Тернии Восходящих звезд

Oгромный зал Mitchell Performing Arts Center в Филадельфии был заполнен до отказа, а парковка просто не вмещала все автомобили прибывших. Ажиотаж был по случаю ежегодного шоу Детского Культурного Центра «Восходящие Звезды». Я люблю детские представления, потому что всегда ожидаю, что недостаток профессионализма будет с лихвой компенсирован трогательной непосредственностью. Однако на сей раз высокий уровень мастерства отдельных номеров программы был настолько поразителен, что я отправилась за кулисы, чтобы познакомиться с теми профессионалами, что сумели так подготовить детей. Там я встретила одержимых, творческих людей и... ворох проблем... «Чужую беду – руками разведу. К своей беде – ума не приложу!»

Как водится, в основе лежит идея. Идея хорошая – отвлечь детей от «улицы», заинтересовать их, развить таланты. А если таланта даже и не обнаружится, то все равно позволить ребенку почувствовать вкус «атмосферы творчества». Это так необходимо для формирования личности.

У организаторов культурного центра большой опыт работы не только с детьми, но и с бюрократическими системами. Все шло хорошо. Быстро покончили с оформлением бумаг и формальностей. Сняли помещение, нашли преподавателей высочайшего класса.

Кстати, это оказалось нетрудно. Президент центра  на своей основной работе в Business School (где получает деньги) встречается с сотнями людей, прибывшими в Америку из России. Они приходят туда, чтобы брать курсы Английского языка. Каких только специалистов ни приходит!  Некоторых из них Елена приглашает работать с детьми. В результате в Детском Культурном Центре был подобран такой преподавательский состав, что могут позавидовать именитые колледжи. А классы... Здесь и балет, и бальные танцы, телевизионный эстрадный театр, цирковая студия, шахматная студия, музыкальная школа, школа моделей, класс детского технического творчества и студия изобразительного искусства, и... и... и... То есть, по сути, это нечто вроде «Дворца пионеров», которые во времена нашего детства работали в России.

Каковы результаты? Результаты налицо, их ежегодно представляют на «отчетных концертах» и,  я думаю зрители согласятся со мной, что они превосходят все ожидания. Когда я увидела на сцене вариации из «Кармен-Сюиты», то просто потеряла дар речи. Это ведь не балетное училище, это просто студия! Но эти девочки танцевали настоящую «Кармен-Сюиту»! Очень приятно было смотреть на танцевальные пары в бальных танцах, на очаровательных малышей.

Естественно, что не все дети одинаково талантливы, не все работают одинаково серьезно. Некоторые из них пытаются идти по пути наименьшего сопротивления, рассчитывая на успех за счет костюмов и музыкального ритма...  Конечно, были и такие номера в программе. Но я  поставила себя на место преподавателей... Ребенок занимается несколько лет, «звезд с неба не хватает», но ему тоже хочется выйти на сцену, показать, чему научился. Детей обижать нельзя и преподаватели очень хорошо это понимают.

То есть с целями, задачами и результатами здесь все очень хорошо. Преподаватели - талантливые специалисты, тонкие личности. Дети и родители - довольны. Результаты – впечатляющие. А где же проблемы?

Проблема в том, что детский культурный центр, как бизнес, не может приносить доход. Это отчетливо понимали его организаторы. Они думали не о себе, а о детях. Елена, много лет проработавшая в школе завучем, и знающая все о детях и школах не понаслышке, ненавидит американскую систему образования. Она считает, что неправильно разделять детей по возрастам, что младшие должны учиться у старших. Что дети не должны весь день проводить в школьных стенах, которые в этом случае становятся тюрьмой. Нужно сменить обстановку, иначе начнутся стрессы.

Однако на другую систему настроен американский административный аппарат. Его установка: дети имеют достаточный выбор кружков в школе. Именно школа получает финансирование на эти нужды. Все же городские арт-студии и спортивные классы должны быть «profit organization», то есть получать доход и функционировать за счет него. Да, конечно, можно получать доход, но для этого необходимо поднять расценки на занятия в классах - сделать их не $10, как сейчас, а, например $30, как в других студиях. Но это значит, что центр не сможет посещать добрая половина детей. Ведь эмигранты, прибывают из России, как правило, «налегке».

Конечно, президент детского центра не пошла на это. Она «крутятся». Что это значит? Это значит, что она оплачивает труд преподавателей, но сама работает на «общественных началах», без зарплаты. Это значит, что массу времени она тратит на заполнение различных форм, надеясь получить грант. Частный или государственный – неважно, лишь бы грант, лишь бы какую-нибудь помощь. Без протекции грант в Америке получить сложно. Люди, которые могли бы сделать такую протекцию, отказывают Елене в помощи, мотивируя свою позицию словами: «Почему мы должны выделять вас? В Нордисте несколько детских культурных центров...»

Вроде бы и верно, а, вроде бы, и нет. Культурные центры принадлежат обычно национальным организациям, украинским, еврейским. Им действительно гораздо легче  «выжить», потому что они имеют постоянное финансирование. Но ведь не все русскоязычные эмигранты евреи или украинцы, а если даже и так, то не все хотят всю жизнь разделяться по национальному признаку даже здесь в Америке. Многим приятно просто со всеми вместе отмечать Рождество, Новый год или Halloween, просто жить и ни за что не бороться и ничего никому не доказывать... То есть правительство разного уровня пока в грантах отказало. Помощь частных лиц...

Существует представление, что в Америке бизнесмены тратят огромные деньги на «donation». Действительно огромные, я знаю об этом, я наблюдала это, я была свидетелем, как это делается у американцев, но россияне... Мне казалось, что в Америке живет много состоятельных бизнесменов из России, и кто, как не они, могут оказать помощь в таком «святом» деле, как работа с детьми. Но это только мои представления, а опыт Елены с «соратниками» показывает, что надеяться на этот источник нельзя. Да, бизнесмены помогают, но помощь невелика: редко более 100 долларов, а чаще всего – «натурой». Это ткани на костюмы, напитки, шоколад, устаревшие компьютеры, старые музыкальные инструменты. Хотя и это очень много значит для центра, но...

Но, даже при строжайшей экономии и планировании не хватает денег на аренду. То помещение, что они снимают сейчас принадлежит индусской церкви, которая запрещает им заниматься в классах в воскресенье, устраивать репетиции и дискотеки ночью. Да и само помещение оставляет желать лучшего: тесно, зимой холодно, летом жарко. Рядом школа с большим спортивным комплексом, который все лето простаивает. Так хочется повести ребят на зеленую лужайку, на площадки... Но нельзя! Договориться со школой невозможно.

Когда я пыталась выяснить в административных коридорах, есть ли в иерархии городской власти бюро или департамент, оказывающие поддержку таким «non profit organization», как «Восходящие звезды», оказывается - нет. Все должно быть в рамках уже существующей системы. А именно, в районе Нордиста работают 6 рекреационных центров для подростков и их родителей, там и нужно заниматься, или в атлетической лиге PAL.

Елена и ее сподвижники не укладываются в рамки этой существующей схемы, хотя их работа и имеет те же цели – занять ребят, отвлечь их от улицы.

«Не решу никак незадачу я...»

Есть ли решение у этой проблемы? Нужное ли дело, затеяла Елена с  друзьями? Бесспорно нужное. Нужное кому? В первую очередь тем 150 детям, которые там занимаются. Нужно это и общине, потому что от того, какими вырастут эти дети, зависит обстановка и атмосфера в community. Почему же вместо того, чтобы «почивать на лаврах» эти женщины имеют столько проблем? Может быть их идея имеет «социалистические корни», а потому и не может прижиться в системе капиталистических отношений в Америке? Тоже вроде бы нет. Американцы не очень то надеются на правительство, когда дело касается частных интересов, просто платят за все сами, а если не могут платить сами, то ищут добровольцев.  «Платят» - вот ключевое слово.

Что могут сделать руководители «Восходящих Звезд»? Привести расценки на занятия в классах в соответствие со стоимостью, а значит указать «на дверь» многим детям, в основном, из неблагополучных семей, которые и являются потенциальными поставщиками криминала? У них «рука не поднимается на это».  Русские женщины стоят «до последнего». Насколько хватит у них сил? Это сказать невозможно.

Или есть другой выход?

Может быть и есть... И при этом не надо переделывать Русский Нордист Филадельфии в пятьдесят первый штат Российской Федерации. Более того, что в клубе уже начался естественный процесс обособления отдельных классов в самостоятельные студии. Преподавателям проще и с организационной стороны и с финансовой работать в собственной маленькой школе. И они уходят...

Все как всегда... Русские привыкли переделывать мир под себя и всякий раз удивляются, если это не работает...


Рецензии