Обучение медицинскому делу в городе Черкасске

               "Обучение медицинскому делу в городе Черкасске в начале 19 века".
История донского казачества — это прежде всего воинские победы и участие практически во всех  войнах России. Следствием постоянного участия донских казаков в боевых действиях являлся определённый процент раненых и травмированных, которые нуждались в квалифицированной помощи прежде всего хирургов. Необходимо учитывать, что в области войска Донского свирепствовали эпидемии и различные заболевания, которые также требовали к себе внимания со стороны медиков.

В области войска Донского в основном работали иноземные врачи, которых присылали из столиц. Войсковое начальство  донской области, заботясь об  улучшении медицинской части, в 1802 году предложило  «образовать собственных фельдшеров, на каковой конец взято было из каждой станицы по одному мальчику (114), кои поручены для изучения управляющему доктору. Впоследствии штат их ограничен 73 человеками».( Статистическое описание земли донских казаков, составленное в 1822 году. Новочеркасск. 1891. Стр. 125) Также в этом описании упоминается о 12 аптекарских учеников, которые тоже  содержались за счет войсковой казны и в обязанности которых вменялось собирательство  дикорастущих лекарственных трав, произрастающих в донской степи.

             Цифры 114 и 73 невозможно проверить и скорей всего эти цифры не фактические, а штатные. Также остаются открытыми вопросы связанные с продолжительностью обучения учеников,  их набором  каждый год  или по мере освобождения вакантных мест. Естественно не сохранилось данных о программе обучения и методах преподавания. В обязанности практикующих докторов входило освидетельствование знаний фельдшерской науки. После проверки знаний ученик допускался к лечению пациентов. Он мог открыть собственный кабинет или поступить на службу в войско Донское. Например,  в записке черкасской полицейской экспедиции сообщается, что лекарь Вильфинг засвидетельствовал знание фельдшерской науки казака С. Кириллова и предлагает «употребить Кириллова при войсковом лазарете, с жалованьем 30 рублей в год». (ГАРО . Фонд 338, оп 1, Д. 727, лл 1 от 1803 года 3 января. Свидетельство знания фельдшерской науки казака С. Кириллова. Подписано  лекарем Вильфингом)

           В начале  19 века в городе Черкасске управляющим доктором был  штаб-лекарь надворный советник Ягодин 1, который в своем рапорте войсковой канцелярии доносит, что всего для обучения «фершалскому знанию» определены 17 человек. 10 учеников одобрены непосредственно им, Ягодиным, остальные 7 человек Черкасским начальством. Рапорт был составлен управляющим доктором из-за того, что 7 учеников от Черкасского начальства не получали провизию и содержание, так как не были приписаны к лекарю, который бы их обучал и присматривал. Ягодин перечисляет их фамилии: Иван Безъухов, Гаврила Подхолодин, Максим Куницын, Федор Мактульников, Алексей Богданов, Филипп Болдырев и командированный в Миуское начальство Зот Золотарёв. Решением войсковой канцелярией ученики были распределены следующим образом: 6 при войсковом лазарете, 6 при аптеке, остальные были приставлены к лекарям Словицкому, Ланге, Фримпельване. Также было приказано выдать всем ученикам провиант в том числе недоимки за прошлый год. (  ГАРО, Ф 341, оп 1, Д. 308,  лл. 305-308.  Май 1804 год ).

              Из этих троих лекарей самым знаменитым в Черкасске был лекарь Ланге, который к 1803 году прошёл обучение у доктора Франца Буттаху по прививанию коровьей оспы. Работая в войсковом лазарете города Черкасска, Ланге делал прививки от оспы в первую очередь детям. По его рапортам за 1803-1804 года были привиты  от оспы 996 младенцев: 450 русских и 546 калмыцких детей. Кроме того им лично были привиты многие жители города Черкасска в том числе учителя, дворовые люди генерал-майора Курнакова, полковника Карпова и помещицы Орловой. Во время вспышки моровой язвы близ Георгиевска, Ланге возглавил нардом при Среднем Егорлыке и лечил народ от белезни с 16 января по 11 октября 1804 года.. Из сохранившихся документов известно, что у Ланге были ученики. Федор Валежнев который  учился в Черкасске, помогал Ланге в Донецком округе и в нардоме при Среднем Егорлыке, затем был направлен к кордону у старого Маноцкого соляного озера. (ГАРО Ф. 341, оп.1, Д 310, лл 203, 203 об, 204. 1804 год ноябрь 15 дня. Журнал настольной войсковой канцелярии. Решение о выдаче служебных характеристик медицинским чинам войска Донского.)

                Лекарь  Пётр Ланге и его ученик Федор Валежнев служили в войске Донском до 1812 года.  Ланге в 1802 году получал жалованья 400 рублей годовых, по ходатайству генерала М.И. Платова ему за отличное попечение было добавлено ещё 100 рублей и три четверти ржаной муки воз.( ГАРО Ф. 341, оп.1, Д 200, лл 340, 1802 год ). После основания города Новочеркасска лекарь Ланге был переведен в новую столицу в войсковой лазарет,  на помощь ему прислали штаб-лекаря Клинке.( ГАРО Ф. 341, оп.1, Д 384, лл 21, 1807 год, март ).  В ведомости о  годовом жаловании за 1812 год  Петру Ланге в ранге штаб-лекаря были выплачены 800 рублей плюс квартирные 100 рублей и лекарю Федору  Валежневу(бывшему ученику Ланге) — 500 рублей и 100 квартирных.( ГАРО Ф. 341, оп.1, Д 545. апрель 1812 год ).

                Не смотря на перенос столицы на новое место, ученики фельдшерских знаний продолжают учиться  в 1805 году и получают жалование из станичных денег.(ГАРО  Ф 338, оп 1, Д. 1193, св. 31, лл.1-2 и об.  Октябрь 1805 год. Приказ есаула Золоторева из аксайского сыскного начальства о выделении станичных денег на оплату учеников, обучающихся при войсковой аптеке фельдшеров с приложением ведомости по всем станицам города Черкасска). В дальнейшем войсковой лазарет  и аптека были переведены в город Новочеркасск, где ученики продолжат обучаться  до 1812 года. О их бедном положении докладывает штаб-лекарь Вильфинг в войсковую канцелярию вместе с штаб-лекарем Ланге. ( ГАРО, Ф 341, оп 1, Д. 543,  лл. 891-894 об.  Февраль 1812 год)

В начале 19 века город Черкасск активно расширялся территориально и заселялся новыми жителями, у которых также была потребность в лекарях и лекарствах. Поэтому, в городе открываются так называемые "фельдшарни" и вольные аптеки, которые тоже имели право иметь своих учеников. Например, в городе Черкасске в 1802 году существовала вольная аптека, где главным аптекарем был некто Геча, который продавал медикаменты и лекарства в войсковой лазарет с 15 октября 1801 года по май 1802 года на сумму 7217 рублей 75 копеек.( ГАРО Ф. 341, оп.1, Д 200, лл 165об, 1802 год ). Судя по товарообороту аптека была не маленькая, поэтому ничего удивительного в том что у аптекаря были ученики и помощники. Штаб-лекарь Дремпельман переманил помощника аптекаря Ивана Фрома на работу в войсковой лазарет на ставку подлекаря.( ГАРО Ф. 341, оп.1, Д 200, лл 321, 1802 год  Рапорт штаб-лекаря Дремпельмана). Через два года подлекарь Фром был направлен на карантин на Царицынском тракте. Для работы он запросил:

Уксус виноградный — 10 ведёр.
Порох — 1 пуд.
Можжевельник , чеснок— 1пуд.
Чистый дёготь — 2 ведра.
Горячие хорошие вина — 2 ведра.
Камфоры — 1 фунт.
5 деревянных больших чашек.
3 липовых кадушки.
( ГАРО Ф. 341, оп.1, Д 308, лл 273, 1804 год мая 19 дня).

                Интересный набор для карантинных работ подлекаря, в котором  указан  даже порох для лечения больных. Иван Фром служил при войсковом лазарете до 1812 года на ставке лекарского помощника с годовым окладом 200 рублей.( ГАРО Ф. 341, оп.1, Д 545. апрель 1812 год ).


                При изучении документов складывается впечатление, что любой желающий мог стать лекарем. На самом деле это не совсем так. В ученики без ограничений принимали молодых казаков, остальные проходили строгие проверки. Также существовала жёсткая конкуренция среди лекарей иностранного происхождения.  Так греку  Попандопуло войсковая канцелярия запретила заниматься медицинской практикой в городе Черкасске по жалобе штаб-лекаря Дремпельмана. Лекарь Попандопуло был уроженцем греческого острова Конфус, где служил в госпитале 14 лет, затем 5 лет служил на Сешианском корабле доктором. После службы на флоте Попандопуло некоторое время работал лекарем у русского консула в Яссах Солынского, затем в 1790 году перешёл служить в чугуевский полк М.И. Платова. В Польше перешёл служить к отцу атамана И.П. Платова. В 1802 году его переманил к себе в свой полк Сулин Филиппа, где познакомился с Осипом Иловайским. Иловайский пригласил Попандопуло в Черкасск, куда они вместе и прибыли в 1803 году. ( ГАРО Ф. 341, оп.1, Д 309 л.47-48. июнь 1804 год ).

                Как видим из послужного списка у грека была довольно обширная медицинская практика, которая составила большую конкуренцию местным лекарям немецкого происхождения. И по неписанному правилу того времени в войсковую канцелярию тут же был составлен донос. Который был решён не в пользу грека, ему выдали паспорт для отъезда на родину.  Далее в документах войсковой канцелярии за тот же июнь 1804 года следует разрешение на проживание и  медицинскую практику батальонному лекарю Фридриху Вильгельму Гейеру, который живет у подполковника Льва Иловайского. Фридрих Гейер вышел из Пруссии в 1800 году и поселился в Курляндии. В это время полк  М.И. Платова шёл на Дон на зимние квартиры через Курляндию. Платов заболел и его лечил Гейер. Генерал переманил прусского лекаря в свой полк и прибыл с ним в Черкасск .( ГАРО Ф. 341, оп.1, Д 309 л.132об-133. июнь 1804 год ).

                Многие фамилии лекарей и докторов исчезают из архивных документов после 1812 года. Это моё личное предположение не основанное на архивных данных, о том что  лекари просто ушли на фронт и не вернулись обратно. Кто-то погиб, а кто-то переселился в другое место.  В 19 веке бывшая столица донских казаков из статуса города была переведена в станицу Старо-Черкасскую, а затем и вовсе это слово стали писать слитно .      
               


Рецензии