Цепочка добра

В этом году долго было тепло. Осень стояла теплая, сухая, солнечная. Даже ноябрь радовал короткими уже, но всё же солнечными погожими деньками. По утрам над городом нависали густые туманы, но к полудню они рассеивались. Выходило смелое солнце и, не щадя своего запала, светило и даже грело...
Катя сегодня улетала со своими подругами из хора на выступление во Францию. Полёт предстоял долгим, почти через всю страну и пол-Европы. Предстоящее событие волновало и тревожило одновременно.
Катя работала врачом в приёмном отделении городской больницы. У неё был муж и три дочери. Муж работал тоже врачом в этой же больнице хирургом, девочки учились в школе. Теперь, когда они уже подросли, Катя могла вечерами заниматься своим любимым делом - ходить в хор. Она с детства очень любила петь. Потом забросила это занятие - институт, семья, работа. А сейчас как-то всё устоялось, младшая дочь ходила уже в пятый класс. Старшие девочки помогали по хозяйству и с домашними заданиями друг другу. Вечера более или менее освободились. Когда в больнице не было дежурства, Катя пела. Кажется, она даже изменилась с тех пор, как снова начала петь.  Сейчас она ехала в аэропорт и рассуждала об этом. Да, как будто она стала спокойнее и уравновешеннее...
В аэропорту собрались все участники хора. Все были шумные, взволнованные.
Пройдя контроль и усевшись в самолёт, Катя вспомнила тур.бюро и женщину, у которой она со своей подругой покупали билеты. Женщина - тур.оператор очень ответственно подошла к своей обязанности. Она не просто забронировала места на самолёт туда и обратно, она ещё и спросила, как долго группа планирует провести в Париже. Узнав, что концерты состоятся в пятницу и субботу вечером, она предложила приобрести ещё и экскурсию в субботу или в воскресенье в первой половине дня. Сначала это показалось Кате навязчивым сервисом, но сейчас она начинала понимать, как хорошо, что, во-первых, эти экскурсии были предложены, а, во-вторых, что эту идею поддержало большинство, и пакет экскурсий был приобретён.

Концерты прошли с успехом. Париж встретил новых гостей холодной ветреной погодой. Конец ноября там был бесснежным, но очень холодным. Об этом совсем не было времени подумать, потому что всё свободное время было занято посещением известных туристических мест. Катя была впервые в жизни в Париже, и ей казалось, что она находится там в сопровождении не своих друзей из хора, а прочитанных романов Дюма и Ремарка. Вспоминались уроки истории ещё из школы, что-то слышанное и виденное за всю её жизнь. „Знаменитые“ французы и француженки напомнили о себе. Хорошо, что есть интернет под рукой. Вечером в гостинице Катя почитала высказывания Коко Шанель, прошлась по страницам Гюго, прочитанного когда-то в юности. Главное, что ей с подругой удалось незадолго до отъезда в аэропорт побродить по парижским улочкам. Она наткнулась на фразу Гейне: „Когда Богу на небе скучно, он открывает окно и смотрит на парижские бульвары“. Даже холодный ветер не смог бы прогнать их с этой прогулки. Во всём этом было что-то волшебное!

В самолёте, когда летели обратно, Катя вспоминала свои впечатления от всего увиденного и пережитого и снова подумала о той женщине из туристического бюро. В тот день, когда она с подругой покупала билеты и экскурсии, там было много народу. Им пришлось довольно долго ждать, прежде чем подошла их очередь. За ними тоже было несколько людей, которые ждали своей очереди. Но, что удивительно, оператор ни на секунду не показала, что она напряжена, что у неё много работы, что она нервничает как-то... Вовсе нет! Она очень внимательно прислушивалась к пожеланиям клиентов, обратила внимание (и как же хорошо, что она это сделала!) на музей Родена, который, по её мнению, обязательно стоит посетить. На гробницу Наполеона.
Катя вспоминала сейчас, с каким упоением она рассказывала своим клиентам о том, что им предстоим увидеть! Катя с подругой были в полном неведении: ни та, ни другая ни раз не были в Париже. И вот сейчас, когда всё позади, Катя с благодарностью смогла оценить работу этой женщины. Это был не формальный подход к работе, а увлечённое виртуальное путешествие...
Катя подумала о себе: „ А так же ли я отношусь к своей профессии? Что думают потом по прошествии времени обо мне мои пациенты? Или не думают вовсе?“ Понятно, что профессии врача и тур.оператора вообще нельзя сравнивать. Но она упорно задавала себе вопросы о том, насколько она честна сама с собой и со своими пациентами? Всегда ли хватает терпения и запала на то, чтобы также добросовестно, не формально подходить к своим обязанностям?
Об этих своих мыслях она поговорила дома за ужином с семьёй. Муж хмыкнул:
- Ну, ты даёшь! Сравнила! Она в тур.бюро деньги зарабатывает! Чем больше ты у неё купишь, тем больше комиссионных она получит. А ты занимаешься совсем другим! Ты жизни людям спасаешь!
- Я не о том! Я о себе в профессии, понимаешь? Мне кажется, я как-то опустошилась внутри, понимаешь? Нет былого рвения что ли... Я работаю по инерции. Без вдохновения и энтузиазма. А так нельзя!
- По-моему, это нормально, - вступила в разговор старшая дочь. - С годами любая работа превращается в рутину. Это надо или принять, или менять профессию.
- Вот ты, дорогая, стоишь на пороге приобретения профессии. Школа весной заканчивается. Это очень серьёзно! Это первый шаг, первый вклад в будущее твоё, в судьбу, - начала Катя, - подумай, пожалуйста, как следует о том, хочешь ли ты заниматься этим всю свою жизнь?
- Откуда же я знаю? - Усмехнулась дочка. - Жизнь длинная. Не понравится, пойду выучу что-то другое.
- Это не так-то и просто, - задумчиво ответила мама и посмотрела на всех своих девчонок. Как быстро они выросли! Потом продолжила, уже обращаясь ко всем: - Ой, золотые мои, дорогие мои доченьки, я так желаю, чтобы ваша жизнь была насыщенной, интересной. Чтобы вы не уставали радоваться каждому дню, чтобы шли по жизни с удовольствием, без устали, не переставая восхищаться всем, всеми и каждым в отдельности... Чтобы вы не переставали открывать для себя этот мир, людей, в нём живущих, встречающихся вам на пути.
- Так и будет! - Заверила старшая, вставая из-за стола. Она поблагодарила за ужин и ушла к себе. Потом её примеру последовали и две другие дочери.
- Как быстро они выросли! - Обратилась Катя к мужу.
- Да... А ты не успела восхититься, удивиться, открыться...
- Ты смеёшься, а меня эта женщина в тур. бюро перевернула как-то, понимаешь? Она мне столько впечатлений подарила! Просто так! Она обогатила меня. Я сама себя открыла по-новому!

После этого разговора семья к нему больше не возвращалась. Всё снова закрутилось и пошло своим чередом.
Прошли праздники, январь с его морозами. В феврале пришла гололедица. В больнице работы прибавилось. Катя принимала всё больше пациентов с ушибами и переломами.
В одно ночное дежурство, когда силы были уже на исходе и, казалось, до конца дежурства дожить не представляется никакой возможности, по „скорой“ привезли женщину. Медсестра принесла заполненную карточку: Кольцова Ирина Николаевна, год рождения, жалобы на кашель и сопровождающие боли в грудной клетке. Катя пошла осмотреть пациентку. В ней она узнала ту женщину из тур.бюро. Она покашливала и держалась при этом за грудь.
Сейчас было не время для того, чтобы поговорить с ней о том, что она сделала для Кати. Сейчас нужно было работать. Отправив Ирину Николаевну на рентген, Катя установила перелом двух рёбер. Потом выяснилось, что пациентка уже давно кашляет, не раз была у своего врача, принимала лекарства, но лучше не становилось. Сегодня ночью боли были такими сильными, что пришлось вызвать "скорую помощь". Пару недель назад она упала, поскользнувшись на улице, но значения этому не предала. Хотя в области груди болело постоянно. После падения у Ирины Николаевны не было возможности показаться травматологу. Оказалось, что она одна воспитывает сына - инвалида и на себя времени совершенно не остаётся.
- Вас нужно госпитализировать, - Катя обратилась к больной.
- Ну, что Вы? Я никак не могу. У меня сын дома один. Он без меня не сможет. Вы дайте мне лекарства какие-нибудь, и я домой...
- Вас нужно обследовать. От перелома могли пострадать внутренние органы, а это чревато последствиями. А ещё, вам нужно пройти курс антибиотиков, что-то Ваш кашель мне не нравится.
- Вы дайте мне, пожалуйста, направление, я по возможности схожу в поликлинику, а антибиотики я пропью.
- Нет. Вас сейчас отвезут в палату, а сына Вашего мы пока возьмём к себе, - твёрдо предложила Катя.
- Куда, к себе? - Не поняла Ирина Николаевна.
- Мы возьмём его к нам домой. Вы не волнуйтесь, муж мой не будет против. У нас три дочери, так что мальчику Вашему не будет скучно у нас. Мы за ним присмотрим.
- Да Вы что? Неудобно как-то? - возразила пациентка. - Мы уж как-нибудь сами...
- Ничего подобного! Не переживайте! Сколько лет Вашему мальчику?
- Он у меня уже взрослый. Школу на следующий год заканчивает.
- Ну, вот видите? Всё будет хорошо! У меня дочь тоже весной школу заканчивает. Им будет о чём поговорить, - Катя улыбнулась, представив свою непоседу - старшую дочь.
- Я даже не знаю, - Ирина Николаевна сомневалась.
- Всё, так и порешим. Адрес Ваш я знаю. Вы ему позвоните, пусть соберёт всё необходимое на пару недель. Думаю, Вас недели две не будет. Я после дежурства с ребятами со „скорой“ заеду за ним и повезу его к нам. У нас большой дом, места всем хватит.
- Он у меня самостоятельный! - Согласилась больная. - Он учится сам по интернету. У него ноутбук есть.
- Ну, вот и хорошо. Пусть с моей дочерью друга друга к контрольным и будущим экзаменам готовят.
- Спасибо Вам большое! - Пациентка улыбнулась, к этому времени уже подействовало обезболивающее, которое врач дала ей некоторое время назад.
- Это Вам спасибо! - Катя посмотрела на Ирину Николаевну. - Вы изменили мою жизнь!
- Я? - Удивилась собеседница.
- Да! Вы подарили мне Париж! Вы подарили мне меня!После встречи с Вами мне стало стыдно плохо выполнять свою работу! Bообще стыдно стало что-либо делать плохо.
Ирина Николаевна в недоумении смотрела на врача. Потом догадалась:
- Вы покупали у меня путёвку в Париж?
- Да, - задумчиво ответила Катя. - Но сейчас мне кажется, я купила у Вас путёвку в себя, в человека вообще, понимаете? Вы поразили меня отношением к своему делу, к тому, кто сидит напротив Вас! Ваш неподдельный интерес к своему клиенту подкупил меня сначала, а потом перевернул меня изнутри! И я Вас всегда вспоминаю и благодарю! А ещё: Вы запустили цепочку добра, знаете?
- Нет, - Ирина Николаевна улыбнулась, слушая своего врача.
- Это как олимпийский огонь! - Катя тоже улыбнулась и продолжала, - Я, зарядившись от Вас этой человечностью, добром, если хотите, привезла это сначала в Париж, потом в свою семью, потом сюда, на своё рабочее место. Очень надеюсь, что это будет подхвачено моими домочадцами, пациентами, коллегами. Они понесут это дальше, понимаете? Добро будет умножаться в геометрической прогрессии. Это вклад Ваш - неоценимый!
Собеседница пожала плечами, за соседним столом застыла медсестра. Она тоже увлечённо слушала Катю.
- Такие люди, как Вы, встречаются нечасто. И это такое счастье - встретить такого человека на пути! Благодаря Вам я заново полюбила свою работу, которая с годами стала рутиной; я поняла, какая ответственность лежит на мне перед моими девочками; я осознала, каким важным делом я занимаюсь, и как много зависит от того, как я его делаю! Я Вам очень признательна и благодарна судьбе, что Вы мне встретились!

- Екатерина Сергеевна, принимайте следующего космонавта, - в дверь вошли санитары с пациентом на каталке. - Кажется, перелом голени.

Дежурство продолжалось. Но Катя почувствовала такой прилив сил, как будто оно только что началось....

13.11.2022


Рецензии