В. О. Пелевин. Let it be! Книжный обзор
Двадцать девятого сентября стартовали продажи нового романа Виктора Олеговича. Он сразу поразил читателей своим вызывающим названием : «КГБТ+», в котором каждый изначально видит что-то своё в зависимости от взглядов, а может прослеживается принадлежность к определенному поколению. Так или иначе, это лишь псевдоним вбойщика: «Кей-джи-би-ти». Хотя в самом романе не раз будут затронуты темы, которые, подобно спусковому крючку, заставят читателя прийти в замешательство, поставить в неловкое положение, а может, наоборот, будут близки.
Роман состоит из двух частей. Первая:«The straight man» рассказывает о прошлом, о временах существования каст. Главный герой –отпрыск самурайского рода, мечтающий о творчестве с самого детства. Он достигает успехов в кукольном искусстве. Вся первая часть пропитана идеями буддизма, что, конечно, помогает погрузиться в атмосферу Японии, в то время когда религия играла большую роль, а так же узнать систему взглядов и ценностей главного героя. С другой стороны, сплошной интертекст, может говорить об отсутствии новых идей у творца. Как бы там ни было, направление постмодернизма, не претендует на уникальность, это лишь отражение идей предшественников : «Мне казалось, это просто набор архаичных форм, пустая шелуха зерна, из которого выросло великое дерево Махаяны».
В первой части идет война. А религиозные персонажи разделились на два лагеря буддистов Малой и Большой колесницы. На первый взгляд их идеи похожи. Вот только учение, которому придерживался главный герой оказалось лишь божком, как у примитивных народов, а его единственным результатом многолетних тренировок в секте Дзен было слово «пустота». Автор повествует о лже-вере, которая выражается словами, смысл которых неясен людям, называющих себя боголюбивыми; о непонимании природы явлений, а лишь навешивание ярлыков, неспособности анализировать действительность, о мире коллективного сознания. Бахия учит протагониста восприятию вселенной заново, пытается заставить очнуться от многолетних заблуждений. С помощью медитаций главному персонажу удается перемещаться между мирами. В один момент герой полностью утрачивает свое тело, он может лишь заново переродиться человеком, а созданный им маяк, сможет напомнить о постигнутом в прошлых жизнях.
События второй части разворачиваются в далеком будущем. Здесь правят партия сердобол-большевиков,:«Открытый Мозг» и «TRANSHUMANISN INC.». В этой вселенной мыслительная система людей ограничена, у них не остается вопросов к миру, поэтому «любому элементу реальности сегодня разрешено проникать в человеческое сознание только в случае, если это диктуется политической необходимостью или коммерческой выгодой».
Исключением является лишь творческие люди, особенно вбойщики. Таковым является и главный герой романа Салават. Он пытается научить читателя быть вбойщиком посредством «мем», которые является небольшими наставлениями. Через события будущего автор рассказывает о проблемах и темах, волнующих в нашей действительности. Начиная нашумевшей темой с вакциной (КГБТ+ предстояло написать вбойку через которую он сможет уговорить сделать прививку его слушателей), заканчивая рассуждениями о балансе добра и зла . Вот как об этом говорится в тексте: «... уже пять веков мы живем от конфискации до мобилизации, а сердоболы из своих усадеб рекомендуют рожать больше детей, потому что нужно же кого-то зачислять в конницу». Автор рассуждает об отсутствии смены власти о том, что в России воруют все, а экономика держится на борьбе за место под солнцем.
Не менее важной является проблема пропаганды. Как со стороны государства, так и с позиции вбойщиков. Вот только вторым приходится расплачиваться за донесении своих идей. Вбойщицу PSRT сердоболы посадили именно за творчество. Власти увидели в работе смыслы, которые изначально заложены не были. Это говорит о различной трактовке литературных идей, в зависимости от личности человека («Но у сердоболов совсем по-другому работают мозги»), а еще об ограничении свободы творчества, которое будет невыгодно одной из прослоек общества.
Отсюда вытекает проблема оценки таланта современниками. Художник часто остается непонятым, белой вороной среди серой массы. «У тебя в жизни есть творчество. У них - только деньги». Известные на весь мир творцы (такие как, Эдгар Аллан По, Франц Кафка, Винсент Ван Гог и другие) при жизни не были восприняты всерьёз, не добились той славы, которая принадлежит им сейчас. Искусство успешно, только если оно продажно, имеет счастливый финал, который хочет созерцать массовый читатель. Разве поспоришь с эти выражением: «Человеческий удел горек. Искусство заставляет нас плакать, когда мы узнаем в чужих невзгодах свои (это называется «трагедией». Еще мы умеем хохотать над чужими бедами (это называется «комедией»). В мире, где горя нет, такое невозможно».
Творчество Виктора Олеговича Пелевина концептуально. На первый взгляд произведения кажутся отдельными, не связанными друг с другом. Но на деле их вселенные объединены между собой. В «КГБТ+» упоминается о тайных владыках мира, которые по слухам является не вполне людьми. У них есть учение схожее с «Летитбизмом», которое называется «Тайный Черный путь». Эти владыки никто иные, как вампиры из других романов Виктора Олеговича: «Ampire V» и «Бэтман Аполло».
В «КГБТ+» поднимается проблема уникальности. Мы живем в эпоху, когда культура переполнено, порой кажется, что все придумано, а современное творчество не претендует на истину и новые знания. «Наша эпоха дожевывает остатки прежних смыслов, и вершина творческого достижения для нас - это «арьергард».
Отдельное внимание можно уделить интертекстуальному полю романа, которое проявляется во всех его формах. Господин Сасаки цитирует Михаила Афанасьевича Булгакова : «Этика как свежесть. Она бывает только одна. Первая, она же последняя». Пелевин добавляет целый отрывок из произведения Островского «Рожденная бурей», упоминает сатиру Толстого. А Герда вместе с Салаватом готовят вбойку на основе «Снежной королевы» Ханса Кристиана Андерсена.
Язык Пелевина уникален. В новом романе отличительной чертой является изобилие разговорной лексики, а так же сленговых выражений. Таким образом, автор пытается показать то, что события описанные в книге характерны нашей эпохе, подчеркнуть злободневность повествования. Вдобавок Виктор Олегович, свободно смешивает стили, сочетает русский и английский языки.
Подводя итоги, хочу отметить, что роман несомненно содержит любопытные идеи. Например, рассуждение о «конспирологическом сознании» о том, что над поиском глубинных механизмов бытия, скрытых от наблюдателя, принято смеяться. Пелевин приводит целый ряд известных личностей, обладающих навыком поиска понимания (Тут и Маркс, который использовал демократию, как ширму классовых интересов буржуазии. Платон, считавший, что окружающие человека вещи - зыбкие тени спрятанных от него сущностей. И другие провидицы и реформаторы человеческой мысли). Или представление о «распаде на обломки», как самой честной фотографией нашего бога. Тем не менее текст перенасыщен терминами, описаниями явлений. Повествование сильно затянуто.
Свидетельство о публикации №222111200928