Кто такие армяне мелики карабахские?

Кто такие армяне мелики карабахские?

Слово "мелик" переводится с арабского как   владение. malakia;  (азербайджански – принадлежит- malik, имение – мюлк).
В Азербайджане меликами назывались старшины селений, которые несли ответственность за сбор налогов. В последние годы в связи с оккупацией Арменией Карабаха и ежедневным участием в пропагандистских шоу Карена Шахназарова, сына помощника Горбачёва Г.Шахназарова на российском телевидении часто говорят о  меликак как «князьях из Нагорного Карабаха».
Для обоснования исконности обитания армян в Карабахе и на других азербайджанских землях, которые в силу определенных исторических условий сегодня составляют территорию Республики Армения или же находятся под оккупацией ее вооруженных сил, армянскими историками создана версия истории о якобы существовании на Кавказе, начиная с древности, целой цепи армянских государств, не прерывавшейся в течение долгих столетий. В эту концепцию целиком вмещается и армянская версия об истории пяти христианских албанских меликств, которые у армянских авторов выступают в образе продолжателей армянской государственности на территории Карабаха.
Представляя Карабах как армянскую территорию, армянские авторы таким же образом присвоили себе термин «мелик» и свободно переносят присущую региону административную единицу «меликство» на историю «Армении». Следует отметить, что впервые значение термина мелик в полной мере раскрыл советский историк-востоковед И.Петрушевский, который разделил его условно на две категории. Чтобы внести ясность и понять смысл данного термина, приведем выражение самого И.Петрушевского, который писал: «Название «мелик» в первоначальном значении «царь» в первые века ислама прилагалось преимущественно к немусульманским государям, обладавшим светской властью, но не правом имамата.
...При Сефевидах и в период полунезависимых ханств термин «мелик» чаще всего встречается в двояком значении: 1) мелкого владетельного феодала, потомка старинных местных владетелей, подчинившихся шахской власти... 2) в ряде случаев «мелик»-старшина селения или группы селений; термин «мелик» в таком значении обычно упоминается рядом с термином «кендхуда». Более конкретное определение термину «мелик» с присущим ему социально-правовым смыслом дается в двухтомной книге «Колониальная политика Российского царизма в Азербайджане», в которой наряду с арабским происхождением слова, означавшего «царь», «повелитель», и отношением этого титула в древности к владетельным особам, а впоследствии и родословным правителям, говорится, что «в провинциях Закавказского края мелики были всегда потомственными правителями больших и малых участков; важность места обозначала степень значения мелика, и титул этот всегда служит доказательством древности происхождения фамилии (не говоря о самозванцах, которые могут быть во всех разрядах сословий)».
Титул мелик в вышеупомянутом значении, который был присущ потомственной местной знати, независимо от их вероисповедания и языка, сформировался и получил свое дальнейшее развитие в Северном Азербайджане - в Карабахской, Зангезурской (Сюникской) и Ширванской областях, т.е. на территории древней Азербайджанской Албании.
Владетельные христианские мелики были в пяти меликствах Карабаха - Чараберде (Джраберте), Гюлистане, Хачене, Варанде и Дизаке и вошли в историю под общим названием «Хамсейи-Карабах», т.е. «карабахская пятерица». Христианские меликства Хамсе на территории Азербайджана сформировались лишь в XVII-ХVIII вв., а их владетельные правители - мелики, за исключением Хаченского, появились здесь из разных местностей.
Видный азербайджанский историк-хронист XIX в. Мирза Адигезал бек в своем труде «Карабахнаме» (1845 г.) рассматривал христианские мелики - «Пятерицы» - как единое целое с карабахским населением без единого намека на их религиозные и языковые различия.
Каждый из меликств Хамсы имел свою историю. Владетелями Хаченского меликства являлись крупные феодалы из рода Гасан Джалала, построившие в 1240 г. албанскую церковь в Гандзасаре и сосредоточившие в своих руках светскую и церковную власть. Род Гасан Джалала восходил к албанским великим князьям Михранидов. По словам Мирзы Адигезал бека, эта фамилия со временем «лишилась самостоятельности и звания меликов». Однако с образованием Карабахского ханства Хаченские владетели были восстановлены в этом титуле. «В это самое время, - пишет Адигезал бек, - хынзырыстанский мелик Мирза хан за свою преданность и благорасположение... стал чеканить монету меликства от имени Панах хана, ... сын его мелик Аллахверди и внук мелик Каграман подняли до небес знамя меликства».
В 1603 г. некто по имени Мирза бек, переехавший из Гегаркуни (Сюника) в Варанду (Карабах), основал там Варандское меликство Мелик Шахназарянов. Как следует из слов Мирзы Адигезал бека, «они происходили из более старинной фамилии, чем предыдущие, и пользовались большим доверием. Мелик Шахназаряны - знатные люди местности Гекджа (Гейчи), откуда они бежали».
Основатель Гюлистанского меликства «Гара Юзбаши» Абов в начале ХVII в. переселился вместе со своими подвластными из удинской деревни Нидж в деревню Талыш (Карабах). Мирза Адигезал бек также пишет, что он был выходцем из Ширвана.
Чарабердское (Джарабердское) меликство возглавил сын мелик Исраела мелик Есаи, который, убив сюникского хана, в 1687 г. вместе со своими подданными переехал в Карабах. По словам Мирзы Адигезал бека, этот род пришел из Магавиза (Зангезур), «и действительно они происходили из старинной и знатной фамилии». Один из представителей этого рода мелик Аллах Гулу, показавший «образцы беспримерной отваги и доблести» в войне против Османской Турции, получил от Надира титул султана.
Среди карабахских меликств позднее всех образовалось Дизакское меликство, основатель которого мелик Еган, сын Гукаса (Мовсеса) - вардапета, вместе с семьей переселился в Карабах из Лори (расположен на территории современной Грузии) в начале XVIII в. Мирза Адигезал бек сообщает, что титул мелика они получили при Надир шахе.
Как известно, в начале XVIII в. находившийся в составе Сефевидского государства Азербайджан был разделен на 4 бейлербейства: Тебризское (Азербайджанское), Ширванское, Чухур-Саадское и Карабахское. Вышеупомянутая албанская пятерица меликств входила в состав Карабахского бейлербейства с центром в Гяндже, охватывавшего обширное пространство между реками Курой и Аразом, примыкая на западе к Самхетским горам и озеру Гейча и находившегося под управлением представителей тюркской династии Каджаров.
В начале XVIII в. русский царь Петр I (1682-1725), воспользовавшись упадком Сефевидского государства, активизировал свою восточную политику, направленную на завоевание Азербайджана и южных берегов Каспия. Чтобы иметь опору среди христианского населения региона в предстоящем походе в прикаспийские провинции, Петр I установил тесные связи с меликами и духовенством Карабаха, обещавшими ему в нужный момент необходимую помощь. Очень интересные сообщения по этому поводу имеются у Есаи Гасана Джалала, который называл Карабах Агванской страной и которому, как албанскому католикосу Гандзасарского монастыря, было поручено грузинским царем Вахтангом VI собрать войско в Карабахе и присоединиться в Шамахе вместе с грузинскими войсками к русским. Участвовавший в этой кампании албанский каталикос писал, что карабахские мелики, «объединив вокруг себя всех храбрых и мужественных юношей Агванской страны, организовали большое войско, более 12000 человек и укрепились в неприступных местах», ожидая команды. Однако эти силы не были задействованы в связи с внезапным возвращением императора Петра I из Дербента в Петербург.
В то же время исторические факты доказывают, что карабахские мелики даже в силу их религиозной общности, не всегда были привержены России. Подобное неадекватное поведение меликов в условиях русско-османского противостояния за территорию Азербайджана нашло свое отражение в письме Мартироса вардапета (из Габалы) от 24 февраля 1724 г. к русскому коменданту Дербента, в котором говорилось, что «Саркис из Чараберда является сторонником кызылбашей (сефевидов), Есаи из Гюлистана - сторонником османцев; Есаи отправится к османам, чтобы их привести (в Карабах). Мелик Багыр, внук мелика Паги, также является сторонником кызылбашей».
Временами мелики отказывались подчиняться карабахским бейлербеям, относившимся к ним как к своим вассалам, что приводило к раздору между ними. Это хорошо прослеживается из письма к Петру I четырех карабахских меликов - Исаи, Ширвана, Сергея и Иосифа в марте 1723 г. В своем обращении с жалобой на крупных мусульманских феодалов эти мелики называют «авганцами» всех жителей Карабаха. Впоследствии мелики, перед лицом опасности заняв более гибкую политику и в целях сохранения целостности меликств, стали упорно просить Карабахского бейлербея о помощи, обещая вновь подчиниться ему, что было исполнено. Это хорошо прослеживается из письма карабахских меликов от 10 марта 1725 г. к Вахтангу VI, где сообщалось о заключении союза и дружбы с Гянджой и говорилось, что «среди нас, сколько было поссорившихся, как меликов, так и юзбаши, - все объединились, помирились - больше нет разногласия».
Однако в дальнейшем в период правления Надир шаха Афшара (1736-1747) отношения между карабахскими меликами и бейлербеями вновь обострились. Карабахские бейлербеи, происходившие из азербайджанского рода Зияд оглу и племени Каджаров, открыто и тайно противодействовали Надиру занять шахский престол. В противовес этому, чтобы ослабить бейлербеи, из карабахского вилайета были переселены в Хорасан части племен джаваншир, отуз икиляр и кебирли. Пяти меликам Карабаха было повелено объединиться в крепкий кулак и не повиноваться карабахским правителям, а также в случае необходимости обращаться непосредственно к самому Надиру.
После смерти Надир шаха в 1747 г. на территории Азербайджана появились независимые государственные образования - ханства. Глава племени джаваншир Панах Али хан (1748-1763) провозгласил себя независимым ханом Карабаха. Карабахские меликства Хамсе, стремившиеся сохранить свою самостоятельность, пытались выйти из подчинения Панах Али хана. Последний, воспользовавшись междоусобицами среди пятерицы, поддержал одного из них, мелика Варанды Шахназара, находившегося во вражде с меликами Чараберда, Талыша и Дизака, и с его помощью подчинил всех меликов и сделал их своими вассалами. Панах Али хан восстановил Хаченских меликов в их титуле.
Не вдаваясь в подробности дальнейших отношений христианских меликов Хамсы с карабахскими правителями Панах Али ханом и его преемником Ибрагим Халил ханом (1763-1806), отметим, что сепаратизм меликов на всем протяжении существования ханства использовался русским царизмом для реализации своей колониальной политики на Южном Кавказе и, в частности, в Азербайджане. Кабинет русской императрицы Екатерины II (1762-1796) в целях претворения в жизнь своей восточной политики, чтобы добиться на местах поддержки христианского населения региона и таким образом иметь противостояние против местных мусульманских правителей, хотел за счет исконных азербайджанских земель создать «армянское царство». А в период неудачного завоевательного похода русских войск во главе с графом В.Зубовым в 1796 г. в Азербайджан в планах царизма особняком стоял вопрос о карабахских меликствах и подвластных им жителях, которые в случае успеха этой кампании должны были перейти в российскую зависимость.
14 мая 1805 г. между Российской империей и Карабахским ханством был подписан Курекчайский договор, по которому русские власти признавали Карабахского и Шушинского Ибрагим Халил хана и его наследников единственными законными правителями ханства. Достаточно сказать, что в ни в одной из 11 статей договора не было и строки о христианских меликах Карабаха.
Некоторые сведения о карабахских меликах Шахназарах.
Материал из российской Википедии:
Младший брат Мелика-Овсепа, Мелик-Шахназар II, воспользовавшись хаосом, возникшем при убийстве в 1747 г. Надир-шаха, убил брата и его семью и провозгласил себя меликом Варанды. Любопытна трактовка этого братоубийства у Раффи: "Мелик-Овсеп и Мелик-Шахназар были сводными братьями,- поясняет он. - Овсеп родился от жены Мелика-Хусейна по имени Анна-хатун, которая была сестрой князя Дизака Мелика-Авана. А Мелик-Шахназар был сыном Зохры-ханум, дочери хана Нахичевана, турчанки по происхождению. Мелик-Хусейн привез ее как пленницу из Нахичевана и затем женился на ней". Согласно родовым преданиям Мелик-Шахназарянов, Мелик-Хусейн выкрал Зохра-ханум в 1724 году во время вспомогательного военного похода войск арцахских сгнахов в Сюник, когда ей было всего 15 лет; следовательно, Зохра-ханум родилась в 1709 году. Из этого можно сделать вывод, что Мелик-Шахназар, по всей вероятности, должен был родиться год или два спустя после события, в 1725 или 1726 году.
Мелик Овсеп, убитый Шахназаром, был зятем рода Асан-Джалалянов, правителей Хачена, и его чудом спасшийся малолетний сын Саи-бек укрылся в вотчине Асан-Джалалянов, у своего дяди Мелика-Аллахверди. Однако вскоре и его настигла братоубийственная рука Мелика-Шахназара, заключившего союз с предводителем племени сарыджаллу Панах-ханом. Меликство Шахназара было утверждено указом иранского шаха Али-Ибрагима в 1748 году. До нас дошла копия шахского указа, сделанная в XIX веке.
"Грозный указ издан по следующему поводу: По шахской милости к лучшему из христиан, мелику Варанды Шахназару с третьего месяца года Дракона назначаем ему годовое жалованье в 50 тавризских туманов и передаем меликство в махале Варанда, чтобы он каждый год получал свое жалованье из денежных средств тамошнего дивана и расходовал на свои нужды. Верным и честным образом служил и предпринимал необходимые старания для благоустройства вилайета, держал под рукой райатов, уплачивал налоги в диван, а также исполнял прочие повинности, чтобы его благонадежность и верность стали известны господину мира. Райаты маxала Варанда должны признавать упомянутого мелика и выполнять свои обязанности перед ним... Написан в месяце зихаджа 1161 г. (22 ноября - 22 декабря 1748 г.)".
Подлое деяние Мелик-Шахназара подняло против него остальных меликов Арцаха. Это были: Мелик-Овсеп Гюлистана, Мелик-Аллахкули султан Джраберда, Мелик-Аллахверди Хачена и Мелик-Есаи Дизака. Объединив свои войска, они осадили крепость Мелика-Шахназара Аветараноц, однако из-за ранней зимы не смогли его захватить и вернулись в свои владения с намерением предпринять новый поход весной. Силы мелика Варанды, вне всяких сомнений, не позволяли ему вести продолжительную борьбу против остальных четырех меликов Хамсы. "Чувствуя свою слабость против меликов, обеспокоенный Мелик-Шахназар начал искать выход,- пишет историк XIX века Мирза Юсуф Нерсесов,- и поневоле обратился к помощи Панах-хана, подчинился ему, принес клятву верности и с его помощью избежал кары меликов... Будучи очень богатым, Мелик-Шахназар оказывал услуги карабахским ханам и этим заслужил большой почет. В начале правления Панах-хана, когда тот чувствовал нужду в деньгах, Мелик-Шахназар оказывал ему необходимую помощь... В конце концов для улучшения своих дел и укрепления положения он отдал свою дочь Хурзад-ханум в жены Ибрагим-хану (сыну Панах-хана - А.М.) и таким образом установил с ним родственную связь".
В письме без подписи, посланном 6 июля 1775 года из Гандзасара католикосу Симеону Ереванци, читаем: "И если спросишь о здешних краях, все мелики едины с нами, кроме мелика Шахназара, который злым помыслом противится нам и не очистит себя от зависти".
События, разворачивавшиеся в этот период в Карабахе, описал также архиепископ Овсеп Аргутян (Иосиф Аргутинский), который в 1780 году, о мелике Варанды Шахназаре пишет: "Усиливает турок и союзничает с ханом; имеет воинство в тысячу мужей". А в письме О. Аргутяна генералу Павлу Потемкину от 28 января 1783 года читаем: "Совет мелика Адама, мелика Овсепа и мелика Есаи был един, но среди них раскольничал мелик Шахназар, который был мужем хитрым, маловерным и негодным к добрым делам, коварным и предающим братьев.
Как известно еще в конце первой четверти XIX века армяне в Карабахе составляли абсолютное меньшинство. По данным «Описания Карабахской провинции, составленного в 1823 г. действительным статским советником Могилевским и полковником Ермоловым (Тифлис, 1866)» в Карабахском ханстве было 90000 жителей, имелся один город и несколько более 600 сел, из коих всего лишь 150 армянских. В Шуше проживало примерно 1048 семей, состоящих из азербайджанцев и 474 — армян. В деревнях соответственно: 12902 и 4331.
Значительное увеличение армянского населения Карабаха последовало за присоединением Закавказья к России после 20-х годов XIX века.
В 20 — 30-ые 91 годы XIX века в Закавказские области хлынули десятки тысяч армян из Ирана и Турции, что было предусмотрено Туркменчайским мирным договором, заключенным между Россией и Ираном. Отсев, например, из Южного Азербайджана был настолько заметен, что в официальном документе того времени прямо сказано: «...население области Аддербиджанской приметно уменьшилось». Как свидетельствуют официальные документы, наиболее значительные массы армянского населения поселялись именно в Карабахе, ибо, когда, например, более 5 тысяч армянских семей приблизилось к Араксу, Армянское областное правление, ссылаясь на недостаток хлеба, сообщило, что оно «не может дать нужной помощи прибывающим переселенцам», вследствие чего «большая часть переселенцев, особенно переселенцев беднейших» отправилась в Карабах, где они могли «быть во всем обеспечены». Только в те годы в области Закавказья, в частности, Карабах по самым скромным подсчетам переселилось более 130 тысяч армян. По другим данным, число этих переселенцев значительно превышало 200000 человек (И. И. Шавров. Новая угроза русскому делу в Закавказье: предстоящая распродажа Мугани инородцам. СПб., 1911, стр. 59 и др.). Армяне переселялись в 92 эти области и позднее (там же). Осведомленный автор пишет: «Широко использовав лжесвидетельство, армяне из безземельных пришельцев захватили огромные пространства казенных земель» (там же). Известны почти все селения, где поселились эти репатрианты. Расселение их именно в районах Нагорного Карабаха объясняется тем, что там уже столетиями жили их единоверцы — арменизированные потомки албанского населения междуречья Куры и Аракса. «Армяне, - пишет А. С. Грибоедов, - большею частью поселены на землях помещичьих мусульманских». Он же пишет, что переселенцы «...теснят мусульман, которые все ропщут и основательно». Заключая свою записку, А. С. Грибоедов писал о внушениях, «которые должно делать мусульманам, чтобы помирить их с нынешним их отягощением, которое не будет долговременным, и искоренить из них опасение насчет того, что армяне завладеют навсегда землями, куда их на первый раз пустили». К сожалению, великий писатель ошибался. Небезынтересно отметить, что в 1978 году в Мардакерте был установлен памятник в честь 150- летия вселения армян в этот район Азербайджана. Не менее интересно и то обстоятельство, что армяне, действуя как настоящие фальсификаторы от истории, соскоблили с памятника цифру 150.


Рецензии