных напитков.  Предполагается, что эйфоризирующий эффект алкоголя, наслаиваясь на положительный эмоциональный фон, возникающий при удовлетворении личностной потребности, усиливает его и тем самым создаёт иллюзию более полного удовлетворения потребности.
   Однако зачем человеку нужно, чтобы его личностные потребности были удовлетворены? Ответить на этот вопрос не так просто.

   Казалось бы, всё ясно: потребности должны быть удовлетворены, поскольку это необходимо человеку, поскольку “так хочется’’, поскольку удовлетворять потребности приятно. Психологический смысл удовлетворения любых, даже жизненных потребностей сводится к получению положительных эмоций и избеганию отрицательных.  Однако отрицательные эмоции составляют неотъемлемую часть жизни и без них жизнь была бы невозможна.

   Но если отрицательные эмоции символизируют о том, что организм испытывает в чём-то нужду, предупреждают об опасности, то функция позитивных эмоций остаётся неясной.

   Частичное решение этого вопроса можно найти в научных трудах.
Иерархическая система потребностей человека выглядит следующим образом: физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в привязанности и любви, потребность в уважении, желание знать и понимать, эстетические потребности.

   Потребности никогда не кончаются, человек всегда чего-нибудь хочет. Удовлетворение одной потребности рождает другую и появление каждой новой потребности обусловлено удовлетворением ряда прежних. Отсюда следует, что удовлетворение низших (даже частичное), физиологических потребностей ведёт к возникновению других, высших, потребностей, удовлетворение которых в свою очередь опять сопровождается появлением ещё более высоких потребностей, и так без конца. Учёные считают, что удовлетворение является столь же важным понятием, как и лишение; удовлетворение потребностей положительно влияет на формирование характера и способствует здоровому развитию человека. С этих позиций положительные эмоции приобретают новую роль. Свидетельствуя об удовлетворении очередной потребности, они являются основой формирования других, более высоких потребностей. И это означает, что без положительных эмоций человек как личность не может развиваться.

   Потребность не может оставаться неудовлетворённой сколько- нибудь длительное время, так как она угасает.

   Но человеческая жизнь проходит в сложных и часто меняющихся условиях, при которых далеко не все потребности могут быть полностью удовлетворены. В ряде случаев условия складываются столь неблагоприятно (стрессовая ситуация), что неудовлетворённой остаётся значительная часть потребностей, в том числе важных для личности. Это не только сопровождается внутренним конфликтом, но и снижает самоуважение.

    В этих условиях алкоголь, усиливая положительный эмоциональный фон, улучшает удовлетворение (хотя и мнимое) личностных потребностей, сглаживает ситуацию. Он как бы позволяет “перешагнуть” через какие-то лишения, какие-то неудовлетворённые желания и продолжить формирование новых потребностей, несмотря на неполное удовлетворение старых либо позволить дисгармоничной личности привести в соответствие желаемое и действительное, т.е. выступает условием развития личности в стеснённых обстоятельствах, а также при нарушении внутренней гармонии.
   Насколько универсальна эта концепция? Что будет, если эта функция алкоголя не выполняется?

   Согласно этой концепции, потребность не может долго оставаться в активном состоянии, т.к. это рождает постоянно усиливающийся личностный конфликт.
Если естественное удовлетворение потребности по каким-либо причинам невозможно, то у человека имеется две возможности - снизить и полностью изменить актуальность потребности или осуществить мнимое удовлетворение потребности, скажем, с помощью алкоголя. Обе возможности достаточно широко используются, но в ряде случаев ни одна из них недопустима. Если по каким-то причинам приём алкоголя невозможен (культурные традиции, морально- нравственные принципы, биологическая непереносимость и т. д.), а изменение потребности представляет для личности определённые трудности (так называемая недостаточно интегрированная личность), то возможны различные невротические расстройства.

   Взаимосвязь алкоголизма и неврозов замечена давно. По некоторым данным увеличение пьянства сопровождается уменьшением невротических расстройств, и наоборот. Так у американцев ирландского происхождения установлена довольно высокая заболеваемость алкоголизмом, однако у них практически нет невротических расстройств. Наоборот, у лиц еврейской национальности уровень невротических расстройств значительно выше, чем в других этнических группах, зато заболеваемость алкоголизмом минимальная. В ряде районов Африки и Северной Америки, где больных алкоголизмом мало, обнаружен высокий уровень психоневротических расстройств. Их признаки выявились приблизительно у половины населения. Там, где уровень алкоголизма высок, частота психоневротических расстройств уменьшается. Аналогичные данные получены и при наркомании. Однако установление факта колебания интенсивности алкоголизма, наркомании и уровня невротизации ещё ничего не говорит о их связи. Это тем более относится к приводимым исследованиям, где не учитываются громадные различия социальных условий этих народностей в Африке и Америке.

   Несомненно, что алкоголь может использоваться недостаточно интегрированной личностью для коррекции своего состояния. Если употребление спиртных напитков постоянно контролируется обществом, а злоупотребление пресекается, то у лиц, имеющих определённый дефект, могут развиваться невротические расстройства. Если злоупотребление алкоголем широко распространено, то у некоторых людей компенсацию личностной дисгармонии может обеспечивать систематическое употребление спиртных напитков и как следствие этого развитие заболевания. Этот путь предпочитают импульсивные, экстравертированные и эмоционально неустойчивые личности.

  Приведённые данные показывают, что развитие невротических расстройств и алкоголизма может иметь общие причины.
   В заключение, можно сказать, что свойства алкоголя, определяющие его социально-психологическую роль и объясняющие столь широкое распространение спиртных напитков не являются положительными и нисколько не умаляют отрицательных последствий пьянства.
   Употребление спиртных напитков, как всякое сложное явление, должно рассматриваться в диалектическом единстве.

    Список литературы:
   
        Бехтель Э. Е., Донозопогические формы злоупотребления алкоголем. М., Медицина, 1986, 272 с.    
       Минутко В. Л. Взаимосвязь основных проявлений алкоголизма, Автореф. дис. д-ра мед. наук М. 1995
       Немчин Т. А., Цыцарев С. В., Личность и алкоголизм, Л, Издательство ЛГУ, 1989, 192 с.
      Скугаревская Е. И., Эмоции и алкоголизм, Мн., Выш. шк. 1987,121с. 
      Холмила М., Жёны, мужья и алкоголь. Исследование неформального контроля за потреблением алкоголя в семье. Хельсинки, 1988, 181 с.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.